В целях оказания методической помощи при разработке учредительных документов муниципальных общеобразовательных учреждений в Республике Бурятия, приказываю:
1. Одобрить согласованный с Бурятской республиканской организацией Профсоюза работников народного образования и науки РФ Примерный устав муниципального общеобразовательного учреждения в Республике Бурятия.
2. Направить Примерный устав муниципальным органам управления образованием для сведения и использования в работе в качестве методического материала, также разместить в сети Интернет на сайте Министерства.
Первый заместитель министра -
председатель Комитета по науке
и высшей школе |
А.В.Дамдинов |
Одобрен по согласованию с Бурятской республиканской организацией
Профсоюза работников народного образования и науки РФ
приказом Минобразования Республики Бурятия от 29 февраля 2008 года
N 217
Рекомендуемая форма Устава муниципального общеобразовательного
учреждения
"СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
от "___" ___________ 200 ___ г. N ___ от "___" __________ 200__г. N ___
процедура согласования и утверждения проекта устава определяется в
соответствии с нормативными правовыми актами
органов местного самоуправления
ПРИМЕРНЫЙ УСТАВ
муниципального общеобразовательного учреждения
"официальное полное наименование учреждения"
Принят общим собранием
трудового коллектива
"___" ________________ г.
Протокол N ___________
(в соответствии с уставом учреждения
иным уполномоченным органом самоуправления
образовательного учреждения)
Населенный пункт
________ год
1. Общие положения
1.1. Муниципальное общеобразовательное учреждение "официальное полное наименование учреждения", в дальнейшем именуемое "Учреждение", является муниципальным бюджетным учреждением, реализующим общеобразовательные программы начального, основного, среднего (полного) общего образования в целях реализации права граждан на образование.
Прописать историю создания Учреждения, изменения статуса, организационно - правовой формы и иные аналогичные сведения.
1.2. Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой полностью (или частично) за счет средств бюджета муниципального образования "_______________ район.".
1.4. Полное наименование Учреждения - муниципальное общеобразовательное учреждение "официальное полное наименование учреждения".
Сокращенное наименование Учреждения: МОУ "____________".
1.5. Место нахождения Учреждения:
Юридический адрес: 6700 ___, Республика Бурятия, ______________.
Фактический адрес Учреждения: 6700 ___, Республика Бурятия, ______________.
1.6. Собственником имущества Учреждения является муниципальное образование "_______________ район.".
1.7. Полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом Учреждения от имени муниципального образования "_______________ район" осуществляет _____________________________ (название уполномоченного органа) в соответствии с действующим законодательством.
1.8. Функции Учредителя Учреждения осуществляет Администрация муниципального образования "_______________ район" (далее - Администрация). От имени Администрации функции и полномочия учредителя осуществляет "______________ управление образования", в пределах делегированных полномочий (иное наименование уполномоченного органа) (далее - Учредитель). Отношения между Учредителем и Учреждением определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.9. Учреждение является юридическим лицом, имеющим в оперативном управлении обособленное имущество, имеет самостоятельный баланс, вправе в установленном порядке открывать лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, имеет круглую печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, содержащую его полное наименование на русском языке. Учреждение вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства индивидуализации.
1.10. Для достижения целей своей деятельности Учреждение может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, исполнять обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде.
1.11. Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, Конституцией Республики Бурятия и законодательством Республики Бурятия, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации, а также настоящим Уставом.
1.12. Деятельность Учреждения основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.
1.13. Учреждение несет ответственность перед собственником имущества за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним соответствующего имущества.
1.14. Учреждение считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
1.15. Учреждение создается без ограничения срока деятельности.
1.16. Учреждение подотчетно:
- (название уполномоченного органа) - по вопросам целевого использования и сохранности переданного ему муниципального имущества;
- Учредителю - по вопросам организации деятельности по оказанию государственных услуг в области образования, воспитания и развития общедоступных образовательных ресурсов;
- иным органам местного самоуправления - по вопросам, относящимся к их компетенции в соответствии с действующим законодательством.
Дополнить иными пунктами в соответствии с законом РФ и РБ "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении и т.д., также дополнительно в данном разделе необходимо указать сведения о наличии филиалов Учреждения, месте их нахождения, их полномочиях и т.д.
2. Цели и виды деятельности учреждения
2.1. Учреждение создано в целях реализации прав граждан на общее образование.
2.2. Задачами деятельности Учреждения являются:
1) создание условий для развития личности, ее самореализации и самоопределения;
2) создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся;
3) формирование у обучающихся современного уровня знаний;
4) воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
5) создание условий для осознанного выбора профессии.
2.3. Учреждение вправе заниматься предпринимательской деятельностью, не противоречащей действующему законодательству, в случае, если это служит достижению целей, для которых оно создано.
К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:
торговля покупными товарами, оборудованием;
оказание посреднических услуг;
долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
приобретение акций облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.
3. Организация деятельности учреждения
3.1. Учреждение строит отношения с другими юридическими и физическими лицами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров, соглашений, контрактов.
3.2. Учреждение свободно в выборе предмета и содержания договоров и обязательств, любых форм хозяйственных взаимоотношений в рамках, установленных действующим законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия и настоящим Уставом.
3.3. Для выполнения уставной цели Учреждение вправе в порядке, установленном действующим законодательством:
- осуществлять в отношении закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления в пределах, установленных действующим законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения и пользования им;
- самостоятельно разрабатывать, принимать и реализовывать образовательные программы с учетом государственных образовательных стандартов.
- разрабатывать и утверждать учебный план, годовой календарный график и расписание занятий;
- выбирать формы, средства и методы обучения и воспитания, учебные пособия и учебники из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе;
- выбирать систему оценок, форму, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся;
- организовать и обеспечивать инновационную, экспериментальную деятельности в соответствии с принятыми концепцией, программой развития, образовательными программами и учебными планами;
- заниматься предпринимательской деятельностью, реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги, в том числе и платные, за пределами основных образовательных программ;
- привлекать дополнительные финансовые источники, средства за счет предоставления платных образовательных услуг, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан;
- создавать условия для приобщения детей к родной культуре, для сохранения и трансляции ее духовных ценностей;
- создавать благоприятные условия для труда педагогических работников, для роста их профессионального мастерства;
- укреплять учебно-методическую, материально-техническую базу;
- совершать иные действия в рамках, установленных действующим законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия и настоящим Уставом.
3.4. Количество классов в Учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии.
3.5. Наполняемость каждого класса и воспитательной группы Учреждения не должна превышать 25 человек. При наличии необходимых условий и средств (в том числе внебюджетных) возможно комплектование классов и воспитательных групп с меньшей наполняемостью.
3.6. При проведении занятий по бурятскому языку на I, II, III ступенях обучения, при изучении технологии на II ступени (девочки и мальчики); на уроках физического воспитания на III ступени (девочки и мальчики); при изучении математики, физики, химии в физико-математических классах (8, 9, 10, 11 кл.); при изучении русского языка и литературы на I, II, III ступени, кроме классов физико-математического профиля допускается деление класса на две группы.
