Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 24 августа 2009 г. N А10-3183/2009
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия о признании незаконным отказа в государственной регистрации при участии в судебном заседании: от заявителя: Беляевой М.А., представитель по доверенности от 27.01.2009 N 11; от ответчика - Шаргаевой Д.А., представитель по доверенности от 30.07.2009 N 110.
Резолютивная часть решения объявлена "17" августа 2009 г. Полный текст решения изготовлен "24" августа 2009 г.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия (далее - Территориальное управление, ТУ Росимущества по РБ, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия (далее - Управление, УФРС по РБ, ответчик) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, улица Шевцовой, д. 2Б, кадастровый номер 03:24:023713:0018.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования и пояснил суду, что 27.02.2009 ТУ Росимущества по РБ обратилось в УФРС по РБ с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок. В качестве основания государственной регистрации права Российской Федерации Территориальным управлением было приложено к заявлению решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16.06.2008 по делу А10-4418/06, в соответствии с которым договор купли-продажи земельного участка по адресу город Улан-Удэ улица Шевцовой, д. 2Б, заключенный Специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" (далее - СГУ при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества") с Обществом с ограниченной ответственностью "Байкаллеспром" (далее -ООО "Байкаллеспром") и Кузнецовой Любовью Петровной (далее - Кузнецова Л.П.), признан недействительным. Данным решением суда применены последствия недействительности ничтожной сделки с обязанием ООО "Байкаллеспром" и Кузнецовой Л.П. возвращения земельного участка ТУ Росимущества по РБ. Договор купли-продажи земельного участка был заключен 17.04.2006 на основании распоряжения ТУ Росимущества по РБ от 07.03.2006 N 061-р как органом, уполномоченным на распоряжение государственным имуществом в порядке приватизации. Решением Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-4403/06 указанное распоряжение признано недействительным из-за нарушения прав ООО "СМП-834" как собственника объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке.
Наряду с этим судом в указанных решениях сделан вывод, что ТУ Росимущества по РБ, представляя Российскую Федерацию, уполномочено на распоряжение данным земельным участком.
Сообщением от 20.04.2009 УФРС по РБ отказало в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок. Заявитель считает отказ Управления незаконным, так как все недвижимое имущество, находящееся на указанном земельном участке, ранее находилось в государственной собственности, а затем и было передано в процессе приватизации ОАО "Улан-Удэтрансстрой". В настоящее время собственниками этих объектов являются ООО "Байкаллеспром" и Кузнецова П.П.
В силу пункта 4 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации при приватизации расположенных на неделимом земельном участке нескольких зданий, строений, сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, собственники указанных объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок.
Территориальному управлению судом возвращен земельный участок как представителю собственника. Вступившее в законную силу решение суда является обязательным для всех без исключения государственных органов. Государственные органы не вправе выносить решения, противоречащие обстоятельствам, установленным судебным постановлениям. Заявителем представлен полный пакет документов, необходимый для регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество.
Ссылка ответчика на необходимость представления пакета документов, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении права собственности на землю" необоснованна, поскольку право собственности Российской Федерации возникает не по основанию разграничения государственной собственности на землю, а в силу вступившего в законную силу решения арбитражного суда.
Заявителем был представлен перечень документов, необходимый для осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации, установленный положениями статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Истребование у заявителя дополнительных документов не допускается.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской" закреплен порядок распоряжения земельным участком, которое возможно только после государственной регистрации права собственности.
Отказ УФРС по РБ в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок влечет нарушение прав и законных интересов Территориального управления в сфере экономической деятельности, выраженное в невозможности распоряжения земельными участками, и, как следствие, в дальнейшем нарушение прав юридических лиц, у которых отсутствует возможность реализации своих прав в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Представитель УФРС по РБ заявленные требования не признал и дал следующие пояснения.
Отказ Управления в государственной регистрации права Российской Федерации на спорный земельный участок, оформленный в сообщении от 20.04.2009, является законным и обоснованным. Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16.06.2008 по делу N А10-4418/06 не может являться основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данный земельный участок, так как указанный судебный акт признает недействительным договор купли-продажи и применение последствий недействительности договора, что не означает судебное признание права собственности Российской Федерации.
Земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. ТУ Росимущества по РБ в соответствии с действующим на момент совершения сделки законодательства распорядилось земельным участком в силу предоставленных ему полномочий по распоряжению земельными участками. Для государственной регистрации права Российской Федерации на спорный земельный участок должен был предоставлен пакет документов, предусмотренный для оформления права собственности на основании разграничения государственной собственности на землю, то есть предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
Учитывая, что решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16.06.2008 по делу N А10-4418/06 не может являться основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, а документы, предусмотренные действующим законодательством, заявителем не были представлены, государственная регистрация была приостановлена на 1 месяц по инициативе государственного регистратора, а затем в связи с непредставлением ТУ Росимущества по РБ необходимых документов в указанный срок УФРС по РБ отказал в государственной регистрации права собственности Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ТУ Росимущества по РБ 27.02.2009 обратилось в УФРС по РБ с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 41920 кв.м. с кадастровым номером 03:24:023713:18, находящийся по адресу Республика Бурятия, город Улан-Удэ, относительно ориентира (производственного здания), расположенного в границах участка, с почтовым адресом улица Шевцовой, 2Б. В качестве основания для государственной регистрации права собственности заявителем указано решение суда (л.д.71).
К заявлению от 27.02.2009 заявителем приложены в том числе, кадастровый паспорт на земельный участок (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 29.08.2008 N 24/08-3092/3 (л.д.78-79) и решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16.06.2008 по делу NА10-4418/06 (л.д.73-77).
23.03.2009 УФРС по РБ уведомлением от 23.03.2009 за N 01/015/2009-437 сообщило о приостановлении государственной регистрации прав собственности на спорный земельный участок, документы на которую представлены ТУ Росимущества по РБ, на срок до 23.04.2009 в связи с возникшими сомнениями государственного регистратора в наличии оснований для проведения государственной регистрации (л.д.80-82).
20.04.2009 УФРС по РБ сообщением за N 01/015/2009-437 отказало в государственной регистрации права собственности на земельный участок по документам, представленным ТУ Росимущества по РБ, на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Отказ в государственной регистрации мотивирован тем, что заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для регистрации права собственности, а также, что представленные на государственную регистрацию права, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Из сообщения УФРС по РБ от 20.04.2009 следует, что ТУ Росимущества по РБ не представлены документы, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности".
ТУ Росимущества по РБ, не согласившись с отказом ответчика, обратилось в суд с настоящим заявлением.
В силу пункта 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит установление факта несоответствия закону или иному нормативному правовому акту отказа в государственной регистрации права собственности и обстоятельств наличия либо отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя со стороны регистрирующего органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих правоотношений -гражданами и юридическими лицами.
Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.
Основания отказа в государственной регистрации прав перечислены в статье 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Согласно абзацам 4, 10 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом и двенадцатом пункта 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела заявителем в качестве основания государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок по адресу: г.Улан-Удэ ул.Шевцовой, д.2Б приложено решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16.06.2008 по делу NА10-4418/06 (л.д.73-77). Указанным решением суда признан недействительным договор N 1818 от 17.04.2006 купли-продажи земельного участка (кадастровый номер 03:24:023713:0018) общей площадью 41849 кв.м., находящегося по адресу: г.Улан-Удэ, пос.Матросово, ул.Шевцовой, а также применены последствия недействительности ничтожной сделки - договора купли-продажи N 1818 от 17.04.2006 с обязанием ООО "Байкаллеспром" и индивидуального предпринимателя Кузнецовой Л.П. возвратить земельный участок площадью 41849кв.м., расположенный по адресу: г.Улан-Удэ, ул.Шевцовой 2Б ТУ Росимущества по РБ, а ТУ Росимущества по РБ возвратить ООО "Байкаллеспром", индивидуальному предпринимателю Кузнецовой Л.П денежные средства, перечисленные в федеральный бюджет в размере 478 465,89 руб.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства совершения оспоренной сделки.
17.04.2006 специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" и ООО "Байкаллеспром", Кузнецова Л.П. заключили договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка на основании распоряжения ТУ Росимущества по РБ N 061-р от 07.03.2006 (л.д.99-102).
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31.07.2009 N 01/127/2009-599 следует, что по объекту - земельный участок с кадастровым номером 03:24:023713:0018, назначением объекта: земли поселений -занимаемый объектами производственной базы, площадью 41849 кв.м. по адресу г.Улан-Удэ, ул.Шевцовой, уч.2Б записи о правообладателе не вносилась. 01.04.2005 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись об ограничении права в виде аренды в пользу Кузнецовой Л.П. со сроком действия с 01.04.2005 по 21.03.2007 (л.д.93).
Сторонами не оспаривается обстоятельство, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок до совершения сделки купли-продажи от
17.04.2006 не регистрировалось в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 24.10.2007 по делу А10-4403/06 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СМП-834" (далее - ООО "СМП-834" к ТУ Росимущства по РБ распоряжение Территориального управления N 061-р от 07.03.2006 признано недействительным. Суд усмотрел нарушение прав и интересов ООО "СМП-834" при предоставлении данным распоряжением земельного участка в долевую собственность ООО "Байкаллеспром" и Кузнецовой Л.П., поскольку на нем находился в том числе, железнодорожный путь N 1, принадлежащий ООО "СМП-834" (л.д.14-19).
16.06.2008 Арбитражным судом Республики Бурятия по иску ООО "СМП-834" к СГУ при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества" и индивидуальному предпринимателю Кузнецовой Л.П., ООО "Байкаллеспром" принято решение по делу NА10-4418/06 о признании недействительным договора купли-продажи спорного земельного участка, которое представлено заявителем в УФРС по РБ в качестве основания для государственной регистрации права собственности Российской Федерации.
Согласно разъяснению Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенного в Информационном письме от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (пункт 1), основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии со статьей 28 Закона о регистрации являются судебные акты, в резолютивной части которых имеется вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном или обязательственном праве (наличии обременения или ограничения права), подлежащем государственной регистрации.
Исходя из фактических обстоятельств дела и анализа норм вышеприведенных правовых актов, суд соглашается с доводом ответчика, что решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16.06.2008 по делу NА10-4418/06 не могло являться основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации.
Из содержания данного решения суда, его резолютивной части следует, что признается недействительным договор купли-продажи спорного земельного участка с применением последствий недействительности ничтожной сделки, установлена обязанность стороны сделки - покупателей ООО "Байкаллеспром" и индивидуального предпринимателя Кузнецовой Л.П. возвратить Территориальному управлению земельный участок, полученный по указанной сделке.
Судом установлено, что право собственности Российской Федерации до совершения сделки по купле-продаже земельного участка N 1818 от 17.04.2006 не было зарегистрировано в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации". Полномочия по распоряжению земельным участком ТУ Росимущества по РБ имело в силу действующих на спорный момент норм законодательства.
В силу пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 31.01.2005) "О приватизации государственного и муниципального имущества" до разграничения государственной собственности на землю решение о продаже земельных участков принималось органом, принявшим решение о приватизации соответствующих объектов недвижимости. Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 31.12.2005) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалось.
Следовательно, Территориальное управление распорядилось земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.
Решением суда от 16.06.2008 по делу NА10-4418 в порядке пункта 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации применены последствия недействительности сделки. В мотивировочной части решения суда указано, что земельный участок подлежит возврату органу, уполномоченному на распоряжение государственным имуществом в порядке приватизации.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что данное решение суда не может расцениваться как признание права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Таким образом, УФРС по РБ в силу абзаца 4 пункта 1 статьи 20 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обоснованно посчитал об отсутствии основания для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, поскольку из содержания решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 16.06.2008 по делу А10-4418/06 не следует возникновение или признание заявляемого права.
В сообщении от 20.04.2009 УФРС по РБ отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок мотивирован также тем, что заявителем не представлены необходимые документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на основании статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю". Судом рассмотрен довод заявителя, что указанные основания для отказа в государственной регистрации являются неправомерными, поскольку заявлено о государственной регистрации права не по основанию разграничения государственной собственности на землю, а в силу вступившего в законную силу решения суда.
Суд не усматривает противоречий в данном обосновании отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации, поскольку решение суда не могло являться основанием для государственной регистрации, а первичное право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок в данном случае могло возникнуть по основанию разграничения государственной собственности.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
УФРС по РБ 23.03.2008, приостанавливая государственную регистрацию права, в уведомлении известило заявителя о необходимости представления документов, подтверждающих возникновение права Российской Федерации на земельный участок в порядке разграничения государственной собственности на землю.
В сообщении от 20.04.2009 УФРС по РБ в качестве основания отказа в государственной регистрации права Российской Федерации на спорный земельный участок указало, в том числе, непредставление документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для государственной регистрации прав, что предусмотрено абзацем 10 пункта 1 названного Закона.
Таким образом, судом делается вывод, что Управление 20.04.2009 правомерно отказало ТУ Росимущества по РБ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу г.Улан-Удэ, ул.Шевцовой, 2Б. Данный отказ УФРС по РБ принят в соответствии нормами Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и действующего законодательства.
Поскольку действия Управления законны, они не могут повлечь нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежала отнесению на заявителя.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
4. Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Бурятия.
5. В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 августа 2009 г. N А10-3183/2009
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был