Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 23 апреля 2010 г. N А10-1059/2010
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дакси ЛТД" к Иволгинскому отделу Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия о признании незаконным и отмене решения от 13.01.2010 г. о приостановлении государственной регистрации договора аренды N 90 от 22.10.2009 г. При участии в заседании: истца: Стативо В.Н. - представителя по доверенности от 16.02.2010 г.; ответчика: Шаргаевой Д.А. - представителя по доверенности от 15.01.2010 г. N 63.
Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2010 г. Решение в полном объеме изготовлено 23 апреля 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Дакси ЛТД" обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене решения регистратора Иволгинского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия (далее Управление) от 13.01.2010 г. о приостановлении до 12.04.2010 г. государственной регистрации договора аренды N 90 от 22.10.2009 г. на лесной участок, площадью 16,3 га, расположенный: Республика Бурятия, Муниципальное образование Иволгинский район, в границах Иволгинского лесничества, Иволгинского сельского участкового лесничества, технический участок N 1 СПК "Пригородный", квартал N 7, выделы 11, 12, 13, 19, 20; признании незаконным бездействия (уклонение от государственной регистрации договора аренды лесного участка) Иволгинского отдела Управления, обязании Иволгинского отдела выполнить свои обязанности по государственной регистрации договора аренды указанного лесного участка.
При рассмотрении заявления заявитель пояснил, что ему неизвестно на каком основании регистрация договора приостановлена. Что в заявлении Республиканского агентства лесного хозяйства о приостановлении было указано, в уведомлении не отражено.
Руководитель агентства Лемак С.К. при встрече пояснила, что к ним обратилась прокуратура с просьбой о подаче такого заявления - у руководителя Управления имелись сомнения в данной сделке.
Ответчик с заявлением не согласился. Пояснил, что регистрация договора аренды была приостановлена в связи с заявлением стороны по договору. В уведомлении о приостановлении указаны основания приостановления - это заявление Лемак С.И, и.о. руководителя Республиканского агентства лесного хозяйства. Такая запись произведена в соответствии с пунктом 54 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Вынесение решения в письменном виде нормативными актами не предусмотрено.
Выслушав лиц, участвующих в деле и изучив материалы дела, суд установил следующее.
Между Республиканским агентством лесного хозяйства и обществом с ограниченной ответственностью "Дакси ЛТД" был заключен договор аренды N 90 от 22 октября 2009 г. в соответствии с которым Республиканское агентство лесного хозяйства (арендодатель) предоставляет, а ООО "Дакси ЛТД" принимает во временное пользование лесной участок, площадью 16,3 га находящийся в государственной собственности и расположенный в Республике Бурятия, МО "Иволгинский район", в границах Иволгинского лесничества, Иволгинского сельского участкового лесничества, технический участок N 1 СГЖ "Пригородное", квартал 7, выделы 11, 12, 13, 19, 20. Номер учетной записи в Государственном лесном реестре 152-2009-07. Срок действия договора с даты государственной регистрации до 01.04.2026 г.
19 ноября 2009 г. общество обратилось в Иволгинский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по республике Бурятия (далее Управление) с заявлением о государственной регистрации договора N 90 от 22 октября 2009 г. аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для разработки месторождений полезных ископаемых.
Письмом от 14.12.2009 г. за N 08-296 регистрационный орган на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон) уведомил общество о приостановлении государственной регистрации договора до 13.01.2010 г. по инициативе государственного регистратора в связи с сомнением в наличии оснований государственной регистрации и необходимостью получения дополнительных сведений.
13.01.2010 г. Иволгинский отдел Управления руководствуясь пунктом 3 статьи 19 Закона, принял решение, оформленное письмом о приостановлении государственной регистрации договора аренды до 12.04.2010 г., в связи с заявлением Лемак С.К., и.о. руководителя Республиканского агентства лесного хозяйства (далее агентство).
Из пунктов 1, 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что договор аренды на срок более года, и если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Государственная регистрация аренды недвижимого имущества, согласно статьи 26 Закона, проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 2 Закона отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к заявлению о государственной регистрации права должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Основания для приостановления государственной регистрации прав предусмотрены статьей 19 Закона.
Часть 3, 4 статьи 19 Закона предусматривает, что государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на три месяца на основании поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявления в письменной форме правообладателя, стороны или сторон сделки либо уполномоченного им или ими на то лица при наличии у него надлежаще оформленной доверенности.
В заявлении указываются причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации прав, и срок, необходимый для такого приостановления. Поступление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявления о приостановлении государственной регистрации прав прерывает течение срока, установленного пунктом 3 статьи 13 настоящего Федерального закона. Срок, истекший до поступлении указанного заявления, не засчитывается в новый срок.
Государственный регистратор обязан в срок не более чем пять рабочих дней со дня приостановления государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях приостановления государственной регистрации прав.
Как следует из заявления исполняющего обязанности руководителя агентства Лемак С.К. от 13.01.2010 г., стороны по договору N 90 от 21.10.2010 г., основанием приостановления указано - "в связи с проверкой документов".
Таким образом, ответчиком принято решение и направлено уведомление обществу о приостановлении государственной регистрации договора в соответствии с основанием, предусмотренном частью 3 статьи 19 Закона.
Ссылка заявителя на то, что в уведомлении в нарушении пунктов 127, 53 Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав не недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом Минюста РФ от 14.09.2006 г. N 293 и зарегистрированного в Минюсте РФ 14.09.2006 г. N 8258 (далее Регламент), не указана причина приостановления государственной регистрации, не может быть принята во внимание.
Согласно пункту 53 раздела "Перечень оснований для приостановления или отказа в исполнении государственной функции" Регламента государственная регистрация приостанавливается на основании, в том числе и письменного заявления стороны сделки.
В соответствии с пунктом 127 Регламента государственный регистратор формирует на официальном бланке письменное уведомление (заявителям, сторонам договора) о приостановлении государственной регистрации прав по установленной форме, заверяет его своей подписью и скрепляет печатью.
В уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав указываются в том числе и причина, послужившая основанием для приостановления.
Пунктом 54 Методических рекомендация по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста РФ от 01.07.2002 г. N 184 с изменениями (далее - Методические рекомендации), предусмотрено, что в качестве основания приостановления государственной регистрации в уведомлении рекомендуется указывать заявление стороны сделки о приостановлении государственной регистрации, а также номер книги учета входящих документов в которой было зарегистрировано заявление, номер записи в этой книге, под которой заявление было в ней зарегистрировано, если государственная регистрация приостановлена на основании пункта 3 статьи 19 Закона.
Вышеназванные требования ответчиком соблюдены. В уведомлении указана причина приостановления - заявление Лемак Светланы Кузьминичны, и.о. руководителя Республиканского агентства лесного хозяйства, зарегистрированного в книге учета входящих документов N 08/001/2010-032 13.01.2010 г.
Отсутствие номера записи в книге входящих документов в самом заявлении Агентства о приостановлении государственной регистрации не может являться основанием для признания решения о приостановлении государственной регистрации недействительной, так как такая запись имеется в уведомлении заявителю о приостановлении государственной регистрации.
Отражение текста самого заявления о приостановлении государственной регистрации стороны по сделке в уведомлении регистрирующего органа нормативными актами не предусмотрено.
Довод заявителя о том, что инициатором приостановления государственной регистрации договора аренды является не Агентство, а Управление, также не обоснован.
В заявлении Агентства о приостановлении государственной регистрации указана причина - "в связи с проверкой документов", другие основания не указаны.
Письмо Восточно-Байкальского межрайонного прокурора руководителю Агентства от 30.12.2009 г. об инициировании вопроса о приостановлении государственной регистрации, на который сослался заявитель, носит рекомендательный характер.
Таким образом, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа Агентству в приостановлении государственной регистрации договора аренды. В связи с этим в его действиях не усматривается уклонение от государственной регистрации договора аренды по заявлению общества.
В порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика Иволгинского отдела Управления на Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд вынесший решение.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http ://fasvso. arb itr.ru/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 апреля 2010 г. N А10-1059/2010
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был