При изучении иностранного языка, информатики и вычислительной техники на I, II, III ступенях может производиться деление класса на три группы.
3.7. Учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.
3.8. Медицинское обслуживание обучающихся в Учреждении обеспечивается медицинским персоналом, закрепленным органом здравоохранения за учреждением и который наряду с администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся.
Учреждение обязано предоставить соответствующее помещение для работы медицинских работников.
3.9. Организация питания в Учреждении осуществляется столовой Учреждения. В Учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи.
3.10. Дисциплина в Учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.
3.11. Учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе участвовать в создании образовательных объединений в форме ассоциаций или союзов. Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами.
3.12. Учреждение в порядке, установленном действующим законодательством, обязано:
- нести ответственность за нарушение обязательств;
- возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, нарушением правил безопасности, санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья работников, учащихся, населения и др.;
- обеспечивать своим работникам безопасные условия труда и нести ответственность за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности;
- обеспечивать гарантированные условия труда и социальной защиты своих работников;
- нести ответственность за сохранность документов и обеспечивать их передачу на государственное хранение в архив;
- хранить и использовать документы Учреждения;
- осуществлять оперативный и бухгалтерский учет;
- вести статистическую и бухгалтерскую отчетность, отчитываться о результатах деятельности и использовании имущества с предоставлением отчетов. За искажение государственной отчетности должностные лица Учреждения несут установленную действующим законодательством ответственность.
4. Образовательный процесс
4.1. В Учреждении осуществляется образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
первая ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);
вторая ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет);
третья ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).
Исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), при наличии соответствующих условий в общеобразовательном учреждении на 3 ступени может быть введено обучение по различным профилям и направлениям.
4.2. Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.
4.3. Задачами основного общего образования являются создание условий становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Параллельно общеобразовательным программам основного общего образования осваиваются индивидуальные учебные программы по выбору учащегося.
Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
4.4. Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, развитие устойчивых способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.
Общее образование является обязательным. Требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
4.5. Организация образовательного процесса в Учреждении строится на основе Базисного учебного плана, разрабатываемого самостоятельно в соответствии с примерным планом, регламентируется расписанием учебных занятий. Учебная нагрузка в Учреждении не должна превышать количество часов, установленных нормативами. При этом количество часов в учебном плане не может быть ниже количества часов, определенных государственным примерным учебным планом по предметным циклам. В учебный план включены часы на индивидуальные консультации, факультативные занятия, элективные курсы.
По отдельным предметам обучение может осуществляться по индивидуальным учебным программам.
4.6. Обучение и воспитание осуществляется на русском языке (а также на бурятском языке) (указать конкретные языки в зависимости от специфики учреждения.).
4.7. Освоение образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников, осуществляемой в установленном порядке.
4.8. Текущий контроль успеваемости обучающихся Учреждения осуществляется по пятибалльной системе. Полученные обучающимися отметки выставляются в классный журнал. Промежуточная аттестация проводится:
в 1 классе вводится безотметочная аттестация, отметки выставляются в первом полугодии 2 класса.
на I и II ступенях - по четвертям;
на III ступени - по семестрам (полугодиям).
4.9. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательные программы, переводятся в следующий класс. Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, решением Педагогического совета Учреждения переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года, Администрация учреждения обязана создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
4.10. Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академическую задолженность по одному предмету, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают получать образование в иных формах.
4.11. Обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года по очной форме обучения и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, продолжают получать образование в иных формах.
Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению Педагогического совета Учреждения.
Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
4.12. Учебный год в Учреждении начинается как правило, с 1 сентября. Если этот день приходится на выходной день, то в таком случае учебный год начинается в следующий за ним рабочий день.
Продолжительность учебного года в 1-4 классах - 32 недели, на I и II ступенях - 34 недели.
4.13. Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года: осенние (с 4 по 9 ноября - 6 дней), зимние (с 30 декабря по 14 января - 14 дней), весенние (с 24 по 31 марта - 8 дней), летние (с 1 июня по 31 августа).
Для обучающихся в первых классах с 14 по 19 февраля устанавливаются дополнительные каникулы.
4.14. Учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает годовой календарный учебный график:
продолжительность учебной недели:
на первой и второй ступенях обучения - 5 дней;
на третьей ступени обучения - 6 дней;
продолжительность уроков в первом полугодии 1 класса - 30-35 минут, во втором полугодии - 40 минут;
продолжительность урока - 45 минут (II и III ступени), 40 минут (I ступени).
4.15. Продолжительность перерывов между занятиями устанавливается с учетом необходимости активного отдыха и горячего питания учащихся.
Последовательность учебных занятий определяется расписанием, утвержденным директором Учреждения.
4.16. В период летних каникул администрация Учреждения оказывает содействие в организации отдыха воспитанников в оздоровительных, молодежных и туристских лагерях, лагерях труда и отдыха.
4.17. Военная подготовка в Учреждении может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства.
включить нормы по ЕГЭ
5. Участники образовательного процесса
5.1. Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, их родители (законные представители), учителя и другие работники Учреждения.
5.2. В 1 класс Учреждения принимаются дети, достигшие возраста шести лет и шести месяцев, не имеющие медицинских противопоказаний.
По заявлению родителей (законных представителей) Учредитель Учреждения вправе разрешить прием детей для обучения в более раннем возрасте.
5.3. Зачисление учащихся в Учреждение оформляется приказом директора. Для зачисления в Учреждение родители (законные представители) представляют следующие документы:
заявление на имя руководителя Учреждения;
копия свидетельства о рождении (заверяется директором Учреждения);
медицинская карта ребенка, в которой имеется медицинское заключение о возможности обучения в массовой школе;
5.4. При приеме гражданина в Учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом Учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации Учреждения.
5.5. Обучающиеся в Учреждении имеют право на:
а) получение бесплатного общего (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего) образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
б) выбор образовательного учреждения и формы получения образования;
в) обучение по индивидуальным учебным планам и ускоренный курс обучения, в том числе по авторским образовательным программам для одаренных детей.
г) бесплатное пользование библиотечным фондом;
д) получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
е) участие в управлении Учреждением, право избирать и быть избранными в органы самоуправления Учреждения;
ж) уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение своих взглядов и убеждений;
з) свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
и) добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой;
к) добровольное вступление в любые общественные организации, чья деятельность не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
л) перевод в другие образовательные учреждения соответствующего типа в случае закрытия Учреждения;
м) защиту от применения методов физического и психического насилия;
н) условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.
о) выпускникам Учреждения после прохождения ими государственной (итоговой) аттестации выдается документ государственного образца о получении соответствующего образования, заверенный печатью Учреждения.
Выпускники Учреждения, достигшие особых успехов при освоении общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования, награждаются золотой или серебряной медалью.
Выпускники, достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются похвальной грамотой "За особые успехи в изучении отдельных предметов".
Обучающиеся переводного класса, имеющие по всем предметам, изучавшимся в этом классе четвертные (триместровые) и годовые отметки "5", награждаются похвальным листом "За отличные успехи в учении".
5.8. Обучающиеся в Учреждении обязаны:
а) выполнять Устав Учреждения;
б) добросовестно учиться;
в) бережно относиться к имуществу Учреждения;
г) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников;
д) выполнять требования работников Учреждения в части, отнесенной Уставом и правилами внутреннего трудового распорядка к их компетенции.
е) соблюдать правила поведения учащихся Учреждения.
5.9. Учащимся Учреждения запрещается:
а) приносить, передавать или использовать оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсические и наркотические вещества;
б) использовать любые средства и вещества, могущие привести к взрывам и пожарам;
в) применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания и вымогательства;
г) производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих;
д) без уважительной причины пропускать занятия.
5.10. Другие права и обязанности обучающихся определяются иными локальными актами Учреждения.
5.11. По согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и Учредителя Учреждения обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить Учреждение до получения общего образования.
5.12. По решению Педагогического совета (или иного уполномоченного органа самоуправления Учреждения) за совершенные неоднократно грубые нарушения Устава Учреждения допускается исключение из Учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.
Исключение обучающего из Учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в Учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников Учреждения, а также нормальное функционирование Учреждения.
Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
Администрация Учреждения незамедлительно обязана проинформировать об исключении обучающегося из Учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.
5.13. Родители (законные представители) имеют право:
а) выбирать формы обучения и образовательные учреждения;
б) защищать законные права и интересы ребенка.
в) присутствовать на педагогических советах и принимать участие в обсуждении в случае, когда разбирается вопрос об успеваемости и поведении их ребенка;
г) участвовать в управлении Учреждением, т. е. избирать и быть избранным в Управляющий совет Учреждения, Попечительский совет и другие органы самоуправления. Принимать участие и выражать свое мнение на общешкольных, классных родительских собраниях и других формах самоуправления;
д) при обучении ребенка в семье, на любом этапе обучения продолжить его образование в Учреждении;
е) знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости обучающегося:
посещать уроки учителей в классе, где обучается ребенок, с разрешения директора Учреждения;
с оценками успеваемости учащегося родителя знакомит классный руководитель в письменной или устной форме;
ж) знакомиться с Уставом Учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации Учреждения;
з) посещать Учреждение и беседовать с педагогами после окончания у них последнего урока.
5.14. Родители (законные представители) обязаны нести ответственность за:
а) воспитание своих детей и получение ими общего образования;
б) ликвидацию обучающимся академической задолженности в течение учебного года в случае его перевода в следующий класс "условно";
в) выполнение Устава Учреждения;
г) посещение проводимых школой родительских собраний;
д) бережное отношение обучающегося к имуществу Учреждения.
5.15. Педагогические работники принимаются на работу в Учреждение в соответствии со статьями 331, 65 Трудового Кодекса РФ, а также со статьями Типового положения об общеобразовательном учреждении.
Для них обязательны следующие документы:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые, или работник поступает на работу на условиях совместительства;
страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
документ об образовании (диплом);
медицинские документы в соответствии с действующим законодательством.
5.17. При приеме на работу администрация Учреждения знакомит принимаемого на работу учителя под расписку со следующими документами:
Коллективным договором;
Уставом Учреждения;
Правилами внутреннего трудового распорядка;
Должностными инструкциями;
Приказом об охране труда и соблюдении правил техники безопасности;
Приказом о пожарной безопасности;
другими документами, характерными для Учреждения.
5.18. Педагогические работники обязаны:
а) иметь необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании;
б) выполнять Устав Учреждения и Правила внутреннего трудового распорядка;
в) владеть современными технологиями, формами и средствами обучения и воспитания;
г) поддерживать дисциплину в Учреждении на основе уважения человеческого достоинства обучающихся (применять методы физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается);
д) принимать участие в разборе конфликтов по письменному заявлению родителей или других лиц;
е) проходить периодически по приказу руководителя Учреждения бесплатные медицинские обследования.
5.19. Педагогические работники имеют право на:
а) участие в управлении Учреждением:
работать в педагогическом совете;
избирать и быть избранным в Совет Учреждения;
обсуждать Правила внутреннего трудового распорядка;
обсуждать, принимать и предоставлять на утверждение Устав, а также изменения и дополнения к нему;
обсуждать и принимать решения на общем собрании трудового коллектива.
б) защиту своей профессиональной чести и достоинства;
в) свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний обучающихся, учебников, утвержденных федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе;
г) повышение своей квалификации;
д) аттестацию на добровольной основе на любую квалификационную категорию;
е) сокращенную (не более 36 часов) рабочую неделю, длительный, до 1 года, отпуск через каждые 10 лет непрерывной работы преподавателем, право на досрочный выход на пенсию по старости, независимо от возраста, при стаже работы 25 лет;
ж) социальные льготы и гарантии, установленные законодательством РФ, а также дополнительные льготы, устанавливаемые Учредителем;
з) проведение проверки нарушения норм профессионального поведения или Устава Учреждения только по жалобе, поданной в письменном виде, копия которой передана работнику.
5.20. Трудовые отношения с работниками Учреждения, помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе Администрации, предусмотренного статьями Трудового Кодекса РФ, могут быть прерваны по дополнительному основанию прекращения трудового договора с педагогическим работником в соответствии со ст. 336 Трудового кодекса РФ:
а) повторное в течение одного года грубое нарушение Устава Учреждения;
б) применение, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.
Необходимо указать, что относится к грубым неоднократным нарушениям Устава Учреждения.
6. Управление учреждением
6.1. Управление Учреждением осуществляется в соответствии с Законом РФ "Об образовании" и типовым положением об общеобразовательном учреждении на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Управление Учреждением осуществляется на основе принципов самоуправления коллектива, единоначалия.
6.2. Компетенция Учредителя:
6.2.1. К исключительной компетенции Учредителя относится:
определение основных направлений, целей деятельности Учреждения, а также принятие решения об участии Учреждения в союзах, ассоциациях и других объединениях некоммерческих организаций;
по согласованию с уполномоченным органом утверждение Устава Учреждения, а также изменений и дополнений к нему, в том числе - утверждение Устава Учреждения в новой редакции;
принятие решения о реорганизации или ликвидации Учреждения в порядке, установленном действующим законодательством;
назначение на должность директора Учреждения, и освобождение его от должности, установление размеров выплачиваемых ему вознаграждений в соответствии с действующим законодательством;
утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, сметно-бюджетной финансовой документации Учреждения;
участие в соответствии с компетенцией в проверках деятельности Учреждения;
привлечение директора Учреждения к материальной, дисциплинарной и иным видам ответственности;
осуществление иных полномочий, предусмотренных действующим законодательством.
6.3. Компетенция директора
6.3.1. Непосредственное управление Учреждением осуществляет прошедший аттестацию директор, назначаемый Учредителем. Директор действует на основе единоначалия, решает все вопросы деятельности Учреждения, не входящие в компетенцию иных органов самоуправления Учреждением и Учредителя.
