В соответствии с планом мероприятий Арбитражного суда Республики Бурятия на второе полугодие 2009 г. произведен анализ наиболее проблемных вопросов, возникающих из договоров энергоснабжения и применения положений действующего законодательства, регулирующего отношения по снабжению электроэнергией потребителей на розничных рынках.
Энергетика в настоящее время является одной из самых важных сфер человеческой деятельности, которая не стоит на месте, а постоянно развивается, что обусловлено экономическими преобразованиями, в том числе и в сфере энергоснабжения и соответственно принятием ряда нормативных правовых актов, регулирующих вопросы функционирования данного сегмента экономики.
Задачами настоящего обобщения являются: анализ правильности применения при рассмотрении данных споров судом первой инстанции положений действующего законодательства об энергоснабжении, и единообразие судебной практики, объективность в оценке доказательств, актуальные проблемы, возникавшие при рассмотрении данной категории дел. Необходимость в проведении анализа проблемных вопросов
возникла в связи с изменением нормативно-правового регулирования правоотношений в сфере энергоснабжения.
Основными источниками, регулирующими данные отношения, являются:
- Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 23.11.2009) "Об электроэнергетике" (принят ГД ФС РФ 21.02.2003)
- Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (ред. от 17.10.2009) "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" (далее - Правила).
- Нормы Гражданского кодекса РФ, в том числе § 6 "Энергоснабжение" главы 30, и иных правовых актов применяются к этим отношениям только в части, в какой они не противоречат положениям Закона и Правил (п. 4 ст. 539 ГК РФ).
- Кроме того, еще одним источником, регулирующим отношения по энергоснабжению, является Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 21.07.2008) "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", применение которого также необходимо при рассмотрении арбитражными судами данной категории споров.
При разрешении споров, связанных с договором энергоснабжения существуют проблемы правоприменения, которые нуждаются в разрешении, в целях обеспечения единообразной практики. Подходы к разрешению некоторых из данных проблем, наиболее важных и принципиальных, предлагаются в настоящем обобщении.
Анализ проведен по делам, рассмотренным Арбитражным судом Республики Бурятия с 01 января 2009 г. по 30 ноября 2009 г. За указанный период судом рассмотрено 563 дела по искам, связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по договорам энергоснабжения. Основное количество споров, рассмотренных Арбитражным судом Республики Бурятия, связано с обязательствами по оплате потребленной электрической энергии.
Основные проблемные вопросы при рассмотрении дел по договорам энергоснабжения
1. Определение объема услуг по передаче электроэнергии и определение потерь при передаче электрической энергии сетевыми организациями.
Множество проблем и вопросов возникает при рассмотрении дел между поставщиками энергии и сетевыми организациями, связанные с взысканием сетевой организацией с поставщика стоимости услуги по передаче энергии потребителям поставщика (абонентам) либо взыскании гарантирующим поставщиком с сетевой организации стоимости потерь в электрических сетях сетевой организации.
Данные категории дел непосредственно между собой связаны, так как в силу существующих фактических правоотношений по оказанию услуг по передаче электроэнергии потребителям, урегулированных договором оказания услуг либо в отсутствие договорных отношений, поставщик энергии несет обязанность перед сетевой организацией по оплате фактически оказанных последним услуг по передаче электрической энергии, а сетевая организация несет обязанность по оплате поставщику стоимости фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих ей объектах сетевого хозяйства, в порядке и размере, установленном законодательством. Взаимная связь таких споров заключается еще и в том, что как для определения переданного объема энергии, так и для определения объема потерь, используются одни доказательства, акты либо другие доказательства фиксирующие обстоятельства фактической передачи энергии, так как и потери возникают при непосредственной передаче энергии.
Стоит отметить, что в каждом конкретном случае, и тем более в отсутствие договора оказания услуг по передаче электрической энергии необходимо устанавливать статус сетевой организации и статус потребителя услуг.
Правовым регулированием правоотношений по передаче энергии являются Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказании таких услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861 (правила N 861) и Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530 (правила N 530).
Указанные акты определяют сетевую организацию, как организацию, владеющую на законных основаниях объектами электросетевого хозяйства, посредством которых оказываются услуги по передаче, а потребителями таких услуг могут быть любые лица, владеющие на праве собственности или на законном основании энергопринимающими устройствами, присоединенными к электрической сети, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии. Договор оказания услуг по передаче электрической энергии определен как возмездный. Установлено, что при исполнении договора потребитель услуг обязан оплачивать услуги сетевой организации по передаче электрической энергии.
Указанные акты нормативно не определяют порядок установления и фиксации сторонами объема переданной энергии в рамках оказания услуг.
Практика рассмотрения споров показывает, что во взаимоотношения сторон по оказанию услуг по передаче энергии, факт оказания услуг фиксируется актами об оказании услуг за определенный расчетный период. Акты, как правило, фиксируют объем переданной электрической энергии. Если акт подписан сторонами, вопрос об объеме услуг не возникает.
В большинстве случае споры связаны именно с определением объема переданной электрической энергии в расчетный период, так как объем переданной энергии является основанием для определения объема оказанных услуг.
Сетевая организация определяет объем оказанных услуг на основании данных коммерческого учета электрической энергии, подтвержденных потребителями энергии (абонентами), то есть в точке передачи электрической энергии абонентам энергоснабжающей организации.
Между тем, исходя из смысла правоотношений по передаче энергии, необходимо устанавливать обстоятельства именно передачи электрической энергии, то есть определять объем полученной сетевой организацией в точке приема энергии от энергоснабжающей организации или смежной сетевой организацией, и объем энергии в точке поставке абоненту энергоснабжающей организации или в точке передачи смежной сетевой организации.
Установлением таких обстоятельств определяется и объем фактически оказанных услуг и объем фактических потерь электрической энергии в сетях сетевой организации.
Во взаимоотношениях сторон по передаче электрической энергии зачастую отсутствует фиксация и учет объема передаваемой энергии в точке передачи сетевой организации и фиксация и учет передаваемой энергии между смежными организациями.
Соответственно проблему вызывает и установление судом объема переданной энергии, а следовательно, и объема оказанных услуг.
Практическим примером рассматриваемых отношений и соответственно проблемы, является рассмотрение дела N А10-1382/2008. Суд первой инстанции, отказывая сетевой организации в удовлетворении требования о взыскании неоплаченной стоимости услуг по передаче электрической энергии, исходил из недоказанности сетевой организацией объема переданной энергии, так как объемы потребления абонентами энергоснабжающей организации, не являются объемами переданной через подстанцию сетевой организации объемами электроэнергии.
Суд кассационной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции указал, что энергоснабжающая организация, не имея собственных сетей, отпускала своим потребителям электрическую энергию через сети принадлежащие смежным сетевым организациям. Для поставки энергии абоненту, энергоснабжающей организацией с абонентом был заключен договор, согласно которого энергоснабжающая организация обязана обеспечить подачу энергии в точку поставки на границе сетей и урегулировать отношения по передаче с сетевой организацией до точек поставки абоненту (потребителю). Суд первой инстанции не определил точки поставки, в которых энергоснабжающая организация производила отпуск потребителям, не оценил схему электрических сетей сетевой организации, по которым передается электрическая энергия потребителям энергоснабжающей организации, не дал оценки актам оказанных услуг составленных сетевой организацией со смежными сетевыми организациями, что и послужило основанием для отмены решения.
Определение обстоятельств фактических потерь во взаимоотношениях между поставщиками энергии и сетевыми организациями также вызывает проблемные вопросы, и не только у суда первой инстанции, о чем указано также в обобщении практики рассмотрения споров Четвертым арбитражным апелляционным судом дел по искам, связанным с исполнением обязательств по договорам энергоснабжения.
Между тем, порядок определения фактических потерь нормативно урегулирован Правилами N 530 и Правилами N 861.
Обязанность сетевой организации по оплате потерь установлена п. 51 Правил N 861, согласно которого сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства
Порядок определения размера фактических потерь установлен нормой п. 50 Правил N 861, размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (Правила N 530) устанавливается порядок определения объема потерь электрической энергии в электрических сетях, не учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию, и определяется, что они оплачиваются сетевыми организациями путем приобретения электрической энергии на розничном рынке у гарантирующего поставщика или у энергосбытовой организации по ценам (тарифам), определяемым в соответствии с методическими указаниями и правилами определения стоимости поставки электрической энергии (мощности) на розничном рынке, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (п. 120). Порядок определения объема потерь установлен п. 121 Правил N 530, сетевая организация определяет объем потерь электрической энергии в принадлежащих ей электрических сетях на основании данных коммерческого учета электрической энергии, подтвержденных потребителями и производителями (поставщиками) электрической энергии и сетевыми организациями, электрические сети которых технологически присоединены к ее электрическим сетям (смежные сетевые организации), и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии, и в случае покупки электрической энергии для компенсации потерь у гарантирующего поставщика представляет ему (ей) рассчитанные на основании указанных документов данные о величине потерь электрической энергии.
Таким образом, в порядке установленном данными актами сетевая организация, исполняет обязанность по компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях, путем приобретения электрической энергии у гарантирующего поставщика или у энергосбытовой организации.
При рассмотрении исков данные организации в большинстве случае заявляют самостоятельные иски о взыскании стоимости потерь, но потери определяют не в установленном данными актами порядке. Соответственно надлежащим доказательством для определения объема потерь являются данные коммерческого учета электрической энергии, подтвержденные потребителями и сетевыми организациями, электрические сети которых технологически присоединены к электрическим сетям сетевой организации, и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии.
Соответственно как при определении объема переданной электрической энергии так и при определении объема потерь необходимо устанавливать обстоятельства передачи энергии в точке передаче от поставщика к сетевой организации и согласно данных коммерческого учета, которые как правило отсутствуют у одной и другой стороны.
Данные выводы отражены в судебных актах по делу N А10-2772/2008, по иску ОАО "Бурятэнергосбыт" (поставщик энергии) к ООО "Распределительные сети" (сетевая организация) о стоимости фактических потерь.
2. Определение подлежащего применению тарифа при расчете стоимости энергии и услуг по передаче энергии.
В соответствии с положениями ст.ст. 422, 424, 450, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 цены (тарифы) на поставляемую электрическую и тепловую энергию, цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии подлежат государственному регулированию уполномоченными органами.
Исходя из указанных положений в правоприменительной практике Арбитражного суда Республики Бурятия можно выделить ряд вопросов связанных с применением тарифа, определением цены фактически потребленных товаров услуг при отсутствии установленного тарифа.
Дело N А10-493/08
Общество с ограниченной ответственностью "Распределительные сети" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым требованием к открытому акционерному обществу "Бурятэнергосбыт" (ОАО "Бурятэнергосбыт") о взыскании неосновательного обогащения в виде стоимости услуг по передаче электрической энергии за период с 01.04.2006 по 31.12.2006 в размере 1 469 134 рублей 08 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 октября 2008 года иск удовлетворен.
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2009 года, решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В постановлении, которым отменены судебные акты суда первой и апелляционной инстанций суд кассационной инстанции указывает, что выводы судов о правомерности применения тарифа, установленного на более поздний период, о возможности придания примененному тарифу обратной силы являются неправильными.
Дело N А10-2994/2008
ООО "Распределительные сети" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением к ОАО "Бурятэнергосбыт" о взыскании 10 000 руб. - суммы задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии по договору N 2 об оказании услуг по передаче электрической энергии от 27.12.06 г.
Решением Арбитражного суда РБ от 23 января 2009 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03 июня 2009 г. дело направлено на новое рассмотрение.
Существо спора сводится к оценке правомерности изменения в течение 2007 г. установленного тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии по договору и дополнительному соглашению к нему от 30.11.2007 г.
Как следует из Приказов Республиканской службы по тарифам РБ от 25.12.2006 г. N 1/36 и от 30.01.2007 г. N 1/45, впервые ООО "Распределительные сети" тариф на услуги по передаче электрической энергии был установлен с 01 февраля 2007 г. Приказом Республиканской службы по тарифам от 20.12.2007 г. N 1/10 установленный тариф был изменен.
Судом кассационной инстанции установлено, что изменение установленного тарифа в течение расчетного периода нарушает нормы ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", п.п.6, 10, 64 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109. Расчет за оказанные услуги по измененному тарифу незаконен. Дело N А10-157/2009.
Общество с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная компания "Норд" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к негосударственному учреждению здравоохранения "Узловая больница" на ст. Таксимо ОАО "РЖД" о взыскании 2 167 613 руб. 58 коп. - задолженности и пени по договорам на отпуск тепловой энергии, водоснабжения и приему сточных вод.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 апреля 2009 иск удовлетворен.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 августа 2009 г. решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 апреля 2009 г. отменено, направлено на новое рассмотрение.
Судом кассационной инстанции указано на необходимость включения в предмет судебного исследования вопросов правильности применения при расчетах тарифов на водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод.
Применяемые истцом в спорный период тарифы по водоотведению, водоснабжению и очистке сточных вод в соответствии с положениями ч.2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органами местного самоуправления в спорном периоде не утверждались.
В свете указанного, представляет интерес дело N А10-3825/2009.
Сетевая организация ОАО "МРСК Сибири" обратилась в арбитражный суд Республики Бурятия требованием о взыскании с гарантирующего поставщика - ОАО "Бурятэнергосбыт" 81175723 руб. 07 коп. -задолженности за услуги по передаче электрической энергии по договору N 10 от 01.01.2007 г. за период ноябрь, декабрь 2008 г. включительно.
Тариф на услуги по передаче электроэнергии на момент заключения договора был согласован в соответствии с приказом РСТ РБ N 1/20 от 25.12.2006 г.
Тарифы на услуги истца на 2008 г. были утверждены Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия N 1/35 от 29.12.2007 г. "О тарифах на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям ОАО "МРСК Сибири" на территории Республики Бурятия на 2008 год". Данные тарифы вступили в действие с 01 января 2008 года и подлежали применению при расчете стоимости услуг, оказываемых ОАО "Бурятэнергосбыт".
Спор в части надлежащего исполнения сторонами обязательств по договору в спорном периоде вызван тем, что приказом Федеральной службы по тарифам от 23.10.2008 года за N 374-к с 27.10.2008 года приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 28.12.2007 года N 1/35 "О тарифах на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям ОАО "МРСК Сибири" на территории Республики Бурятия ("Бурятэнерго") на 2008 год" был отменен в связи с нарушением требований пункт 54.1, 54.2 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утв. Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-Э/2.
При этом Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия предписано установить и ввести в действие с 27.10.2008 г. тарифы на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с приказом ФСТ и действующим законодательством РФ.
Однако, на момент рассмотрения спора, приказ ФСТ не исполнен, тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям ОАО "МРСК Сибири" на территории Республики Бурятия ("Бурятэнерго") на ноябрь, декабрь 2008 г. не установлены.
При этом истец, являясь субъектом естественной монополии, в силу требований части 1 статьи 5 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" не имел права отказать ответчику в предоставлении услуги.
Исходя из положений вышеупомянутого договора на оказание услуг по передаче электрической энергии N 10 от 01 января 2007 года, п.п.6, 9, 11, 13, 19 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг устанавливающих обязанность потребителя услуг оплачивать сетевой организации услуги по передаче электрической энергии в сроки и размерах, предусмотренных договором, суд пришел к выводу о том, что отсутствие утвержденного регулирующим органом тарифа на услуги истца не может освобождать ответчика от обязанности оплатить фактически потребленные услуги в полном объеме.
Руководствуясь положениями части 3 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги), суд нашел обоснованным применение истцом для определения цены фактически потребленных ответчиком услуг за спорный период данных, предусмотренных вышеупомянутым Приказом РСТ Республики Бурятия от 28.12.2007 г. N 1/35.
