Распоряжение Правительства Республики Бурятия
от 8 декабря 2009 г. N 656-р
13 ноября 2015 г., 13 января 2017 г.
В целях развития физической культуры и спорта в Республике Бурятия, во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 г. N 1101-р:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития физической культуры и спорта в Республике Бурятия на период до 2020 года.
2. Заинтересованным органам исполнительной власти Республики Бурятия до 1 апреля 2010 года разработать комплекс мер по развитию физической культуры и спорта с учетом положений Стратегии развития физической культуры и спорта в Республике Бурятия на период до 2020 года.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Президент - Председатель |
В.В.Наговицын |
Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 13 января 2017 г. N 14-р настоящая Стратегия изложена в новой редакции
Стратегия развития физической культуры и спорта в Республике Бурятия на период до 2020 года
(утв. распоряжением Правительства Республики Бурятия от 8 декабря 2009 г. N 656-р)
13 ноября 2015 г., 13 января 2017 г.
I. Введение
Стратегия развития физической культуры и спорта в Республике Бурятия на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В. и посланием Главы Республики Бурятия Наговицына В.В. Народному Хуралу Республики Бурятия.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года определена роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала.
В настоящей Стратегии определяются цель, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на период до 2020 года.
Приоритетными задачами в развитии физической культуры и спорта, пропаганде здорового образа жизни являются:
1. Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
2. Достижение максимальных спортивных результатов.
3. Повышение доступности занятий физической культурой и спортом для населения Республики Бурятия.
4. Повышение эффективности управления в сфере физической культуры и спорта.
За последние годы в Республике Бурятия наметилось улучшение основных показателей развития физической культуры и спорта. С 2006 по 2016 год работа проводилась посредством реализации республиканских целевых программ по развитию физической культуры и спорта и Государственной программы "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики". Физическая культура и спорт являются составной частью здорового образа жизни населения Республики Бурятия, где проживает 982,3 тыс. человек, в том числе:
- 430,5 тыс. человек (городское население);
- 551,8 тыс. человек (сельское население).
В настоящее время физической культурой и спортом в Республике Бурятия занимается 30,5% населения (более 250 тыс. человек).
Наиболее высокие показатели численности систематически занимающихся физической культурой и спортом в Окинском (25,8%), Джидинском (17%), Курумканском (16,7%) районах. Самые низкие показатели в Иволгинском (8,1%), Кяхтинском (9,2%), Муйском (10,4%) районах.
Ежегодно в Республике Бурятия проводятся спортивные мероприятия: Сурхарбан, сельские спортивные игры, спартакиада школьников, спартакиада учебных заведений начального, среднего, высшего профессионального образования, чемпионаты и первенства по видам спорта, в соответствии с единым календарным планом физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, международные и всероссийские турниры по вольной борьбе и стрельбе из лука. Всероссийские массовые соревнования: "Кросс Нации", "Оранжевый мяч", "Российский азимут", "Лыжня России", "Кожаный мяч".
Опорными видами спорта в республике были и продолжают оставаться: легкая атлетика, бокс, борьба, стрельба из лука, пулевая стрельба, тхэквондо ВТФ. Наиболее массовые виды спорта - футбол, волейбол, баскетбол. Большой популярностью у молодежи пользуются восточные единоборства.
В составы сборных команд России входят более 70 спортсменов из Республики Бурятия. Норматив мастера спорта России ежегодно выполняют до 40 человек. Победителями и призерами российских соревнований становятся около 60 спортсменов, чемпионатов мира и Европы - более 10 человек.
Подготовку спортивного резерва в Республике Бурятия ведут 42 ДЮСШ и 5 СДЮСШОР, республиканский многоуровневый колледж, школа высшего спортивного мастерства.
II. Вызовы предстоящего долгосрочного периода
В середине текущего десятилетия в сфере физической культуры и спорта страны возник комплекс проблем.
Первой проблемой явилось ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения.
Таким образом, перед сферой физической культуры и спорта стоят глобальные задачи, решение которых требует современных и своевременных подходов.
Основными проблемами, сдерживающими развитие и эффективное использование физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни населения Республики Бурятия, являются низкий уровень обеспеченности спортивными сооружениями, их оснащение современным инвентарем и оборудованием. Республика Бурятия обеспечена объектами спорта: спортивными залами - 44,3% от социальных нормативов (1,56 тыс. кв. м на 10 тыс. чел. населения), плавательными бассейнами -6,2% (46,3 кв. м на 10 тыс. чел. населения), плоскостными сооружениями - 43,6% (8,5 тыс. кв. м на 10 тыс. чел. населения).