Директор Учреждения без доверенности имеет право на:
а) представление Учреждения во всех инстанциях;
б) распоряжение имуществом и материальными ценностями в соответствии с действующим законодательством;
в) прием на работу, увольнение и перевод работников с одной должности на другую в соответствии с трудовым законодательством;
г) утверждение структуры Учреждения, учебного плана, штатного расписания, графиков работы и расписание занятий;
д) установление должностных окладов (ставок) заработной платы, в том числе надбавок, доплат, выплат стимулирующего характера, в соответствии с установленной системой оплаты труда, в пределах имеющихся средств;
е) утверждение графиков работ и расписаний учебных занятий;
ж) издание приказов и инструкций, обязательных для выполнения всеми работниками Учреждения и учащимися;
з) распределение совместно с профсоюзным комитетом учебной нагрузки;
и) контроль совместно со своими заместителями за деятельностью педагогов и воспитателей, в том числе путем посещения уроков, всех других видов учебных занятий и воспитательных мероприятий;
к) назначение председателей методических комиссий по предметам, классных руководителей, заведующих кабинетами, секретаря педагогического совета;
л) решение других вопросов текущей деятельности, не отнесенных к компетенции Совета Учреждения и Учредителя.
к) заключение договоров (контрактов);
л) осуществление иных полномочий, предусмотренных действующим законодательством.
6.3.2. Директор Учреждения имеет право приостанавливать решения Управляющего Совета Учреждения в случае, если они противоречат действующему законодательству.
6.3.3. Директор Учреждения является государственным опекуном (попечителем) воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защищает их законные права и интересы (личные, имущественные, жилищные, трудовые и др.).
6.3.4. Директор Учреждения является председателем педагогического совета Учреждения.
6.3.5. Директор Учреждения несет полную ответственность за жизнь, здоровье и благополучие вверенных ему учащихся во время учебного процесса, а также во время проведения внешкольных мероприятий; за работу Учреждения в соответствии со ст. 32, 51 Закона РФ "Об образовании", а также требованиями тарифно-квалификационных характеристик и должностных инструкций.
6.4. Компетенция Общего собрания трудового коллектива Учреждения.
6.4.1. Трудовой коллектив составляют все работники Учреждения. Полномочия трудового коллектива Учреждения осуществляются общим собранием членов трудового коллектива. Собрание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей списочного состава работников Учреждения.
6.4.2. Права Общего собрания трудового коллектива Учреждения:
а) обсуждать Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка", принимать Устав Учреждения и представлять его на утверждение.
б) обсуждать поведение или отдельные поступки членов коллектива Учреждения и принимать решение о вынесении общественного порицания в случае виновности.
в) избирать делегатов на конференцию по выборам Совета Учреждения или другого органа самоуправления.
6.5. Положение об Управляющем Совете Учреждения.
Общие положения
6.5.1. Управляющий совет учреждения (далее - Совет) является коллегиальным органом самоуправления, осуществляющим в соответствии с настоящим Уставом решение отдельных вопросов, относящихся к компетенции Учреждения.
6.5.2. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, уставом общеобразовательного учреждения, а также регламентом Совета, иными локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения.
6.5.3. Деятельность членов Совета основывается на принципах добровольности участия в его работе, коллегиальности принятия решений, гласности.
6.5.4. Настоящим Уставом Учреждения предусматривается:
а) численность и порядок формирования и деятельности Совета;
б) компетенция Совета;
в) изменение компетенции попечительского совета и (или) иных органов самоуправления общеобразовательного учреждения с учетом вопросов, отнесенных к компетенции Совета.
6.5.5. Члены Совета не получают вознаграждения за работу в Совете.
Структура Совета, порядок его формирования
6.5.6. Совет состоит из избираемых членов, представляющих:
а) родителей (законных представителей) обучающихся всех ступеней общего образования;
б) работников Учреждения;
в) обучающихся (как правило, третьей ступени общего образования).
В состав Совета также входят: директор Учреждения и представитель учредителя, назначаемый приказом Учредителя.
По решению Совета в его состав также могут быть приглашены и включены граждане, чья профессиональная и (или) общественная деятельность, знания, возможности могут позитивным образом содействовать функционированию и развитию данного общеобразовательного учреждения (кооптированные члены Совета), а также представители иных органов самоуправления, функционирующих в образовательном учреждении.
6.5.7. Общая численность Совета определяется уставом общеобразовательного учреждения.
Количество членов Совета из числа родителей не может быть меньше 1/3 и больше 1/2 общего числа членов Совета;
Количество членов Совета из числа работников Учреждения не может превышать 1/4 от общего числа членов Совета;
Остальные места в Совете занимают: директор Учреждения, представитель учредителя, представители обучающихся (не менее чем по одному представителю от каждой из двух параллелей старшей ступени общего образования), кооптированные члены.
6.5.8. Члены Совета из числа родителей (законных представителей) обучающихся избираются на родительской конференции (с участием делегатов от классов).
6.5.9. В случае организации выборов членов Совета из числа родителей посредством родительской конференции применяются следующие правила:
- Делегаты конференции избираются на классных родительских собраниях по одному от каждого класса. Решение собрания об избрании делегата на конференцию принимается большинством голосов родителей (законных представителей), присутствующих на собрании, и оформляется протоколом, подписываемым всеми участниками собрания.
- Конференция признается правомочной, если в ее работе принимают участие не менее двух третей избранных делегатов. Конференция избирает из своего состава председателя, секретаря и при необходимости счетную комиссию.
- Члены Совета избираются из числа делегатов, присутствующих на конференции. Предложения по кандидатурам членов Совета могут быть внесены делегатами конференции, руководителем общеобразовательного учреждения, представителем учредителя в составе Совета.
- Решения конференции принимаются голосованием большинством голосов присутствующих делегатов и оформляются протоколом, подписываемым председателем и секретарем конференции. В случае избрания счетной комиссии к протоколу конференции прилагается протокол счетной комиссии.
6.5.10. Члены Совета могут избираться на общешкольном родительском собрании, при проведении которого применяются правила, аналогичные предусмотренным пунктом 6.5.9 настоящего Устава.
6.5.11. Члены Совета из числа обучающихся избираются на общем собрании обучающихся соответствующих классов, при проведении которого применяются правила, аналогичные предусмотренным пунктом 6.5.9 настоящего Устава.
6.5.12. Члены Совета из числа работников Учреждения избираются на общем собрании работников данного учреждения, при проведении которого применяются правила, аналогичные предусмотренным пунктом 6.5.9 настоящего Положения.
6.5.13. Совет считается сформированным и приступает к осуществлению своих полномочий с момента избрания (назначения) не менее двух третей от общей численности членов Совета, определенной уставом общеобразовательного учреждения. Члены Совета получают удостоверение по форме, установленной учредителем общеобразовательного учреждения.
Компетенция Совета
6.5.14. Основными задачами Совета являются:
а) определение основных направлений развития Учреждения;
б) повышение эффективности финансово-экономической деятельности Учреждения, стимулирования труда его работников;
в) содействие созданию в Учреждении оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;
г) контроль за соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в Учреждении, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, за целевым и рациональным расходованием финансовых средств Учреждения.
д) участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в случаях, когда это необходимо.
6.5.15. Совет имеет следующие полномочия и осуществляет следующие функции:
а) Утверждает:
- режим занятий обучающихся;
- программу развития Учреждения;
- введение (отмену) единой формы одежды для обучающихся в период занятий ("школьную форму");
- Положение общеобразовательного учреждения о порядке и условиях распределения стимулирующих выплат работникам Учреждения.
б) Распределяет по представлению директора Учреждения стимулирующие выплаты педагогическому персоналу Учреждения; вносит рекомендации по распределению стимулирующих выплат непедагогическому персоналу.
в) Согласовывает, по представлению директора Учреждения:
- смету расходования средств, полученных Учреждением от уставной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников;
- введение новых методик образовательного процесса и образовательных технологий;
- изменения и дополнения правил внутреннего распорядка Учреждения.
г) Вносит директору Учреждения предложения в части:
- материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса, оборудования помещений Учреждения (в пределах выделяемых средств);
- выбора учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе;
- создания в Учреждении необходимых условий для организации питания, медицинского обслуживания обучающихся.
- организации промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
- мероприятий по охране и укреплению здоровья обучающихся,
- развития воспитательной работы в общеобразовательном учреждении.
д) Участвует в принятии решения о создании в Учреждении общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), а также может запрашивать отчет об их деятельности.
е) Регулярно информирует участников образовательного процесса о своей деятельности и принимаемых решениях.
ж) Участвует в подготовке и утверждает публичный (ежегодный) доклад учреждения; публичный доклад подписывается совместно председателем Совета и директором Учреждения.
з) Заслушивает отчет директора Учреждения по итогам учебного и финансового года.
к) Имеет право рассматривать иные вопросы, не отнесенные к компетенции иных органом самоуправления Учреждения.
6.5.16. Совет правомочен, при наличии оснований, ходатайствовать перед директором Учреждения о расторжении трудового договора с педагогическими работниками и работниками из числа вспомогательного и административного персонала.
В случае неудовлетворительной оценки отчета директора Учреждения по итогам учебного и финансового года Совет вправе направить Учредителю обращение, в котором мотивирует свою оценку и вносит предложения по совершенствованию работы администрации общеобразовательного учреждения.
6.5.17. Совет имеет право принимать изменения и (или) дополнения в устав Учреждения (с последующим внесением данных изменений и дополнений на утверждение учредителя), в том числе в части определения:
- прав и обязанностей участников образовательного процесса;
- структуры, компетенции, порядка формирования и работы органов самоуправления Учреждения;
- системы оценок при промежуточной аттестации, форм и порядка ее проведения.
6.5.18. По вопросам, для которых настоящим Уставом Совету не отведены полномочия на принятие решений, решения Совета носят рекомендательный характер.
Организация деятельности Совета
6.5.19. Основные положения, касающиеся порядка и условий деятельности Совета, определяются настоящим Уставом. Вопросы порядка работы Совета, не урегулированные настоящим Уставом, определяются регламентом Совета, принимаемым им самостоятельно.
6.5.20. Организационной формой работы Совета являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
6.5.21. Заседания Совета созываются председателем Совета, а в его отсутствие - заместителем председателя. Правом созыва заседания Совета обладают также директор Учреждения и представитель учредителя в составе Совета.
6.5.22. На заседании может быть решен любой вопрос, отнесенный к компетенции Совета.
6.5.23. Планирование работы Совета осуществляется в порядке, определенным регламентом Совета.
6.5.24. Совет имеет право, для подготовки материалов к заседаниям Совета, выработки проектов его решений в период между заседаниями, создавать постоянные и временные комиссии Совета. Совет определяет структуру, количество членов в комиссиях, назначает из числа членов Совета их председателя, утверждает задачи, функции, персональный состав и регламент работы комиссий. В комиссии могут входить, с их согласия, любые лица, которых Совет сочтет необходимыми привлечь для обеспечения эффективной работы комиссии. Руководитель (председатель) любой комиссии является членом Совета
6.5.25. Заседание Совета правомочно, если на нем присутствуют не менее половины от числа членов Совета, определенного уставом общеобразовательного учреждения. Заседание Совета ведет председатель, а в его отсутствие - заместитель председателя.
6.5.26. Решения Совета, как правило, принимаются большинством голосов членов Совета, присутствующих на заседании, при открытом голосовании, и оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем Совета.
6.5.27. Решения по подпунктам а) и б) пункта 6.5.15. настоящего Устава принимаются представителями родительской общественности, входящими в Совет, а также кооптированными членами.
6.5.28. При осуществлении функции, предусмотренной пунктом подпунктом б) пункта 6.5.15. настоящего Положения, в заседании Совета не вправе участвовать представители обучающихся и работников общеобразовательного учреждения, а директор Учреждения и представитель учредителя Совета не вправе принимать участие в голосовании.
6.5.29. Для осуществления своих функций Совет вправе:
а) приглашать на заседания Совета любых работников Учреждения для получения разъяснений, консультаций, заслушивания отчетов по вопросам, входящим в компетенцию Совета;
б) запрашивать и получать у директора Учреждения и (или) учредителя информацию, необходимую для осуществления функций Совета, в том числе в порядке контроля за реализацией решений Совета.
6.5.30. Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета возлагается на администрацию Учреждения (в случае необходимости - при содействии учредителя).
Обязанности и ответственность Совета и его членов
6.5.31. Совет несет ответственность за своевременное принятие и выполнение решений, входящих в его компетенцию.
Директор Учреждения вправе самостоятельно принимать решение по вопросу, входящему в компетенцию Совета, в случае отсутствия необходимого решения Совета по данному вопросу в установленные сроки.
6.5.32. Учредитель Учреждения вправе распустить Совет, если Совет не проводит свои заседания в течение полугода, не выполняет свои функции или принимает решения, противоречащие действующему законодательству Российской Федерации, настоящему Уставу и иным локальным нормативным правовым актам Учреждения. В этом случае происходит либо новое формирование Совета по установленной процедуре, либо учредитель принимает решение о нецелесообразности формирования в данном учреждении управляющего совета на определенный срок.
6.5.33. Члены Совета, в случае принятия решений, влекущих нарушения законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.5.34. Решения Совета, противоречащие положениям настоящего Устава, положениям договора Учреждения и Учредителя, не действительны с момента их принятия и не подлежат исполнению директором Учреждения, его работниками и иными участниками образовательного процесса.
По факту принятия вышеуказанных решений Совета учредитель вправе принять решение об отмене такого решения Совета, либо внести через своего представителя в Совет представление о пересмотре такого решения
6.5.35. В случае возникновения конфликта между Советом и директором Учреждения (несогласия директора с решением Совета и/или несогласия Совета с решением (приказом) директора), который не может быть урегулирован путем переговоров, решение по конфликтному вопросу принимает учредитель.
6.5.36. Члены Совета обязаны посещать его заседания. Член Совета, систематически (более двух раз подряд) не посещающий заседания без уважительных причин, может быть выведен из его состава по решению Совета.
6.5.37. Член Совета выводится из его состава по решению Совета в следующих случаях:
- по желанию члена Совета, выраженному в письменной форме;
- при отзыве представителя учредителя;
- при увольнении с работы руководителя общеобразовательного учреждения, или увольнении работника Учреждения, избранного членом Совета, если они не могут быть кооптированы (и/или не кооптируются) в состав Совета после увольнения;
- в связи с окончанием общеобразовательного учреждения или отчислением (переводом) обучающегося, представляющего в Совете обучающихся, если он не может быть кооптирован (и/или не кооптируются) в члены Совета после окончания Учреждения;
- в случае совершения противоправных действий, несовместимых с членством в Совете;
- при выявлении следующих обстоятельств, препятствующих участию члена Совета в работе Совета: лишение родительских прав, судебное запрещение заниматься педагогической и иной деятельностью, связанной с работой с детьми, признание по решению суда недееспособным, наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение уголовного преступления.
6.5.38. Выписка из протокола заседания Совета с решением о выводе члена Совета направляется учредителю.
6.5.39. После вывода (выхода) из состава Совета его члена Совет принимает меры для замещения выбывшего члена (посредством довыборов либо кооптации).
Указать полный исчерпывающий перечень полномочий.
6.6. Компетенция Педагогического совета Учреждения.
6.6.1. Педагогический совет:
- разрабатывает образовательную программу Учреждения и представляет ее для принятия Совету Учреждения;
- обсуждает и принимает решения по любым вопросам, касающимся содержания образования;
- принимает решения о проведении переводных экзаменов в классах, их количестве и предметах, по которым экзамены проводятся в данном году;
- решает вопрос о переводе учащихся из класса в класс, о переводе учащихся из класса в класс "условно", об оставлении учащихся на повторный год обучения;
- решает вопрос об исключении учащегося, достигшего возраста 15 лет, из школы за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения Устава Учреждения;
- обсуждает в случае необходимости успеваемость и поведение отдельных учащихся в присутствии их родителей (законных представителей);
- согласовывает план работы Учреждения на учебный год;
- согласовывает характеристики учителей, представляемых к почетному званию "Заслуженный учитель Российской Федерации" и почетному знаку "Почетный работник общего образования.
6.6.2. Членами педагогического совета являются все педагогические работники Учреждения, а также председатель Совета Учреждения и председатель родительского комитета Учреждения.
6.6.3. Председателем педагогического совета Учреждения является его директор. Директор Учреждения своим приказом назначает на учебный год секретаря педагогического совета.
6.6.4. Заседания педагогического совета проводятся в соответствии с планом работы Учреждения, но не реже четырех раз в течение учебного года.
6.6.5. Заседания педагогического совета протоколируются. Протоколы подписываются председателем педагогического совета и секретарем.
6.7. Компетенция Попечительского совета Учреждения.
6.7.1. На основании п. 2, ст. 35 Закона РФ "Об образовании" в соответствии с Уставом создается попечительский совет Учреждения.
6.7.2. Попечительский совет избирается на Общем собрании Учреждения сроком на три года.
6.7.3. Членами попечительского совета могут быть избраны родители учащихся (в том числе учителя Учреждения, если их дети обучаются в Учреждении), представители государственных органов, представители органов местного самоуправления, а также спонсоры и меценаты, сотрудничающие с Учреждением и иные лица заинтересованные в его развитии.
Количество членов, избираемых в попечительский совет, определяется Общим собранием.
6.7.4. Члены Совета Учреждения как высшей формы самоуправления имеют право присутствовать на общем собрании родителей и имеют право (в соответствии с Уставом Учреждения) на мотивированный отвод кандидатур в состав попечительского совета при их выдвижении.
6.7.5. Попечительский совет представляет интересы родителей учащихся и других физических и юридических лиц перед администрацией Учреждения. О своей работе попечительский совет отчитывается перед Общим собранием Учреждения не реже одного раза в год. Попечительский совет подотчетен в своей работе Совету Учреждения и общему собранию.
Общее собрание Учреждения контролирует работу попечительского совета. С этой целью избирается ревизионная комиссия, имеющая право контроля за работой попечительского совета. Количественный и персональный состав ревизионной комиссии определяется родительским собранием, либо конференцией представителей классных родительских коллективов. Ревизионная комиссия отчитывается о проделанной работе перед общим собранием Учреждения не реже одного раза в год.
6.7.6. Попечительский совет является одной из форм самоуправления, существующей в Учреждении. Члены попечительского совета работают на безвозмездной основе.
6.7.7. На своем заседании простым большинством голосов члены попечительского совета избирают председателя попечительского совета и секретаря.
6.7.8. Общий срок полномочий председателя попечительского совета в случае его повторного переизбрания не может превышать трех лет.
6.7.9. Заседания попечительского совета проводятся по мере необходимости в соответствии с планом работы, но не реже одного раза в квартал. Внеочередные заседания попечительского совета могут созываться по требованию не менее половины членов попечительского совета.
6.7.10. Заседание попечительского совета является правомочным и его решения законными, если на заседании присутствовало не менее двух третей состава, а за решение голосовало не менее половины списочного состава членов попечительского совета.
6.7.11. На заседаниях попечительского совета ведутся протоколы, которые подписываются председателем и секретарем.
6.7.12. Решения попечительского совета, принятые в пределах его полномочий, доводятся до сведения всех заинтересованных лиц.
6.7.13. Попечительский совет содействует:
привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития Учреждения;
организации и совершенствованию образовательного процесса;
организации и улучшению условий труда педагогических и других работников Учреждения;
совершенствованию материально-технической базы Учреждения, благоустройству его помещений и территории;
организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий Учреждения;
рассматривает другие вопросы, отнесенные к компетенции попечительского совета уставом Учреждения.
6.7.14. Попечительский совет дает рекомендации и предложения:
об изменении и дополнении документов Учреждения, регламентирующих организацию образовательного процесса;
по созданию оптимальных условий для обучения и воспитания обучающихся, в том числе по укреплению их здоровья и организации питания.
6.7.15. Попечительский совет определяет:
направления, формы, размер и порядок использования внебюджетных средств, в том числе на оказание помощи обучающимся из малообеспеченных семей и сиротам, на поддержку и стимулирование одаренных обучающихся;
6.7.16. Попечительский совет может устанавливать необходимость и вид ученической формы.
6.7.17. Попечительский совет утверждает форму договора Учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся по оказанию дополнительных платных образовательных услуг.
6.7.18. Попечительский совет контролирует:
целевое использование внебюджетных средств администрацией Учреждения;
заслушивает отчеты о работе руководителя Учреждения по использованию внебюджетных средств.
6.8. Положение о родительском комитете Учреждения
6.8.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность Родительского комитета Учреждения (далее - Комитет), являющегося органом самоуправления Учреждения.
6.8.2. Положение о Комитете принимается на общешкольном родительском собрании, утверждается и вводится в действие приказом по Учреждению по согласованию с Учредителем. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся в таком же порядке.
6.8.3. Комитет возглавляет председатель. Комитет подчиняется и подотчетен общешкольному родительскому собранию. Срок полномочий Комитета - один год (или ротация состава Комитета проводится ежегодно на 1/3).
