В рамках реализации полномочий, предусмотренных статьей 104 Конституции Российской Федерации, Народный Хурал Республики Бурятия постановляет:
1. Внести в качестве законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" (прилагается).
2. Уполномочить депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Кузнецова В.Ф. представлять данную законодательную инициативу при рассмотрении ее в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Обратиться к депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Матханову В.Э. и членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Республики Бурятия Егорову И.Н., Малкину В.Б. с просьбой поддержать указанный проект федерального закона.
4. Направить настоящее Постановление в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель Народного Хурала |
М.М. Гершевич |
г. Улан-Удэ
26 июня 2008 года
N 439-IV
Пояснительная записка
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации"
Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена следующим.
В части расширения рамок установления исключительных случаев заготовки древесины на усмотрение субъектов Российской Федерации Лесным кодексом Российской Федерации от 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ (далее - Лесной кодекс) определено, что заготовка древесины является предпринимательской деятельностью и осуществляется на основании договора аренды либо на основании договора купли-продажи лесных насаждений, право на заключение которого приобретается на аукционе. Руководствуясь пунктом 6 статьи 75 Лесного кодекса, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений. В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Лесного кодекса договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 (проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов) и 30 (заготовка гражданами древесины для собственных нужд).
Главой 7 Лесного кодекса (статьи 75 - 77) определены основные условия договора купли-продажи лесных насаждений и порядок его заключения. Перечень случаев заключения договоров купли-продажи лесных насаждений без проведения аукциона, предусмотренный статьями 19 и 30, является исчерпывающим, а требование о проведении аукциона - обязательным.
Таким образом, определенное статьей 75 Лесного кодекса полномочие по установлению исключительных случаев заготовки древесины ограничивается рамками статьи 77, которой определен исчерпывающий перечень исключительных случаев заготовки древесины без проведения аукциона.
Считаем целесообразным отметить опыт Вологодской области, в частности определение Верховного Суда Российской Федерации в отношении Закона Вологодской области от 10 января 2007 года N 1540-ОЗ "Об установлении исключительных случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений в Вологодской области". Указанный Закон признан недействующим из-за его несоответствия федеральному законодательству, так как перечень исключительных случаев, установленный данным актом, не соответствовал случаям, предусмотренным статьями 19 и 30 Лесного кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенного, предлагаем дополнить Лесной кодекс статьей 75.1, устанавливающей перечень исключительных случаев заготовки древесины по договору купли-продажи лесных насаждений без проведения лесного аукциона.
В части установления возможности заготовки древесины при осуществлении ухода за лесами всеми категориями лесопользователей.
Согласно статье 64 Лесного кодекса уход "за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Проект освоения лесов составляется лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации") в центральной экологической зоне запрещается осуществление сплошных рубок. Разрешено проведение выборочных рубок, в том числе рубок при уходе за лесами.
Учитывая положения статьи 64 Лесного кодекса, заготовку древесины при уходе за лесами в центральной экологической зоне могут осуществлять далеко не все категории лесопользователей, а только лесопользователи, имеющие проект освоения лесов.
В целом использование лесов с целью заготовки древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, за исключением случаев, когда заготовка древесины осуществляется гражданами для собственных нужд. Согласно действующему законодательству выделяются следующие категории лесопользователей:
осуществляющие заготовку древесины по договору аренды лесного участка (предоставляется лесной участок);
осуществляющие заготовку древесины по договору купли-продажи лесных насаждений, заключенному по результатам лесного аукциона (не предоставляется лесной участок);
граждане, осуществляющие заготовку древесины для собственных нужд по договору купли-продажи лесных насаждений (не предоставляется лесной участок).
Из перечисленных категорий лесопользователей проект освоения лесов имеют только лесопользователи, осуществляющие заготовку древесины по договору аренды лесного участка. Предприниматели, заготавливающие древесину на основании договора купли-продажи по результатам аукциона, не вправе заготавливать древесину в центральной экологической зоне. Граждане, проживающие в границах центральной экологической зоны, также не имеют возможности заготавливать древесину для собственных нужд в пределах ближайшего лесничества и вынуждены нести дополнительные материальные расходы на транспортировку древесины.
