Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 4 июня 2010 г. N А10-1595/2010
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Бурятия о привлечении индивидуального предпринимателя Гергеновой Елены Александровны к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при участии в заседании: заявителя: Полхоновой Валентины Эрдынеевны - представителя по доверенности от 11.05.2010 N 554, ответчика: не явился, извещен (заказное письмо N 93107 вручено Гергенову 21 мая 2010).
Резолютивная часть судебного акта объявлена 03 июня 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 04 июня 2010 года.
Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Бурятия (далее-ТУ Росздравнадзора по РБ) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ индивидуального предпринимателя Гергеновой Елены Александровны (далее-ИП Гергенова Е.А., предприниматель).
Представитель заявителя требования поддержала, просила привлечь предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В обоснование требований указала, что по "горячей линии" обратился гражданин Цыпылов Б.М. с заявлением о том, что цена на лекарственное средство "Омник" 0,4 мг N 30 превышает зарегистрированную цену. По данному факту проведена проверка, которой выявлено нарушение ИП Гергеновой Е.А. нарушение требований части 4 статьи 14.1. КоАП РФ.
Ответчик, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания не явилась, отзыва не представила.
Суд, в соответствии с п.3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения заявителя, арбитражный суд находит заявление о привлечении к административной ответственности обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела, государственным инспектором Территориального управления Росздравнадзора по Республике Бурятия Ланской Л.Е. проведена проверка реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства", исполнения поручения Росздравнадзора N 26 от 09.04.2010, а также проверки фактов, изложенных в обращении по "Горячей линии" гражданина Цыпылова Б.М. в аптеке, расположенной по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, Д.84.
Проверка проведена на основании распоряжения от 21.04.2010 N 207 руководителя ТУ Росздравнадзора по Республике Бурятия.
Из обращения гражданина Цыпылова Б.М. следует, что лекарственный препарат "Омник" 0,4 мг N 30 в указанной аптеке реализуется по цене, превышающей зарегистрированную, а именно 779 руб. вместо 738 руб. 04. коп.
В ходе проверки в аптеке, принадлежащей ИП Гергеновой Е.А. установлено, что в торговом зале на витринах и шкафах накопителях находились следующие лекарственные препараты с продажной ценой указанной на ценниках, превышающей зарегистрированную цену в количестве 33 наименования, в том числе и лекарственный препарат "Омник" 0,4 мг N 30, в соответствии информацией о предельных зарегистрированных отпускных ценах на перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных средств, по состоянию на 31.03.2010 и так далее до 21.04.2010:
N |
Наименование ЖНВЛС |
Производитель |
Серия |
Количество упаковок |
Цена реализации |
Цена Гос. реестра |
1. |
Пирацетам 400 мг N 60 |
Фармапроект |
30409 |
1,5 |
48,00 |
38,04 |
2. |
Мезим форме 10 тыс. N 20 |
Бирлин Хеми |
93536 |
1 |
223,00 |
212,08 |
3. |
Ранитидин 150 мг N 60 |
Софарма |
010509 |
1 |
85,00 |
77,97 |
4. |
Эднит 10 мг N 20 |
Гедеон Рихтер |
Т87355А |
1 |
82,00 |
74,97 |
5. |
Амиодарон 0,2 N 30 |
Северная Звезда |
60809 |
1 |
50,30 |
49,22 |
6. |
Эгилок 100 мл N 60 |
Эгис |
3108 |
1 |
210,00 |
202,77 |
7. |
Кардарон 200 мл N 30 |
Санофи |
1070 |
1 |
337,00 |
326,82 |
8. |
Кордипин ретард 20 мг N 30 |
НРКА |
J46070 |
1 |
103 |
99,69 |
9. |
Нормадипин 5 мг N 30 |
Гедеон Рихтер |
Т95712А |
1 |
408,00 |
386,28 |
10. |
Кавинтон форте 10 мг N 30 |
Гедеон Рихтер |
Т97508А |
1 |
258,00 |
246,68 |
11. |
Панкреатин 30 ед. N 60 |
Фармпроект |
440909 |
1 |
48,00 |
40,97 |
12. |
Энам 5 мг N 20 |
Dr Reddis |
В82209 |
1 |
42,80 |
40,24 |
13. |
Метапролол 100 мг N 30 |
ГМБХ Германия |
J24144 |
1 |
63,00 |
50,18 |
14. |
Глицин 100 мг N 50 |
Биотика |
1451009 |
13 |
32,00 |
28,11 |
15. |
Корвитол 50 мг N 50 \ |
Берлин Хеми |
84046 |
1 |
282,00 |
252,34 |
16. |
Коронал 5 мг N 30 |
Зентива |
2511109 |
2 |
136,00 |
124,85 |
17. |
Пирацетам 200 мг N 60 |
Марбиофарм |
50109 |
3 |
23,00 |
17,13 |
18. |
Кардикет 40 мг N 20 |
Шварц Фарма |
7035203 |
1 |
120,60 |
109,84 |
19. |
Бифидум бактерии 5 доз N 10 |
Партнер |
36-20310, 195-11209 |
2 |
92,00 |
80,00 |
20. |
Бифидум бактерии 5 доз N 30 |
Партнер |
9-30110 |
1 |
305,00 |
23930 |
21. |
Панкреатин N 50 |
Фармстандарт |
2591009 |
3 |
48,00 |
46,78 |
22. |
Интерферон 1000 ME N 10 |
Микроген |
821209 |
7 |
57,00 |
50,84 |
23. |
Омез 20 мг N 30 |
Dr Reddis |
В92048 |
1 |
213,00 |
187,34 |
24. |
Арбидол 50 мг N Штаб. |
Фармстандарт |
771209 |
4 |
144 |
134,15 |
25. |
Анаферон дет. N 20 |
ООО НПФ |
3720809, 3690809 |
2 |
148,00 |
142,54 |
26. |
Диротон 10 мг N 28 |
Гедеон Рихтер |
Т96226А |
|
263,00 |
229,52 |
27. |
Диротон 5 мг N 28 |
Гедеон Рихтер |
Т96215А |
2 |
200,00 |
194,32 |
28. |
Ксефокам 8 мг N 10 таб. |
Никомед |
10423386 |
1 |
199,00 |
194,04 |
29. |
Верошпирон 50 мг N 30 |
Гедеон Рихтер |
Т94451А |
1 |
205,00 |
182,20 |
30. |
Омник 0,4 мг N 30 |
ЗАО Ортат |
09vl0/31 |
1 |
779,00 |
738,04 |
31. |
Верошпирон 25 мг N 20 |
Гедеон Рихтер |
Т99104А |
1 |
93,00 |
82,22 |
32. |
Омник 0,4 мг N 10 капе. |
ЗАО Ортат |
09С20/31 |
1 |
375,00 |
374,00 |
33. |
Гипотиазид 100 мг N 20 |
Санофи Авентис |
9V004 |
1 |
132,00 |
120,20 |
Кроме этого в торговом зале обнаружено 5 наименований незарегистрированных лекарственных средств: "Отривин", "Ринонорм", "Ксимелин", "Для нос", "Имодиум" с ценниками на упаковках, документы, подтверждающие изъятие из реализации
незарегистрированных лекарственных средств, не предоставлены.
По результатам проверки составлен акт проверки от 21 апреля 2010 года в присутствии ИП Гергеновой Е.А., выдано предписание от 21.04.2010 N 59 об устранении нарушений реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства".
22 апреля 2010 года должностным лицом ТУ Росздравнадзора по РБ в отношении индивидуального предпринимателя Гергеновой Елены Александровны составлен протокол N 9 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении от 22.04.2010 составлен в присутствии ИП Гергеновой Е.А. в соответствии с требованиями ст.ст. 28.4, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании ст.ст. 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ ТУ Росздравнадзора по РБ обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Гергенова Елена Александровна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 10.08.2004 за основным государственным регистрационным номером 304032622300011, о чем Межрайонной инспекцией ФНС России N 2 по Республике Бурятия выдано свидетельство серии 03 N 000846707.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Согласно статье 2 Федерального закона N 128-ФЗ при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий.
ИП Гергеновой Е.А. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития выдана лицензия от 16.06.2005 N 99-02-005316 на розничную торговлю лекарственными средствами без права работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами списков ПККН на срок до 16.06. 2010 г.
Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Понятие грубого нарушения устанавливает Правительство Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение), осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 Положения.
На основании пункта 4 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе, соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах", правил продажи лекарственных средств и установленных предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.
В соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 08.08.2009 N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства" при реализации производителем, организацией оптовой торговли или аптечным учреждением жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, не прошедших государственную регистрацию предельных отпускных цен производителя, при включении организацией оптовой торговли в протокол согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств недостоверных сведений о фактической отпускной цене производителя и (или) размере фактической оптовой надбавки виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 9 данного Постановления установлено, что предельные отпускные цены производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, как зарегистрированные, так и не зарегистрированные до вступления в силу пункта 1 настоящего Постановления, подлежат государственной регистрации (перерегистрации) до 1 апреля 2010 г. в соответствии с методикой определения предельных отпускных цен производителя на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Федеральной службой по тарифам.
В аптечном пункте ИП Гергеновой Е.А. реализовывались незарегистрированные лекарственные препараты 5 наименований, на которые отсутствовали документы, подтверждающие изъятие, а также цены на перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных средств на 33 наименования не приведены в соответствие с зарегистрированными предельно-отпускными ценами на территории республики, что является нарушением Постановления Правительства РФ от 08.08.2009 г N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно-необходимые и важнейшие лекарственные средства".
Допущенные ИП Гергеновой Е.А. нарушения в силу подпункта "в" пункта 4 и пункта 5 Положения относятся к грубым нарушениям лицензионных требований.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе, событие административного правонарушения.
Заявителем в подтверждение совершенного предпринимателем правонарушения представлены акт проверки от 21.04.2010, протокол об административном правонарушении от 22.04.2010, объяснение ИП Гергеновой Е.А., предписание от 21.04.2010 N 59, информация о предельных отпускных ценах, зарегистрированных и внесенных в Государственный Реестр цен на ЖНВЛС по состоянию на 30 апреля 2010 года.
Материалами дела подтверждается факт осуществления ИП Гергеновой Е.А. предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1. КоАП РФ - административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Получив лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, предприниматель принял на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности. Одним из данных требований является соблюдение установленных предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. Следовательно, вина предпринимателя в совершении вменяемого административного правонарушения выразилась в том, что ИП Гергеновой Е.А. не приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований при осуществлении фармацевтической деятельности.
На основании изложенного, суд делает вывод, что событие административного правонарушения имеет место, и действия ответчика образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Учитывая существо совершенного предпринимателем правонарушения, принцип соразмерности и справедливости наказания, суд считает возможным взыскать с ответчика минимальный размер штрафа, установленный частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд исследовал вопрос о возможности применения малозначительности правонарушения, вменяемого в вину ИП Гергеновой Е.А.
Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" от 02.06.2004 N 10, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Объективной стороной правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является грубое нарушение условий лицензии, выразившееся в нарушении действующих правил продажи лекарственных средств и установленных предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Поскольку в данном случае такая угроза присутствует, правонарушение не может быть признано малозначительным.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Требования заявителя удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя Гергенову Елену Александровну, проживающую в г. Улан-Удэ, ул. Яковлева д. 17, кв. 96, свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 10.08.2004, выданное МРИ ФНС России N 2 по Республике Бурятия, к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 4 000 руб.
Перечисление штрафа производить по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК по Республике Бурятия (Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Бурятия) ИНН 0326031149 КПП 032601001 БИК 048142001.
р/счет 40101810600000010002 Банк получателя: ГРКЦ НБ Респ. Бурятия Банка России г. Улан-Удэ. Назначение платежа в бюджет городских округов - КБК 06011690040040000140, в бюджет муниципальных округов - КБК 06011690050050000140, ОКАТО - муниципальное.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 рабочих дней со дня принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через арбитражный суд, принявший решение.
Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.
При отсутствии такого документа выдать исполнительный лист на взыскание административного штрафа в принудительном порядке.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http ://fasvso. arbitr.ru/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 4 июня 2010 г. N А10-1595/2010
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был