Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 24 сентября 2007 г. N А10-3056/07
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Строительное управление - 5" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Бурятия о признании незаконными в части решения N 23 от 08.06.2007 г. и требования N 692 об уплате налога, пени, штрафа. С участием лиц: от Общества с ограниченной ответственностью "Строительное управление - 5" -Будажапов Б. Б. представитель по доверенности N 13/06 от 20.04.2006 г., Жаркая А. Н. представитель по доверенности N 109/07 от 11.09.2007 г., Мангадаев И. А. по доверенности N 108/07 от 11.09.2007 г., от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Бурятия - Петровой О. М. представителя по доверенности N 5 от 22.01.2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 17 сентября 2007 года, решение в полном объеме изготовлено 24 сентября 2007 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Строительное управление-5" (далее - ООО "СУ-5", заявитель) обратилось в арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Бурятия (далее - инспекция, ответчик) о признании незаконными в части решения N 23 от 08.06.2007 г. и требования N 692 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 09.07.2007 г.
В обоснование требования ООО "СУ-5" пояснило, что указанный налоговой инспекцией нормативный правовой акт Федеральный закон от 10.12.1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации" не содержит исчерпывающий перечень объектов сферы социального назначения, налоговая инспекция не ссылалась на данный акт в акте выездной проверки. Пункт 4 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не содержит каких-либо ссылок на то, что использование льготы связано с отнесением выполненных налогоплательщиком строительных работ к определенной группе классификатора и напрямую не связывает применение льготы с отнесением объектов к определенной отрасли деятельности. В налоговом законодательстве отсутствует понятие "объекты социального назначения". В статье 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации указаны объекты социально-культурной сферы, что уже понятия "объекты социального назначения", предусмотренного Законом о налоге на прибыль. Заявитель считает, что неясность в определении понятия "объекты социального значения" дает основание для применения пункта 7 статьи 3 НК РФ, согласно которому "все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)".
Заявитель указал, что объекты - административные здания УВО при МВД, МРИ ФНС N 2 по РБ, помещение Внештрогбанка являются объектами социального назначения, поскольку деятельность указанных органов, банка направлена на удовлетворение потребностей общества. В связи с чем, заявитель считает, что решение налоговой инспекции в оспариваемой части не соответствует Конституции РФ.
Поэтому заявитель полагает, что правомерно использовал льготу по налогу на прибыль.
Налоговая инспекция не признала требование заявителя.
В обоснование возражений указала, что ремонтно-строительные работы, выполненные на объектах, которые строил заявитель, не относятся к работам, выполненным на объектах, перечисленных в Законе о налоге на прибыль, в отношении которых предоставляется льгота по налогу на прибыль. Так, согласно Общесоюзному классификатору "Отрасли народного хозяйства", утвержденному Госкомстатом СССР, Госпланом СССР 01.01.1976, административные здания банков, судов, инспекций, отделений Федерального казначейства Министерства финансов, Министерства внутренних дел относятся к объектам непроизводственного назначения. Аналогичное положение содержится в пункте 6.2 постановления Государственного комитета по статистике от 03.10.1996 г. N 123 "Об утверждении Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству", действовавшем в период действия Закона о налоге на прибыль (до 01.04.2002). Перечень объектов социально-культурного назначения определен в пункте 10 постановление Госкомстата. Аналогичный перечень содержится в статье 275.1 НК РФ.
В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 004-93, утвержденном постановлением Государственного стандарта Российской Федерации от 06.08.1993 N 17, объекты строительства разграничены по их назначению (код подгруппы 4527 - "строительство зданий и сооружений торговли, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, охраны окружающей среды и рационального природопользования", код подгруппы 4528 - "строительство зданий и сооружений предприятий здравоохранения, науки и научного обслуживания, образования, культуры и искусства", код подгруппы 4529 - "Строительство зданий и сооружений для органов государственного управления, обороны, государственной безопасности, финансов и иностранных представительств"). Именно под кодом подгруппы 4528 дан перечень объектов социальной сферы. Объекты, на которых вел ремонтно-строительные работы заявитель, относятся к подгруппе 4529.
Налоговая инспекция считает обоснованной ссылку на Федеральный закон от 10.12.1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", поскольку считает, что к объектам социального назначения относятся объекты, которые предоставляют социальные услуги (обслуживание). В статье 17 данного закона приведен список учреждений, в котором объекты строительства заявителя не значатся.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает требование заявителя не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право пользоваться налоговыми льготами при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона РФ "О налоге на прибыль" в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) - при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации. В третий и четвертый год работы вышеуказанные малые предприятия уплачивают налог в размерах соответственно 25 и 50 процентов от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
С 01.01.2002 вступил в силу Федеральный закон от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон от 06.08.2001 N 110-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ предусмотренные пунктом 4 статьи 6 Закона РФ "О налоге на прибыль" льготы по налогу на прибыль, срок действия которых не истек на день вступления в силу Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ, применяются малыми предприятиями до истечения срока, на который такие льготы были предоставлены.
ООО "СУ-5" зарегистрировано 19.12.2001 г., является субъектом малого предпринимательства, поскольку учредителями являются 4 физических лица с долей каждого 25 %, численность работников в 2004 году составляла - 6 человек, в 2005 году - 9 человек.
В проверяемом периоде 2004 - 2005 годы налоговая инспекция установила, что ООО "СУ-5" с момента регистрации до ноября 2004 года деятельность не осуществляло, фактически деятельность начало в ноябре 2004 года.
В 2004 году по данным налогового учета ООО "СУ-5" получило прибыль в четвертом квартале 2004 года в сумме 2 703 806 рублей, в 2005 году - 107 797 руб.
ООО "СУ-5" исчислило налог на прибыль за 2004, 2005 годы размере 25% и 50% соответственно, воспользовавшись льготой по налогу на прибыль, установленной пунктом 4 статьи 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Выручка от строительных работ на объектах - административные здания налоговой инспекции, УВО при МВД, банка, составила свыше 90 процентов от общей суммы выручки от выполненных строительных работ.
Указанные обстоятельства установлены в решении налоговой инспекции, заявителем не оспариваются.
Спор между заявителем и налоговой инспекцией заключается в соблюдении условия пункта 4 статьи 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" -льгота по налогу на прибыль применяется малыми предприятиями при условии осуществления строительства объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения.
Заявитель считает, что объекты, а именно административные здания налоговой инспекции, УВО при МВД РБ, Внешторгбанка, являются объектами социального назначения. Вывод заявителя основан на том, что деятельность налоговой инспекции, УВО при МВД, банка направлена на удовлетворение потребностей общества.
Однако в таком случае выделение в пункте 4 статьи 6 Закона РФ строительства объектов социального назначения не имело бы правового значения, поскольку деятельность любых государственных и иных органов, учреждений, организаций направлена в целом на удовлетворение потребностей общества. Любой объект строительства, в том числе жилищного, производственного, природоохранного назначения, в таком случае, следовало бы считать объектом социального назначения.
Поэтому суд считает, что при определении назначения строящегося объекта (жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения) следует принимать во внимание положения нормативных правовых актов, действовавших при установлении законодателем в Законе РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" такой льготы для предприятий - субъектов малого предпринимательства.
Согласно Общероссийскому классификатору "Отрасли народного хозяйства", утвержденному Госкомстатом СССР, Госпланом СССР от 01.01.1976, административные здания банков, судов, инспекций, отделений Федерального казначейства Министерства финансов, Министерства внутренних дел относятся к объектам непроизводственного назначения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2003 N 108 определено, что в течение 2003-2004 годов подготовка официальной статистической информации осуществляется на основе Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства с последовательным расширением использования Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001.
В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 004-93, утвержденном постановлением Государственного стандарта Российской Федерации от 06.08.1993 N 17, объекты строительства разграничены по их назначению (код подгруппы 4527 - "строительство зданий и сооружений торговли, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, охраны окружающей среды и рационального природопользования", код подгруппы 4528 - "строительство зданий и сооружений предприятий здравоохранения, науки и научного обслуживания, образования, культуры и искусства", код подгруппы 4529 - "строительство зданий и сооружений для органов государственного управления, обороны, государственной безопасности, финансов и иностранных представительств"). Именно под кодом подгруппы 4528 дан перечень объектов социальной сферы. Административные здания налоговой инспекции, органов внутренних дел, банка относятся к подгруппе 4529.
Перечень объектов социально-культурного назначения определен также в пункте 10 постановления Государственного комитета по статистике от 03.10.1996 г. N 123 "Об утверждении Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству", действовавшем до 01.04.2002. Аналогичный перечень содержится в статье 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
К объектам социально-культурной сферы относятся объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны).
Применение льготы, установленной пунктом 4 статьи 6 Закона, не постановлено в зависимость от данного перечня. Однако при установлении права на льготу, в частности при определении, относится ли спорный объект к объектам социального назначения, следует руководствоваться статьей 275.1 НК РФ как специальной нормой, регулирующей правоотношения в сфере налогообложения.
В данном случае здания налоговой инспекции, органов внутренних дел, банка не могут быть отнесены к объектам социального назначения.
Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" связывает предоставление льготы по налогу на прибыль с соблюдением всех обязательных условий. ООО "СУ-5" не выполнило необходимые требования, поэтому его доводы отклоняются как неосновательные.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Отказать ООО "Строительное управление -5" в удовлетворении требования о признании незаконными в части решение МРИ ФНС России N 1 по РБ N 23 от 08.06.2007 г. и требование N 692 по состоянию на 09.07.2007 г.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 сентября 2007 г. N А10-3056/07
Текст Решения официально опубликован не был
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника