Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 25 марта 2011 г. N А10-5049/2010
Резолютивная часть решения объявлена "23 " марта 2011 года.
Полный текст решения изготовлен "25" марта 2011 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Дружининой О.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Аюшеевым А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия о привлечении индивидуального предпринимателя Ковалевой Тамары Михайловны к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
заявителя: Максимова Е.В. - представителя по доверенности от 11.05.2010 N 81; ответчика: Ильина И.Д. - представителя по доверенности от 11.03.2011;
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее - Управление Росреестр по РБ) обратилось в суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Ковалевой Тамары Михайловны (далее - ИП Ковалева Т.М.) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
В судебном заседании объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 09 часов 00 минут 23 марта 2011 года. После перерыва рассмотрение дела продолжено в том же составе суда при участии тех же представителей сторон.
Об объявленном перерыве судом сделано публичное извещение путем размещения информации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования и пояснил, что Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 21.06.2010 г. в отношении ООО "Северо-Байкальская управляющая компания" введено наблюдение, временным управляющим утверждена Ковалева Тамара Михайловна.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 01.11.2010 года должник ООО "Северо-Байкальская управляющая компания" признано несостоятельным (банкротом), с открытием конкурсного производства сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утверждена Т.М. Ковалева.
19 октября 2010 года временным управляющим Ковалевой Т.М. проведено первое собрание кредиторов ООО "Северо-Байкальская управляющая компания", однако в адрес Управления от временного управляющего Ковалевой Т.М. уведомление о проведении первого собрания кредиторов должника не поступало.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона в собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель органа по контролю (надзору), который вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.
Таким образом, временный управляющий Ковалева Т.М. в нарушение статей 12, 72 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" не исполнила обязанность по уведомлению органа по контролю (надзору) о проведении первого собрания кредиторов, чем совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Представитель Ильин И.Д. для представления интересов Ковалевой Т.М. при составлении протокола об административном правонарушении не был допущен. Представленная копия доверенности, выданная Ковалевой Т.М. представителю Ильину И.Д., признана ненадлежащей.
Просил привлечь арбитражного управляющего индивидуального предпринимателя Ковалеву Тамару Михайловну к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель ответчика дал пояснения согласно отзыву. Не отрицает, что Управление Росреестра по РБ вправе принимать участие в первом собрании кредиторов. У конкурсного управляющего есть обязанность информировать орган по контролю о проведении первого собрания кредиторов.
В материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены доказательства уклонения арбитражного управляющего от исполнения своих обязанностей либо ненадлежащее их исполнение, которые повлекли за собой нарушение прав и законных интересов должника, кредиторов и общества, а также повлекли либо могли повлечь причинение убытков.
Неисполнение временным управляющим Ковалевой Т.М. обязанности по уведомлению органа по контролю (надзору) о проведении первого собрания кредиторов, не создало существенной угрозы общественным отношениям, вследствие незначительности правонарушения отсутствуют вредные последствия для кредиторов и иных лиц.
Считает, что полномочия на представление интересов Ковалевой Т.М. при составлении протокола об административном правонарушении подтверждались доверенностью выданной Ковалевой Т.М. от 22 декабря 2010 года. Вместе с тем, представителя Ковалевой Т.М. не обоснованно не допустили к участию при составлении протокола об административном правонарушении.
Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Из материалов дела следует, что Ковалева Тамара Михайловна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Бурятия запись за основным государственным регистрационным номером 304031703600010.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 ноября 2010 года общество с ограниченной ответственностью "Северо-байкальская управляющая компании" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении нее открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Ковалева Тамара Михайловна.
19 октября 2010 года временным управляющим Ковалевой Т.М. проведено первое собрание кредиторов.
Изучив представленные доказательства, заслушав объяснения сторон, установил следующие обстоятельства.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
28 декабря 2010 года должностным лицом Управления Росреестра по РБ по факту ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим Ковалевой Т.М. обязанностей, предусмотренных пунктом 1 статьи 12, пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", выразившегося вне уведомлении Управления Росреестра по РБ о проведении первого собрания кредиторов составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Уведомлением о вызове для составления протокола об административном правонарушении от 03.12.2010 N 10/03-8260 направленном по почте административный орган известил Ковалеву Т.М. о необходимости явки 28.12.2010 к 14 час. 00 мин. по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Борсоева, д. 13Б, кабинет N 102, для составления протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Уведомление получено лично Ковалевой Т.М. 21.12.2010. Протокол об административном правонарушении N 00620410 от 28.12.2010 составлен в отсутствие Ковалевой Т.М., надлежащим образом извещенную о времени и месте его составления.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Статья 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса, является арбитражный управляющий.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, является невыполнение правил применяемых в ходе осуществления процедур банкротства.
Субъективная сторона в совершении данного административного правонарушения выражается в умышленном бездействии индивидуального предпринимателя Ковалевой Т.М.
Суд установил, что протокол об административном правонарушении от 10 ноября 2010 г. N 00560410 согласно пункту 10 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Положению "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии ", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии) составлен уполномоченным лицом.