Должным образом не осуществляется капитальный ремонт и реконструкция ряда спортивных залов и бассейнов, в результате чего техническое состояние многих из них представляет угрозу для здоровья спортсменов. Также это является одной из причин крайне медленного роста числа занимающихся в платных группах. По этим причинам остается неудовлетворенным спрос различных групп населения на качественные и безопасные услуги. Необходимо отметить, что в Республике Бурятия имеются спортивные сооружения (Центральный стадион, Физкультурно-спортивный комплекс) соответствующие современным требованиям для проведения крупных международных соревнований, но отсутствуют такие сооружения как лукодром, крытый каток, центр адаптивной физической культуры и спорта, что в значительной степени отрицательно влияет на имидж Республики Бурятия.
Серьезной проблемой в Республике Бурятия остается развитие кадрового потенциала. Устаревшая учебно-материальная база, слабое внедрение инновационных спортивных технологий в систему образования Республики Бурятия привели к низкой конкурентоспособности республики среди субъектов Российской Федерации по организации физкультурно-спортивной работы. Низкая заработная плата в отрасли физической культуры и спорта сказывается на привлечении и удержании молодых специалистов.
Перспективы развития массовой физической культуры и спорта в Республике Бурятия в значительной степени зависят от состояния профессионального уровня и качества подготовки физкультурных и управленческих кадров.
III. Цель и задачи Стратегии
Целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан республики вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность Республики Бурятия.
К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:
1) создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения;
2) разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;
3) модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования;
4) совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;
5) развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
6) развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
7) создание системы обеспечения безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями.
IV. Целевые показатели реализации Стратегии
Целевые показатели реализации Стратегии определены в приложении к Стратегии.
V. Создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения
1. Основными направлениями создания новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения являются:
1) разработка и формирование организационной основы управления развитием физической культуры и спорта;
2) совершенствование системы спортивных и физкультурных мероприятий;
3) совершенствование взаимодействия муниципальных образований в сфере физической культуры и спорта;
4) разработка параметров двигательной активности для населения различных возрастных и социальных групп;
5) разработка системы физического воспитания и развития человека в различные периоды его жизни, в первую очередь подрастающего поколения.
2. Для создания новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения необходима реализация комплекса следующих мер:
1) создание сети спортивных клубов по месту жительства, в том числе спортивных клубов выходного дня для самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом;
2) совершенствование ежегодного единого календарного плана спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий. Составной частью единого календарного плана должна стать система спартакиад среди различных групп населения как основа комплексных многоэтапных спортивных и физкультурных мероприятий в Бурятии;
3) разработка и внедрение рекомендаций по объему двигательной активности, включая утреннюю и производственную гимнастику, в зависимости от индивидуальных особенностей граждан;
4) обеспечение преемственности программ физического воспитания в образовательных учреждениях;
5) реализация дифференцированного подхода к размещению объектов спорта с учетом плотности населения, транспортной доступности и развиваемых в Республике Бурятия видов спорта;
6) повышение статуса спортивных федераций по видам спорта;
7) совершенствование нормативного правового регулирования, в том числе уточнение функций и полномочий муниципальных образований в Республике Бурятия в сфере физической культуры и спорта;
8) проведение мониторинга систематически занимающихся физической культурой и спортом, а также соотношения спроса и предложения на спортивно-оздоровительные услуги.
3. Ожидаемыми результатами новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения являются:
регулярность проведения спартакиад среди различных групп и категорий населения республики;
выполнение норм всероссийского физкультурно-спортивного комплекса обучающимися и студентами образовательных учреждений.
VI. Разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни
1. Основными направлениями разработки и реализации комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни являются:
1) определение приоритетных направлений пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
2) поддержка проектов по развитию физической культуры и спорта в средствах массовой информации;
3) формирование государственного заказа на создание и распространение кинематографической, печатной и наглядной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов в области здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
4) пропаганда нравственных ценностей физической культуры и спорта, идей олимпизма;
5) разработка и реализация республиканских информационно-пропагандистских кампаний в рамках движения "Спорт для всех";
6) проведение оценки эффективности пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
7) оказание информационной поддержки населению в организации занятий физической культурой и спортом;
8) разработка системы мер по популяризации здорового образа жизни, физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, по месту работы, жительства и отдыха населения.
2. Для пропаганды физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни необходима реализация комплекса следующих мер:
1) осуществление исследований по выявлению интересов, потребностей и мотиваций различных групп населения и определению эффективности работы по пропаганде физической культуры и здорового образа жизни;
2) использование возможностей сети Интернет для пропаганды физкультурно-оздоровительных систем и занятия физическими упражнениями, особенно среди подрастающего поколения;
3) активное привлечение к пропаганде спорта ведущих спортивных специалистов, спортсменов, политиков, общественных деятелей, использование социальной рекламы в пропаганде здорового образа жизни и занятий спортом;
4) улучшение просветительно-образовательной работы в образовательных учреждениях, по месту работы, жительства и отдыха населения по пропаганде физической культуры и спорта, возможностей спортивно-оздоровительной деятельности в профилактике негативных социальных явлений;
5) совершенствование рекламы и организация пропаганды спорта и здорового образа жизни;
6) издание методических материалов и пособий.
3. Ожидаемыми результатами пропаганды физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни являются:
1) на первом этапе:
расширение на телеканалах исходя из концепции их вещания спортивной тематики в программах для детей;
увеличение числа детей, подростков и молодежи, систематически занимающихся физической культурой и спортом и участвующих в массовых всероссийских пропагандистских кампаниях;
2) на втором этапе:
повышение степени информированности и уровня знаний различных категорий населения по вопросам физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
увеличение числа лиц экономически активного населения и лиц старшего возраста, систематически занимающихся физической культурой и спортом и участвующих в массовых пропагандистских кампаниях;
увеличение числа лиц, занимающихся физической культурой самостоятельно и использующих информационную поддержку средств массовой информации и сети Интернет;
формирование общественного мнения о необходимости ведения здорового образа жизни и потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом (особенно среди молодежи).
VII. Модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях
1. Основными направлениями модернизации системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях, являются:
1) модернизация физического воспитания в образовательных учреждениях;
2) совершенствование физического воспитания взрослого населения, в том числе лиц, нуждающихся в социальной поддержке;
3) совершенствование физического воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и привлечение их к занятиям спортом;
4) улучшение физической подготовки военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, развитие военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;
5) повышение эффективности физической подготовки молодежи допризывного возраста;
6) улучшение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди социально незащищенных слоев общества.
2. Для модернизации системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях, необходима реализация комплекса следующих мер:
1) физическое воспитание обучающихся в образовательных учреждениях, в том числе:
модернизация физического воспитания и развитие спорта в образовательных учреждениях;
создание условий и стимулов для расширения сети физкультурно-оздоровительных комплексов, детско-юношеских спортивных клубов и спортивных команд, функционирующих на базе образовательных учреждений и по месту жительства;
внедрение новых проектов образовательных учреждений с обязательным строительством объектов спорта (спортивных залов, в том числе тренажерных, бассейнов, многопрофильных и комплексных плоскостных спортивных сооружений);
увеличение охвата детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, обязательными и дополнительными занятиями физической культурой по программам дошкольных образовательных учреждений;
внедрение в систему образовательных учреждений мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности;
оснащение общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей необходимым спортивным инвентарем и оборудованием;
сохранение обязательной формы физкультурного образования - для обучающихся в объеме не менее 3 часов, с учетом одного дополнительного часа в неделю, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, существенное увеличение объема спортивной работы в общеобразовательных учреждениях во внеурочное время путем дополнения блока дополнительного образования образовательными программами спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки спортивных школ для реализации необходимого недельного объема двигательного режима не менее 8 часов в неделю (для студентов - не менее 4 часов обязательных занятий в неделю в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и недельной двигательной активности в объеме не менее 8 часов);
совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий для всех категорий обучающихся и студентов;
внедрение рекомендаций по повышению эффективности проведения обязательных уроков (занятий) физической культуры в системе образовательных учреждений;
создание в образовательных учреждениях детско-юношеских спортивных и туристских клубов (центров);
установление требований по обеспечению безопасности для жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий физической культурой;
совершенствование перечня аккредитационных показателей деятельности вуза с учетом эффективности системы физического воспитания студентов и организации спортивно-массовой работы;
развитие инфраструктуры детско-юношеского и спортивно-оздоровительного туризма и его внедрение в образовательных учреждениях, спортивно-оздоровительных лагерях;
2) физическое воспитание взрослого населения, в том числе:
включение вопросов развития физической культуры и спорта в коллективные договоры между профсоюзами и работодателями;
разработка комплекса мер по предоставлению поддержки предприятиям (независимо от форм собственности), осуществляющим строительство спортивных сооружений;
разработка физкультурно-оздоровительных программ занятий для граждан старшего возраста;
совершенствование кадрового обеспечения физкультурно-оздоровительной и массовой спортивной работы на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства населения;
создание условий для физкультурно-оздоровительных занятий граждан старшего возраста, в том числе в стационарных учреждениях социального обслуживания;
содействие развитию физической активности различных категорий и групп населения, занятия новыми видами спорта, спортивным туризмом и национальными видами спорта;
стимулирование работодателей для создания условий для физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также пропаганды здорового образа жизни среди работников;
разработка мер по привлечению волонтеров (инструкторов по физической культуре и спорту) для работы с трудоспособным населением, лицами старших возрастных групп;
3) физическое воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, других категорий населения, в том числе:
разработка мер по привлечению к занятиям физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и социально незащищенных слоев общества;
обеспечение доступности объектов спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и социально незащищенных слоев общества;
разработка современных научно обоснованных методик, программ и технологии физического воспитания и спортивной тренировки инвалидов;
создание условий для систематических занятий физической культурой и спортом в специализированных образовательных учреждениях;
разработка нормативных правовых документов по созданию отделений и групп для детей-инвалидов в детско-юношеских спортивных школах и адаптивных детско-юношеских спортивных школах;
создание программно-методического обеспечения физической и социальной адаптации и интеграции инвалидов;
разработка программ по вовлечению в спортивно-оздоровительный туризм лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
разработка мер по кадровому обеспечению физкультурно-спортивной работы среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
принятие необходимых мер по улучшению условий в исправительных учреждениях для занятия осужденными физической культурой и спортом;
4) физическое воспитание военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, развитие военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, физическая подготовка молодежи допризывного возраста, в том числе:
модернизация системы спортивной и технической подготовки допризывной молодежи, в том числе увеличение финансового обеспечения авиационных, технических, военно-прикладных видов спорта, а также единого перечня требований к физической подготовленности призывников;
проведение спортивно-массовой работы среди всех категорий военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, с учетом их физкультурных и спортивных интересов;
принятие программ развития военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;
проведение ведомственных и межведомственных физкультурных и спортивных мероприятий по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;
развитие служебно-прикладных видов спорта органами безопасности и правопорядка совместно с общественно-государственными организациями;
обеспечение объектов спорта по развитию военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта современным оборудованием и инвентарем;
совершенствование системы подготовки и аттестации тренеров и судей по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;
развитие системы дополнительного образования детей путем увеличения количества детско-юношеских спортивно-технических школ, а также спортивно-технических клубов для детей и подростков;
создание экспериментальных площадок для апробирования и внедрения новых форм оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий, физической подготовки молодежи допризывного возраста.
VIII. Совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене
1. Основными направлениями совершенствования подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене и усиления мер социальной защиты спортсменов и тренеров являются:
1) развитие детско-юношеского спорта, системы отбора и подготовки спортивного резерва;
2) развитие студенческого спорта;
3) совершенствование системы развития спорта высших достижений;
4) усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;
5) укрепление международных спортивных связей.
2. Для совершенствования подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва, для повышения конкурентоспособности бурятского спорта на всероссийской и международной спортивной арене и усиления мер социальной защиты спортсменов и тренеров необходима реализация комплекса следующих мер:
1) модернизация системы развития детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва, включая совершенствование системы отбора талантливых спортсменов и стимулирование тренерско-преподавательского состава;
2) развитие федеральных учреждений спортивной подготовки;
3) стимулирование развития системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, создание детских спортивных школ, а также секций и спортивных клубов для детей и взрослых;
4) проведение научных исследований и разработок в области теоретико-методических и медико-биологических основ системы подготовки спортивного резерва;
5) совершенствование системы проведения всероссийских соревнований среди школьных команд по различным видам спорта в целях привлечения большего числа детей и подростков к занятию спортом и отбора наиболее талантливых из них для занятия спортом высших достижений;
6) разработка и внедрение системы многолетнего спортивного отбора одаренных юных спортсменов на основе модельных характеристик физической и технической подготовленности, физического развития и оценки состояния здоровья;
7) введение учреждений образования, школ-интернатов спортивной направленности и центров образования спортивной направленности;
8) разработка требований к организации специализированных классов по видам спорта с углубленным учебно-тренировочным процессом с учетом их наполняемости по видам спорта и возраста обучающихся;
9) разработка предложений по созданию в Республике Бурятия региональных центров спортивной подготовки (спортивного резерва);
10) реализация мер по развитию в спортивных школах зимних паралимпийских видов спорта;
11) разработка требований к организации детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва с учетом современных требований к подготовке спортсменов высокого класса;
12) разработка учебно-тренировочных программ спортивных школ по видам спорта с учетом современных спортивных технологий.
3. Для повышения конкурентоспособности бурятского спорта на всероссийской и международной арене, развития студенческого спорта, совершенствования спорта высших достижений необходимо:
1) модернизировать систему подготовки спортсменов высокого класса, включая совершенствование системы управления процессом подготовки спортсменов высокого класса;
2) разработать перспективные научно-методические и медико-биологические технологии, направленные на совершенствование содержания и структуры тренировочного процесса спортсменов высокого класса;
3) внедрять инновационные технологии подготовки спортсменов, включая медицинское обеспечение, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;
4) создать систему государственного заказа по подготовке спортсменов - кандидатов в состав основных спортивных сборных команд страны по видам спорта;
5) развивать молодежные общественные организации в сфере физической культуры и спорта;
6) принять меры по развитию студенческого спорта в Республике Бурятия, включая создание спортивных клубов и оказание информационной поддержки развитию студенческого спорта в республике;
7) обеспечить научно-методическое и медицинское сопровождение спортсменов резервных спортивных команд, а также обеспечить их спортивным инвентарем и экипировкой;
8) разработать систему мер государственной поддержки развития олимпийских видов спорта с низкой самоокупаемостью;
9) создать систему непрерывного образования, включая подготовку и повышение квалификации тренерского состава, специалистов спортивной медицины, спортивных судей;
10) разработать систему мер по усилению ответственности лиц, применяющих запрещенные средства и методы в спорте;
11) разработать систему мер по социальной защите спортсменов и тренеров, в том числе путем усиления адресности социальной помощи выдающимся российским спортсменам;
12) содействовать развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций.
4. Для решения задач в области спортивной политики необходимо:
1) расширить сотрудничество с международными спортивными организациями по основным направлениям развития физической культуры и спорта;
2) развивать связи и укреплять позиции в азиатских спортивных организациях, а также обеспечить развитие связей со спортивными организациями других стран;
3) развивать сотрудничество с международными спортивными организациями, объединяющими граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
5. Ожидаемыми результатами совершенствования подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности бурятского спорта на всероссийской и международной спортивной арене являются:
1) на первом этапе:
увеличение доли лиц, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях;
увеличение числа лиц, занимающихся в спортивных школах на этапах подготовки по зимним видам спорта;
2) на втором этапе:
увеличение числа лиц, занимающихся в спортивных школах на этапах подготовки по зимним видам спорта.
IX. Развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности
1. Основными направлениями развития организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности являются:
1) совершенствование системы управления сферой физической культуры и спорта на всех уровнях;
2) улучшение кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта;
3) создание научно-методической базы, повышение эффективности медико-биологического и антидопингового обеспечения в сфере физической культуры и спорта.
2. Для развития организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности необходима реализация комплекса следующих мер:
1) совершенствование взаимодействия федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта с другими субъектами физической культуры и спорта;
2) внедрение системы показателей оценки эффективности деятельности различных организаций по развитию физической культуры и спорта и использования спортивных объектов;
3) совершенствование управления сферой физической культуры и спорта на региональном и муниципальном уровнях;
4) разработка программы информатизации сферы физической культуры и спорта и организация работы по ее внедрению.
3. Для решения задач кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта необходимо:
1) сформировать государственный заказ на подготовку специалистов в области физической культуры и спорта;
2) совершенствовать перечень специальностей и направлений профессиональной подготовки в соответствии с запросами сферы физической культуры и спорта;
3) оптимизировать структуру сети образовательных учреждений сферы физической культуры и спорта, в том числе на основе создания современных университетских комплексов;
4) совершенствовать систему повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта, профессиональной переподготовки с использованием современных средств и методов;
5) организовать подготовку квалифицированных специалистов по адаптивному спорту;
6) сформировать многоуровневую систему непрерывной подготовки тренерско-преподавательского состава;
7) разработать меры по подготовке волонтеров для улучшения кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта.
4. Для развития научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физической культуры и спорта необходимо:
1) разработать эффективные физкультурно-оздоровительные системы, средства и методы, направленные на укрепление здоровья различных категорий и групп населения, повышение и продление работоспособности и социальной активности трудящихся и пенсионеров, а также социальной и физической адаптации лиц с ограниченным здоровьем и инвалидов;
2) обеспечить разработку и внедрение эффективных физкультурно-спортивных технологий, модернизацию системы научно-методического, медико-биологического, психологического и педагогического обеспечения спортивных сборных команд страны и спортивного резерва;
3) обеспечить соответствие подготовки научных кадров высшей квалификации потребностям науки в сфере физической культуры и спорта;
4) повысить роль врачебно-физкультурных диспансеров в оценке состояния здоровья спортсменов, их способностей и возможностей;
5) оптимизировать систему медико-биологического обеспечения спортсменов сборных команд и спортивного резерва;
6) разработать комплекс мер по улучшению антидопингового обеспечения развития спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва;
7) усилить ответственность спортсменов, тренеров и медицинских работников за использование допинговых средств и методов в спорте и физической культуре;
8) разработать и внедрить порядок медицинского обеспечения спортивных соревнований.
5. Ожидаемыми результатами развития организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности являются:
1) на первом этапе:
создание системы организации и проведения спортивных и физкультурных мероприятий;
сокращение территориальной дифференциации в обеспечении объектами физической культуры и спорта;
создание при всех учебно-тренировочных базах олимпийской подготовки спортивных сборных команд страны медико-восстановительных и реабилитационных центров;
доведение количества штатных работников физической культуры и спорта до оптимального уровня;
2) на втором этапе:
доведение количества штатных работников физической культуры и спорта до оптимального уровня;
функционирование системы подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований.
X. Развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности
1. Основными направлениями развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствования финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности являются:
1) разработка мер по обеспечению инновационного характера создания и развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта;
2) определение показателей эффективности использования объектов спорта;
3) улучшение оснащения объектов спорта необходимым спортивным оборудованием и инвентарем для занятий физической культурой и спортом;
4) модернизация предприятий, производящих товары для занятий физической культурой и спортом;
5) разработка комплекса мер по развитию малого предпринимательства и государственно-частного партнерства в сфере физической культуры и спорта;
6) развитие баз подготовки спортсменов высокого класса, включая паралимпийцев и сурдлимпийцев;
7) разработка отраслевых нормативов финансирования физической культуры и спорта;
8) совершенствование системы оплаты труда в сфере физической культуры и спорта.
2. Для развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствования финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности необходима реализация комплекса следующих мер:
1) улучшение материально-технического обеспечения организаций физической культуры и спорта;
2) развитие системы оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия на основе показателей, характеризующих развитие инфраструктуры физической культуры и спорта;
3) ведение реестра объектов спорта всех видов собственности (спортивные залы, плоскостные спортивные сооружения, плавательные бассейны).
3. Ожидаемыми результатами развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствования финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности являются:
1) на первом этапе:
внедрение типовых проектов объектов спорта на пришкольной территории и типовых проектов универсальных спортивных и специализированных плоскостных сооружений в микрорайонах, парках, зонах отдыха;
внедрение новой системы оплаты труда тренеров, инструкторов, преподавателей физической культуры и медицинских работников, занятых в сфере физической культуры и спорта, с учетом результативности их деятельности;
использование нормативов подушевого финансирования физической культуры и спорта с учетом местных и социально-экономических особенностей Республики Бурятия и объемов необходимой двигательной активности различных категорий и групп населения;
2) на втором этапе:
продление действия Государственной программы "Развитие физической культуры и спорта в Республики Бурятия на 2017 - 2020 годы";
создание Всероссийского реестра объектов спорта всех видов собственности;
обеспечение образовательных учреждений объектами спорта, необходимыми для организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий и учебных занятий.
XI. Создание системы обеспечения безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями
1. Основными направлениями создания системы обеспечения безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями являются:
1) разработка комплекса мер по улучшению общественной безопасности на объектах спорта;
2) определение системы мер по организации работы с болельщиками и их объединениями.
2. Для создания системы обеспечения безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями необходима реализация комплекса следующих мер:
1) разработка программ по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на объектах спорта;
2) совершенствование нормативной правовой базы обеспечения правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых физкультурных и спортивных мероприятий на объектах спорта;
3) проведение мониторинга обеспечения правопорядка и общественной безопасности;
4) осуществление подготовки кадров и повышения квалификации работников, обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность, включая эксплуатационную надежность физкультурно-спортивных сооружений;
5) совершенствование системы государственного контроля обеспечения правопорядка и общественной безопасности массовых физкультурных и спортивных мероприятий на объектах спорта;
6) внедрение системы стандартизации и сертификации безопасности и качества объектов спорта и оказываемых на них физкультурно-спортивных услуг, приведение ее в соответствие с международными требованиями;
7) разработка и принятие положения о клубе спортивных болельщиков и создание российской ассоциации клубов болельщиков по видам спорта;
8) проведение всероссийского конкурса на лучший клуб спортивных болельщиков и освещение деятельности клубов болельщиков в средствах массовой информации.
3. Ожидаемыми результатами создания системы обеспечения безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями являются:
1) обеспечение правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых физкультурных и спортивных мероприятий на объектах спорта, проведение мер социального, просветительного и превентивного характера для предотвращения насилия в ходе этих мероприятий;
2) сокращение числа противоправных действий на физкультурно-спортивных сооружениях, в непосредственной близости от них и вдоль путей следования зрителей;
3) увеличение числа зрителей, посещающих объекты спорта;
4) соблюдение требований безопасности и конструктивной надежности физкультурно-спортивных сооружений.
XII. Объем и источники финансирования мероприятий Стратегии
Финансовое обеспечение реализации Стратегии предусматривается за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Бурятия, муниципального бюджета и внебюджетных источников.
Государственная поддержка может также осуществляться путем выделения субсидий общероссийским спортивным федерациям на поддержку и развитие видов спорта (прежде всего с низкой самоокупаемостью), предоставления субсидий бюджета Республики Бурятия на строительство и реконструкцию региональных и муниципальных спортивных объектов, предоставления субсидий общероссийским общественным объединениям, осуществляющим содействие развитию физической культуры и спорта, в том числе среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Финансирование мероприятий по реализации Стратегии осуществляется в пределах средств федерального бюджета, бюджета Республики Бурятия, муниципального бюджета и внебюджетных источников.
XIII. Мониторинг и контроль реализации Стратегии
Контроль реализации Стратегии будет осуществляться Советом по физической культуре, спорту и молодежной политике при Правительстве Республики Бурятия с участием заинтересованных органов государственной власти Республики Бурятия и физкультурно-спортивных организаций.
Мониторинг реализации Стратегии будет осуществляться Министерством спорта и молодежной политики Республики Бурятия согласно ежегодным статистическим наблюдениям "О физической культуре" по формам N 1-ФК, N 5-ФК (сводный), утвержденным приказами Росстата N 687 от 08.12.2014 г. и N 559 от 30.09.2016 г. Значения целевых индикаторов и показателей будут рассматриваться Правительством Республики Бурятия.
Публичность (открытость) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации Стратегии будут указываться в отчете об исполнении Закона Республики Бурятия от 09.11.2007 N 2595-III "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года".
XIV. Заключение
Развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
Реализация Стратегии позволит привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом и приобщить к здоровому образу жизни большинство населения страны, что, в конечном счете, положительно скажется на улучшении качества жизни населения Республики Бурятия.
Существенно повысится конкурентоспособность российского спорта на международной спортивной арене, что позволит российским спортсменам стабильно побеждать на крупнейших международных спортивных соревнованиях, в том числе успешно выступать на играх Олимпиад и Олимпийских зимних играх. Эти успехи будут достигнуты за счет создания эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва с использованием новейших научных достижений.
Важнейшими элементами Стратегии, во многом определяющими развитие физической культуры и спорта в Республике Бурятия на долгосрочную перспективу, станут обеспечение инновационного характера создания и развития инфраструктуры отрасли, совершенствование финансового, кадрового и пропагандистского обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.
Конечной целью всех этих преобразований является вклад физической культуры и спорта в развитие человеческого потенциала России, сохранение и укрепление здоровья граждан, воспитание подрастающего поколения.
Однако уровень развития физической культуры и спорта в Республике Бурятия не соответствует общим положительным социально-экономическим преобразованиям Российской Федерации. Республика Бурятия занимает лишь шестьдесят первое место по лучшей организации физкультурно-спортивной работы среди субъектов Российской Федерации. При этом расходы граждан на занятие физической культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни.
Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 13 января 2017 г. N 14-р настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к Стратегии развития
физической культуры и спорта
в Республике Бурятия
на период до 2020 года
Целевые показатели реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Республике Бурятия на период до 2020 года
13 января 2017 г.
Наименование показателя |
Факт 2008 год |
Факт 2015 год |
Прогноз 2020 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Удельный вес населения Республики Бурятия, систематически занимающегося физической культурой и спортом, % |
12,9 |
30,5 |
35,5 |
Доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов, % |
37,7 |
63,5 |
80 |
Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений физической культуры и спорта к среднемесячной заработной плате работника, занятого в сфере экономики Республики Бурятия, % |
58,2 |
75 |
90 |
Количество спортивных сооружений в Республике Бурятия, ед. на 100 тыс. чел. населения |
164 |
178 |
179 |
спортивные залы (тыс. кв. м на 10 тыс. чел. населения) |
1,5 |
1,56 |
1,58 |
плавательные бассейны (кв. м зеркала воды на 10 тыс. чел. населения) |
27 |
46,3 |
46,3 |
плоскостные сооружения (тыс. кв. м на 10 тыс. чел. населения) |
5,0 |
8,5 |
8,7 |
Среднемесячная заработная плата педагогов государственных организаций дополнительного образования детей, подведомственных Министерству спорта и молодежной политики Республики Бурятия |
- |
32881,0 |
34 203,0 |
Численность занятых, человек |
2006 |
2348 |
2358 |
Численность спортсменов, подготовленных в сборную команду Российской Федерации по видам спорта, чел. |
14 |
21 |
22 |
Численность спортивного резерва, подготовленного в сборную команду Российской Федерации по видам спорта, чел. (молодежный и юношеский составы) |
27 |
53 |
55 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработана Стратегия развития физической культуры и спорта в Республике Бурятия на период до 2020 года.
Документом определены цель, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта в РБ на период до 2020 года.
Указано, что целью Стратегии является развитие физической культуры, спорта и спортивно-оздоровительного туризма в РБ, направленное на создание оптимальных условий для физического, спортивного и духовного совершенствования, укрепление здоровья граждан, приобщение различных групп населения, в первую очередь детей, к систематическим занятиям физической культурой, спортом и различными видами спортивно-оздоровительного туризма.
К основным задачам Стратегии относятся: развитие массовой физической культуры; создание эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса и организации учебно-тренировочного процесса сборных команд РБ; совершенствование информационно-пропагандистского обеспечения физической культуры и спорта; организация подготовки и переподготовки кадров в отрасли физической культуры и спорта; развитие и укрепление материально-технической базы объектов спорта.
Определены основные направления деятельности по реализации Стратегии:
- физическое воспитание обучающихся в образовательных учреждениях;
- развитие детско-юношеского спорта в РБ;
- развитие студенческого спорта;
- физическое воспитание взрослого населения;
- физическое воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- создание эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса и организации учебно-тренировочного процесса сборных команд РБ;
- совершенствование информационно-пропагандистского обеспечения физической культуры и спорта;
- развитие и укрепление материально-технической базы физической культуры и спорта;
- организация подготовки и переподготовки кадров в отрасли физической культуры и спорта.
Финансовое обеспечение реализации Стратегии предусматривается за счет средств республиканского бюджета, бюджетов муниципальных образований в РБ и внебюджетных источников.
Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 8 декабря 2009 г. N 656-р
Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания
Текст распоряжения опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 10 декабря г. N 130
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 26 июня 2018 г. N 342-р
Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 13 января 2017 г. N 14-р
Постановление Правительства Республики Бурятия от 13 ноября 2015 г. N 571
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления