Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 16 мая 2007 г. N А10-355/07
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью ТПК "Лара-Транзит" к Министерству здравоохранения Республики Бурятия о признании недействительным в части протокола от 02.02.07 N 5/3. При участии заявителя: Баирова И.К., дов. от 16.02.06; ответчика: Сергеевой Е.К., дов. 31899 от 14.06.06, Цырендоржиевой Т.В., дов. N 74 от 09.03.07; третьего лица ГП РБ "Бурят-Фармация" Егорова В.А., дов. от 01.08.06.
Резолютивная часть решения оглашена 04 мая 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2007 года.
Общество с ограниченной ответственностью "ТПК Лара-Транзит" обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения конкурсной комиссии Министерства здравоохранения Республики Бурятия о выборе поставщиков на право заключения государственных контрактов на поставку медикаментов для лечебно-профилактических учреждений на 1-ое полугодие 2007 года, содержащееся в протоколе от 02.02.2007 г. N 5/3 в части лотов NN 19, 25, 26, 39, 55, 58, 60, 63, 64, 71, 72, 76, 84, 87, 96, 97, 101, 102, 103, 109, 113, 122, 124, 127, 131, 136, 152, 190, 208, 219, 223, 224, 236, 239, 246, 251, 256, 257, 262, 267, 281, 284, 286, 289, 290, 292, 297, 300, 303, 315, 316, 326, 328, 329, 331, 332, 338, 342, 343, 347, 349, 350, 351, 354, 355, 362, 367, 368, 369, 370, 388, 389, 393, 418, 419, 422, 424, 425, 435, 443, 447, 449, 450, 451, 452, 456, 458, 459, 461, 462, 463, 464, 468, 470, 471, 472, 474, 477, 478, 483, 484, 489, 491, 494, 516, 521, 525, 527, 529, 536, 539, 548, 550, 562, 564, 567, 570, 576, 577, 585, 589, 592, 593, 594, 595, 638, 640, 648, 653, 656, 662, 667, 670, 671, 684, 686, 687, 703, 704, 711, 713, 718, 728, 731, 733, 738, 739, 757, 765, 770, 772, 778, 782, 816.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора индивидуальный предприниматель Гарслян Л.В., ЗАО "Витамакс", ООО "Интеркэр" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 1 статьи 123, частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель заявителя при рассмотрении заявления требования поддержал. Пояснил, что при проведении конкурса требование, предъявляемое к участникам конкурса и содержащееся в конкурсной документации в части представления доверенностей от товаропроизводителя в подтверждение качества товара является незаконным. Считает, что документом, подтверждающим качество товара, является только сертификат качества товара. Наличие доверенности от товаропроизводителя не может служить критерием оценки качества товара. Конкурсные предложения общества в части оспариваемых лотов были более предпочтительными, однако из-за отсутствия доверенностей от товаропроизводителей конкурсная комиссия определила победителем лотов конкурса иных участников. Определение победителями других участников конкурса повлекло нарушение их прав в получении прибыли от реализации препаратов лечебным учреждениям. Действия конкурсной комиссии по формированию лота N 816 также считает незаконными. В данный лот включены натрий оксибутират (N 2), относящийся к психотропным препаратам, оборот которого требует наличия лицензии. Комиссией не соблюдены требования части 3 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции". Включение в данный лот этого препарата ограничивает участие в конкурсе по остальным препаратам лота, так как у них лицензия на оборот психотропных препаратов отсутствует. Тем самым, нарушаются права и законные интересы общества на поставку медикаментов для государственных нужд. Сертификаты соответствия на лекарственные препараты ими в числе документов к заявке на конкурс не представлялись.
Представители ответчика с заявлением не согласились. Пояснили, что конкурсная документация содержит критерии оценки заявок для участия в конкурсе. Согласно статье 22 Федерального закона "О размещении заказов на поставки поваров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" конкурсная документация должна содержать требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, который является предметом конкурса, его функциональных характеристик, а также его количественных и качественных характеристик. Наличие доверенности от производителя, указанное среди критериев оценки заявок на участие в конкурсе на официальном сайте, является подтверждением гарантии качества продукции. Гарантия качества указана как один из критериев оценки в конкурсной документации. В доверенности указывается, что поставщик лекарственных препаратов гарантирует поставку качественных препаратов. Заявитель знает о содержании доверенности, так как принимал участие в конкурсе в 2006 году и представлял доверенности как в 2006 г., так и по некоторым препаратам в 2007 году. Качество лекарственных средств- это, согласно статье 4 Федерального закона "О лекарственных средствах", соответствие лекарственных средств государственному стандарту качества лекарственных средств и которое должно подтверждаться сертификатом соответствия. Сертификаты соответствия ООО "Лара-Транзит" в числе конкурсной документации не представлялись. Сертификаты качества выдаются органами по сертификации на определенные завозимые в республику препараты. Наличие сертификата еще не означает его действительность на количество, указанного в лотах, а в доверенности содержится информация, что поставщик обязуется поставить определенному покупателю качественные препараты.
В лоте 816 объединены инъекционные и инфузионные ампульные лекарственные средства, в том числе под N 2 вошел раствор натрия оксибутирата-наркозное ингаляционное средство в ампулах, на оборот которого требуется лицензия. С содержанием лотов участники были ознакомлены путем помещения их на сайте. Отсутствие лицензии на оборот психотропных препаратов у общества не может ставиться в вину организатору конкурса. Препараты данного лота, в основном, имеют незначительные цены, часто бракуются из-за некачественности. В этом случае лечебным учреждениям удобнее выставлять претензии одному поставщику. В этом году уже почти треть из 105 препаратов 816 лота при сертификации в республике были забракованы. Действовавший закон на период проведения конкурса не содержал ограничений по количеству препаратов в лоте. Поэтому при выборе победителя по данному лоту исходили из того кто больше подал заявок по лоту. Из 109 наименований 816 лота обществом было подано 33 заявки. Победителем ГП РБ "Бурят-Фармация" поданы заявки на все наименования лота.
Представитель третьего лица ГП "Бурят-Фармация" пояснил, что доверенность от товаропроизводителя выдается производителем товара и является гарантией того, что товар будет поставлен заказчику качественный, в любое удобное для него время и на весь период действия заключенного государственного контракта независимо от серии препарата и иных условий, а сертификат качества товара выдается на определенную серию (партию) товара. В подтверждение качества товара участники конкурса могли
представить и другие документы. Считает исковые требования ООО ТПК "Лара-Транзит" не обоснованными.
Изучив материалы дела, выслушав присутствующих лиц, суд установил следующее.
Министерство здравоохранения Республики Бурятия в Информационно-аналитическом бюллетене "Конкурсные торги Республики Бурятия" N 49 (77) 2006 г. от 25.12.2006 извещением N 49 Т-17 объявило о проведении открытого конкурса по выбору поставщика на право заключения государственного контракта на поставку медикаментов для лечебно-профилактических учреждений Министерства здравоохранения Республики Бурятия на 1-ое полугодие 2007 г.
Начальная цена контракта, финансируемая из республиканского бюджета, составила 40000000 рублей.
Критериями оценки заявок указано:
- цена,
- качество продукции,
- фармоэкономический эффект,
- наличие доверенностей от товаропроизводителя по поставляемым препаратам,
- сроки поставки и условия платежа.
Такое же объявление было размещено на официальном сайте Республики Бурятия для размещения информации о размещении заказов.
Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов- заявкам на участие в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на поставку медикаментов для ЛПУ Минздрава РБ осуществлено 25 января 2007 года. Для участия в конкурсе заявки поданы:
1. ЗАО "Компания Витамакс" (г. Новосибирск),
2. ООО "Интеркэр" (г. Улан-Удэ),
3. ИП Гарслян Л.В. (г. Улан-Удэ),
4. ООО ТПК "Лара- Транзит" (г. Улан-Удэ),
5. ГП РБ "Бурят-Фармация" (г. Улан-Удэ). О чем составлен протокол N 5-1 от 25.01.07.
02.02.07 рассмотрены заявки на участие в открытом конкурсе. К участию в конкурсе допущены вышеназванные лица. О чем составлен протокол N 5/2 от 02.02.07.
Конкурсная комиссия оценила и сопоставила заявки на участие в конкурсе и в соответствии с критериями и порядком, указанными в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации, присвоила первый номер заявке и признала победителем конкурса:
по 530 подлотам - ГП в РБ "Бурят-Фармация" на 19131702,65 руб., а также лот N 816 по 109 подлотам на 5930025 руб., лот 817 по 36 подлотам на 2309691 руб., итого на 27371418,65 руб.,
по 118 подлотам - ООО ТПК "Лара-Транзит" на 2770657,20 руб.,
по 77 подлотам - ИП Гарслян Л.В. на 798960,69 руб.,
по 9 подлотам - ЗАО "Компания Витамакс" на 2026250,07 руб.,
по 69 подлотам - ООО "Интеркэр" на 355797,76 руб.. о чем составлен протокол N 5/3 от 02.02.07 и сравнительная таблица цен, являющаяся приложением к протоколу. Данные документы были опубликованы на официальном сайте и в ИАБ "Конкурсные торги в Республики Бурятия".
Оснований для признания протокола N 5/3 недействительным не имеется.
Согласно статьи 20 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявки на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Извещение о проведении открытого конкурса опубликовывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе (часть 1 статьи 21 Закона).
В извещении о проведении открытого конкурса среди прочих сведений должны быть указаны критерии оценки заявок на участие в конкурсе (часть 4 статьи 21 Закона).
Заявка на участие в конкурсе должна содержать среди прочих сведений предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения государственного или муниципального контракта, в том числе предложение о цене контракта (пункт 2 части 3 статьи 25 Закона).
Требовать от участника размещения заказа иные документы, за исключением документов, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, не допускается (часть 4 статьи 25 Закона).
Для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять также заявки в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе могут быть:
1. функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество работ, услуг;
2. расходы на эксплуатацию товара;
3. расходы на техническое обслуживание товара;
4. сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5. срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
6. объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг;
7. цена контракта;
8. другие критерии в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов (часть 4 статьи 28 Закона).
Не допускается использование иных, за исключением предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, критериев оценки заявок на участие в конкурсе (часть 6 статьи 28 Закона).
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер (часть 9 статьи 28 Закона).
Таким образом, Законом не предусмотрен отдельный критерий к оценке заявки, как наличие у участника доверенности от товаропроизводителя по поставленным препаратам. Однако, указанием на наличие доверенности Закон не нарушен и это не повлекло нарушений прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо одновременное наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Критериями оценки, указанными в конкурсной документации и статье 22 Закона, среди прочих являются как качество продукции, так и гарантии качества от товаропроизводителя по поставляемым товарам.
Действовавшим Законом в период проведения конкурса не предусматривалось какими конкретно документами подтверждается качество препаратов. Это также не конкретизировалось организатором конкурса в конкурсной документации.
Как пояснили представители Министерства, указание в числе критериев оценки заявки наличие доверенности от товаропроизводителя по поставляемым товарам относится к подтверждению качества продукции и его гарантии.
Наличие доверенности не означает ее оформление в порядке статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации как письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.
Письмами от 16.01.07 N 85, от 19.01.07 N 107/1 министерством здравоохранения Республики Бурятия разъяснялось обществу на его запрос о содержании доверенности. Общество принимало участие в конкурсе в 2006 году и представляло доверенности от товаропроизводителя. Также ими были представлены несколько доверенностей на участие в конкурсе и в 2007 году.
Отказ обществу в выдаче подтверждения в поставках качественной продукции не может являться уважительной причиной при выборе победителя конкурса.
Согласно статье 4 Федерального закона "О лекарственных средствах" качество лекарственных средств - соответствие лекарственных средств государственному стандарту качества лекарственных средств.
Обществом в подтверждение качества продукции не были представлены на конкурс ни доверенность от производителя, ни сертификат соответствия, ни другие документы, подтверждающие качество препаратов. О чем свидетельствует опись документов при подаче заявки, а также подтверждение об этом представителя заявителя.
Следовательно, определение победителей не связано с нарушением Закона, прав и законных интересов заявителя.
Довод заявителя о нарушении его прав на участие в конкурсе по лоту N 816 не обоснован.
Лот N 816 сформирован заказчиками из 106 инъекционных и инфузионных ампульных лекарственных средств.
Препарат под N 2 лота N 816 "натрия оксибутират" относится к наркозному ингаляционному средству, оборот которого в соответствии с Положением о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.06 N 648, требует наличие лицензии.
Законом не предусматривался порядок формирования лотов.
Исходя из смысла статьи 22 Закона, порядок формирования лотов предоставлялся заказчику.
Поэтому нарушений Закона при формировании лота N 816 заказчиком не допущено.
Содержание лотов было раскрыто и размещено на сайте конкурса вместе с конкурсной документацией. У общества имелась возможность в получении лицензии.
Из 106 наименований препаратов, входящих в лот N 816 обществом поданы заявки на 33 препарата, тогда как ГП "Бурят-Фармация" на все 106 препаратов.
Часть 3 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции", на которую ссылается - общество, предусматривает, что наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Общество не обосновало, что препарат под N 2 натрия оксибутират технологически и функционально не связан с другими препаратами, входящих в данный лот.
Согласно толкового словаря русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова функциональный - это объясняющий функционирование чего-либо, проявляющегося при ее функционировании или использовании. Технологический - совокупность процессов изготовления.
Препараты 816 лота относятся к инъекционным и инфузионным ампульным лекарственным препаратам. Лекарственные средства - вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий (статья 4 Федерального закона "О лекарственных средствах).
Указание обществом по препаратам NN 7, 13, 16, 57, 103 стоимости ниже чем стоимости заявленной другими участниками конкурса, не может являться основанием для определения победителей.
Согласно статье 20 Закона в целях настоящего Федерального закона под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Цена имеет значение при проведение аукциона (статья 32 Закона).
Суд соглашается с включением в 816 лот 106 препаратов исходя из того, что в данный лот включены инъекционные и инфузионные ампульные препараты, а также из принципа удобства для лечебных учреждений для предъявления претензий одному поставщику, из-за частой поставки бракованных ампульных препаратов.
Выбор победителя по 816 лоту связан с предложением им лучших условий, среди которых и заявление на все препараты лота.
При вынесении решения суд учитывает, что государственные контракты с победителями конкурса на поставку лекарственных препаратов на первое полугодие 2007 года заключены и их исполнение завершается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении заявления ТПК "Лара-Транзит" отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Четвертый арбитражный апелляционный суд с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 мая 2007 г. N А10-355/07
Текст Решения официально опубликован не был
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника