Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 23 октября 2009 г. N А10-1359/2009
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятии рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью "Бурятия-Инвест" к Муниципальному образованию "Иволгинский район" Республики Бурятия в лице Администрации муниципального образования Иволгинский район" Республики Бурятия, Комитету по управлению имуществом Иволгинского района Республики Бурятия; третье лицо: Самигуллин Владимир Галимуллович о признании недействительным аукциона в силу ничтожности от 25.07.2006 года. При участии в судебном заседании: от истца: Бардаханов О.Г., представитель по доверенности от 21.01.2009 г.; от ответчиков: от администрации Муниципального образования Иволгинский район Республики Бурятия: Баханов О.В., представитель по доверенности от 12.01.2009 г., от Муниципального учреждения Отдела имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Иволгинский район: Баханов О.В., представитель по доверенности, от третьего лица: не явился, извещен на основании п.2 ч.2 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Резолютивная часть судебного акта объявлена 22 октября 2009 года. В полном объеме решение изготовлено 23 октября 2009 года.
В обоснование исковых требований истец указал, что 25.07.2006 года был проведен аукцион по реализации муниципального имущества - бывшего Забайкальского апатитового завода, расположенного в с. Тапхар Иволгинского района Республики Бурятия (здания главного корпуса с административно-бытовым корпусом, 4-этажное, стены кирпичные, железобетонные панели, год постройки - 1980, общая площадь - 9595,59 кв.м.).
Для участия в аукционе истцом внесен задаток в размере 530000 руб. По итогам аукциона победителем было признано ООО "Бурятия-Инвест". Между МУ Комитет по управлению имуществом Иволгинского района и ООО "Бурятия-Инвест" был заключен договор купли-продажи от 31.07.2006 г. б/н.
В нарушение п.1 ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельный участок, на котором располагалось вышеуказанное недвижимое имущество выставлен не был. Аукцион по реализации муниципального недвижимого имущества от 25.07.2006 года был проведен с нарушением положений Федеральных законов от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ, от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь ст.ст. 447, 449, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации истец просит суд признать недействительным в силу ничтожности аукцион от 25.07.2006 г. по реализации муниципального имущества, а именно: недвижимого имущества бывшего Забайкальского апатитового завода, расположенного в с. Тапхар Иволгинского района Республики Бурятия (здание главного корпуса с административно-бытовым корпусом, 4-этажное. Стены кирпичные, железобетонные панели, год постройки - 1980, общая площадь -9595,59 кв.м.).
Определением арбитражного суда от 24.08.2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков привлечен Самигуллин Владимир Галимуллович.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещено надлежаще о времени и месте судебного заседания в соответствии с п.2 ч.2 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Определение суда о назначении дела к судебному заседанию, о перерыве в заседании направлено по адресу согласно сведений Отдела адресно-справочной работы Управления Федеральной миграционной службы РФ по Республике Бурятия о регистрации Самигуллина В.Г. (л.д.64).
Определением арбитражного суда от 19 октября 2009 года произведена замена ненадлежащего ответчика - Комитета по управлению имуществом Иволгинского района Республики Бурятия на надлежащего - Муниципальное учреждение Отдела имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Иволгинский район.
Администрацией Муниципального образования Иволгинский район Республики Бурятия представлен письменный отзыв, в котором ответчик не согласен с исковыми требованиями. Указывает о том, что подав заявку на участие в аукционе и признанным победителем аукциона истец не был каким-либо образом ограничен в своих правах на земельный участок, занимаемый объектом недвижимости. Реализация права истца на земельный участок могла быть осуществлена в порядке п.1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Аукцион по продаже бывшего Забайкальского апатитового завода был проведен без противоречия действующему законодательству, права и интересы истца нарушены не были. МУ Отдел имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Иволгинский район представило письменный отзыв по иску, в котором также не согласно с требованиями истца. В отзыве ответчик поддерживает позицию Администрации МО Иволгинского района и указывает о том, что истец никогда не обращался к ответчику с заявлением о правах на земельный участок, расположенный под объектом недвижимости, являющегося предметом аукциона.
В судебном заседании представители истца и ответчиков поддержали соответственно свою позицию по иску и возражения на иск.
Дело рассматривается в порядке ч.5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства, арбитражный суд находит требования не обоснованными, и не подлежащими удовлетворению.
Предметом спора является требование о признании аукциона по реализации муниципального недвижимого имущества недействительным (ничтожным).
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением администрации МО Иволгинский района Республики Бурятия от 18.07.2006 N 260 принято решение о приватизации бывшего забайкальского апатитового завода и организации аукциона в соответствии с Планом-программой приватизации муниципального имущества на 2006 год.
Комитет по управлению имуществом Иволгинского района 19 июля 2006 года утвердил решение N 22 об организации и проведения аукциона по продаже муниципального имущества.
Комитет (организатор аукциона) 26.06.2006 года в газете "Жизнь Иволги" опубликовал сообщение о проведении 25.07.2006 г. аукциона по продаже недвижимого и движимого имущества бывшего Забайкальского апатитового завода, находящегося в муниципальной собственности Иволгинского района, расположенного по адресу: с. Тапхар Иволгинского района.
Согласно журнала приема заявок, журнала регистрации участников аукциона, протокола о признании претендентов участниками аукциона от 24.07.2006 г., уведомления от 25.07.2006 г. N 188, ООО "Бурятия-Инвест" было признано претендентом и участником оспариваемого аукциона. На основании договора о задатке, зарегистрированного в МУ Комитете по управлению имуществом Иволгинского района РБ N 5 от 24.07.2006 г. истец оплатил задаток для участия в аукционе в размере 530000 руб., что подтверждается квитанцией N 13494 от 24.07.2006 г.
Согласно протоколам результатов аукциона, проведенного 25.07.2006 г., победителем конкурса в отношении предмета продажи - недвижимого имущества, здания главного корпуса с административно-бытовым корпусом. 4-этажное, стены кирпичные, железобетонные панели, год постройки -1980, общая площадь 9595.59 кв.м., признано ООО "Бурятия-Инвест".
С победителем торгов 31.07.2006 г. Комитет заключил договор купли-продажи указанного имущества.
Истец, ссылаясь на нарушения при проведении аукциона положений Федеральных законов от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", о том, что недвижимое имущество было выставлено на аукцион без права передачи земельного участка, в результате чего он не смог реализовать свое право на приобретение земельного участка в собственность, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, указанных в названном Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.
Продажа государственного и муниципального имущества регламентирована Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации), в статье 18 которого предусмотрено, что на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества.
Согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Опубликованное в газете "Жизнь Иволги" сообщение о проведении аукциона на основании распоряжения администрации МО Иволгинский район от 18.07.2006 N 260 и решения Комитета по управлении имущества Иволгинский район от 19.07.2006 соответствует требованиям пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, частей 3 и 4 статьи 15 Закона о приватизации и Положению об организации продажи государственного и муниципального имущества на аукционе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 N 585.
Согласно пункту 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации и частям 3 и 4 статьи 15 Закона о приватизации информационное сообщение о продаже муниципального имущества должно быть опубликовано не менее чем за тридцать дней до дня осуществления его продажи, если иное не предусмотрено Федеральным законом. Обязательному опубликованию в информационном сообщении подлежат сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Объявление в газете "Жизнь Иволги" о проведении оспариваемого аукциона, содержащее все необходимые сведения, опубликовано Комитетом 26.06.2006 года, торги проведены 25.07.2006 года, то есть в установленный законом срок после опубликования информационного сообщения. Истец был надлежаще извещен об условиях конкурса, признан претендентом и участником конкурса, а впоследствии - победителем конкурса.
Согласно статье 28 Закона о приватизации, приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Право собственности на земельный участок, находящийся под недвижимым имуществом на момент проведения аукциона не было оформлено за муниципальным образованием надлежащим образом, свидетельство о праве муниципальной собственности на спорный земельный участок было выдано 21 сентября 2007 года, то есть после проведения аукциона.
Следовательно, правомочия на распоряжение спорным земельным участком администрацией МО Иволгинский район осуществлялось на основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 21.10.2001 г. N 137-ФЗ.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.12.1993 N 32 под грубым нарушением правил проведения торгов следует понимать необоснованное исключение из числа участников аукциона лиц, признаваемых покупателями, а также нарушения порядка проведения аукциона, которые могли привести к неправильному определению победителя. К грубым нарушениям также относится незаконный отказ в участии в аукционе.
Из материалов дела усматривается, что организатором аукциона был соблюден установленный порядок обеспечения доступа к информации об аукционе и порядок его проведения не нарушен.
Согласно пункту 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и его толкованию, данному в пункте 11 Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, за исключением указанных в нем случаев, проводится вместе с земельным участком.
Отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу, не допускается. Поэтому сделки, воля сторон по которым направлена на отчуждение здания, строения, сооружения без соответствующего земельного участка или отчуждение земельного участка без находящихся на нем объектов недвижимости, если земельный участок и расположенные на нем объекты принадлежат на праве собственности одному лицу, являются ничтожными.
Вместе с тем, порядок и процедура одновременного отчуждения объекта недвижимости и находящегося под ним земельного участка, в том числе обязательное указание на это в тексте сообщения об объявленном аукционе либо в конкурсной документации при отчуждении объектов из государственной, муниципальной собственности, каким-либо законом, иным правовым актом не предусмотрены.
В связи с изложенным, сам по себе факт неуказания в сообщении о проведении аукциона, распоряжении и решении органов местного самоуправления, конкурсной документации на отчуждение земельного участка, не может являться основанием для признания проведенного 25.07.2006 года аукциона недействительным в силу ничтожности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают исключительные права на приобретение таких земельных участков в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, в случае приобретения на аукционе объектов недвижимости бывшего Забайкальского апатитового завода ООО "Бурятия-Инвест" получало право в порядке указанной статьи приобрести и земельный участок под зданием в силу п.1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Обстоятельства последующего одностороннего расторжения договора купли-продажи предмета аукциона от 31.07.2006 года по инициативе Комитета на основании уведомления от 25.09.2006 года N 255 не относятся к предмету настоящего спора о недействительности проведенного аукциона в силу ничтожности и не могут повлиять на выводы суда по существу спора.
При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.
Расходы по государственной пошлине суд согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на истца.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении исковых требований признании недействительным в силу ничтожности аукциона от 25.07.2006 г. по реализации муниципального имущества, а именно: недвижимого имущества бывшего Забайкальского апатитового завода, расположенного в с. Тапхар Иволгинского района Республики Бурятия (здание главного корпуса с административно-бытовым корпусом, 4-этажное. Стены кирпичные, железобетонные панели, год постройки - 1980, общая площадь - 9595,59 кв.м.) отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд вынесший решение.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http ://fasvso. arbitr. ru/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 октября 2009 г. N А10-1359/2009
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был