Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 21 мая 2010 г. N А10-1464/2010
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Бурятия о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Дашинимаевой Светланы Александровны к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При участии в заседании: заявителя: Полхоновой Валентины Эрдынеевны - представителя по доверенности от 11.05.2010 N 554, ответчика: Хулугурова Андрея Александровича - представителя по доверенности от 20.04.2010, Смирновой Натальи Николаевны -представителя по доверенности от 20.04.2010.
Резолютивная часть судебного акта объявлена 20 мая 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 21 мая 2010 года.
Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Бурятия (далее - ТУ Росздравнадзора по РБ) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ индивидуального предпринимателя Дашинимаевой Светланы Александровны (далее - ИП Дашинимаева С.А., предприниматель).
Представитель заявителя требования поддержала, просила привлечь предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В обоснование требований указала, что в ходе проверки был выявлен факт продажи жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств по ценам, превышающим предельно зарегистрированные отпускные цены и отсутствие установленного минимального ассортимента лекарственных препаратов.
В аптеке ИП Дашинимаевой С.А. отсутствовало документальное подтверждение об изъятии незарегистрированных лекарственных препаратов по 10 наименованиям.
ИП Дашинимаева С.А. с доводами заявителя не согласилась, представлен письменный отзыв.
Представитель предпринимателя в судебном заседании указал, что проверка проведена ТУ Росздравнадзора по РБ с грубым нарушением статей 9 и 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", так как о проводимой проверке ИП Дашинимаева С.А. не была проинформирована заранее и ей не был вручен Приказ (его копия) от 13.04.2010 N 151 "О проверке".
Реализация в аптеке незарегистрированных лекарственных препаратов не подтверждается обстоятельствами проверки.
В ходе проверки установлено, что пять наименований не относятся к перечню ЖНВЛС, на четыре препарата цены зарегистрированы, на остальные 17 наименований -цены не зарегистрированы.
Из указанных в протоколе об административном правонарушении 17 препаратов:
четыре не являются ЖВНЛС (Эффералган р-р 90 гр. пр-ль Бристол-Майерс, иммодиум-плюс 2 мг/125 N 4 производитель Янссен, диклофенак - 100 мг N 20 производитель Хемофарм, (не указана ретардная форма препарата), беротек, р-р для ингаляций 0.1% 20 гр. производитель Германия.
На четыре препарата были зарегистрированы цены до даты проведения проверки: саламол-эко аэрозоль, производитель Ирландия дата регистрации 04.03.2010, мальтофер Фол, N 30 производитель Вифор дата регистрации 17.02.2010, цианокобаламин 500 мг 1 х 10 производитель Си Эс Пи Оуи Фармсьютикал Китай для ООО "Алвилс", дата регистрации 17.03.2010, ортофен 25 мг N 30 производитель Татхимфарм, дата регистрации 31.03.2010, на 21.04.2010 были зарегистрированы цены на следующие препараты, Пензитал N 30, и N 100 производитель Шрея.
Коробка с 26 изъятыми лекарственными средствами находилась в изолированном помещении (распаковочное отделение), была заклеена клеящей лентой (скотчем), на указанные лекарственные средства был оформлен Акт внутреннего перемещения.
В Приказе от 29.04.2005 N 312, которым установлен минимальный ассортимент лекарственных средств, указаны некоторые лекарственные средства, которые практически не применяются, не используются врачами в лекарственной терапии, сняты с производства и имеют продолжительную Российскую дефектуру. Об этом указано в Письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития N 04-7277/09 от 28.04.2009 "О минимальном ассортименте лекарственных средств в аптеках".
Протокол N 6 в отношении ИП Дашинимаевой С.А. не оформлялся, ознакомлена она с ним не была, об обстоятельствах в нем изложенных ничего не известно.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения заявителя, арбитражный суд находит заявление о привлечении к административной ответственности необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела, начальником отдела Территориального управления Росздравнадзора по Республике Бурятия Полхоновой В.Э. проведена проверка исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства" ИП Дашинимаевой С.А. в аптеке, расположенной по адресу: Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Краснофлотская, 2А.
Проверка проведена на основании поручений от 09.04.2010 N 26 руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, от 13.04.2010 N 151 руководителя ТУ Росздравнадзора по РБ.
В ходе проверки в аптеке, принадлежащей ИП Дашинимаевой С.А., выявлен факт продажи жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств по ценам, превышающим предельно зарегистрированные по состоянию на 31.03.2010 отпускные цены, по 17 наименованиям лекарственных препаратов, а именно:
- эффералган 90,0, производитель Бристол-Майерс, 6 упаковок по цене 68,95рублей, - саламол-эко аэрозоль, производитель Ирландия, 2 упаковки по цене 137,60 рублей;
- иммодиум N 6, производитель Янссен, 6 упаковок по цене 117,30 рублей;
- иммодиум-плюс 2 мг/125 N 4, производитель Янссен, 2 упаковки по цене 114,30 рублей;
- пензитал N 30, производитель Шрея, 15 упаковок по цене 61,69 рублей;
- для нос 0,05% - 10,0, производитель Новартис, 1 упаковка по цене 80,20 рублей;
- диклофенак 100 мг N 20, производитель Хемофарм, 3 упаковки по цене 73,18 рублей;
- транзипег 5,9 N 10, производитель Франция, 2 упаковки по цене 263 рубля;
- беротек раствор для ингаляций 0,1% 20.0, производитель Германия, 1 пак. по цене 187 рублей;
- мальтофер Фол N 30, производитель Вифор, 1 упаковка по цене 305 рублей;
- цианокобаламин 500 мг 1 х 10, производитель Алвилс, 7 упаковок по цене 23,88 рублей;
-вода для инъекций 5 х 10, производитель Новосибхимфарм, 3 упаковки по цене 23,55 рублей;
- кромогексал 2% - 15,0 производитель Гексал, 2 упаковки по цене 166 рублей;
- окупресс 0,5% - 5,0, производитель Индия, 1 упаковка по цене 73,39 рублей;
- окупресс 0.25% - 5,0, производитель Индия, 1упаковка по цене 40,83 рублей;
- ортофен 25 мг N 30, производитель Татхимфарм, 1упаковка по цене 29,06 рублей;
- пензитал N 100, производитель Шрея, 2 упаковки по цене 153,50 рублей.
В судебном заседании представитель заявителя указала, что из 17 лекарственных препаратов, указанных в протоколе об административном правонарушении, необходимо исключить 7, из которых не включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств:
- эффералган 90,0, производитель Бристол-Майерс, 6 упаковок по цене 68,95рублей,
- иммодиум-плюс 2 мг/125 N 4, производитель Янссен, 2 упаковки по цене 114,30 рублей;
- беротек раствор для ингаляций 0,1% 20.0, производитель Германия, 1 пак. по цене 187 рублей;
- мальтофер Фол N 30, производитель Вифор, 1 упаковка по цене 305 рублей;
- кромогексал 2% - 15,0 производитель Гексал, 2 упаковки по цене 166 рублей; цены зарегистрированы на момент проверки -
-саламол-эко аэрозоль, производитель Ирландия, 2 упаковки по цене 137,60 рублей, цена зарегистрирована 04.03.2010,
-цианокобаламин 500 мг 1 х 10, производитель Алвилс, 7 упаковок по цене 23,88 рублей, цена зарегистрирована 17.03.2010.
Предпринимателем не представлены акт изъятия, счета-фактуры на эти препараты по состоянию на 01.04.2010 и другие документы, подтверждающие приостановление реализации.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что в аптеке из предусмотренного минимального ассортимента отсутствуют следующие препараты:
- вальпроевая кислота - капли для приема внутрь;
- галоперидол - таблетки;
- рисполепт - таблетки п/о;
- эглонил - ампулы;
- ко-тримоксазол - сироп;
- интраконазол - раствор внутрь;
- кордиамин - капли;
- бифидумбактерин - таблетки;
- гидрокортизон - крем, таблетки;
- дексаметазон - мазь глазная;
- кортизон - таблетки;
- кромоглициевая кислота - порошок, раствор для ингаляций;
- сальбутамол - капсулы.
