Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 марта 2010 г. N А10-59/2010
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Республике Бурятия о признании отсутствующего должника - общества с ограниченной ответственностью (ООО) "СтройЗаказ" (670033, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Крылова, 2, ОГРН 1060323051304, ИНН 0323823280) несостоятельным (банкротом). При участии: от заявителя: Бубеев А.В. - представитель по доверенности N 59 от 28.07.2009; от должника: не явился, заказное письмо N 66147 возвращено органом почтовой связи с отметкой об отсутствии такой организации; от УФРС по РБ: от УФРС: Литвинцева Е.Г. - представитель по доверенности от 11.01.2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2010 г. В полном объеме решение изготовлено 18 марта 2010 г.
Федеральная налоговая служба России в лице Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Республике Бурятия обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании должника - общества с ограниченной ответственностью (ООО) "СтройЗаказ" несостоятельным (банкротом), в котором просит признать обоснованными требования к должнику на сумму 507 702,57 руб., из них налог - 440 145,51 руб., пени - 67 457,06 руб.
В связи с наличием у ООО "СтройЗаказ" признаков отсутствующего должника определением арбитражного суда от 11 февраля 2010 г. данное заявление назначено к рассмотрению в порядке упрощенной процедуры банкротства (банкротство отсутствующего должника).
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, просит о признании отсутствующего должника - общества с ограниченной ответственностью (ООО) "СтройЗаказ" несостоятельным (банкротом), признании обоснованными требований к должнику на сумму 507 702,57 руб., из них налог - 440 145,51 руб., пени - 67 457,06 руб., открытии конкурсного производства сроком на три месяца, назначении конкурсным управляющим Толкачева Сергея Васильевича - члена некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Объединение" с вознаграждением 10 000 руб. Заявил о согласии уполномоченного органа на финансирование процедуры банкротства должника.
Должник на рассмотрение дела не явился, письменный отзыв не представил, заказное письмо, направленное судом по адресу, указанному в заявлении, который соответствует выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 03 декабря 2009 г., возвращено органом связи с отметкой "нет такой организации".
Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие надлежаще извещенного должника.
Изучив в судебном заседании материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (действовавшей в момент возникновения обязательства должника по уплате страховых взносов) установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 1, 5, 15 статьи 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Принудительное исполнение решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов производится в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Право заявителя на взыскание и размер задолженности ООО "СтройЗаказ" по уплате недоимки по страховым взносам и пени в сумме 84 412,34 руб. в том числе 73 699,46 руб. - недоимка по страховым взносам, 10 712,91 - пени, подтверждается требованиями об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 364 от 19.06.2007, N 2938 от 01.11.2007, N 267 от 05.02.2008, N 6399 от 13.07.2008, N 6347 от 15.08.2008, N 6871 от 31.10.2008, N 1838 от 05.08.2009, N 2458 от 28.10.2009, N 2976 от 07.12.2008, решениями, постановлениями о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 1006, N 1010 от 13.08.2007, N 1378, N 1379 от 11.12.2007, N 51, N 49 от 25.03.2008, N 489, N 484 от 09.09.2008, N 883, N 879 от 10.10.2008, N 1563, N 1561 от 29.12.2008, N 423, 424 от 01.10.2009, N 3286, N 1685 от 27.11.2009, N 203, N 202 от 20.01.2010, постановлениями о возбуждении исполнительного производства Октябрьского районного отдела судебных приставов г. Улан-Удэ от 26.02.2009, от 12.10.2009, от 08.12.2009.
Доказательства исполнения указанных решений, постановлений УПФ РФ в г. Улан-Удэ - филиала ОПФР (ГУ) по Республике Бурятия, в материалах дела отсутствуют.
В статье 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) установлена очередность удовлетворения требований кредиторов. В частности, во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности. В третью очередь удовлетворяются требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа.
Согласно абзацу пятому статьи 2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 3 Закона о пенсионном страховании обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Согласно статье 2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица.
В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" суд учел особую правовую природу, назначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и то, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
Режим исполнения предопределяет очередность удовлетворения соответствующего требования, поэтому требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат включению во вторую очередь применительно к абзацу 3 пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве.
Как указано в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", исходя из положений абзаца пятого пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 63 Закона о банкротстве в редакции Закона N 296-ФЗ текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве. В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре.
Требования ФНС России в лице Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Республике Бурятия возникли до возбуждения дела о банкротстве, что подтверждается вышеперечисленными требованиями об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам, согласно которым обязательные платежи возникли до даты подачи заявления о признании должника банкротом, следовательно заявленные требования не являются текущими.
При таких обстоятельствах требования заявителя по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 73 699,43 руб., пени в сумме 10 712,91 руб. являются обоснованными и подлежат включению во вторую очередь реестра требований кредиторов должника.
Право заявителя на взыскание и размер задолженности ООО "СтройЗаказ" по налогам в сумме 333 326,22 руб., пени в сумме 47 070,97 руб. подтверждается требованиями об уплате налога N 25132 от 03.08.2009, N 27089 от 01.10.2009, N 26419 от 21.08.2009, N 26479 от 26.08.2009, решениями (постановлениями) о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика N 2275/1958 от 09.09.2009, N 3414/2930 от 14.12.2009, N 2780/2293 от 25.09.2009.
Обязательства по уплате сумм налога, указанных в перечисленных требованиях, возникли до даты подачи заявления о признании должника банкротом, в связи с чем указанные требования также не являются текущими.
Таким образом, требования Федеральной налоговой службы России подлежат включению в реестр требований кредиторов должника только в сумме 464 809 руб. 53 коп., из которых 73 699,46 руб. - недоимка по страховым взносам, 10 712,91 - пени, 333 326,22 руб. - задолженность по налогам, 47 070,97 руб. - пени.
В остальной части требования Федеральной налоговой службы России не подлежат удовлетворению, поскольку не нашли своего документального подтверждения. Согласно статье 227 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в случаях, если гражданин-должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить их местонахождение не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" разъяснено, что в случае установления в ходе рассмотрения дела о банкротстве (кроме банкротства отсутствующего должника), в том числе в судебном заседании по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом, признаков отсутствующего должника (кроме предусмотренных статьей 230 Закона о банкротстве) судьей по ходатайству заявителя - конкурсного кредитора (иного участвующего в деле лица, согласного финансировать расходы по делу о банкротстве, кроме уполномоченного органа) или с его согласия на основании пункта 3 статьи 227 Закона о банкротстве применяется процедура банкротства отсутствующего должника в порядке, предусмотренном параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено отсутствие должника по юридическому адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, что в совокупности с другими материалами дела свидетельствует о том, что должник предпринимательскую деятельность не ведет.
При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что ООО "СтройЗаказ" отвечает признакам отсутствующего должника.
Заявитель взял на себя обязательство финансировать расходы, связанные с процедурой банкротства ООО "СтройЗаказ", в порядке и на условиях, определенных в Постановлении Правительства РФ от 21 октября 2004 г. N 573, которым утверждено Положение о порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников.
На основании изложенного арбитражный суд считает необходимым признать ООО "СтройЗаказ" несостоятельным (банкротом) как отсутствующего должника с открытием конкурсного производства сроком на три месяца.
Заявитель просит назначить конкурсным управляющим ООО "СтройЗаказ" арбитражного управляющего Толкачева Сергея Васильевича, члена некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Объединение".
Представитель Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия не возражает против назначения кандидатуры арбитражного управляющего Толкачева Сергея Васильевича.
Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Объединение" в соответствии со статьей 45 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предоставило информацию о соответствии арбитражного управляющего Толкачева Сергея Васильевича требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
По результатам рассмотрения представленной информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего суд, на основании статьи 45 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", считает возможным утвердить конкурсным управляющим должника арбитражного управляющего Толкачева Сергея Васильевича.
Согласно пункту 3 Положения о порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников размер единовременного вознаграждения конкурсного управляющего за проведение процедуры банкротства отсутствующего должника составляет 10 000 руб.
Руководствуясь статьями 223 - 225 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 227 - 230 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", суд решил:
Признать отсутствующего должника - общество с ограниченной ответственностью "СтройЗаказ" (670033, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Крылова, 2, ОГРН 1060323051304, ИНН 0323823280) несостоятельным (банкротом), открыть конкурсное производство сроком на три месяца.
Признать требования (право на взыскание) Федеральной налоговой службы в сумме 84 412 руб. 34 коп., (в том числе 73 699 руб. 43 коп. - задолженность по страховым взносам, 10 712 руб. 91 коп. - пени) обоснованными и подлежащими включению в реестр требований кредиторов должника с очередностью удовлетворения во вторую очередь.
Признать требования (право на взыскание) Федеральной налоговой службы в сумме 380 397 руб. 19 коп. (в том числе 333 326 руб. 22 коп. задолженность по налогу, 47 070 руб. 97 коп. - пени) обоснованными и подлежащими включению в реестр требований кредиторов должника с очередностью удовлетворения в третью очередь.
Во включении требований Федеральной налоговой службы России в реестр требований кредиторов должника в остальной части отказать.
Утвердить конкурсным управляющим отсутствующего должника ООО "СтройЗаказ" арбитражного управляющего Толкачева Сергея Васильевича, установив ему вознаграждение в размере 10 000 руб. единовременно за счет средств, выделяемых уполномоченному органу на финансирование процедур банкротства.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 марта 2010 г. N А10-59/2010 Общество признано несостоятельным (банкротом) в связи с наличием у него признаков отсутствующего должника (извлечение)
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был