Цена за аналогичные услуги, оказываемые ОАО "МРСК Сибири" ответчику и другим потребителям услуг в течении 2008 г. была установлена РСТ Республики Бурятия. Затраты ОАО "МРСК Сибири" по передаче 1 МВтч электрической энергии были проверены и подтверждены экспертизой, проведенной РСТ РФ при установлении тарифов на 2008 г.
Доводы ОАО "Бурятэнергосбыт" о необходимости расчетов за оказанные услуги по единым (котловым) тарифам установленным Приказом РСТ Бурятии от 28.12.2007 г. N 1/39 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии, учтенных в тарифах на электрическую энергию для потребителей, расположенных на территории Республики Бурятии, на 2008 год" судом во внимание не были приняты, поскольку указанный тариф установлен РСТ Республики Бурятия не для расчетов между сетевыми организациями и гарантирующим поставщиком, а для учета стоимости услуг в тарифах на электрическую энергию для конечных потребителей.
Пунктом 119 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утв. Постановлением Правительства РФ N 530 от 31.08.2006 г.) прямо установлена необходимость расчета гарантирующего поставщика за услуги по передаче электрической энергии по тарифу, установленному для сетевой организации.
Судами апелляционной и кассационной инстанций выводы по указанному делу еще не сделаны.
Практика Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по изложенному вопросу не обнаружена.
3. Споры связанные со взысканием с управляющей компании стоимости электроэнергии на освещение подъездов, мест общего пользования в жилых домах, работу лифтов.
Арбитражным судом Республики Бурятия рассмотрено дело N А10-1519/2009 по иску ОАО "Бурятэнергосбыт" к ООО "Солнечное" о взыскании задолженности за электроэнергию, затраченной на освещение лестничных клеток и использования лифтов, т.е. для общедомовых объектов многоквартирных жилых домов.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 июля 2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с отсутствием договора энергоснабжения на 2009 год и доказательств принадлежности ответчику на каком-либо законном праве энергопринимающих устройств, присоединенных к сетям истца.
Судом апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 июля 2009 г. оставлено без изменения, но изложена позиция по рассматриваемой проблеме.
В обобщении практики рассмотрения Четвертым арбитражным апелляционным судом дел по искам, связанным с исполнением обязательств по договорам электроснабжения подготовленным судьей О.А. Куклиным, указано, что по делам этой категории Четвертым арбитражным апелляционным судом выработана правовая позиция: в соответствии требованиями статей 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент несет обязанность по оплате электрической энергии поскольку фактически принял электрическую энергию. Фактическое принятие потребление электрической энергии возможно при наличии у потребителя энергопринимающего устройства, отвечающего установленным техническим требованиям, присоединенного к сетям сетевой организации, и обеспечении учета электрической энергии.
Документы, фиксирующие показания электросчетчиков, установленных в местах общего пользования жилых домов, не подтверждают фактическое потребление электрической энергии управляющей организацией, так как не указывают на то, что данные объекты являются объектами ответчика. Из актов снятия показаний также нельзя сделать вывод о цели фиксации показаний: для определения количества электрической энергии, подлежащей оплате управляющей организацией, либо для определения количества электрической энергии, подлежащей распределению между потребителями, проживающими многоквартирных домах.
Вместе с тем, энергопринимающие объекты в местах общего пользования жилых домов являются общим имуществом собственников жилых помещений в многоквартирных домах, но не объектами управляющей организации, которая лишь осуществляет их содержание и текущий ремонт. В тариф на содержание и ремонт мест общего пользования, установленный для ответчика, освещение мест общего пользования не включается.
Ответчик имеет статус управляющей организации в отношении спорных домов, однако согласно протоколам общих собраний собственников многоквартирных домов, он уполномочен только на оказание услуг по содержанию и ремонту имущества. Договоры энергоснабжения истец заключает индивидуально с каждым собственником, оплата за электроэнергию вносится собственниками напрямую истцу, поэтому оплату электроэнергии в местах общего пользования также должны нести собственники жилых помещений.
