Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 24 мая 2010 г. N А10-1017/2010
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства здравоохранения Республики Бурятия к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия о признании незаконным решения по делу N 02-03/35-2009 от 04.02.2010 N 02-03/261, о признании недействительными предписания N 02-03/35-2009 от 04.02.2010 N 02-03/262 и определения о возбуждении дела об административном правонарушении N 02-04-2010 и проведении административного расследования от 05.02.2010 N 02-04/277. При участии: заявителя: Осташевской М.М., представителя по доверенности N 2103 от 05.05.2009; ответчика: Дондоковой И.В., представителя по доверенности N 01-45/3532 от 10.09.2009; третьего лица: Соляковой Р.Ю., представителя по доверенности от 13.12.2007.
Резолютивная часть решения объявлена 17.05.2010 г. Полный текст решения изготовлен 24.05.2010 г.
Министерство здравоохранения Республики Бурятия обратилось с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - УФ АС по РБ, Управление, антимонопольный орган) о признании незаконным решения по делу N 02-03/35-2009 от 04.02.2010 N 02-03/261, о признании недействительными предписания N 02-03/35-2009 от 04.02.2010 N 02-03/262 и определения о возбуждении дела об административном правонарушении N 02-04-2010 и проведении административного расследования от 05.02.2010 N 02-04/277.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 05.05.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное предприятие Республики Бурятия "Бурят-Фармация" (далее - ГПРБ "Бурят-Фармация").
Представитель заявителя в предварительном судебном заседании от 05.05.2010 уточнил заявленные требования, просит признать незаконным решение по делу N 02-03/35-2009 от 04.02.2010 N 02-03/261 и признать недействительным предписание N 02-03/35-2009 от 04.02.2010 N 02-03/262.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержала уточненные требования, дала пояснения согласно заявлению. В обоснование заявленных требований пояснила, что полномочие по организации обеспечения лекарственными средствами отдельной категории граждан возложено на Министерство здравоохранения РБ статьей 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и Положением о Минздраве от 15.10.2007 N 319.
Административный регламент по предоставлению государственной услуги по ОНЛС, утвержденной приказом Минздрава от 03.10.2008 N 567, устанавливает порядок осуществления данной государственной услуги. В частности, фармацевтическая организация по пункту 3.2.7 Регламента участвует в формировании сводной потребности муниципальных образований в сводную заявку по Республике Бурятия, согласовывает информацию в части остатков лекарственных средств в аптеках.
ГП РБ "Бурят-Фармация" создавалось для указанных целей. На основании пункта 2.2 Устава ГП РБ "Бурят-Фармация" определяет текущую и перспективную потребность ЛПУ в целях формирования государственного заказа, согласно соответствующим заявкам. Министерство здравоохранения вправе давать предприятию поручения в рамках сбора информации о потребности ЛПУ в лекарственных средствах.
Таким образом, из анализа действующего законодательства и положений приказа от 05.10.2009 N 849-ОД следует, что данным приказом Министерства здравоохранения не возлагало на государственное предприятие государственных функций, а лишь дали поручение обеспечить в рамках его полномочий сбор информации и сводный расчет. Просит удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика заявленные требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на заявление. Пояснила, что согласно пункту 2.10 Регламента Министерство здравоохранения собирает заявки от ЛПУ и в форме приказа утверждает сводную потребность Республики Бурятия на лекарственные средства. Согласно Уставу ГП РБ "Бурят-Фармация" предприятие является коммерческой организацией и создано в целях получения прибыли. Таким образом, считает, что Министерство здравоохранения своим приказом от 22.09.2009 N 849-ОД наделяет ГП РБ "Бурят-Фармация" функциями органа исполнительной власти, что составляет признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов власти, если иное не установлено Федеральным законом N 317-ФЗ и Федеральным законом N 238-ФЗ.
