Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 21 мая 2010 г. N А10-601/2010
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Заречье" к дачному некоммерческому товариществу "Сад-Заречье" и Управлению Роснедвижимости по Республике Бурятия о признании незаконной постановки на государственный кадастровый учет 20.01.2010 земельного участка с кадастровым номером 03:09:630108:69 и обязании Управления Роснедвижимости по РБ снять земельный участок с кадастрового учета. При участии: заявителя: Бланка В.А., представителя по доверенности от 24.02.2010; ответчика ДНТ "Сад-Заречье": Кузинова С.Е., председателя; ответчика Управления Роснедвижимости по РБ: Хандархаевой Т.Н., представителя по доверенности N 98 от 01.03.2010; третьего лица Республиканского агентства лесного хозяйства: Кривобоковой В.В., представителя по доверенности N 003-000002 от 28.12.2009.
Резолютивная часть решения объявлена 14.05.2010 г. Полный текст решения изготовлен 21.05.2010 г.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Заречье" (далее- СПК "Заречье") обратился с заявлением к дачному некоммерческому товариществу "Сад-Заречье" (далее - ДНТ "Сад-Заречье") и Управлению Роснедвижимости по Республике Бурятия (далее - Управление) о признании незаконной постановки на государственный кадастровый учет 20.01.2010 земельного участка с кадастровым номером 03:09:630108:69 и обязании Управления Роснедвижимости по РБ снять земельный участок с кадастрового учета.
Определением суда от 06.04.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Республиканское агентство лесного хозяйства.
Представитель заявителя заявленные требования поддержал. В обоснование заявленных требований указал, что по договору аренды лесного участка N 52-08 от 03.10.2008 СПК "Заречье" получил право пользования лесным участком площадью 4230 га, сроком на 49 лет.
По акту приема передачи СПК "Заречье" переданы земли сельскохозяйственного назначения, а не земли лесного фонда.
20.01.2010 в территориальном отделе по Кабанскому, Тункинскому, Окинскому районам Управления Роснедвижимости по РБ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 21763 кв. м для размещения ДНТ "Сад-Заречье". Считает, что Управлением в нарушение статьей 22, 38, 39, 40 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" неправомерно поставлен спорный земельный участок на кадастровый учет. СПК "Заречье" является смежным землепользователем ДНТ "Сад-Заречье". При постановке спорного земельного участка на кадастровый учет не был подписан акт согласования с СПК "Заречье".
ДНТ "Сад-Заречье" также считает ответчиком по настоящему делу, так как при подаче заявления в Управление Роснедвижимости по РБ о постановке спорного земельного участка на кадастровый учет были нарушены права и законные интересы СПК "Заречье". Просит удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика - Управление Роснедвижимости по РБ заявленные требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на заявление (Том 1 л.д. 87-90). Пояснила, что согласование со смежными землепользователями необходимо при уточнении границ земельного участка. На момент постановки ДНТ "Сад-Заречье" спорного земельного участка на кадастровый учет СПК "Заречье" не являлось смежным землепользователем. Сведений о пересечении границ земельного участка СПК "Заречье" и земельного участка с кадастровым номером 03:09:630108:69 у Управления не имеется. Отсутствие согласования границ спорного земельного участка с заявителем не могло являться основанием для отказа в постановке его на кадастровый учет.
Пояснила, что согласно договору аренды лесного участка N 52-08 от 03.10.2008, арендуемый СПК "Заречье" лесной участок относится к землям лесного фонда. Считает, что заявителем не представлены доказательства, подтверждающие наличие пересечений границ земельных участков, не представлены доказательства нарушения прав и законных интересов. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика - ДНТ "Сад-Заречье" заявленные требования не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление (Том 1 л.д. 98). Пояснил, что в соответствии с постановлением Администрации МО "Кабанский район" N 2523 от 25.12.2009 образован земельный участок, имеющий адресные ориентиры: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Заречье, в 1830 метрах на северо-восток от жилого дома, почтовый адрес: с. Заречье, ул. Садовая, дом 21 из земель фонда перераспределения. Данный земельный участок категории "земли сельскохозяйственного назначения" не входит в состав арендованного СПК "Заречье" лесного участка площадью 4230 га, который находится в 1 -18 кварталах участка N 2 Кабанского сельского лесничества.
Представитель третьего лица - Республиканского агентства лесного хозяйства поддержал доводы, изложенные в отзывах на заявление (Том 1 л.д. 112-113, 137-139). Пояснила, что по договору аренды лесного участка N 52-08 от 03.10.2008, зарегистрированному в учреждении юстиции, СПК "Заречье" передан в аренду лесной участок площадью 4230 га, местоположение: Республика Бурятия, МО "Кабанский район", Кабанское лесничество, Кабанское сельское участковое лесничество, участок N 2, кварталы 1-18 для использования в целях заготовки древесины, сроком на 49 лет. В соответствии с приложением N 2 к договору "Характеристика лесного участка и его насаждений" 4229,1 га - это лесной участок из земель лесного фонда, состоящий из лесных земель, покрытых лесной растительностью, а 0,9 га - это дороги, просеки. Таким образом, пашни и земли сельскохозяйственного назначения по договору аренды СПК "Заречье" представлены не были. Земли, занятые под пашнями, имеют другие категории назначения, а Республиканское агентство лесного хозяйства распоряжается только землями, занятыми лесами.
Данный лесной участок на кадастровый учет не поставлен. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела, 03.10.2008 между Республиканским агентством лесного хозяйства (Арендодатель), с одной стороны, и СГЖ "Заречье" (Арендатор), с другой стороны заключен договор N 52-08 аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для осуществления заготовки древесины. Согласно пункту 1.1. договора в соответствии со статей 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", статьями 72, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании распоряжения Республиканского агентства лесного хозяйства от 11.09.2008 N 226-рл "О переоформлении договора безвозмездного пользования участка лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации" Арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование (аренду) лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 1.2 договора. Лесной участок площадью 4230 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет местоположение Республика Бурятия, МО "Кабанский район", Кабанское лесничество, Кабанское сельское участковое лесничество, участок N 2, кварталы 1-18. Номер учетной записи в Государственном лесном реестре 231-2008-09 (пункт 1.2. договора). Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях 1 и 2.
Стороны осуществили государственную регистрацию договора аренды 15.12.2008, номер регистрации 03-03-09/013/2008-033.
Данный договор в настоящее время действует, не расторгнут и не признан недействительным.
Таким образом, суд установил, что СГЖ "Заречье" является арендатором лесного участка площадью 4230 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет местоположение: Республика Бурятия, МО "Кабанский район", Кабанское лесничество, Кабанское сельское участковое лесничество, участок N 2, кварталы 1-18, предназначенного для использования в целях заготовки древесины. В приложении N 2 к плану лесного участка дана характеристика лесного участка по категориям земель. Указано: общая площадь - всего 4230 га, покрытые лесной растительностью - 4229,1 га, всего лесных земель - 4229,1 га, нелесные земли, в том числе дороги, просеки - 0,9 га (Том 1 л.д. 15). СПК "Заречье" представлен в аренду лесной участок из земель лесного фонда.
Указанный лесной участок на кадастровый учет не поставлен.
Постановлением Администрации N 2306 от 02.12.2009 года "О прекращении постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, предоставленные ТОО" Анастасия" прекращено право пользования на два земельных участка, предоставленные ТОО "Анастасия", площадью 1,0 га под строительство промбазы и 1,5 га под создание плантации для выращивания лекарственных трав.
Постановлением Администрации муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия от 25.12.2009 N 2523 утверждена схема расположения земельного участка общей площадью 21 763 кв. м, имеющего адресные ориентиры: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Заречье в 1830 метрах на северо-восток жилого дома, имеющего почтовой адрес: с. Заречье, ул. Садовая, дом 21. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - для размещения дачного некоммерческого товарищества "Сад-Заречье".
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 03:09:630108:69 был предоставлен дачному некоммерческому товариществу "Сад-Заречье" в границах земельного участка, изъятого у ТОО "Анастасия".
На основании рассмотрения заявления о проведении государственного кадастрового учета объекта недвижимости от 18.01.2010 N 0309/101/10-34 и приложенного к заявлению межевого плана N 0309/101/10-34 от 18.01.2010 Территориальным отделом Роснедвижимости по Кабанскому, Тункинскому, Окинскому районам Управления Роснедвижимости по Республике Бурятия принято решение от 20.01.2010 N 09110-51 "О проведении государственного кадастрового учета объекта недвижимости" и осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 03:09:630108:69.
Считая постановку на государственный кадастровый учет 20.01.2010 земельного участка с кадастровым номером 03:09:630108:69 незаконной, СГЖ "Заречье" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит требования необоснованными, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (пункт 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации", основанием для признания недействительным ненормативного акта является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации - государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (ред. от 27.12.2009) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
На основании статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также -снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также -учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Состав документов, необходимых для государственного кадастрового учета объекта недвижимости, установлен статьей 22 Федерального закона N 221-ФЗ.
На основании пункта 2 части 1 статьи 22, части 12 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ при постановке на кадастровый учет земельного участка с заявлением в орган кадастрового учета представляется межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ). Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Представитель заявителя ссылается на то, что при постановке на кадастровый учет были нарушены требования статей 22, 38, 39, 40 Федерального закона N 221-ФЗ, а именно: со смежным землепользователем не были согласованы границы смежных участков, не был составлен акт согласования границ этих участков.
Суд, принимая во внимание, что при обращении с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет были представлены все необходимые документы, пришел к выводу о том, что у Управления отсутствовали основания для отказа в постановке земельного участка на кадастровый учет (статья 27 Закона Федерального закона N 221-ФЗ).
Постановлением Администрации муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия от 25.12.2009 N 2523 утверждена схема расположения земельного участка общей площадью 21763 кв. м, имеющего адресные ориентиры: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Заречье в 1830 метрах на северо-восток жилого дома, имеющего почтовый адрес: с. Заречье, ул. Садовая, дом 21. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - для размещения дачного некоммерческого товарищества "Сад-Заречье".
Согласно ответу на запрос N 938 от 31.12.2009 Управление уведомило, что земельный участок, расположенный в 1830 м на северо-восток от жилого дома, имеющего почтовый адрес: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Заречье, ул. Садовая, д. 21, расположен на землях сельскохозяйственного назначения переданный фонд перераспределения (Том 1 л.д. 75).
Согласно части 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации фонд перераспределения земель создается в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно заключению кадастрового инженера (Том 1 л.д. 68) земельный участок полностью расположен на землях, занимаемых пашней.
Пунктом 1 статьи 39 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Федерального закона N 221-ФЗ согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
При этом сведения о том, что земельный участок, предоставленный по договору аренды от 03.10.2008 N 52-08 СПК "Заречье", является смежным с земельным участком с кадастровым номером 03:09:630108:68, в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Сведений о пересечении границ земельного участка СПК "Заречье" и земельного участка с кадастровым номером 03:09:630108:69 у Управления не имеется.
Судом не принимается довод заявителя о том, что в аренду по договору N 52-08 аренды лесного участка, переданы земли сельскохозяйственного назначения, так как о договоре между заявителем и Республиканским агентством лесного хозяйства имеется полная информация о преданном земельном участке определенным кварталами, согласно статье 69 Лесного кодекса РФ.
Довод заявителя, что ранее весь земельный участок был учтен и ему присвоен кадастровый номером 03:09:0:198, где указаны земли сельскохозяйственного назначения, не может быть принят судом, так как установлено, что по договору аренды передан земельный участок, который не поставлен на кадастровый учет, а спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет как вновь образованный.
В судебном заседании арендодатель утверждает, что не предоставлял и не мог предоставлять заявителю земли сельскохозяйственного назначения. Предоставил в аренду лесные участки, относящиеся к землям лесного фонда.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд пришел к выводу о недоказанности заявителем (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) того, что при постановке спорного земельного участка на кадастровый учет были нарушены его права и законные интересы.
Таким образом, у суда нет оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконной постановки на государственный кадастровый учет 20.01.2010 земельного участка с кадастровым номером 03:09:630108:69 и обязании Управления Роснедвижимости по РБ снять земельный участок с кадастрового учета.
Как следует из заявления, СПК "Заречье" в качестве ответчика привлек также и ДНТ "Сад-Заречье", не указав, какие конкретные требования он предъявляет. Заявитель указал, что ДНТ "Сад-Заречье" также является ответчиком по настоящему делу, так как при подаче заявления в Управление Роснедвижимости по РБ о постановке спорного земельного участка на кадастровый учет были нарушены права и законные интересы СПК "Заречье".
Определением суда от 16.03.2010 СПК "Заречье" суд указал на необходимость уточнить заявленные требования к каждому из ответчиков, представить правовое и документальное обоснование требований. Однако заявителем требования к ДНТ "Сад-Заречье" сформулированы не были.
При этом постановка спорного земельного участка на кадастровый учет не может являться основанием для обжалования заявителем в порядке части 1 статьи 198 АПК РФ действий ДНТ "Сад-Заречье", поскольку отношения между СПК "Заречье" и ДНТ "Сад-Заречье" не носят властно-распорядительного характера, вследствие чего не влияет на права и законные интересы заявителя.
Ответчик ДНТ "Сад-Заречье" не относится к перечисленным в пункте 2 статьи 29, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицам (органам), чьи действия могут быть оспорены в порядке административного судопроизводства. Таким образом, правовой статус ответчика не позволяет отнести его к субъекту публично-правовых отношений, реализующему административные полномочия властного характера.
Условия, с которыми часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации связывает возможность признания действий государственных и муниципальных органов (должностных лиц) незаконными, отсутствуют. Соответственно, в указанной части у суда также нет оснований для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. В удовлетворении требований заявителю отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд вынесший решение.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http ://fasvso. arbitr.ru/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 мая 2010 г. N А10-601/2010
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был