Таким образом, права лесопользователей, заготавливающих древесину по договорам купли-продажи лесных насаждений без аренды лесного участка, ограничены статьей 64 Лесного кодекса, в связи с чем предлагаем предусмотреть возможность заключения договоров купли-продажи лесных насаждений со всеми категориями лесопользователей. В качестве основания для заготовки древесины в границах центральной экологической зоны без предоставления лесного участка предлагаем использовать проект ухода за лесом, составляемый по аналогии с ранее имевшимся проектом рубок ухода.
Перечень актов
федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта
федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс
Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" потребует принятия правового акта уполномоченного федерального органа исполнительной власти "Об утверждении формы проекта ухода за лесом".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в Лесной кодекс Российской Федерации"
Принятие представленного законопроекта не потребует выделения финансовых средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Справка
о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования
В части расширения рамок установления исключительных случаев заготовки древесины на усмотрение субъектов Российской Федерации
Согласно комментариям А.В. Мазурова к статье 75 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), к исключительным случаям законами субъектов Российской Федерации теоретически могут быть отнесены следующие допускаемые Лесным кодексом и Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" случаи рубок и появления древесины:
рубка деревьев на лесном участке, находящемся в частной собственности, для собственных нужд;
купля-продажа древесины при использовании лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса;
заготовка древесины в порядке противопожарного обустройства лесов.
Лесным кодексом определено, что заготовка древесины является предпринимательской деятельностью и осуществляется на основании договора аренды либо на основании договора купли-продажи лесных насаждений, право на заключение которого приобретается на аукционе.
Руководствуясь пунктом 6 статьи 75 Лесного кодекса, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений. В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Лесного кодекса договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 (проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов) и 30 (заготовка гражданами древесины для собственных нужд).
Главой 7 Лесного кодекса (статьи 75 - 77) определены основные условия договора купли-продажи лесных насаждений и порядок его заключения. Перечень случаев заключения договоров купли-продажи лесных насаждений без проведения аукциона, предусмотренный статьями 19 и 30, является исчерпывающим, а требование о проведении аукциона - обязательным.
Таким образом, определенное статьей 75 Лесного кодекса полномочие по установлению исключительных случаев заготовки древесины ограничивается рамками статьи 77, которой определен исчерпывающий перечень исключительных случаев заготовки древесины без проведения аукциона.
Первым субъектом Российской Федерации, который уже 10 января 2007 года принял закон об исключительных случаях, была Вологодская область. К исключительным случаям были отнесены случаи: заготовки древесины для собственных нужд бюджетными учреждениями, сельскохозяйственными организациями и крестьянскими хозяйствами, зарегистрированными и находящимися на территории области, в пределах установленных нормативов, а также заготовку древесины лицами, заключившими договоры аренды участков лесного фонда до 1 января 2007 года, в границах арендованных участков.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2007 года указанный Закон признан недействующим из-за его несоответствия федеральному законодательству, так как перечень исключительных случаев, установленный данным актом, не соответствовал случаям, предусмотренным статьями 19 и 30 Лесного кодекса Российской Федерации.
В части установления возможности заготовки древесины при осуществлении ухода за лесами всеми категориями лесопользователей.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации") в центральной экологической зоне запрещается осуществление сплошных рубок. Разрешено проведение выборочных рубок:
выборочные рубки спелых, перестойных лесных насаждений;
выборочные санитарные рубки погибших и поврежденных лесных насаждений;
выборочные рубки при уходе за лесами.
Согласно статье 64 Лесного кодекса уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Народного Хурала Республики Бурятия от 26 июня 2008 г. N 439-IV "О законодательной инициативе Народного Хурала Республики Бурятия по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации"
Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст Постановления опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 17 июля 2008 г. N 71(626), в Собрании Законодательства Республики Бурятия NN 6-7(111-112) июнь-июль 2008 г.