Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации г. Улан-Удэ
от 30 июля 2010 г. N 338
Муниципальная целевая программа
"Программа энергосбережения и повышения энергетической
эффективности г. Улан-Удэ до 2020 года"
Паспорт программы
Наименование программы |
- Муниципальная целевая программа "Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности г.Улан-Удэ до 2020 года" (далее - Программа) |
|
Основание для разработки программы |
- Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" |
|
Заказчик/заказчик-координатор |
- Комитет городского хозяйства |
|
Основные разработчики программы |
- ЗАО "Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса" |
|
Цели и задачи программы |
- цели программы: повышение качества жизни населения и обеспечение рационального использования энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий на основе широкомасштабного внедрения наиболее энергоэффективных технологий, повышения энергетической эффективности в г. Улан-Удэ; - основные задачи программы: реализация на территории г. Улан-Удэ Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и иных нормативно-правовых актов об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетных учреждениях и иных организациях с участием городского округа "г. Улан-Удэ"; энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде; энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры; энергосбережение и повышение энергетической эффективности в энергетике; энергосбережение и повышение энергетической эффективности в промышленности; энергосбережение и повышение энергетической эффективности на транспорте; энергосбережение и повышение энергетической эффективности в строительстве; энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системе наружного освещения; развитие возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива; развитие организационно-правового обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности; популяризация энергосбережения в г. Улан-Удэ |
|
Сроки и этапы реализации программы |
- сроки реализации Программы: 2011 - 2020 годы - этапы реализации: I этап - 2011-2012 годы; II этап - 2013 - 2014 годы; III этап - 2015 - 2020 годы |
|
Исполнители программы и основных мероприятий |
- структурные подразделения Администрации г. Улан-Удэ (по согласованию); организации с участием муниципального образования городской округ "г. Улан-Удэ" (по согласованию); энергосервисные компании и иные исполнители программы и основных мероприятий, выбираемые в порядке, установленном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; организации, реализующие программу и основные мероприятия и не получающие средств из бюджета городского округа "г. Улан-Удэ" (по согласованию) |
|
Объемы и источники финансирования* |
- общий объем финансирования Программы составляет 3 226 949,83 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 360 271,50 тыс. рублей (2011-2012 годы - 49220,00 тыс. рублей; 2013-2014 годы - 70269,00 тыс. рублей; 2015-2020 годы - 240782,50 тыс. рублей); средства республиканского бюджета - 111 644,51 тыс. рублей (2011-2012 годы - 22788,24 тыс. рублей; 2013-2014 годы - 17341,57 тыс. рублей; 2015-2020 годы - 71514,7 тыс. рублей); средства местного бюджета - 257 556,20 тыс. рублей (2011-2012 годы - 36278,24 тыс. рублей; 2013-2014 годы - 45729,46 тыс. рублей; 2015-2020 годы - 175548,50 тыс. рублей); внебюджетные источники - 2497477,63 тыс. рублей (2011-2012 годы - 733082,43 тыс. рублей; 2013-2014 годы - 666004,37 тыс. рублей; 2015-2020 годы - 1098390,83 тыс. рублей) |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации |
- за период реализации программы планируется: снижение расходов бюджета г. Улан-Удэ за пользование энергетическими ресурсами не менее 40% по отношению к 2009 году; увеличение доли возобновляемых источников энергии в производстве электрической энергии не менее чем до 4,5% по отношению к 2009 году; снижение энергопотребления на кв. м общей площади жилых домов не менее 20-30% по отношению к 2009 году; снижение расходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг в среднем не менее 15-25% по отношению к 2009 году; снижение потерь в электрических сетях до уровня не менее 8-10% в 2020 году; утечка и неучтенный расход воды до уровня не менее 16% в 2020 году; удельный вес потерь тепловой энергии в процессе производства и транспортировки до потребителей до уровня не менее 14% в 2020 году; экономия энергетических ресурсов от внедрения энергосберегающих мероприятий за период реализации мероприятий Программы в стоимостном выражении составит 3096,5-5897,5 млн. рублей (в текущих ценах); суммарная экономия топлива, тепловой и электрической энергии в сопоставимых условиях - 4004-7625 тыс. т у.т. |
* Объемы бюджетного финансирования мероприятий Программы на 2011-2013 гг. являются прогнозными и подлежат уточнению в соответствии с проектами решений Улан-Удэнского городского Совета депутатов о бюджете городского округа "город Улан-Удэ" и законами Республики Бурятия о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
1. Обоснование проблемы, анализ ее исходного состояния
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р, Основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 года N 1-р, Стратегией развития топливно-энергетического комплекса Республики Бурятия на перспективу до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 мая 2009 года N 177, Комплексной программой социально-экономического развития муниципального образования городской округ "город Улан-Удэ" на 2008-2010 годы и на период до 2017 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Бурятия от 28 ноября 2008 года N 655-р, иными актами федерального законодательства, Республики Бурятия и органов местного самоуправления городского округа "г. Улан-Удэ".
Программа отражает общие для Российской Федерации тенденции к сокращению нерационального использования энергетических ресурсов при их производстве, передаче и потреблении и основана на особенностях инфраструктуры и социально-экономических условий г. Улан-Удэ.
Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов повышения энергетической эффективности, который составляет более 40% (403 млн тонн условного топлива (т у.т.) от уровня потребления энергетических ресурсов. Энергоемкость валового внутреннего продукта Российской Федерации (далее - ВВП) в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5-3,5 раза выше, чем в большинстве развитых стран.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определено снижение энергоемкости ВВП к 2020 году не менее чем на 40% по отношению к уровню 2007 года. Согласно Энергетической стратегии России до 2030 года планируется сокращение к 2030 году удельной энергоемкости ВВП - более чем в 2 раза, удельной электроемкости ВВП - не менее чем в 1,6 раза. Достижение данных показателей невозможно без комплексного подхода к решению проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе использования программно-целевых методов как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных муниципальных образований.
Экономика и бюджетная сфера г. Улан-Удэ характеризуется повышенной энергоемкостью по сравнению со средними показателями Российской Федерации. Создание условий для повышения эффективности использования энергетических ресурсов становится одной из приоритетных задач устойчивого развития города.
Муниципальное образование характеризуются практически полным отсутствием газификации. В топливно-энергетическом балансе основой является уголь. Структура потребления топлива выглядит следующим образом:
Энергетический ресурс |
Затрачено на нужды теплоснабжения, тыс. т у.т. |
Выработка тепла, Гкал/год |
||
Общая |
в том числе на ТЭЦ |
в том числе в котельных |
||
газ |
0,0615 |
311 |
- |
311 |
мазут |
19,142 |
102244 |
31941 |
70303 |
уголь |
532,667 |
2956680 |
2574917 |
381762 |
Система электроснабжения г. Улан-Удэ характеризуется пониженной надежностью и энергодефицитом. Выработка собственной электроэнергии в муниципальном образовании осуществляется на ТЭЦ-1 ОАО "ТГК-14" (филиал "Генерация Бурятии"). Большая часть объема электрической энергии, потребляемых на территории г. Улан-Удэ, поступает из энергосистемы Иркутской области. Имеющийся дефицит мощности покрывается за счет перетоков из Иркутской энергосистемы.
Основная выработка тепловой энергии осуществляется на ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 ОАО "ТГК-14" (филиал "Генерация Бурятии"), муниципальных котельных, переданных в доверительное управление ОАО "ТГК-14" (филиал "Улан-Удэнский энергетический комплекс"), частных и ведомственных котельных.
Суммарное потребление электрической и тепловой энергии на территории муниципального образования в топливном эквиваленте составило в 2009 г. более 719,10 тыс. т у.т. Общий объем потребления воды в 2009 г. составил 36,96 млн куб. м (по данным МУП "Водоканал"), горячей воды - 8,35 млн куб. м.
Структура и объемы передачи и потребления основных видов энергетических ресурсов на территории г. Улан-Удэ выглядят следующим образом:
Направления потребления |
Доля в суммарном объеме потребления, |
|||
электрическая энергия |
тепло |
холодная вода |
горячая вода |
|
Жилищно-коммунальная сфера |
17,8 |
60,5 |
39,7 |
73,6 |
Население |
35,6 |
|||
Промышленность |
7,6 |
21,3 |
53,4 |
16,3 |
Муниципальные учреждения |
11,5 |
16,3 |
6,8 |
9,6 |
Сельское хозяйство |
0,1 |
- |
- |
- |
Транспорт |
3,7 |
- |
- |
- |
Строительство |
2,9 |
- |
- |
- |
Городское освещение |
1,2 |
- |
- |
- |
Прочие |
19,5 |
1,9 |
- |
0,5 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
Прогноз производства и потребления электрической и тепловой энергии в зависимости от проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с учетом Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Республики Бурятия на перспективу до 2030 года и Комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования городской округ "город Улан-Удэ" на 2008-2010 годы и на период до 2017 года представлен ниже:
Данный графический объект в справочной правовой системе не приводится
Суммарный потенциал энергосбережения в г. Улан-Удэ по тепловой и электрической энергии оценивается в 75,08-166,42 тыс. т у.т., холодной и горячей воды - в 2 774,90-5 956,87 тыс. куб.м.
Затраты на энергетические ресурсы составляют существенную часть затрат местного бюджета, населения и хозяйствующих субъектов города. в условиях увеличения тарифов и цен на энергоносители их расточительное и неэффективное использование недопустимо. Это обуславливает высокую значимость проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Решение проблемы связано с осуществлением комплекса мероприятий, которые заключаются в разработке и реализации согласованных действий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов на территории г.Улан-Удэ, и, прежде всего, в органах местного самоуправления и организациях с участием муниципального образования.
Комплексный подход к энергосбережению и повышению энергетической эффективности позволит создать условия для повышения качества жизни населения, развития экономики и социальной сферы города, роста экологической безопасности территории, повышения эффективности функционирования систем коммунальной инфраструктуры и повышения уровня благоустройства городских территорий, повышения эффективности управления муниципальным имуществом. В этой связи Программа непосредственно связана с приоритетами социально-экономического развития г. Улан-Удэ.
Основным инструментом управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности в муниципальном образовании является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение муниципальных целевых программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также иных целевых программ, в том числе программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности отдельных хозяйствующих субъектов.
Необходимость решения проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:
1. Комплексный характер проблемы, затрагивающей интересы и ресурсы не только органов местного самоуправления, но также хозяйствующих субъектов и населения, и необходимость координации совместных усилий.
2. Необходимость эффективного расходования бюджетных средств при использовании энергетических ресурсов и снижения рисков социально-экономического развития муниципального образования.
3. Необходимость согласованного обеспечения выполнения задач энергосбережения и повышения энергетической эффективности, поставленных на федеральном, республиканском и местном уровнях.
4. Недостаток средств местного бюджета для финансирования всего комплекса энергосберегающих мероприятий и необходимость софинансирования из федерального и республиканского бюджетов и внебюджетных источников.
Основные риски, связанные с реализацией Программы, определяются следующими факторами:
ограниченностью источников финансирования и неразвитостью механизмов привлечения средств на финансирование энергосберегающих мероприятий;
неопределенностью конъюнктуры и неразвитостью рынка энергосервисных услуг;
зависимостью от состояния и конъюнктуры российского и мирового рынка энергетических ресурсов.
Основными вариантами решения проблемы являются:
точечное проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве и других актуальных сферах и направлениях, не требующих значительных финансовых затрат и позволяющих быстро достигнуть временного улучшения отдельных показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
комплексное внедрение энергосберегающих технологий в экономике и социальной сфере муниципального образования за счет реализации высокозатратных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, направленных на достижение значительного улучшения показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности в долгосрочной перспективе.
Второй вариант является оптимальным и отражает основные тенденции и подходы к комплексному решению проблемы, провозглашенные на федеральном уровне. При этом с учетом рисков, связанных с реализацией Программы, при ее разработке должен быть предусмотрен минимальный набор мероприятий из первого варианта решения проблемы, чтобы и при неблагоприятном развитии событий был достигнут положительный эффект от реализации Программы.
Актуальный вариант комплексного решения проблемы основан на финансировании мероприятий Программы преимущественно за счет внебюджетных средств. Перспективный вариант Программы предполагает возможность дополнительного привлечения инвестиций (средства федерального бюджета, бюджета Республики Бурятия, внебюджетных источников) после утверждения Программы.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
2.1. Цели Программы
Основными целями Программы являются повышение качества жизни населения и обеспечение рационального использования энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий на основе широкомасштабного внедрения наиболее энергоэффективных технологий, повышения энергетической эффективности в г. Улан-Удэ.
2.2. Задачи Программы
Для достижения поставленных целей в ходе реализации Программы необходимо решить следующие основные задачи:
реализация на территории г. Улан-Удэ Закона N 261-ФЗ и иных нормативно-правовых актов об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
осуществление организационных, нормативно-правовых, экономических, научно-технических и технологических мероприятий, обеспечивающих рост энергетической эффективности экономики и бюджетной сферы города за счет реализации потенциала энергосбережения;
снижение затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг как в рамках существующей, так и перспективной застройки города, на основе применения новейших инновационных технологий в сфере энергосбережения и, как следствие, снижение энергопотребления на кв.м общей площади жилых домов;
внедрение новых энергосберегающих технологий, оборудования и материалов в организациях, осуществляющих деятельность на территории г. Улан-Удэ;
уменьшение удельного потребления энергетических ресурсов на единицу выпускаемой продукции в реальном секторе экономики;
расширение практики применения энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов в организациях города;
снижение потерь в электро- и теплосетях, а также в сетях водоснабжения;
проведение энергетических обследований, ведение энергетических паспортов;
обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов и организация ведения топливно-энергетических балансов;
нормирование и установление обоснованных лимитов потребления энергетических ресурсов;
снижение выбросов парниковых газов за счет реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе на основе использования возобновляемых источников энергии;
создание условий для развития рынка энергосервисных услуг и энергетических обследований на территории г. Улан-Удэ.
создание условий для привлечения инвестиций в целях внедрения энергосберегающих технологий.
2.3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на период до 2020 года. Реализация Программы осуществляется в три этапа.
На первом этапе (2011-2012 годы) основными мероприятиями в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть:
разработка проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации Программы;
внедрение современных методов тарифного стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
проведение организационных мероприятий, направленных на формирование структуры управления Программой;
завершение оснащения органов местного самоуправления приборами учета энергетических ресурсов;
проведение первых обязательных и добровольных энергетических обследований и паспортизация объектов, разработка и реализация пообъектных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
На втором этапе (2013-2014 годы) основными мероприятиями в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть:
завершение оснащения зданий, строений и сооружений, находящихся в собственности муниципального образования г. Улан-Удэ приборами учета энергетических ресурсов;
реализация высокоэффективных и быстроокупающихся мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере, жилищном фонде, коммунальном комплексе, наружном освещении и других направлениях, не требующих значительных финансовых затрат;
проведение первоочередных мероприятий в области популяризации энергосбережения и повышения энергетической эффективности, формирование методических основ и информационного сопровождения реализации Программы.
На третьем этапе (2015-2020 годы) основными мероприятиями в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть:
проведение последующих обязательных и добровольных энергетических обследований и паспортизация объектов, разработка и реализация пообъектных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности с учетом предшествующего опыта реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
комплексное внедрение энергосберегающих технологий в экономике и социальной сфере муниципального образования, предполагающее реализацию высокозатратных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, направленных на достижение значительного улучшения показателей энергетической эффективности в долгосрочной перспективе;
создание новых генерирующих мощностей, в том числе на основе использования возобновляемых источников энергии;
разработка и внедрение автоматизированных систем контроля и учета расхода энергетических ресурсов, а также специализированных информационных систем.
3. Перечень программных мероприятий
Программа состоит из 11 разделов, отражающих актуальные направления энергосбережения и повышения энергетической эффективности в г. Улан-Удэ и соответствующих требованиям Закона N 261-ФЗ:
I. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
в органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях и иных
организациях с участием городского округа "г. Улан-Удэ"
На территории города расположено 189 муниципальных учреждений с отапливаемой площадью 608,9 тыс. кв. м, расходующих 12,7% (91,7 тыс. т у.т.) энергетических ресурсов (электроэнергии и тепла), потребляемых в муниципальном образовании. Так в 2009 г. общее годовое электропотребление бюджетной сферы города составило 88,5 млн кВтч, общее годовое теплопотребление - 412,3 тыс. Гкал, общее годовое потребление холодной воды - 2 530 тыс. куб. м, общее годовое потребление горячей воды - 1 357 тыс. куб. м.
Сохраняется потребность в завершении оснащения муниципальных учреждений приборами учета, необходимо установить 73 прибора учета горячей воды.. В организациях бюджетной сферы установлено 1286 приборов учета электрической энергии, 638 - тепловой энергии, 763 - горячей воды.
В соответствии с требованиями Закона N 261-ФЗ начиная с 1 января 2010 г. бюджетные учреждения обязаны обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных ими воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение 5 лет не менее чем на 15% от объема фактически потребленного ими в 2009 г. каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%. С 1 января 2011 г. ожидается вступление в силу изменений к Закону N 261-ФЗ, которые направлены на приведение его положений в соответствие с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Поэтому одним из приоритетных направлений в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в г. Улан-Удэ является проведение мероприятий, обеспечивающих снижение энергопотребления и уменьшение бюджетных средств, направляемых на оплату энергетических ресурсов.
Потенциал энергосбережения в муниципальных учреждениях к 2020 году оценивается: электрической энергии от 15-23% (4,57-7,01 тыс. т у. т), тепловой энергии от 15-20% (9,19-12,25 тыс. т у.т), воды от 15-20% (379,50-506,00 тыс. куб. м), горячей воды от 15-20% (203,55-271,40 тыс. куб.м).
Мероприятия раздела охватывают, в частности:
проведение энергетических обследований и сбор информации об энергопотреблении органов местного самоуправления и муниципальных учреждений в целях их ранжирования по удельному энергопотреблению, разработки и определения очередности проведения энергосберегающих мероприятий для конкретных объектов;
содействие заключению энергосервисных договоров и привлечению частных инвестиций для их реализации в целях увеличения объема внебюджетных средств, используемых для финансирования энергосберегающих мероприятий;
замену устаревших приборов учета на приборы повышенного класса точности в органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях и иных организациях с участием городского округа "г. Улан-Удэ";
модернизация систем освещения, с установкой энергосберегающих светильников и автоматизированных систем управления освещением;
модернизацию систем приточно-вытяжной вентиляции, с установкой систем автоматического регулирования;
модернизация новых и замена ветхих систем теплоснабжения, систем горячего и холодного водоснабжения;
установка преобразователей частоты для электроприводов лифтов;
внедрение автоматического регулирования для систем отопления и горячего водоснабжения.
Перспективными являются, в частности, следующие мероприятия:
утепление теплового контура зданий (утепление стен, замена окон), подвалов, утепление тамбуров, входных дверей, ремонт кровель;
замена старых отопительных котлов в индивидуальных системах отопления организаций с участием муниципального образования с КПД ниже 75% на новые энергоэффективные котлы с КПД не ниже 95%.
II. Энергосбережение и повышение энергетической
эффективности в жилищном фонде
Жилищный фонд города Улан-Удэ по состоянию на 2010 г. составляет 7635 многоквартирных домов (обслуживаемых - 3141) или 5843,5 тыс. кв. м, из которой 5152 тыс. кв. м жилой площади и 4721,49 тыс. кв. м отапливаемой площади, 9323 подъезда, 47115 световых точек по освещению мест общего пользования, 193 лифта. Общая присоединенная мощность зданий - 1533,83 тыс. Гкал.
Жилищный фонд муниципального образования включает в себя 85281 квартиру, из которых 79877 квартир с электроплитами. Благоустройство жилищного фонда в 2009 г. водопроводом составило 78,7% от площади всего жилищного фонда, водоотведением (канализацией) - 77,3%, центральным отоплением - 77,4%, горячим водоснабжением 71,6%.
В 2009 г. в жилищно-коммунальном секторе было потреблено электроэнергии 136 791,08 тыс. кВт·ч, тепла - 1533,8 тыс. Гкал, горячей воды - 6142,6 тыс. куб. м, воды - 14 687,0 тыс. куб. м.
В жилых домах установлено 28715 приборов учета электрической энергии, 139 приборов учета тепловой энергии. Требуется установить 4192 прибора учета электрической энергии.
В многоквартирных домах установлено 185 коллективных и 82519 индивидуальных приборов учета электрической энергии, 115 коллективных приборов учета тепловой энергии, 78 коллективных и 38833 индивидуальных приборов учета холодной воды. Требуется установить 2463 коллективных и 9195 индивидуальных приборов учета электрической энергии, а также 2235 коллективных и 131794 индивидуальных приборов учета холодной воды.
Потенциал энергосбережения в жилищном фонде к 2020 г. оценивается: электрической энергии от 10-25 % (9,43-23,58 тыс. т у.т), тепловой энергии от 15-32% (34,19-72,94 тыс. т у.т), воды от 5-15% (734,35- 2 203,05 тыс. куб. м), горячей воды от 7-15% (429,98-921,39 тыс. куб.м).
Мероприятия раздела охватывают, в частности:
проведение энергетических обследования объектов жилищного фонда, включая диагностику оптимальности структуры потребления энергетических ресурсов;
постепенный переход на оплату энергетических ресурсов жителями по фактическим показаниям общедомовых приборов учета в помещениях общего пользования;
установление целевых показателей повышения эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде, необходимых для оценки эффективности энергосберегающих мероприятий;
сбор и анализ информации об энергопотреблении жилых домов в целях их ранжирования по уровню энергоэффективности и определения жилых домов, требующих реализации первоочередных мер по повышению энергоэффективности;
сопоставление уровней энергоэффективности с российскими и зарубежными аналогами в целях оценки потенциала энергосбережения в муниципальном образовании;
установка энергосберегающих антивандальных светильников, оборудованных датчиками движения или присутствия человека в местах общего пользования жилых домов;
внедрение систем пофасадного регулирования температурного режима жилых зданий, что обеспечивает снижение потерь тепловой энергии на 5% за счет учета влияния ветровой нагрузки и инсоляции зданий;
установка балансировочных клапанов с последующей регулировкой систем отопления;
реконструкция и модернизация лифтового хозяйства, что позволит снизить потребление электрической энергии лифтовым оборудованием.
Перспективными являются, в частности, следующие мероприятия:
оснащение общедомовыми (коллективными) и индивидуальными приборами учета энергетических ресурсов;
замена оконных заполнений с применением современных энергосберегающих технологий, остекление лоджий и балконов в многоквартирных домах;
модернизация изношенного инженерного оборудования энергоснабжения зданий с внедрением современных внутридомовых инженерных систем;
промывка домовых инженерных систем от отложений, в том числе с использованием современных реагентов и поверхностно-активных веществ.
III. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
в системах коммунальной инфраструктуры
В городе насчитывается 23 организации коммунального комплекса, которые обеспечивают около 216 тыс. человек теплом, водой, электроэнергией, осуществляют утилизацию и захоронение бытовых отходов.
Коммунальный комплекс включает в себя:
36 муниципальных котельных, из которых 22 с износом более 50% (16 со 100% износом);
30 центральных тепловых пункта;
400,1 км тепловых сетей;
479,1 км сетей водоснабжения;
418,4 км сетей водоотведения.
Общий объем выработки тепловой энергии на муниципальных котельных составил 2 606,8 тыс. Гкал/год.
Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется уровнем износа, превышающим 50,0%, в том числе:
износ сетей водоснабжения - 69,2%;
износ сетей водоотведения - 53,0%;
износ тепловых сетей - 57,0%.
Объем потерь энергетических ресурсов при их передаче составил
тепловой энергии - 480,9 Гкал/ч;
воды - 8 746,6 тыс. куб. м.
Потенциал энергосбережения в системе коммунальной инфраструктуры к 2020 г. оценивается: электрической энергии 11-25% (5,18-11,78 тыс. т у.т.); тепловой энергии 15-32% (34,19-72,94 тыс. т у.т.); воды 5-15 (734,35-2 203,05 тыс. куб. м); горячей воды 7-15 (429,98-921,39 тыс. куб. м).
Основными мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры являются, в том числе:
проведение обязательных энергетических обследований организаций коммунального комплекса, что позволит разработать пообъектные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
анализ предоставления качества услуг электро-, тепло-, газо- и водоснабжения;
анализ договоров электро-, тепло-, газо- и водоснабжения жилых многоквартирных домов на предмет выявления положений договоров, препятствующих реализации мер по повышению энергетической эффективности;
оценка аварийности и потерь в тепловых, электрических и водопроводных сетях;
выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
организация управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами;
капитальный ремонт тепловых сетей, модернизация изоляции теплотрасс надземной прокладки;
автоматизация и диспетчеризация ЦТП с реконструкцией оборудования, внедрение АСКУЭ;
модернизация котельных с использованием энергоэффективного оборудования с высоким коэффициентом полезного действия в том числе установка новых экономичных котлов в замен устаревших, модернизация КИПиА в котельных;
реконструкция слоевых топок котлов на ВЦКС на котельных п.Заречный, п.Аэропорт, замена котлоагрегатов на котельной п.Загорск;
перевод жилых домов на закрытую схему горячего водоснабжения
замена погружных центробежных насосов типа ЭЦВ на энергоэффективные с частотным регулированием, установка частотного преобразователя на насосной станции 2-подъема, замена насосных агрегатов на насосной станции 2 подъема с частотным регулированием, установка частотных преобразователей на ВНС и отдельно стоящих скважин, установка частотных преобразователей на КНС;
замена турбовоздуходувки ТВ 175-1,6 на ТВ 300 -1,6 или импортную;
замена устаревшего оборудования на ГОСК;
замена насосных агрегатов на новые типа "Иртыш".
Перспективными являются, в частности, следующие мероприятия:
проведение техэкспертизы системы теплоснабжения в целях оптимизация режимов работы энергоисточников, количества котельных и их установленной мощности с учетом корректировок схем энергоснабжения, местных условий и видов топлива;
модернизация ветхих теплотрасс с использованием трубы в пенополиуретановой изоляции в целях сокращения потерь тепловой энергии и подпиточной воды;
модернизация ЦТП с заменой кожухотрубных водоподогревателей на пластинчатые теплообменники, установка в ЦТП частотных преобразователей;
строительство новых источников теплоснабжения суммарной мощностью более 50 МВт, в том числе с одновременной выработкой тепловой и электрической энергии;
автоматизация системы управления водоснабжением с применением современных станций управления и защиты насосов, а так же приводов переменного тока;
замена труб в системе водоснабжения и водоотведения с истекшим сроком эксплуатации с использованием современных технологий.
IV. Энергосбережение и повышение энергетической
эффективности в энергетике
В 2009 году объем собственной выработки электрической энергии на генерирующих мощностях ОАО "ТГК-14" (филиал "Генерация Бурятии") составил 210,9 млн. кВт·ч, объем выработки тепловой энергии - 2 606,9 тыс. Гкал. При этом более половины произведенной электрической энергии (123,2 млн. кВт·ч) пошло на собственные нужды ОАО "ТГК-14" (филиал "Генерация Бурятии"), в том числе на выработку тепловой энергии. Полезный отпуск составил - 81,8 млн. кВт·ч.
Общее количество трансформаторных подстанций ОАО "ТГК-14" (филиал "Улан-Удэнский энергетических комплекс") - 10 штук, с установленными трансформаторами мощностью от 630 кВа до 2500 кВа, износ оборудования составляет 60%. Загрузка трансформаторов в среднем составляет 90 %.
Общее количество трансформаторных подстанций ОАО "Улан-Удэ-Энерго" 6-10 кВ - 673 штук общей мощностью 365,4 кВА, износ оборудования составляет 80%. Загрузка трансформаторов в среднем составляет 62%. На 23 подстанциях внедрена автоматизированная система контроля и учета расхода энергетических ресурсов (далее - АСКУЭ).
На территории города насчитывается 2497,6 км электрических сетей с износом 64,3%, из которых:
сети городского освещения - 528,78 км с износом 25,9%;
ОАО "Улан-Удэ-Энерго" - 0,4 кВ 1059,47 км с износом 64,3%;
- 10 кВ 909,36 км с износом 64,3 %.
Объем потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям в 2009 году составил 309,5 млн. кВт.
Необходим ввод в эксплуатацию новых электросетей, также как и модернизация уже существующих, с проведением мер по ремонту и замене оборудования как на узловых подстанциях, так и на самих электросетях, с учетом передовых разработок с целью снижения потерь электрической энергии при ее транспортировке.
Отсутствует в городе и система автоматического контроля, учета и управления комплексом трансформаторных подстанций и электрических сетей. Городская система передачи электрической энергии также характеризуется общей нехваткой мощностей на трансформаторных подстанциях, работающих в режиме предельных нагрузок, при общем износе до 90%.
Из всего выше сказанного следует необходимость проведения таких основных мероприятий в системе производства и передачи электрической энергии, как:
проведение обязательного энергетического обследования энергоснабжающих организаций, что позволит разработать пообъектные энергосберегающие мероприятия;
разработка и реализация программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности для энергоснабжающих организаций, включая разработку технико-экономических обоснований на внедрение энергосберегающих мероприятий;
перекладка линий электропередач 0,4 кВт и замена их на линии СИП4;
установка автоматического регулирования и обогрева подстанций и РП, утепления дверей;
установка в производственных помещениях и административных зданиях энергосберегающих светильников;
замена окон в производственных и административных зданиях с целью уменьшения потерь;
ремонт системы отопления (замена радиаторов, труб, ремонт элеваторных узлов) с целью уменьшения теплопотерь;
замена масляных трансформаторов на сухие;
внедрение систем АСКУЭ в многоквартирных жилых домах и частном секторе.
Перспективными являются следующие мероприятия:
реконструкция схемы выдачи тепловой мощности Улан-Удэнской ТЭЦ-1 с учетом энергосберегающих технологий;
ремонт и модернизация существующих генерирующих мощностей, внедрение современного энергетически эффективного оборудования и технологий.
V. Энергосбережение и повышение энергетической
эффективности в промышленности
Основу экономического развития города составляют предприятия промышленного комплекса. В структуре промышленного производства г.Улан-Удэ ведущее место занимает машиностроение и металлообработка.
Развитие промышленного комплекса связано с преодолением ряда проблем:
высокий уровень износа основных фондов;
устаревающие технологии основных процессов и производств;
отсутствие собственных ресурсов для радикальной модернизации производства и процессов.
Одним из наиболее существенными факторами, влияющими на развитие промышленности в г. Улан-Удэ, являются сравнительно высокие тарифы на энергетические ресурсы.
Потенциал энергосбережения в промышленности к 2020 г. оценивается: электрической энергии от 5-15% (1,01-3,03 тыс. т у.т), тепловой энергии от 2-7% (1,11-3,87 тыс. т у.т), воды от 5-10% (987,30-1 974,60 тыс. куб. м), горячей воды от 5-10% (40,22-80,43 тыс. куб.м).
Наиболее актуальными направлениями энергосбережения и повышения энергетической эффективности в промышленности г. Улан-Удэ являются, в частности:
проведение энергетических обследований, разработка и реализация программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности промышленных предприятий муниципального образования;
анализ хозяйственной деятельности промышленных предприятий в целях определения доли энергозатрат в составе себестоимости продукции, выявления возможностей по внутреннему финансированию энергосберегающих мероприятий и разработки энергетической политики предприятия;
заключение добровольных соглашений с промышленными предприятиями о снижении потребления энергетических ресурсов;
вывод из эксплуатации старого оборудования, ввода новых мощностей, соответствующих по удельным расходам лучшей мировой практике, модернизации мощностей;
внедрение новых энергосберегающих технологий и оборудования в промышленности, установка новых электродвигателей, соответствующих классу высокоэффективных, в том числе установка регулируемых приводов;
оптимизация систем сжатого воздуха, пароснабжения, ликвидация утечек, утилизация тепла, внедрение мероприятий по рекуперации тепла связанной с его повторным использованием для технологических нужд;
использование энергоэффективных ламп с электронной пускорегулирующей аппаратурой, введение систем контроля за освещением при активизации использования дневного света;
внедрение энергоэффективных технологий при утилизации промышленных отходов;
внедрение АСКУЭ.
VI. Энергосбережение и повышение энергетической
эффективности на транспорте
Городской пассажирский транспорт насчитывает 226 автобусов, 1800 микроавтобусов и 65 трамвайных вагонов. В настоящее время маршрутная сеть общественного пассажирского транспорта г. Улан-Удэ насчитывает 4 трамвайных и 45 автобусных маршрута. На период дачного сезона организуется движение по 14 сезонным маршрутам. Протяженность пригородных маршрутов составляет от 16 км до 41 км, внутригородских маршрутов - от 6 км до 35 км.
Существующая маршрутная сеть г. Улан-Удэ имеет ряд недостатков, основной из которых - значительное наложение маршрутов, которая уменьшает доходы транспортников и приводит к нерациональному расходованию энергетических ресурсов.
Пассажирские перевозки в г. Улан-Удэ осуществляют муниципальные унитарные предприятия "Городские маршруты", "Управление трамвая", а также водители-предприниматели. Соотношение перевозок пассажиров частными и муниципальными перевозчиками составляет 65/35.
Объем потребления электрической энергии транспортным комплексом в 2009 году составил 28,9 млн. кВт·ч, в том числе МУП "Управление трамвая" 11,2 млн. кВт·ч. При этом наблюдается устойчивый рост расхода электрической энергии.
Потенциал энергосбережения в организациях транспорта к 2020 г. оценивается: электрической энергии от 5-12% (0,50-1,20 тыс. т у.т).
Из всего выше сказанного следует необходимость проведения таких основных мероприятий в системе общественного транспорта г. Улан-Удэ:
проведение обязательного энергетического обследования транспортных организаций, разработка и реализация транспортными организациями программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
оптимизация транспортных потоков;
снижение потребления энергетических ресурсов на собственные нужды;
обучение эффективному вождению;
оснащение автомобильного транспорта приборами регистрации параметров движения.
Перспективными являются следующие мероприятия:
замена изношенной контактной сети для электрического транспорта;
модернизация парка общественного транспорта.
VII. Энергосбережение и повышение энергетической
эффективности в строительстве
В состав строительного комплекса г. Улан-Удэ входят две основные отрасли: строительство и промышленность строительных материалов. На протяжении последних пяти лет наблюдается интенсивный рост инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий с небольшим спадом на 1 января 2010 года.
Объем потребления в строительном комплексе электрической энергии в 2009 г. составил 22354,53 тыс. кВт·ч.
Потенциал энергосбережения в стройиндустрии к 2020 г. оценивается: электрической энергии от 2-5% (0,15-0,39 тыс. т у.т).
Для решения задачи энергосбережения и повышение энергетической эффективности в строительстве необходимо, в частности:
строительство зданий, строений, сооружений, включая многоквартирные дома в соответствии с установленными законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требованиями энергетической эффективности;
проектирование зданий, строений, сооружений, использование строительных материалов и деталей с учетом минимизации расхода энергетических ресурсов при производстве работ в условиях отрицательных температур;
обеспечение минимальных затрат энергетических ресурсов на освещение и внутриплощадочный транспорт материалов и конструкций при разработке генерального плана строительства;
организация учета и контроля расхода энергетических ресурсов при осуществлении строительно-монтажных работ;
использование специальных малоэнергоемких машин и механизмов, технологического оборудования и оснастки для производства строительно-монтажных работ;
широкое внедрение в проектирование и строительство отопительных систем с горизонтальной разводкой, внедрение интеллектуальных систем отопления
использование новых методов бетонирования в зимних условиях с применением химических добавок;
создание комплексной защитной термооболочки вокруг конструкций объектов капитального строительства, введение в конструкцию наружных ограждений замкнутых воздушных прослоек;
управление теплофизическими характеристиками ограждающих конструкций (вентилируемые воздушные прослойки и др.);
применение эффективных опалубочных систем многократного использования;
устройство вентиляции с рекуперацией тепла уходящего из помещения воздуха;
применение современных энергосберегающих строительных материалов, инженерного оборудования и сантехники.
VIII. Энергосбережение и повышение энергетической
эффективности в системе наружного освещения
В системе наружного освещения г. Улан-Удэ применяются светильники с ртутными, натриевыми лампами, светодиодами, а также с лампами накаливания.
Объемы электрической энергии, расходуемой на нужды наружного освещения, в целом по городу в 2009 году составили 9,5 млн кВт·ч (24,1 млн руб.).
За период 2007-2009 году прослеживается рост потребления электрической энергии на 17,7% в 2008 г. и 12,8% в 2009 г. Рост суммарных годовых затрат на городское освещение на 33,4% и на 23,4% соответственно по отношению к предыдущему году обусловлен как ростом потребления электрической энергии, так и ростом тарифов.
Для повышения энергетической эффективности наружного освещения необходимо дальнейшая замена ламп накаливания и ртутных ламп на современные энергосберегающие лампы, существующие неизолированные воздушные линии 0,4 кВ планомерно заменить на СИП, продолжить внедрение автоматизированных систем контроля и учета расхода энергетических ресурсов в сетях наружного освещения.
Потенциал энергосбережения в системе наружного освещения города к 2020 г. оценивается 10-35% (0,33-1,15 тыс. т у.т).
Для повышения энергетической эффективности наружного освещения необходимы, в частности:
модернизация электрических сетей наружного освещения;
внедрение светотехнических устройств наружного освещения работающих от датчиков движения в местах практически неиспользуемых в ночное время суток (парках, скверах, перед крупными офисами, в промзонах и т.д.);
внедрение энергоэффективных светотехнических устройств в систему дорожного освещения.
IX. Развитие возобновляемых источников энергии
и альтернативных видов топлива
Республика Бурятия обладает достаточным потенциалом для развития возобновляемых источников энергии (солнечной, гидро-, ветровой, геотермальной энергии) и альтернативных видов топлива. Несмотря на определенный опыт использования солнечных энергосберегающих коллекторов для горячего водоснабжения и отопления, применение возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива не достаточно развито как на территории республики, так и в г. Улан-Удэ.
Город во исполнение Основных направлений государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 г. N 1-р, должен увеличить объемы производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии к уровню 2009 г.:
в 2010 году - до 1,5% или 50,4 млн кВт·ч;
в 2015 году - до 2,5% или 84,1 млн кВт·ч;
в 2020 году - до 4,5% или 151,3 млн кВт·ч.
В г. Улан-Удэ перспективным направлением по увеличению объемов производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии является применения солнечной энергии (средняя годовая суммарная солнечная радиация в городе более 3,3 кВт ч на кв. м в день), небольшой потенциал имеет применение ветровой энергии (среднегодовой скорости ветра 2,3 м/с). Актуальна также реализация на территории г. Улан-Удэ проекта по созданию пилотной биогазовой установки на основе использования органических отходов, древесного угля, отходов лесного и деревообрабатывающего комплекса.
X. Развитие организационно-правового обеспечения
энергосбережения и повышения энергетической эффективности
В связи с принятием нового Закона N 261-ФЗ и внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" произошло более четкое разграничение полномочий государственных органов и органов местного самоуправления в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Новые полномочия обуславливают необходимость развития нормативной правовой базы муниципального образования, разработки и принятия нормативных правовых актов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в частности:
требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;
проекты нормативных правовых актов, определяющие порядок мониторинга потребления энергетических ресурсов бюджетными учреждениями г. Улан-Удэ, показатели эффективности использования энергетических ресурсов, а также формирования целевых заданий по их снижению;
нормативная правовая и методическая база информационного обеспечения мероприятий в области энергетической эффективности и энергосбережения.
Развитие организационного обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности охватывает, в частности, следующие мероприятия:
учет в инвестиционных и производственных программах организаций коммунального комплекса мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
составление, оформление и анализ топливно-энергетических балансов;
содействие заключению и реализации энергосервисных договоров (контрактов) организаций с участием муниципального образования;
создание системы контроля и мониторинга за реализацией энергосервисных контрактов в муниципальном образовании;
стимулирование энергосбережения и повышение энергетической эффективности за счет регулирования цен (тарифов), в том числе переход к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, введение социальной нормы потребления энергетических ресурсов и дифференцированных цен (тарифов) на энергетические ресурсы в пределах и свыше социальной нормы потребления, введение цен (тарифов), дифференцированных по времени суток, выходным и рабочим дням;
предоставление поддержки организациям, осуществляющим деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации;
стимулирование потребителей и теплоснабжающих организаций к снижению температуры возвращаемого теплоносителя.
Одним из мероприятий по развитию организационно-правового обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности должно стать создание условий для развития рынка энергосервисных услуг и энергетических обследований, что должно способствовать созданию энергосервисных компаний в г. Улан-Удэ, основными видами деятельности которых должно стать:
проведение энергетических обследований;
составление и анализ топливно-энергетических балансов;
подготовка и технико-экономическое обоснование проектов энергосбережения, составление бизнес-планов;
включение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в инвестиционные и производственные программы организаций коммунального комплекса;
предоставление поддержки организациям, осуществляющим деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации;
содействие заключению и реализации энергосервисных договоров (контрактов) организаций с участием муниципального образования;
создание системы контроля и мониторинга за реализацией энергосервисных договоров (контрактов) в муниципальном образовании;
поиск источников финансирования;
инженерные разработки, приобретение, монтаж и наладка оборудования;
обучение персонала заказчика;
эксплуатация внедренных энергоэффективных технологий;
мониторинг уровня экономии энергоресурсов и качества электроэнергии;
внедрение автоматизированных систем контроля и учета энергопотребления, а также систем управления энергоснабжением;
разработка и реализация финансовых технологий, направленных на снижение фактического уровня расходов на энергообеспечение;
разработка финансовых схем реализации энергосберегающих мероприятий с привлечением инвесторов, льготных кредитов, в том числе с использованием налоговых льгот;
юридическое сопровождение энергосберегающих проектов;
стимулирование энергосбережения и повышение энергетической эффективности за счет регулирования цен (тарифов), в том числе переход к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, введение социальной нормы потребления энергетических ресурсов и дифференцированных цен (тарифов) на энергетические ресурсы в пределах и свыше социальной нормы потребления, введение цен (тарифов), дифференцированных по времени суток, выходным и рабочим дням.
XI. Популяризация энергосбережения в г. Улан-Удэ
В предшествующие годы в г. Улан-Удэ комплексное проведение просветительских и пропагандистских мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не практиковалось. В то же время распространение знаний о преимуществах и технологиях энергосбережения и повышения энергетической эффективности является необходимой предпосылкой формирования энергосберегающего поведения граждан, обеспечивающего сознательное ограничение потребления энергетических ресурсов и их эффективное использование. Особое значение имеют проекты в области пропаганды и обучения энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые реализуются по инициативе энергоснабжающих организаций.
Основными мероприятиями раздела являются, в частности:
проведение опросов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
разработка и размещение социальной рекламы, освещение в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационных сетях мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
создание, пропаганда и поддержка сайта муниципальной целевой программы, включая сбор, обработку, согласование и оперативное размещение информации по мониторингу текущих проектов, а также размещение информации, включенной в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, подлежащей обязательному размещению на официальном сайте органов местного самоуправления г.Улан-Удэ;
проведение ежеквартальных пресс-конференций в Администрации г. Улан-Удэ по вопросам энергосбережения, с раздачей журналистам материалов для статей;
разработка и размещение информации об энергосбережении на оборотной стороне уведомлений об оплате за коммунальные услуги;
проведение специализированных конкурсов, разработка методик и ведение рейтингов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
разработка учебно-методической и просветительской литературы, проведение обучающих курсов и публичных мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Программные мероприятий для актуального и перспективного вариантов Программы с указанием примерных объемов финансовых ресурсов, необходимых для их реализации, представлены соответственно в Приложении N 1 и 2.
4. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Реализацию мероприятий Программы планируется осуществить преимущественно за счет средств бюджета городского округа "г.Улан-Удэ". Общий объем ассигнований по каждому разделу актуального варианта Программы приведен в Приложении N 1.
В Законе N 261-ФЗ предусмотрено право Российской Федерации софинансировать расходы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Софинансирование предполагается осуществлять в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Такой порядок должен будет содержать, в частности, порядок распределения субсидий, цели предоставления субсидий и критерии отбора субъектов Российской Федерации - получателей субсидий. При этом в число критериев отбора субъектов Российской Федерации должны быть включены показатели, отражающие эффективность региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Предполагается, что после утверждения государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года, при дальнейшем развитии проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России и в ходе реализации Республиканской целевой программы "Об энергосбережении и повышении энергоэффективности Республики Бурятия до 2020 года" Администрация г.Улан-Удэ в установленном порядке будут использованы существующие возможности для получения субсидий из федерального и республиканского бюджетов на софинансирование мероприятий Программы.
Перспективный вариант Программы с учетом привлеченных инвестиций (средства федерального бюджета, бюджета Республики Бурятия, внебюджетных источников) представлен в Приложении N 2.
5. Механизм реализации Программы
Механизм реализации и порядок контроля за ходом реализации Программы (далее - Механизм реализации) является составной частью формирующейся в настоящее время республиканской структуры управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности.
В Механизме реализации Администрация г.Улан-Удэ осуществляет итоговый контроль за реализацией мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Администрация г.Улан-Удэ взаимодействует с Советом депутатов г.Улан-Удэ в целях выработки решений, необходимых для обеспечения проведения государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в г. Улан-Удэ.
Осуществление координации деятельности органов местного самоуправления и принятие решений по выполнению Программы следует возложить на Координационный совет по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (далее - Координационный совет), положение о котором и состав должны быть утверждены Администрацией г.Улан-Удэ.
В целях координации и согласованного осуществления мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с федеральной и республиканской политикой в данной области необходимо обеспечить взаимодействие Администрации г.Улан-Удэ и Координационного совета с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, федеральными организациями и органами исполнительной власти Республики Бурятия.
На Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ возлагаются функции заказчика Программы, осуществляющего:
текущее управление реализацией Программы и контроль за ее ходом, обеспечивает эффективное использование выделенных средств из местного бюджета;
контролирует размещение муниципального заказа исполнителями программы в целях исполнения мероприятий Программы, предусматривающих финансирование из местного бюджета;
расчет и уточнение значений целевых показателей и индикаторов Программы
разработку в пределах своих полномочий проектов нормативных правовых актов, необходимых для выполнения Программы, и внесение их на рассмотрение Администрации г. Улан-Удэ;
согласование финансовых механизмов реализации Программы;
подготовку информации о фактическом финансировании мероприятий программы и отчета об исполнении Программы и предоставление их в Комитет экономического развития Администрации г. Улан-Удэ в установленные сроки;
координацию деятельности исполнителей Программы по реализации программных мероприятий;
подготовку и уточнение перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период, уточнение затрат по программным мероприятиям, а также Механизма реализации;
организацию размещения в средствах массовой информации и сети "Интернет" информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных средств;
иные полномочия в соответствии с Положением о порядке разработки и реализации муниципальных целевых программ, утвержденным постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 19 марта 2007 г. N 124.
На структурные подразделения Администрации г.Улан-Удэ возлагаются функции организации и контроля исполнения Программы в районах города, подведомственных им организациях с участием городского округа "г.Улан-Удэ". Данная организация и контроль должны осуществляться через содействие разработке и утверждению, а также контроль исполнения программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием городского округа "г.Улан-Удэ", финансируемых за счет средств местного бюджета.
Реализацию Программы планируется осуществлять через выполнение конкретных мероприятий
структурными подразделениями Администрации г. Улан-Удэ (по согласованию);
организациями с участием городского округа "г. Улан-Удэ" (по согласованию);
энергосервисными компаниями и иными исполнителями мероприятий Программы, выбираемыми в порядке, установленном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
организациями, реализующими мероприятия Программы и не получающими денежных средств из местного бюджета (по согласованию).
6. Оценка социально-экономической и экологической
эффективности программы
По итогам реализации Программы прогнозируется достижение следующих показателей социально-экономического развития и экологической эффективности г.Улан-Удэ:
1) обеспечение потребностей населения и экономики г.Улан-Удэ в энергетических ресурсах в условиях прогнозируемого экономического роста:
удовлетворение прироста потребления энергетических ресурсов за счет снижения энергоемкости экономики и бюджетной сферы города к 2020 году на 40%;
сокращение числа аварий системы коммунальной инфраструктуры на 50%;
использование энергосберегающих технологий и оборудования при новом строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов социальной инфраструктуры;
2) развитие топливно-энергетического и коммунального комплекса г. Улан-Удэ, повышение эффективности его функционирования:
обеспечения эффективной работы городской энергосистемы, предусматривающей надежное и бесперебойное энергоснабжение потребителей энергетических ресурсов;
создание условий для присоединения дополнительных нагрузок за счет перераспределения высвобождающейся мощности в результате осуществления энергоэффективных мероприятий;
снижение потерь в электрических сетях до уровня не менее 8-10% в 2020 году;
расчетное сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу к 2020 году не менее чем на 15% от уровня 2009 года;
применение возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива;
3) реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в сфере потребления энергетических ресурсов населением и организациями с муниципальным участием, в том числе:
снижение расходов семьи на коммунальных услуг в среднем не менее 15-25% по отношению к 2009 году;
обеспечение сокращения потребления энергетических ресурсов и платежей населения за коммунальные услуги до уровня не менее 15-25% по отношению к 2009 году;
сокращение затрат на оплату энергетических ресурсов в бюджетной сфере за счет реализации энергосберегающих мероприятий - не менее 15% к 2015 году;
стимулирование энергосберегающего поведения населения при переходе на энергосберегающее осветительное оборудование и системы освещения жилищного фонда;
4) создание условий для вовлечения в реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности всех групп потребителей энергетических ресурсов за счет:
развития нормативной правовой и методической базы г. Улан-Удэ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
завершения оснащения приборами учета расхода энергетических ресурсов;
проведения разъяснительных работ с населением, направленных на стимулирование энергосберегающего поведения;
создания условий для развития рынка энергосервисных услуг и энергетических обследований.
План-график достижения конечных значений показателей социально-экономического развития и экологической эффективности г.Улан-Удэ представлен ниже:
Данный графический объект в справочной правовой системе не приводится
N п/п |
Показатель |
I этап (2011-2012 гг) |
II этап (2013-2014 гг) |
III этап (2015-2020 гг) |
1 |
Снижение расходов бюджета г. Улан-Удэ за пользование энергоресурсами по отношению к 2009 г. |
10% |
25% |
40 % |
2 |
Снижение энергопотребления на кв. м общей площади жилых домов по отношению к 2009 г. |
5-10% |
15-20% |
20-30% |
3 |
Снижение расходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг по отношению к 2009 г. |
5-10% |
10-15% |
15-25% |
4 |
Потери в электрических сетях |
20-25% |
15-17% |
8-10% |
5 |
Утечки и неучтенный расход воды |
20% |
18% |
16 % |
6 |
Удельный вес потерь тепловой энергии в процессе производства и транспортировки до потребителей |
17% |
16% |
14% |
Реализация Программы также обеспечит создание механизма высвобождения дополнительных финансовых средств для реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности за счет полученной экономии средств местного бюджета в результате снижения затрат на оплату энергетических ресурсов.
Экономия энергетических ресурсов от внедрения энергосберегающих мероприятий за период реализации мероприятий Программы в стоимостном выражении составит 3096,5-5897,5 млн. рублей (в текущих ценах). Суммарная экономия топлива, тепловой и электрической энергии в сопоставимых условиях - 4004-7625 тыс. т у.т.
7. Перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга
реализации программных мероприятий и методика оценки
социально-экономической эффективности программы
Перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий приведены в Приложении N 6.
Целевые индикаторы и показатели для мониторинга реализации программных мероприятий рассчитываются в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Целевые индикаторы и показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие динамику (изменение) показателей, рассчитываются по отношению к значениям соответствующих показателей в 2009 г., а целевые индикаторы и показатели, отражающие оснащенность приборами учета энергетических ресурсов, рассчитываются в отношении объектов, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения.
При расчете значений целевых индикаторов и показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сопоставимых условиях учитываются, в том числе изменение структуры и объемов потребления энергетических ресурсов, не связанных с проведением мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, изменением численности населения в г. Улан-Удэ.
Целевых индикаторы и показатели для мониторинга реализации программных мероприятий уточняются ежегодно.
Экономическая эффективность реализации Программы складывается за счет экономии в стоимостном выражении энергетических ресурсов в результате осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Промежуточная и завершающая оценка социально-экономической эффективности реализации Программы основывается на анализе промежуточных и конечных значений целевых индикаторов Программы, характеризующих динамику увеличения показателей реализации Программы. Оценка эффективности расходования бюджетных средств будет производиться путем размещения муниципального заказа с последующим заключением контрактов (договоров) с хозяйствующими субъектами различных форм собственности на выполнение определенных мероприятий, предусмотренных данной Программой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.