6.8.4. Для координации работы в состав Комитета входит заместитель директора Учреждения по воспитательной работе.
6.8.5. Деятельность Комитета осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области образования, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом Учреждения.
6.8.6. Решения Комитета являются рекомендательными. Обязательными для исполнения являются только те решения Комитета, в целях, реализации которых издается приказ по Учреждению.
6.8.7. Основными задачами Комитета являются:
содействие администрации Учреждения:
в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья обучающихся, свободного развития личности;
в защите законных прав и интересов обучающихся;
в организации и проведении общешкольных мероприятий.
6.8.8. Организация работы с родителями (законными представителями) обучающихся Учреждения по разъяснению их прав и обязанностей, значения всестороннего воспитания ребенка в семье.
6.8.9. Функции Комитета:
Комитет содействует обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса (оказывает помощь в части приобретения учебников, подготовки наглядных методических пособий);
координирует деятельность классных родительских комитетов;
проводит разъяснительную и консультативную работу среди родителей (законных представителей) обучающихся об их правах и обязанностях;
оказывает содействие в проведении общешкольных мероприятий;
участвует в подготовке Учреждения к новому учебному году;
совместно с администрацией Учреждения контролирует организацию качества питания обучающихся, медицинского обслуживания;
оказывает помощь администрации Учреждения в организации и проведении общешкольных родительских собраний;
рассматривает обращения в свой адрес, а также обращения по вопросам, отнесенным настоящим положением к компетенции Комитета, по поручению руководителя Учреждения;
обсуждает локальные акты Учреждения по вопросам, входящим в компетенцию Комитета;
принимает участие в организации безопасных условий осуществления образовательного процесса, соблюдения санитарно-гигиенических правил и норм;
взаимодействует с другими органами самоуправления Учреждения по вопросам проведения общешкольных мероприятий и другим вопросам, относящимся к компетенции Комитета.
6.8.10. Права Комитета.
Комитет имеет право вносить предложения администрации, органам самоуправления Учреждения и получать информацию о результатах их рассмотрения;
заслушивать и получать информацию от администрации Учреждения, его органов самоуправления;
вызывать на свои заседания родителей (законных представителей) обучающихся по представлениям (решениям) классных родительских комитетов;
давать разъяснения и принимать меры по рассматриваемым обращениям;
выносить общественное порицание родителям, уклоняющимся от воспитания детей в семье;
поощрять родителей (законных представителей) обучающихся за активную работу в Комитете, оказание помощи в проведении общешкольных мероприятий и т.д.;
организовывать постоянные или временные комиссии под руководством членов Комитета для исполнения своих функций;
разрабатывать и принимать локальные акты (о классном родительском комитете, о постоянных и временных комиссиях Комитета);
председатель Комитета может присутствовать (с последующим информированием Комитета) на отдельных заседаниях педагогического совета, других органов самоуправления по вопросам, относящимся к компетенции Комитета.
6.8.11. Ответственность Комитета
Комитет отвечает за выполнение плана работы;
выполнение решений, рекомендаций Комитета;
установление взаимопонимания между администрацией Учреждения и родителями (законными представителями) обучающихся в вопросах семейного и общественного воспитания.
члены Комитета, не принимающие участия в его работе, по представлению председателя Комитета могут быть отозваны избирателями.
7. Порядок оказания платных образовательных услуг
7.1. Правила оказания платных образовательных услуг устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законами Российской Федерации "Об образовании", "О защите прав потребителей", Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505 "Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг" и регулируют отношения, возникающие между Учреждением и организациями или гражданами, имеющими намерение заказать, либо заказывающими образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающими образовательные услуги лично (далее по тексту - потребители) при оказании платных образовательных услуг в сфере образования.
7.2. К платным образовательным услугам, предоставляемым Учреждением, относятся услуги: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, осуществляемые сверх финансируемых за счет бюджетных средств заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся и другие услуги.
К платным образовательным услугам, предоставляемым Учреждением, не относятся: снижение установленной наполняемости групп, деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ; факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных образовательных программах.
Платные образовательные услуги не могут быть оказаны Учреждением взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов) и государственных образовательных стандартов), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета.
7.3. Отказ потребителя от предлагаемых платных образовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему образовательным учреждением основных образовательных услуг.
7.4. Требования к оказанию образовательных услуг, в том числе к содержанию образовательных программ, специальных курсов, определяются по соглашению сторон и могут быть выше, чем это предусмотрено государственными образовательными стандартами.
7.5. Учреждение обеспечивает оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами и условиями договора об оказании платных образовательных услуг.
7.6. Учреждение до заключения договора предоставляет потребителю достоверную информацию об исполнителе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Учреждение доводит до потребителя (в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте) информацию, содержащую следующие сведения:
наименование и место нахождения (юридический адрес) Учреждения, а также сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера, срока действия и органа, их выдавшего;
уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;
перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;
стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты.
7.7. Учреждение предоставляет для ознакомления по требованию потребителя:
устав Учреждения;
лицензию на осуществление образовательной деятельности (в случае если данный вид образовательной деятельности подлежит лицензированию) и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса;
образцы договоров, в том числе об оказании платных дополнительных образовательных услуг;
основные и дополнительные образовательные программы, стоимость образовательных услуг по которым включается в основную плату по договору;
дополнительные образовательные программы, специальные курсы, циклы дисциплин и другие дополнительные образовательные услуги, оказываемые за плату только с согласия потребителя;
перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных образовательных, в том числе платных дополнительных образовательных, услуг, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Информация доводится до потребителя на русском языке и дополнительно, по усмотрению Учреждения, - на бурятском языке.
7.8. Договор заключается в письменной форме и содержит следующие сведения:
наименование Учреждения;
фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;
сроки оказания образовательных услуг;
уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты;
другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг;
должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени Учреждения, его подпись, а также подпись потребителя.
Договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится у исполнителя, т.е. Учреждения, другой - у потребителя.
Примерная форма договора установлена приказом Минобразования РФ от 10.06.2003 г. N 2994 "Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования".
Потребитель обязан оплатить оказываемые образовательные услуги в порядке и в сроки, указанные в договоре. Потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть выдан документ, подтверждающий оплату образовательных услуг.
Стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между исполнителем и потребителем.
На оказание образовательных услуг, предусмотренных договором, может быть составлена смета. Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно. В этом случае смета становится частью договора.
Учреждение оказывает образовательные услуги в порядке и в сроки, определенные договором.
За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и потребитель несут ответственность, предусмотренную договором и законодательством Российской Федерации.
8. Имущество учреждения
8.1. Имущество Учреждения является собственностью муниципального образования "_______________ район" и принадлежит ему на праве оперативного управления.
8.2. Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежными средствами.
8.3. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются:
- регулярные и единовременные поступления от Учредителя;
- бюджетные средства;
- внебюджетные средства, в том числе:
средства, полученные от родителей (законных представителей) за предоставление обучающимся платных образовательных услуг;
добровольные имущественные взносы и пожертвования других физических и юридических лиц;
доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов разрешенной Учреждению предпринимательской деятельности;
дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
другие, не запрещенные действующим законодательством поступления.
8.4. Доходы, полученные от разрешенной Учреждению предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, а также имущество, приобретенное за счет таких доходов, учитываемые на отдельном балансе Учреждения, поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения.
8.5. Учреждение не вправе без согласия уполномоченного органа, сдавать в аренду, передавать во временное пользование, отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
8.6. При осуществлении права оперативного управления имуществом Учреждение в соответствии с действующим законодательством обязано:
- эффективно использовать имущество;
- обеспечить сохранность и использование имущества строго по целевому назначению;
- не допускать ухудшения технического состояния имущества. Это требование не распространяется на ухудшения, связанные с нормативным износом этого имущества в процессе эксплуатации;
- начислять износ на изнашиваемую часть имущества;
- осуществлять капитальный и текущий ремонт закрепленного за Учреждением имущества, при этом не подлежат возмещению любые произведенные улучшения закрепленного на праве оперативного управления имущества, а также имущества, приобретенного за счет средств, выделенных ему по смете.
8.7. Собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое, либо используемое не по назначению имущество Учреждения и распорядиться им по своему усмотрению.
8.8. Контроль за использованием имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, осуществляет уполномоченный собственником орган.
8.9. Контроль за целевым использованием средств, выделенных из бюджета муниципального образования "_____________ район" осуществляет Учредитель.
8.10. В соответствии с установленными нормативами Учреждение обеспечивается помещениями, сооружениями и оборудованием, необходимыми для осуществления образовательного процесса, проведения спортивно-массовых мероприятий, оказания медицинской помощи, организации питания, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания, досуга, быта и отдыха обучающихся.
8.11. Учреждение в установленном порядке может создавать подсобное сельское хозяйство, учебно-производственные мастерские.
8.12. Неиспользованные в текущем году финансовые средства не могут быть изъяты у Учреждения или зачислены в объем финансирования следующего года.
8.13. Привлечение Учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет бюджетных средств.
8.14. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждения, а также имущество, приобретенное им по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление Учреждения в порядке, установленном действующим законодательством.
8.15. Финансирование Учреждения осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов в расчете на одного ребенка в общеобразовательной школе. Нормативы финансирования должны также учитывать затраты, не зависящие от количества детей.
8.16. Учреждение может оказывать дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за рамки финансируемых из бюджета образовательных программ (преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с детьми углубленным изучением предметов и другие услуги), по договорам с учреждениями, предприятиями, организациями и физическими лицами.
8.17. Программы, учебно-методические материалы, в том числе на электронных носителях, разработанные Учреждением или изготовленные по его заказу продукция, являются его интеллектуальной собственностью.
8.18. Учреждение при необходимости пользуется на договорной основе посредническими услугами Учредителя для решения вопросов содержания и развития материально-технической базы.
8.19. Приобретение сырья, материалов, оборудования и других материально-технических средств для учебных целей и для производства промышленной продукции, товаров народного потребления и для другой уставной деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета и собственных средств, находящихся в его распоряжении.
8.20. Земельные участки закрепляются за Учреждением в постоянное (бессрочное) пользование.
8.21. Учреждение самостоятельно распоряжается имеющимися финансовыми средствами.
8.22. Виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера определяются в пределах бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на оплату труда, а также с учетом структуры управления деятельностью Учреждения, штатного расписания, распределения должностных обязанностей Учреждением самостоятельно.
8.23. Учреждение устанавливает ставки заработной платы (должностные оклады) работников Учреждения по установленным нормативам в рамках действующего законодательства.
9. Международная и внешнеэкономическая деятельность
9.1. Учреждение имеет право устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями.
9.2. В соответствии с Законом РФ "Об образовании" Учреждение может участвовать в работе по обмену опытом с иностранными образовательными организациями, участвовать в конференциях, соревнованиях, слетах и т.д.
9.3. Учреждение имеет право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
10. Реорганизация и ликвидация учреждения
10.1. Прекращение деятельности Учреждения как юридического лица осуществляется по решению Учредителя на основании решения Администрации муниципального образования "____________ район" в виде его ликвидации, либо реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
10.2. При ликвидации или реорганизации Учреждения увольняемым работникам и (или) переведенным на другое место работы гарантируется соблюдение их прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10.3. Учреждение может быть ликвидировано или реорганизовано:
- Учредителем или уполномоченным им органом;
- судом в установленном действующим законодательством порядке.
10.4. При реорганизации Учреждения все документы (управленческие, финансово-хозяйственные, по личному составу и др.) передаются в соответствии с установленными правилами Учреждению-правопреемнику.
При ликвидации Учреждения документы постоянного хранения, имеющие научно-историческое значение, передаются на государственное хранение в государственные архивные фонды, документы по личному составу (приказы, личные дела и карточки учета, лицевые счета и т.п.) передаются на хранение в архивный фонд по месту нахождения Учреждения.
Передача и упорядочение документов осуществляется силами и за счет средств Учреждения в соответствии с требованиями архивных органов, установленными действующим законодательством.
10.5. Ликвидация Учреждения осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой Учредителем или принявшим решение о ликвидации Учреждения органом, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
10.6. Учредитель или орган, принявшие решение о ликвидации Учреждения, устанавливает сроки ликвидации Учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
10.7. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами Учреждения. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого Учреждения выступает в суде.
Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуется данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации Учреждения и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Срок заявления требований кредиторами Учреждения не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации Учреждения.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации Учреждения.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого Учреждения, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается Учредителем или органом, принявшим решение о ликвидации Учреждения.
10.8. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого Учреждения производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной действующим законодательством Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
10.9. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается Учредителем Учреждения или органом, принявшим решение о ликвидации Учреждения.
10.10. Учреждение считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации Учреждения в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
10.11. Ликвидация Учреждения считается завершенной, а Учреждение - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
10.12. Денежные средства и имущество, оставшееся после расчета с кредиторами, направляются на уставные цели, в порядке установленном действующим законодательством.
11. Порядок внесения изменений и дополнений в настоящий устав
11.1. Все изменения и (или) дополнения в настоящий Устав вносятся по решению уполномоченного органа Учреждения, согласовываются с Уполномоченным органом и утверждается Учредителем, и подлежат государственной регистрации.
11.2. Государственная регистрация изменений и дополнений в Устав Учреждения осуществляется в порядке, установленном законодательством.
11.3. Изменения и дополнения в Устав Учреждения вступают в силу с момента их государственной регистрации.
12. Перечень видов локальных актов, регламентирующих деятельность
учреждения
12.1. Видами локальных актов, регламентирующими деятельность Учреждения, являются:
Приказы и распоряжения директора Учреждения;
Положения;
Правила;
Декларация прав и обязанностей учащихся;
Инструкции;
другие локальные акты, утвержденные в установленном порядке.
12.2. Локальные акты Учреждения не могут противоречить законодательству, в том числе, настоящему Уставу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от 29 февраля 2008 г. N 217 "О Примерном уставе муниципального общеобразовательного учреждения в Республике Бурятия"
Текст Приказа официально опубликован не был