Кроме того, Министерством здравоохранения был проведен открытый конкурс. 03.12.2009 аукционная комиссия признала открытый аукцион несостоявшимся по всем лотам в связи с подачей единственной заявки на участие в аукционе ГП РБ "Бурят-Фармация". Государственные контракты по всем лотам были заключены с ГП РБ "Бурят-Фармация".
ГП РБ "Бурят-Фармация", являясь участником размещения заказа, до объявления аукциона имело доступ к информации в приоритетном порядке: располагало информацией о потребности в лекарственных средствах на 1 полугодие 2010 года в рамках реализации программы ОНЛС намного ранее, чем потенциальные участники размещения заказа, тем самым Министерство здравоохранения Республики Бурятия создал участнику торгов - ГП РБ "Бурят-Фармация" преимущественные условия участия в торгах, путем доступа к информации, что приводит или может привести к ограничению конкуренции. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица с доводами ответчика не согласилась, указала, что при участии в открытом аукционе информация, известная им до объявления аукциона, не влияет на результат аукциона. Собирается информация о необходимой потребности из аптек и сдается в Министерство здравоохранения РБ.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд выяснил следующее.
04.12.2009 УФАС по РБ издан Приказ N 218 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", которым возбуждено дело N 02-03/35-2009 по признакам нарушения Министерством здравоохранения РБ части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
04.02.2010 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по РБ, рассмотрев дело N 02-03/35-2010 от 04.12.2009 по признакам нарушения Министерством здравоохранения РБ части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, вынесла решение, в соответствии с которым антимонопольный орган признал наличие в действиях Министерства здравоохранения РБ нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в наделении хозяйствующего субъекта - государственного предприятия РБ "Бурят-Фармация" - функциями и правами органов власти путем издания Приказа Министерства здравоохранения РБ от 22.09.2009 N 849-ОД "О формировании заказа-заявки на лекарственные средства потребности 1-го полугодия 2010 года в рамках реализации программы ОНЛС".
04.02.2010 Комиссией УФАС по РБ вынесено предписание N 02-03/35-2009, обязывающее Министерство здравоохранения Республики Бурятия в срок не позднее 26.02.2010 внести изменения в пункты 1.4, 2.1., 2.2 приказа Министерства здравоохранения РБ от 22.09.2009 N 849-0Д "О формировании заказа-заявки на лекарственные средства потребности 1-го полугодия 2010 года в рамках реализации программы ОНЛС" или отменить указанные пункты, нарушающие антимонопольное законодательство.
Не согласившись с решением и предписанием УФАС по РБ от 04.02.2010 по делу N 02-03/35-2010, Министерство здравоохранения Республики Бурятия обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (пункт 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений. Таким образом, бремя доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом законных прав лежит на лице, оспаривающем его.
Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции, определяющей полномочия антимонопольных органов, они вправе проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями; выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство, и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Антимонопольный орган, установив, что орган исполнительной власти изданием того или иного нормативного правового акта или ненормативного акта нарушил положения Закона о защите конкуренции, вправе на основании подпункта "а" пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции выдать ему предписание об отмене или изменении этого акта.
В пункте 1.4 Приказа Министерства здравоохранения РБ от 22.09.2009 N 849-ОД указано: начальнику Управления здравоохранения Администрации г. Улан-Удэ Балханову Б.С, главным врачам ЛПУ, руководителям аптек представить до 05.10.2009 сводную заявку на бумажном и электронном носителе в ГП РБ "Бурят-Фармация".
Согласно пунктам 2.1, 2.2 Приказа - ГП РБ "Бурят-Фармация" предоставить ЛПУ и аптекам электронную форму шаблона заявки на лекарственные средства потребности 1-го полугодия 2010 года; Обеспечить сводный расчет потребности в лекарственных средствах на 1-е полугодие 2010 года, представленных ЛПУ.
В соответствии с пунктом 1 Положения "О министерстве здравоохранения Республики Бурятия", утвержденного Постановлением Правительства РБ от 15.10.2007 N 319 (далее -Положение о министерстве здравоохранения Республики Бурятия), Министерство здравоохранения РБ является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:
1) организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
2) заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов;
3) организация обеспечения населения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
На основании пунктов 6.41, 6.49 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия для решения возложенных задач Министерство осуществляет следующие полномочия: организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; определяет потребность и осуществляет централизованный закуп лекарственных средств, иммунобиологических препаратов, изделий медицинского назначения, медицинского оборудования и санитарного автотранспорта, диагностических и других препаратов.
Согласно пункту 2.10 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по обеспечению лекарственными средствами граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, за счет средств федерального бюджета (далее -Регламент), утвержденного Приказом Минздрава РБ от 03.10.2008 N 567, для организации размещения заказа на поставку лекарственных средств Минздрав собирает заявки от ЛПУ и в форме приказа утверждает сводную потребность Республики Бурятия на лекарственные средства.
Пунктом 3.2.6. Регламента установлено, что орган управления здравоохранением муниципального образования (ЦРБ) осуществляет свод и анализирует поступившие от ЛПУ сводные потребности в лекарственных средствах. Подписанная руководителем и заверенная печатью органа управления здравоохранением муниципального образования (ЦРБ) сводная потребность передается в ЦОД Минздрава для формирования сводной потребности по Республике Бурятия.
Согласно пункту 1.3 Устава государственное предприятие "Бурят-Фармация" является коммерческой организацией.
В пункте 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект -индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Таким образом, государственное предприятие как коммерческая организация (хозяйствующий субъект) и самостоятельное юридическое лицо не может входить в структуру органов власти.
Суд установил факт наделения хозяйствующего субъекта функциями и правами органа исполнительной власти.
Таким образом, суд соглашается с доводами антимонопольного органа о том, что Министерство здравоохранения РБ пунктами 2.1, 2.2 Приказа от 22.09.2009 N 849-ОД наделяет ГП РБ "Бурят-Фармация" функциями органа исполнительной власти и право на их осуществление предоставлено хозяйствующему субъекту - государственному предприятию - в нарушение закона, что составляет признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, запрещающей наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов власти.
Следовательно, приказ в части, наделяющей хозяйствующий субъект функциями и правами исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия, не соответствует требованиям антимонопольного законодательства, поэтому требования пункта 1.4 Приказа Министерства здравоохранения РБ от 22.09.2009 N 849-ОД о том, что главным врачам ЛПУ, руководителям аптек представить до 05.10.2009 сводную заявку на бумажном и электронном носителе в ГП РБ "Бурят-Фармация", является неправомерным.
Согласно части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и функций хозяйствующих субъектов и поэтому не требуется дополнительное доказывание влияния такого совмещения на конкуренцию.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает ответчику предписание, которое, в силу пункта 5 части 1 статьи 49 Закона, направлено на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.
В предписании УФАС по РБ от 04.02.2010 указано: Министерству здравоохранения Республики Бурятия в срок не позднее 26.02.2010 внести изменения в пункты 1.4, 2.1., 2.2 приказа Министерства здравоохранения РБ от 22.09.2009 N 849-ОД "О формировании заказа-заявки на лекарственные средства потребности 1-го полугодия 2010 года в рамках реализации программы ОНЛС" или отменить указанные пункты, нарушающие антимонопольное законодательство.
При таких обстоятельствах действия Управления по выдаче указанного предписания направлены на устранение допущенного Министерством здравоохранения РБ нарушения антимонопольного законодательства и являются правомерными.
Ответчиком исполнено предписание.
Нарушений прав и законных интересов заявителя судом не установлено.
Исходя из изложенного оснований для признания недействительным решения УФАС по РБ по делу N 02-03/35-2009 от 04.02.2010 у суда нет.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. В удовлетворении требований заявителю отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд вынесший решение.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http ://fasvso. arbitr.ru/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 мая 2010 г. N А10-1017/2010
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был