Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 23 апреля 2007 г. N А-10-243/07
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в судебном заседании дело по иску Министерства финансов Республики Бурятия к Муниципальному образованию "Кижингинский район" о взыскании 2 720 692 руб. 82 коп.; при участии: от истца: Федорова Е.А., доверенность от 09.01.2007, от ответчика: Жанаев Б.В., доверенность от 01.11.2006.
Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2007 г. решение в полном объеме изготовлено 23 апреля 2007 г.
В обоснование иска истец указал, что Муниципальное образование "Кижингинский район" имеет задолженность перед республиканским бюджетом в сумме 2 720 692 руб. 82 коп по Соглашению N 06-04/05-КЖ от 28 ноября 2005 г.
Истец указал, что ответчиком не выполнены условия п. 2.1. Соглашения N 06-04/05-ЖК от 28 ноября 2005 г. о переносе срока уплаты реструктуризированной задолженности Кижингинского района по переоформленной в муниципальный долг Кижингинского района РБ задолженности сельскохозяйственных организаций всех форм собственности и других организаций агропромышленного комплекса, организаций потребительской кооперации и организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, по централизованным кредитам, выданным в 1992-1994 годах, и начисленным по ним процентам, причитающейся к погашению в 2005-2007 годах, на 2008 год. В качестве доказательств неисполнения ответчиком п. 2.1. Соглашения N 06-04/05-ЖК от 28 ноября 2005 г. истец сослался на данные отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ по МО "Кижингинский район" на 1 декабря 2005 года; данные справочной таблицы к отчету об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ по МО "Кижингинский район" на 1 декабря 2005 года (стр. 7, строка 168), справку о состоянии задолженности по финансовым обязательствам бюджета МО "Кижингинский район" района перед республиканским бюджетом РБ по состоянию на 1 января 2005 года и 1 января 2006 года" от 15. 02.2006 г. Финансово-экономического управления МО "Кижингинский район".
Истец пояснил, что по состоянию на 01.12.2005 г. кредиторская задолженность МО "Кижингинский район" по начислениям на оплату труда составила 8 104 700 руб., данная задолженность должна быть выплачена в 2005 году.
На основании п/п 2.2.а. Соглашения установлено право Министерства финансов РБ при соблюдении МО "Кижингинский район" в течение финансового года условий соглашения начиная с 2005 года ежегодно в декабре месяце уменьшать задолженность на 30%, а в случае несоблюдения условии Соглашения осуществлять взыскание задолженности Кижингинского района в том же размере, т.е. 30% задолженности в соответствии с п.2.2.б. Соглашения.
В соответствии со ст.ст. 15, 26.1. Закона Республики Бурятия "О республиканском бюджете на 2005 г" Министерство финансов Республики Бурятия просит взыскать с Муниципального образования "Кижингинский район" 2 720 692 руб. 82 коп. - суммы просроченной задолженности в республиканский бюджет по Соглашению N 06-04/05-КЖ от 28.11.2005 г.
Истец в судебном заседании иск поддержал, изложив, как указано в исковом заявлении.
Ответчик иск не признал. В обоснование возражений указал, что Соглашение N 06-04/05-КЖ от 28.11.2005 г и возникшие по ним обязательства основываются на предыдущих соглашениях, а именно Соглашении от 23 декабря 1994 г. об обязательствах по государственному долгу, возникающему в связи с рассрочкой на 10 лет погашения задолженности предприятий и организаций агропромышленного комплекса по централизованным кредитам, полученным в 1993-1994 гг., Соглашении от 15 июня 1995 г. об обязательствах по государственному внутреннему долгу, возникающему в связи с рассрочкой на 10 лет погашения задолженности организаций агропромышленного комплекса по централизованным кредитам, полученным в 1992-1994 годах и начисленных по ним процентам, Соглашении от 25 июля 1995 г. об обязательствах по государственному внутреннему долгу, возникающему в связи с рассрочкой на 10 лет погашения задолженности организаций агропромышленного комплекса по централизованным кредитам, и начисленным по ним процентам, Соглашении N 15 от 23 июня 1995 г. об обязательствах по государственному внутреннему долгу, возникающему в связи с рассрочкой на 10 лег погашения задолженности организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности по централизованным кредитам, полученным в 1992-1994 гг. и начисленным по ним процентам.
Данные соглашения ответчик считает недействительными сделками в силу ст. 168 ГК РФ по следующим основаниям. Истец указывает, что между ответчиком и истцом состоялось переоформление задолженности по централизованным кредитам. Однако нормативно-правового акта о переоформлении задолженности по централизованным кредитам на местном уровне не принималось. В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 29 декабря 1994 г. N 2218 "О переоформлении задолженности предприятий и организаций агропромышленного комплекса по централизованным кредитам, выданным в 1993-1994 гг, постановление Правительства РБ от 19.06.1995 г. N 217 "О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организаций агропромышленного комплекса, потребкооперации, организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности", распоряжением Правительства РБ от 18.07.1995 г N 409-р возврат задолженности по данным кредитам гарантировал исполнительный орган Республики Бурятия, но не органы местного самоуправления. Администрация МО "Кижингинский район" не давало письменных гарантий истцу по обязательствам по возврату централизованных кредитов. В бюджете Кижингинского района на 1994 г, 1995, 1996 г не предусматривались расходы на обслуживание обязательств по муниципальным займам, районным Советом депутатов не принимались решения по обеспечению возврата долгов. Ответчик считает, что имеет место нарушение п.5 ст. 16 Закона РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", ст. 115 Бюджетного кодекса РФ, п.4 ст.45 Закона РСФСР "О местном самоуправлении".
Истец заявил о пропуске срока исковой давности на признание недействительными соглашений, заключенных сторонами.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд находит требования Министерства финансов Республики Бурятия обоснованными и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 64 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2005 г." уменьшена задолженность бюджетов субъектов Российской Федерации и кредитных организаций перед федеральным бюджетом по переоформленной в государственный внутренний долг Российской Федерации под гарантии субъектов Российской Федерации и кредитных организаций задолженности сельскохозяйственных организаций всех форм собственности и других организаций агропромышленного комплекса, организаций потребительской кооперации и организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, по централизованным кредитам, выданным в 1992 - 1994 годах и начисленным по ним процентам, на сумму задолженности, не имеющей источников погашения, в связи с завершением ликвидации организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на 1 января 2005 года.
Уменьшение задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации и кредитных организаций перед федеральным бюджетом осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 87 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год".
Министерству финансов Российской Федерации предоставлено право перенести срок уплаты реструктурированной задолженности субъектов Российской Федерации по переоформленной в государственный внутренний долг Российской Федерации под гарантии субъектов Российской Федерации задолженности сельскохозяйственных организаций всех форм собственности и других организаций агропромышленного комплекса, организаций потребительской кооперации и организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, по централизованным кредитам, выданным в 1992 - 1994 годах, и начисленным по ним процентам, причитающейся к погашению в 2005 - 2007 годах, на 2008 год при условии заключения с Министерством финансов Российской Федерации соглашений, предусмотренных ч.З ст. 52 настоящего Федерального закона.
Статьей 26.1 Закона Республики Бурятия "О республиканском бюджете на 2005 год" от 9 декабря 2004 года N 1037-III Правительству Республики Бурятия предоставлено право перенести срок уплаты задолженности муниципальных образований по переоформленной в государственный внутренний долг Российской Федерации под гарантии субъектов Российской Федерации задолженности сельскохозяйственных организаций всех форм собственности, организаций потребительской кооперации и организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, по централизованным кредитам, выданным в 1992 - 1994 годах, и начисленным по ним процентам, причитающейся к погашению в 2005 - 2007 годах, на 2008 год;
уменьшать на 30 процентов ежегодно в декабре, в течение трех лет, начиная с 2005 года, сложившуюся по состоянию на 1 января 2005 года задолженность муниципальных образований по переоформленной в государственный внутренний долг Российской Федерации под гарантии субъектов Российской Федерации задолженности сельскохозяйственных организаций всех форм собственности, организаций потребительской кооперации и организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, по централизованным кредитам, выданным в 1992 - 1994 годах, и начисленным по ним процентам.
Основанием для данных действий предусмотрено заключение муниципальными образованиями с Министерством финансов Республики Бурятия соглашений, предусматривающих меры по оздоровлению муниципальных бюджетов, включая отсутствие по состоянию на 1-е число каждого квартала задолженности по оплате труда работников бюджетной сферы, а также при условии ликвидации или сокращения задолженности по начислениям на оплату труда, предоставлению субсидий населению на оплату жилищно-коммунальных услуг, расходам на оплату коммунальных услуг бюджетными учреждениями
В случае неисполнения муниципальными образованиями условий, предусмотренных в соглашениях, предусматривающих меры по оздоровлению муниципальных бюджетов, Правительство Республики Бурятия вправе осуществлять досрочное взыскание задолженности муниципальных образований по переоформленной в государственный внутренний долг Российской Федерации под гарантии субъектов Российской Федерации задолженности сельскохозяйственных организаций всех форм собственности, организаций потребительской кооперации и организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, по централизованным кредитам, выданным в 1992 - 1994 годах, и начисленным по ним процентам.
Реструктуризация задолженности бюджетов муниципальных образований перед Республиканским бюджетом осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.
Порядок реструктуризации задолженности бюджетов муниципальных образований перед Республиканским бюджетом определен распоряжением Правительства Республики Бурятия от 29.12.2005 г. N 853-р.
Во исполнение ст. 26.1 Закона Республики Бурятия "О республиканском бюджете на 2005 между Министерством финансов Республики Бурятия и Администрацией муниципального образования "Кижингинский район" было заключено соглашение N 06-04/05-КЖ от 28 ноября 2005 г.
В соответствии с условиями указанного соглашения Администрация МО "Кижингинский район" признает сложившуюся по состоянию на 1 января 2005 года задолженность Кижингинского района по переоформленной в муниципальный долг Кижингинского района Республики Бурятия задолженности организаций по централизованным кредитам, выданным в 1992-1994 годах, и начисленным по ним процентам в размере 10 382 341 руб 66 коп.
Согласно пункта 2.1. раздела 2 Соглашения муниципальное образование "Кижингинский район" Республики Бурятия (заемщик) обязуется в течение срока действия соглашения по состоянию на 1 января, на 1 апреля, 1 июля, 1 октября и на 1 декабря обеспечить отсутствие задолженности местного бюджета Кижингинского района по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, а также сокращение задолженности по начислениям на оплату труда, по расходам на оплату коммунальных услуг бюджетными учреждениями, находящимися в ведении местных органов власти, ликвидации до 01 декабря 2005 г задолженности по субсидиям населению.
Материалами дела подтверждается невыполнение в 2005 г со стороны МО "Кижингинский район" обязательств, предусмотренных п.2.1. соглашения от 28.11.2005 г. Согласно справочной таблицы к отчету об исполнении консолидированного бюджета МО " Кижингинский район" на 01 декабря 2005 г, кредиторская задолженность по начислениям на оплату труда составила 8 104 700 руб. Обязательства по уменьшению задолженности по начислениям по оплату труда до 7,381 млн. руб не выполнены.
В соответствии с п.2.2.б соглашения взыскание задолженности производится в размерах, причитающихся к погашению в соответствующем году, т.е. в размере 30% от суммы задолженности, переоформленной в муниципальный долг.
С учетом списания задолженности ликвидированных организаций задолженность ответчика на 01.01.2005 г составила 9 068 976 руб 08. 30% от данной суммы составляет 2 720 692 руб 82 коп.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ задолженность в сумме 2 720 692 руб 82 коп подлежит взысканию с ответчика.
Доводы ответчика о ничтожности соглашения от 28.11.2005 г в силу ничтожности ранее заключенных соглашений суд находит необоснованным.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Соглашение N 06-04/05-КЖ от 28.11.2005 г является соглашением о признании задолженности МО "Кижингинский район" по централизованным кредитам, выданным в 1992-1994 гг, а также регулирует порядок и сроки уплаты данной задолженности. Данное соглашение является гражданско-правовой сделкой, нормам Бюджетного кодекса РФ, Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР", Закона "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", на которые ссылается ответчик, не противоречит.
Согласно п.32. Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г N 6/8 " О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" требование о признании недействительной ничтожной сделки могут быть предъявлены в суд в сроки, установленные пунктом 1 статьи 181 ГК РФ. Срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки (ст.181 ГК РФ).
Доводы о ничтожности соглашений от 23 декабря 1994 г. об обязательствах по государственному долгу, возникающему в связи с рассрочкой на 10 лет погашения задолженности предприятий и организаций агропромышленного комплекса по централизованным кредитам, полученным в 1993-1994 гг., Соглашения от 15 июня 1995 г. об обязательствах по государственному внутреннему долгу, возникающему в связи с рассрочкой на 10 лет погашения задолженности организаций агропромышленного комплекса по централизованным кредитам, полученным в 1992-1994 годах и начисленных по ним процентам, Соглашения от 25 июля 1995 г. об обязательствах по государственному внутреннему долгу, возникающему в связи с рассрочкой на 10 лет погашения задолженности организаций агропромышленного комплекса по централизованным кредитам, и начисленным по ним процентам, Соглашения N 15 от 23 июня 1995 г. об обязательствах по государственному внутреннему долгу, возникающему в связи с рассрочкой на 10 лег погашения задолженности организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности по централизованным кредитам, полученным в 1992-1994 гг. и начисленным по ним процентам не могут быть приняты, поскольку срок для предъявления требований о ничтожности данных сделок и применении последствий недействительности сделок истек.
Расходы по уплате государственной пошлины суд в соответствии со ст. 110 АПК РФ относит на ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-171 АПК РФ, суд
Решил :
Взыскать с Муниципального образования "Кижингинский район" в пользу республиканского бюджета Республики Бурятия 2 720 692 руб. 82 коп. - сумму задолженности;
в доход федерального бюджета 25 103 руб. 46 коп. - государственную пошлину.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 апреля 2007 г. N А-10-243/07
Текст Решения официально опубликован не был
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника