Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 3 апреля 2006 г. N А10-923/06
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в судебном заседании дело по иску ОАО "Российские железные дороги" к ОАО "Гусиноозерская ГРЭС" о взыскании 467317 руб. 93 коп. при участии: от истца: Корчуганова Т.В., доверенность от 30.01.2006; от ответчика: Семешкова Г.А., доверенность от 20.02.2006.
Резолютивная часть решения объявлена 27.03.2006 полный текст решения изготовлен 03.04.2006.
ОАО "Российские железные дороги" обратилось с иском к ОАО "Гусиноозерская ГРЭС" о взыскании 467 317 руб. 93 коп. - сумму штрафа за повреждение при выгрузке на вагоноопрокидывателе N 1А 80 вагонов, предоставленных ответчику.
В обоснование иска истец указал, что 7 декабря 2005 года на подъездных путях необщего пользования ОАО "Гусиноозерская ГРЭС" при выгрузке на вогоноопрокидывателе N 1А повреждено 80 вагонов, принадлежащих ОАО "Российские железные дороги" и предоставленных для выгрузки ОАО "Гусиноозерская ГРЭС". По данному факту в соответствии со ст. 119 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" и разделом VI Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом N 45 от 18.06.03 г. МПС РФ, составлены акты формы ВУ-25 на каждый вагон.
Истец указал, что в соответствии со ст. 104 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" N 18-ФЗ при повреждении или утрате предоставленных перевозчиком вагонов, грузополучатели обязаны возместить стоимость ремонта и убытки, понесенные перевозчиком вследствие повреждения вагонов.
Истец полагает, что ответчик своими действиями причинил ОАО "Российские железные дороги" ущерб в сумме 467 317 руб. 93 коп. Сумма ущерба сложилась из расходов на ремонт вагонов и платы за простой вагонов в ремонте.
Истец в порядке досудебного разрешения спора 12 декабря 2005 г. обратился с претензией к ОАО "Гусиноозерская ГРЭС" предложив добровольно оплатить ущерб, причиненный ОАО "Российские железные дороги" повреждением вагонов, со стороны ответчика ответа на претензию не последовало. Со ссылкой на ст. 104 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" истец просит взыскать сумму штрафа за повреждение 80 вагонов в размере 467 317 руб. 93 коп
В ходе рассмотрения дела истец уточнил требования просит взыскать 467 317 руб. 93 коп. - убытки.
Ответчик иск не признал, указал, что Уставом железнодорожного транспорта РФ не предусмотрен штраф за повреждение вагонов, в соответствии со ст. 104 Устава Железнодорожного транспорта РФ предусмотрена обязанность Грузоотправителя (грузополучателя) в случае повреждения вагонов отремонтировать их либо возместить перевозчику стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных вагонов.
Ответчик считает, что вопрос о том, кто должен ремонтировать вагоны решает грузоотправитель (грузополучатель), повредивший вагоны. Однако, истец не предоставил право ответчику производить ремонт самостоятельно.
Ответчик указал, что согласно калькуляции затраты истца на частичную окраску вагонов, и ремонта поручней составили 7 651 руб. 20 коп.
Основную сумму исковых требований составляет штраф вследствие простоя вагонов в ремонте. При расчете суммы штрафа истцом применена Методика расчета возмещения убытков от повреждения грузовых вагонов на железных дорогах РФ от 25 сентября 2000 г. Ответчик, с данным расчетом не согласен, считает, что данная Методика не может служить основанием для расчета простоя вагонов в ремонте, так как не является нормативным актом, а является ведомственным документом.
Ответчик считает, что понесенные истцом убытки должны доказываться в соответствии с действующим законодательством. В соответствии со ст.ст. 15, 393 ГК РФ лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать факт нарушения ответчиком обязательств, наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у истца убытками, а также размер убытков.
Кроме того, ответчик указал на то, что в акте от 08 декабря 2005 г., подписанным комиссионно, указано, что вагоны простаивают на ответственности ОАО "Гусиноозерская ГРЭС" до подписания актов по форме ВУ-25М о повреждении вагонов. В актах о повреждении вагонов отсутствуют сведения о дате составления акта. Также ответчик указал, что форма акта ВУ-25 М не предусмотрена Правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом N 45 от 18 июня 2003 г. Министерства путей сообщения РФ, зарегистрированных в Минюсте РФ 30 06.2003 N 4856, должен быть составлен акт формы ВУ-25.
Ответчик указал, что в актах указана общая сумма за повреждение вагона, которая составляет для одного вагона 5728 руб. 62 коп. Сумма рассчитана исходя из норматива общего времени, простоя грузовых вагонов в неисправном состоянии в расчете на условия 2000 г., что составляет 21 час. Исходя из предоставленной истцом калькуляции на ремонт поручня составителя, чтобы устранить неисправность требуется 7,2 мин., а частично окрасить вагон требуется 4,4 мин., т.е. чтобы устранить повреждения 80 вагонов требуется в общей сложности не более 16 часов.
Ответчик указал, что должен возместить стоимость ремонта и понесенные убытки, размер которых должен быть доказан истцом в соответствии с действующим законодательством. Ответчик не согласен с размером убытков, рассчитанных исходя из времени простоя 21 час. По мнению ответчика, истцом не доказан размер понесенных убытков, а именно, что на частичный ремонт поручня и частичную покраску вагонов общей площадью 14,4 м2 требуется 21 час.
Исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 104 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" при повреждении или утрате предоставленных перевозчиком вагонов, грузополучатели обязаны возместить стоимость ремонта и убытки, понесенные перевозчиком, вследствие повреждения вагонов. Факт повреждения 80 вагонов, принадлежащих истцу подтверждается материалами дела, ответчиком признается.
В соответствии со ст. 119 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" и разделом VI Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом N 45 от 18.06.03 г. МПС РФ, истцом составлены акты формы ВУ-15М на каждый вагон.
В соответствии Правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом при повреждении вагона составляется акт по форме ВУ-25, в котором должны быть указаны причины и перечень повреждений вагона, объем работ и вид необходимого ремонта, а также стоимость поврежденных деталей и восстановления вагона.
Форма ВУ-25М утверждена МПС в 1995 г, реквизиты акта и содержание соответствуют требованиям к форме ВУ-25.
Акты о повреждении вагонов составлены 08.12.2005 г, о чем указано в каждом акте.
Стоимость ремонта подтверждается калькуляциями на ремонт поручня, на частичную покраску вагона, сводной калькуляцией на поврежденные вагоны.
Довод ответчика о том, что истец не дал ему возможности самостоятельно устранить повреждения необоснован. Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава железнодорожного транспорта в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.06.2002 г. N 383 является лицензируемой. Доказательств наличия у ответчика лицензии на занятие данным видом деятельности не представлено.
Простой вагонов в ремонте составил 21 час, что отражено в актах на повреждение вагонов. Размер убытков, возникших вследствие простоя вагонов в ремонте исчислен в соответствии Методикой расчета возмещения убытков от повреждения грузовых вагонов на железных дорогах РФ от 25 сентября 2000 г., утвержденной Министерством путей сообщения РФ.
Довод ответчика о том, что данная методика не может служить основанием для расчета простоя вагонов в ремонте, так как не является нормативным актом, а является ведомственным документом суд находит необоснованным.
Согласно "Положению о Министерстве путей сообщения", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 N 848 основными задачами и функциями Министерства являются проведение государственной политики в области железнодорожного транспорта, разработка стандартов и норм, определяющих порядок функционирования железнодорожного транспорта, а также экономического и правового механизма их реализации в сфере железнодорожного транспорта. В соответствии с положением МПС России предоставляется право издавать в пределах своей компетенции, в том числе совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, приказы, указания. инструкции, другие нормативные правовые и иные акты, обязательные для исполнения всеми железными дорогами, другими предприятиями и учреждениями железнодорожного транспорта, а также нормативные правовые акты, обязательные для граждан и юридических лиц независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.
Суд находит расчет суммы убытков возникших вследствие простоя вагонов в ремонте в сумме 5 728 руб 62 коп по каждому вагону, что составляет всего по 80 вагонам 467 317 руб 93 коп обоснованным.
Убытки возникли в связи с повреждением ответчиком вагонов, принадлежащих истцу, при выгрузке вагонов ответчиком. Размер убытков, вина ответчика, причинно-следственная связь между действиями ответчика и возникшими убытками подтверждаются материалами дела.
В соответствии со ст. 15, 393 ГК РФ исковые требования подлежат удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины, суд в соответствии со ст. 110 АПК РФ относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Решил:
взыскать с ОАО "Гусиноозерская ГРЭС" в пользу ОАО "Российские железные дороги" 467 317 руб. 903 коп. - убытки, 10 846 руб. 34 коп. - расходы по уплате государственной пошлины.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 3 апреля 2006 г. N А10-923/06
Текст Решения официально опубликован не был
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника