Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 11 октября 2007 г. N А10-3421/07-22
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Торгово-промышленная компания "Норд" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Бурятия об обязании налогового органа произвести зачет излишне уплаченной суммы пени по страховым взносам в сумме 126 801 руб. 96 коп. в счет погашения недоимки. При участии: от заявителя: не явился; от ответчика: не явился; от третьего лица: не явился;
Резолютивная часть Решения объявлена 10.10.2007 г.
В полном объеме Решение изготовлено 11.10.2007 г.
Общество с ограниченной ответственностью Торгово-промышленная компания "Норд" (далее - ООО ТПК "Норд") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Бурятия (далее - МРИ ФНС РФ N 4 по РБ) произвести по налогоплательщику ООО ТПК "Норд" зачет излишне уплаченной суммы пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 126 801 руб. 96 коп. в счет имеющейся недоимки, а также в счет предстоящих платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии.
Определением от 12 сентября 2007 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, суд привлек Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Муйском районе - филиал Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия (далее - УПФ РФ в Муйском районе - филиал ОПФ РФ по РБ).
Заявитель направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.
Ходатайство удовлетворенно.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен под расписку в судебном заседании 12 сентября 2007 г.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился. Копия определения о назначении судебного заседания вручена своевременно (справка о направлении факсограммы от 25.09.2007 г.).
Руководствуясь частью 1 статьи 123, частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных сторон и третьего лица.
Представитель заявителя, в порядке ст. 49 АПК РФ, направил в суд заявление о внесении изменений в исковые требования. Просит обязать МРИ ФНС РФ N 4 по РБ произвести по налогоплательщику ООО ТПК "Норд" возврат ошибочно перечисленной платежным поручением N 30 от 31.05.2007 г. сумму 130 425 руб. 00 коп. на расчетный счет ООО ТПК "Норд".
Изучив материалы дела, суд выяснил следующее.
ООО ТПК "Норд" платежным поручением N 30 от 31.05.2007 г. ошибочно перечислило в бюджет Пенсионного фонда РФ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии за март 2007 г. в сумме 130 425 руб. 00 коп. по коду бюджетной классификации (КБК) -18210202010062000160 (пени за несвоевременное перечисление платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленных на выплату страховой части трудовой пенсии) вместо 18210202020061000160 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии);
ООО ТПК "Норд" 18 июня 2007 г. направило в МРИ ФНС РФ N 4 по РБ письмо с просьбой рассмотреть возможность зачета ошибочно перечисленных платежей.
МРИ ФНС РФ N 4 по РБ письмом N 05-07/6219 от 17.07.2007 г. отказало ООО ТПК "Норд" в возврате (зачете) излишне уплаченной суммы пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в связи с отсутствием в действующем законодательстве правовых оснований для проведения возврата (зачета).
Не согласившись с данными действиями ООО ТПК "Норд" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Имеющаяся переплата в сумме 130 425 руб. 00 коп. подтверждается копией указанного платежного поручения, реестром учета платежей страхователя и иными документами, имеющимися в материалах дела.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено данным Кодексом. налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.
Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что такие же правила применяются при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации для налоговых органов.
Статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Следовательно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей природе не являются налогами или сборами, понятие которых определено в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому полномочия государственных внебюджетных фондов, предусмотренные пунктом 13 статьи 78 названного Кодекса, не распространяются на правоотношения, связанные с возвратом или зачетом излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Между тем из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 г. N 174-ФЗ) "О бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета -администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии. является Федеральная налоговая служба.
Приказом Минфина России от 16.12.2004 г. N 116н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, пунктом 4 которого предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).
Таким образом, довод МРИ ФНС РФ N 4 по РБ о том, что в настоящее время нормами законодательства РФ не определен порядок возврата (зачета) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, судом не принимается.
В силу пунктов 7 и 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что правила, предусмотренные названной статьей. применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Факт наличия переплаты пени, за несвоевременное перечисление платежей по страховым взносам, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 130 425 руб. 00 коп. МРИ ФНС РФ N 4 по РБ не оспаривается.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 110 судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом с ответчика подлежит взысканию в пользу заявителя государственная пошлина.
Согласно статья 333.21 НК РФ установила, что при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными сумма госпошлины для организаций составила 2 000 рублей;
Согласно статье 333.40 Налогового кодекса РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае: уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено.
Заявитель платежным поручением N 346 от 16.08.2007 г. уплатил государственную пошлину в размере 4 036 руб.03 коп.
Суд считает необходимым возвратить заявителю излишне уплаченную госпошлину в размере 2 036 руб.03 коп.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Удовлетворить требования заявителя полностью.
Признать незаконным отказ МРИ ФНС РФ N 4 по РБ N 05-07/6219 от 17.07.2007 г. в возврате ООО ТПК "Норд" излишне уплаченных пени по страховым взносам в сумме 130 425 руб. 00 коп. перечисленных платежным поручением N 30 от 31.05.2007 г.
Обязать ответчика устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Бурятия в пользу Общества с ограниченной ответственностью Торгово-промышленная компания "Норд" уплаченную государственную пошлину в размере 2000 руб. Выдать исполнительный лист.
Возвратить ООО ТПК "Норд" излишне уплаченную госпошлину в размере 2 036 руб.03 коп. Выдать справку о возврате госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 октября 2007 г. N А10-3421/07-22
Текст Решения официально опубликован не был