По результатам проверки составлен акт проверки от 14 апреля 2010 года в присутствии фармацевта аптеки Зеленкиной М.А.
15 апреля 2010 года должностным лицом ТУ Росздравнадзора по РБ в отношении индивидуального предпринимателя Дашинимаевой Светланы Александровны составлен протокол N 6 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании ст.ст. 202-206 Арбитражного процессуального кодекса РФ ТУ Росздравнадзора по РБ обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Дашинимаева Светлана Александровна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 12.09.2006 за основным государственным регистрационным номером 306032625500022, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 15.05.2010.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Согласно статье 2 Федерального закона N 128-ФЗ при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий.
ИП Дашинимаевой С.А. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития выдана лицензия от 19.10.2006 N 99-02-012093 на осуществление фармацевтической деятельности на срок до 19 октября 2011 года.
Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Понятие грубого нарушения устанавливает Правительство Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение), осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а"-"д" пункта 4 Положения.
На основании пункта 4 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе, соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах".
Согласно пункту 8 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" аптечные учреждения обязаны обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
Пунктом 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785, предусмотрено, что для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.04.2005 N 312.
Лекарственные средства: вальпроевая кислота, галоперидол, рисполепт (рисперидон), эглонил (сульпирид), ко-тримоксазол, интраконазол (итраконазол), кордиамин (никетамид), бифидумбактерин (бифидобактерии бифидум), гидрокортизон, дексаметазон, кортизон, кромоглициевая кислота, сальбутамол включены в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи (пункт 1).
ИП Дашинимаева С.А. на момент проведения ТУ Росздравнадзора по РБ проверки не обеспечила наличие в принадлежащей ей аптеке установленного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.04.2005 N 312 минимального ассортимента лекарственных средств, необходимого для оказания медицинской помощи, что в силу подпункта "в" пункта 4 и пункта 5 Положения является грубым нарушением лицензионных требований. В аптеке на момент проведения проверки указанные лекарственные средства отсутствовали, данный факт ответчиком не оспаривается.
Довод заявителя со ссылкой на письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 28.04.2009 N 04-7277/09 о невозможности обеспечить установленный минимальный ассортимент лекарственных средств в аптеке, судом не принимается.
Получив лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, предприниматель приняла на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности. Одним из данных требований является наличие обязательного ассортимента лекарственных средств. Следовательно, вина предпринимателя в совершении вменяемого административного правонарушения выразилась в том, что ею не приняты все зависящие меры по соблюдению требований при осуществлении фармацевтической деятельности, обеспечению предусмотренного минимального ассортимента лекарственных средств.
Указанное ответчиком письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития не отменяет установленный приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.04.2005 N 312 минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, и не освобождает ИП Дашинимаеву С. А. от исполнения требований законодательства.
Кроме того, на основании пункта 4 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе, соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах", правил продажи лекарственных средств и установленных предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.
В соответствии с п.8 Постановления Правительства РФ от 08.08.2009 N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства" при реализации производителем, организацией оптовой торговли или аптечным учреждением жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, не прошедших государственную регистрацию предельных отпускных цен производителя, при включении организацией оптовой торговли в протокол согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств недостоверных сведений о фактической отпускной цене производителя и (или) размере фактической оптовой надбавки виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 9 данного Постановления установлено, что предельные отпускные цены производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, как зарегистрированные, так и не зарегистрированные до вступления в силу пункта 1 настоящего Постановления, подлежат государственной регистрации (перерегистрации) до 1 апреля 2010 г. в соответствии с методикой определения предельных отпускных цен производителя на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Федеральной службой по тарифам.