Полномочия по контролю (надзору) за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов возложены в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2005 г. N 52 на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
В силу пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) установлены полномочия органа по контролю (надзору) по решению вопросов финансового оздоровления и банкротства.
Кроме того, указанные полномочия в соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Таким образом, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и является органом по контролю (надзору).
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия является Территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Пунктом 5 Приказа Министерства юстиции РФ от 03.12.2004 года N 183 "Об утверждении общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации" определены основные задачи Управления, одной из которых является осуществление контроля за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Указом Президента РФ от 25.12.2008 года N 1847 Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Пунктом 1 статьи 12 Закона о банкротстве предусмотрено, что участниками собрания кредиторов с правом голоса являются, в частности, конкурсные кредиторы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представители органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона о банкротстве надлежащим уведомлением о проведении собрания кредиторов признается направление конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять дней до даты проведения собрания кредиторов.
19 октября 2010 года конкурсным управляющим ИП Ковалевой Т.М.. было проведено собрание кредиторов ООО "Северо-Байкальская управляющая компания", что подтверждается протоколом собрания от 19.10.2010, решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 01.11.2010 по делу N А10-1717/2010.
На собрании кредиторов присутствовал кредитор Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по РБ, что подтверждается протоколом собрания кредиторов.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" у конкурсного управляющего Ковалевой Т.М. возникла обязанность по уведомлению органа по контролю (надзору) о проведении 19.10.2010 собрания кредиторов должника в установленном пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" порядке.
Судом установлено, что указанные обязанности арбитражным управляющим Ковалевой Т.М. надлежащим образом исполнены не были. В нарушение пункта 1 статьи 13 Закона о банкротстве, уведомление о проведении 19 октября 2010 года собрания кредиторов ООО "Северо-Байкальская управляющая компания" в адрес органа по контролю (надзору) - Управлению Росреестра по Республике Бурятия направлено не было, вследствие чего орган по контролю (надзору) не участвовал в данном собрании.
Вместе с тем, требования заявителя о привлечении Ковалевой Т.М. удовлетворению не подлежат, так как нарушена процедура порядка привлечения при составлении протокола об административном правонарушении.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях является протокол об административном правонарушении, в связи с чем, законодательством подробно регламентирована процедура его составления.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2 от 27 января 2003 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" положения статьи 28.2 КоАП, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
Согласно части 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В силу части 5 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Как следует из материалов дела, в качестве представителя ИП Ковалевой Т.М. на составление протокола об административном правонарушении явился Ильин И.Д. и представила надлежащим образом оформленную доверенность от 22.12.2010 г. В тексте протокола отражено, что данная доверенность признана ненадлежащей, в связи с чем, Ильин И.Д. не был допущен к защите интересов Ковалевой Т.М.
Согласно пункту 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 N 46 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.
Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Из материалов административного производства следует, что административным органом защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, необоснованно не был допущен к участию при составлении протокола об административном правонарушении.
Указанная доверенность предусматривает полномочия представлять интересы ИП Ковалевой Т.М. по вопросам выявленным в результате проверки.
Данная доверенность оформлена в порядке, предусмотренном статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации и подписана ИП Ковалевой Т.М. (л.д.35).
То обстоятельство, что доверенность Ильину И.Д. не содержит указания на полномочия по участию в конкретном административном деле в данном случаи правового значения не имеет, как и то обстоятельство, что она выдана от имени конкурсного управляющего, а не индивидуального предпринимателя.
Проанализировав доверенность от 22.12.2010, выданную ИП Ковалевой Т.М. Ильину И.Д. на представление интересов в Управлении Росреестра по РБ, суд приходит к выводу, что данная доверенность давала право представителю конкурсного управляющего ООО "Северо- Байкальская управляющая компания" ИП Ковалевой Т.М. присутствовать при составлении протокола об административном правонарушении, подписывать его.
Исходя из того, что ИП Ковалева Т.М. была извещена о времени и месте составления протокола об административном правонарушения, у Управления Росреестра по РБ не было правовых оснований для недопущения к участию при составлении протокола об административном правонарушении представителя Ильина И.Д. полномочия которого подтверждались доверенностью от 22.12.2010 на представление интересов ИП Ковалевой Т.М.
Установленные КоАП РФ гарантии защиты прав лица, в отношении которого ведется административное дело, заключаются в предоставлении ему возможности квалифицированно возражать и давать объяснения по существу выявленного правонарушения.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными , так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует, следовательно, административный орган нарушил требования, предусмотренные статьями 25.1, 29.7 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении, оформленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, в силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве доказательства, поскольку несоблюдение процессуального порядка получения доказательства в соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ влечет его недопустимость.
Таким образом, ИП Ковалева Т.М. не может быть привлечена к административной ответственности, поскольку заявителем допущены существенные нарушения прав и законных интересов ответчика в ходе привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия (изготовления его в полном объеме).
Решение суда первой инстанции, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/.
Судья |
О.Н. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 марта 2011 г. N А10-5049/2010
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был