Между тем, обслуживающая организация является именно управляющей организацией, т.е. собственники квартир в жилых домах приняли решение о способе управления управляющей организацией. Апелляционной инстанцией не учтены нормы установленные Жилищным кодексом Российской Федерации, а именно:
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе и управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г. под "управляющей организацией" понимается - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом; под "ресурсоснабжающей организацией" понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов; под "исполнителем" понимается - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме.
Аналогичные нормы содержатся в подпункте "в" пункта 49 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Согласно п. 73 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" (далее Правила), граждане-потребители и исполнители коммунальной услуги по электроснабжению, приобретающие электрическую энергию (мощность) в объеме, определяемом в соответствии с пунктом 89 настоящих Правил, в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) потребляют электрическую энергию (мощность) в необходимом им количестве (количестве, необходимом для оказания коммунальной услуги по электроснабжению и определяемом в соответствии с пунктом 89 настоящих Правил).
Согласно п. 89 Правил, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме). При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Согласно п. 90 Правил, договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенным с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений, а также право на уведомление исполнителя коммунальных услуг о потребителях, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате электрической энергии, и о необходимости введения в отношении таких потребителей ограничения режима потребления электрической энергии.
Согласно п. 91 Правил, в случае приобретения исполнителями коммунальных услуг электрической энергии у гарантирующего поставщика в целях оказания коммунальной услуги по электроснабжению гражданам-потребителям стоимость электрической энергии определяется в соответствии с положениями раздела VII Правил, установленными для граждан-потребителей.
Согласно п. 108 Правил, поставка электрической энергии (мощности) гражданам-потребителям и приравненным к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группам (категориям) потребителей (покупателей) в объеме всего фактического потребления, а исполнителям коммунальной услуги по электроснабжению - в объемах электрической энергии (мощности), определяемых в соответствии с пунктом 89 настоящих Правил, осуществляется по регулируемым ценам (тарифам).
Таким образом, обязанность управляющей компании, как исполнителя коммунальных услуг, заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры и приобретать электрическую энергию для целей оказания коммунальных услуг и использование на общедомовые нужды предусмотрена Жилищным кодексом Российской Федерации, подпунктом "в" пункта 49 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", и пунктом 89 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики".
Оплата энергии, поставляемой для освещения мест общего имущества многоквартирного дома и работу лифтов определяется договором, а в случае отсутствия такового подлежит взысканию с управляющей организации, так как именно управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг является лицом, обязанным производить оплату электроэнергии в местах общего пользования, если иное не установлено договором.
Аналогичный вывод по рассматриваемой проблеме высказан Третьим арбитражным апелляционным судом в обобщении судебной практики рассмотрения споров, вытекающих из договора энергоснабжения от 10.08.2009 г.: управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг в многоквартирных жилых домах обязана оплачивать весь объем поставленных в данные дома коммунальных ресурсов, невзимание ею платы за обслуживание внутридомового электрооборудования с собственников жилых помещений не может служить основанием для освобождения от оплаты стоимости поставленной электроэнергии для мест общего пользования.
4. Безучетное потребление электроэнергии
Пунктом 156 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" (Далее Правила) установлено положение о том, что стоимость выявленного объема безучетного потребления электрической энергии взыскивается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) с потребителя по договору энергоснабжения на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии. Между тем, применения Правил N 530 будет правомерным в случае представления, энергоснабжающей организацией в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств беучетного потребления абонентом электроэнергии.
Как установлено п. 151 Правил, при выявлении фактов потребления электрической энергии, осуществляемого юридическими или физическими лицами в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и (или) с использованием энергопринимающих устройств, присоединенных к электрической сети сетевой организации с нарушением установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям (бездоговорное потребление электрической энергии), сетевая организация вводит в установленном порядке полное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии.
Таким образом, в смысле рассматриваемых правил, бездоговорным потреблением является потребление электрической энергии, осуществляемое юридическими лицами в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения и (или) с использованием энергопринимающих устройств, присоединенных к сети сетевой организации с нарушением установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств.
Нормой п. 152 Правил, установлен порядок фиксации факта бездоговорного потребления электрической энергии. По факту выявленного безучетного потребления электрической энергии или бездоговорного потребления электрической энергии составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии, на основании которого осуществляются расчеты за потребленную таким образом электрическую энергию. В акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные о потребителе или лице, осуществляющем бездоговорное потребление электрической энергии, способе и месте осуществления выявленного нарушения, описание приборов учета на момент составления акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, по выявленному факту и его претензии к составленному акту (в случае их наличия).
При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии, либо его представитель. Отказ потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, либо его представителя от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а равно отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии или в отдельном акте, составленном в присутствии 2 незаинтересованных лиц и подписанном этими лицами.
Так, по делу N А10-2706/2009 Общество с ограниченной ответственностью "Распределительные сети" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ЗОЛ" стоимости бездоговорного потребления электрической энергии. Решением суда от 22.09.2009 г. в иске отказано. Суд пришел к выводу, что представленные истцом акты бездоговорного потребления не содержат подписи ответчика, как лица, осуществившего бездоговорное потребление. Акты не содержат также указаний на то, что представитель ответчика отказался от подписания актов, подтвержденное незаинтересованными лицами и их подписями. Также в схеме энергоснабжения ответчика отсутствует истец, как сетевая организация, а ответчик имеет непосредственное присоединение к сетям ООО "Байкалэнерго". Таким образом, истцом не представлено доказательств безучетного потребления электроэнергии.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 01 декабря 2009 г. с выводами суда первой инстанции согласился.
При рассмотрении дел данной категории следует учитывать, что акт о безучетном потреблении должен быть составлен сторонами договора энергоснабжения.
Арбитражным судом Республики Бурятия было рассмотрено дело N 10-457/2009 по иску Энергосбытовой компании к абоненту о взыскании стоимости выявленного безучетного потребления электрической энергии. Арбитражный суд Республики Бурятия, удовлетворяя исковые требования, исходил из доказанности представленных в материалы дела актов проверок ответчика безучетного потребления им электрической энергии, поскольку наличие не защищенных от несанкционированного вмешательства неопломбированных клеммных соединений в цепях учета, нарушение температурного режима эксплуатации расчетных счетчиков, установленных вышеуказанными актами, приравнивается к безучетному потреблению электрической энергией.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда Решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, отменяя решения нижестоящих судов, указал на необходимость проверки полномочий сетевой организации на оформление актов о безучетном потреблении, а также проверки полномочий лиц, участвующих при составлении актов о безучетном потреблении.
Количество потребленной электроэнергии в подобных случаях определяется энергоснабжающей организацией расчетным путем, исходя из количества и мощности токоприемников ответчика. Объем безучетного потребления электрической энергии определяется одним из расчетных способов, предусмотренных пунктами 145 и 147 настоящих Правил. Объем бездоговорного потребления электрической энергии, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами, определяется исходя из расчета полного использования всей мощности присоединенных энергопринимающих устройств согласно пункту 155-156 Правил.
Таким образом, рассмотрение споров, связанных с исполнением обязательств, вытекающих из договоров энергоснабжения, представляет значительную сложность. Эта сложность обусловлена не только необходимостью изучения и оценки по каждому конкретному делу большого количества письменных доказательств, но и особой спецификой нормативных актов, регулирующих данные правоотношения. Действующее законодательство в области энергоснабжения изобилует специальными терминами и понятиями, ранее в нормативных актах и юридической практике не используемыми, подвержено частым изменениям, что вызвано реформированием электроэнергетики, а соответственно нестабильностью законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор Арбитражного суда Республики Бурятия "Обобщение судебной практики рассмотрения споров, связанных с рассмотрением договоров энергоснабжения"
Текст обобщения договора официально опубликован не был