В аптеке ИП Дашинимаевой С.А., расположенной по адресу: г.Улан-Удэ, ул.Краснофлотская, 2а, имелись незарегистрированные лекарственные препараты 10 наименований, на которые отсутствовали документы, подтверждающие снятие с реализации, что является нарушением Постановления Правительства РФ от 08.08.2009 г N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства".
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе, событие административного правонарушения.
Заявителем в подтверждение совершенного предпринимателем правонарушения представлены акт проверки от 14.04.2010, список отсутствующих лекарственных препаратов, включенных в минимальный ассортимент лекарственных средств, акт выявленных в реализации лекарственных средств - незарегистрированных на территории Российской Федерации от 14 апреля 2010 года, протокол об административном правонарушении от 15.04.2010, объяснение Смирновой Н.Н.
Судом не принимается довод ответчика о том, что незарегистрированные лекарственные препараты не реализовывались.
Из акта от 14.04.2010 о выявленных в реализации лекарственных средств, незарегистрированных на территории Российской Федерации, следует, что в штрих-терминале (кассовый аппарат) не удалены штрих-коды на 26 препаратов. В акте перечислены наименования препаратов, в том числе: иммодиум N 6, производитель Янссен, 6 упаковок по цене 117,30 рублей; пензитал N 30, производитель Шрея, 15 упаковок по цене 61,69 рублей; для нос 0,05% - 10,0, производитель Новартис, 1 упаковка по цене 80,20 рублей; диклофенак 100 мг N 20, производитель Хемофарм, 3 упаковки по цене 73,18 рублей; транзипег 5,9 N 10, производитель Франция, 2 упаковки по цене 263 рубля; вода для инъекций 5x10, производитель Новосибхимфарм, 3 упаковки по цене 23,55 рублей; окупресс 0,5% - 5,0, производитель Индия, 1 упаковка по цене 73,39 рублей; окупресс 0.25% - 5,0, производитель Индия, 1 упаковка по цене 40,83 рублей; ортофен 25 мг N 30, производитель Татхимфарм, 1упаовка по цене 29,06 рублей; пензитал N 100, производитель Шрея, 2 упаковки по цене 153,50 рублей.
В акте от 14.04.2010 также указано, что документов, подтверждающих изъятие из реализации не представлено. Из объяснений и.о.зав.аптекой Зеленкиной М.А. следует: ценообразование осуществляет бухгалтер ИП Дашинимаевой С. А. Олейникова А.В., которая на 14.04.2010 не представила информацию по незарегистрированным препаратам, в связи с чем и.о. заведующей не владеет информацией о зарегистрированных на текущий момент лекарственных средствах. Вышеназванные препараты документально и фактически не изъяты из обращения.
Данный акт подписан без замечаний и предложений и.о.зав.аптекой Зеленкиной М.А., фармацевтами Андреевой П.М., Сергеевой Т.Г.
Кроме того, акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 14.04.2010, в котором изложены выявленные в аптеке нарушения, подписан и.о. заведующей аптекой Зеленкиной Марианой Анатольевной без замечаний, дополнений и предложений.
При таких обстоятельствах, суд считает, что материалами дела подтверждается факт осуществления ИП Дашинимаевой С.А. предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Событие административного правонарушения имеет место, и действия ответчика образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не принимается довод ответчика о нарушении ТУ Росздравонадзора по РБ требований статей 9 и 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), так как о проводимой проверке ИП Дашинимаева С.А. не была проинформирована и ей не был вручен приказ от 13.04.2010 N 151.
В соответствии с пунктами 1 статей 9 и 10 Федерального закона N 294-ФЗ предметом плановой и внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
На проведение внеплановой проверки ИП Дашинимаевой С.А. руководителем Управления Росздравнадзора по РБ выдано распоряжение (приказ) от 13 апреля 2010 г. N 151. Из данного распоряжения следует, что задачами настоящей проверки является проверка хода реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства".
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 08.08.2009 N 654 Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития:
проводить мониторинг ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства в соответствии с положением о мониторинге, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, и направлять ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, результаты данного мониторинга в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
На основании распоряжения (приказа) ТУ Росздравнадзора по РБ от 13.04.2010 N 151 правовыми основаниями для проведения проверки являются: ч.3 п.2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008, постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства", Положение о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Управлении Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации), утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 22.11.2004 N 205, Приказ от 29.04.2005 N 312 "О минимальном ассортименте лекарственных средств".
С Распоряжением от 13.04.2010 ознакомлена Николаева И.И, о чем свидетельствует ее подпись на распоряжении. Представители ответчика в судебном заседании пояснили, что Николаева является работником проверяемой аптеки.
Таким образом, нарушений статей 9 и 10 Федерального закона N 294-ФЗ ТУ Росздравнадзора по РБ не допущено.
Вместе с тем, заявителем при составлении протокола об административном правонарушении от 15.04.2010 N 6 допущены нарушения.
Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП Российской Федерации о совершении административного правонарушения составляется протокол.
Статья 28.2 КоАП Российской Федерации содержит требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, обеспечивающие соблюдение гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности.
Данной статьей предусмотрено, что в протоколе указываются, в том числе, объяснение физического лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела, при составлении протокола названному лицу разъясняются права и обязанности, предусмотренные КоАП Российской Федерации, о чем делается запись в протоколе, лицу, привлекаемому к ответственности, или его представителю, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении и оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу; это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания, в нем делается соответствующая запись; копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу.
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в пункте 24 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП Российской Федерации.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП Российской Федерации в случае неявки физического лица или его законного представителя, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие, если он извещен в установленном порядке о совершении данного процессуального действия.
Таким образом, положениями статьи 28.2 КоАП Российской Федерации физическому лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его либо законного представителя при составлении протокола об административном правонарушении.
Надлежащее извещение привлекаемого к ответственности лица о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении входит в задачу органов, уполномоченных составлять протокол.
Представитель заявителя в судебном заседании указала, что ИП Дашинимаевой С.А. уведомление о составлении протокола об административном правонарушении не направлялось, уведомление вручено Зеленкиной М. А.
Из трудового договора от 20.07.2007 N 81 и должностной инструкции от 01.01.2010, представленных суду ответчиком, Зеленкина Мариана Анатольевна принята на работу на должность фармацевта. На фармацевта аптеки возложены функции по отпуску лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также других товаров аптечного ассортимента, участие в приемке и распределении товара по местам хранения, обеспечение условий хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Заявителем не представлено доказательств, что у Зеленкиной М.А. имелись полномочия на получение уведомления о месте, времени составления протокола в отношении предпринимателя.
При составлении протокола от 15.04.2010 в отношении ИП Дашинимаевой С.А. присутствовала Смирнова Наталья Николаевна по доверенности. Однако данная доверенность не является доказательством надлежащего извещения предпринимателя о составлении протокола, поскольку в доверенности указано, что Смирновой Н.Н. доверено представлять интересы в органах Росздравнадзора по РБ.
Согласно пункту 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 15.04.2010 N 6 составлен в отсутствие ИП Дашинимаевой С.А., не извещенной надлежащим образом о времени и месте его составления.
Пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Неизвещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных Кодексом процессуальных прав и гарантий защиты: прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений на представление доказательств, заявление ходатайств и отводов, возможностью воспользоваться юридической помощью защитника.
Поскольку нарушение процессуальных прав и гарантий предпринимателя при производстве по делу об административном правонарушении носит существенный характер, и ввиду этого предприниматель была лишена возможности воспользоваться правами, предоставленными ей Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения ИП Дашинимаевой С.А. к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ по протоколу от 15.04.2010.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 рабочих дней со дня принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http ://fasvso. arbitr.ru/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 мая 2010 г. N А10-1464/2010
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был