Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 11 апреля 2011 г. N А10-194/2011
Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2011 года. Полный текст решения изготовлен 11 апреля 2011 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Мархаевой Г.Д.-С., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем Филатьевым И.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Траст-груп" (ОГРН 1030302667713, ИНН 0323117493) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия о признании незаконным решения от 28 декабря 2010 года об отказе в ликвидации юридического лица и возложении обязанности восстановить нарушенные права,
при участии:
заявителя: Карповой Т.Н., доверенность N 4 от 21.02.2011, Рак А.Н., председателя ликвидационной комиссии, Тыхренова Е.Ю., доверенность от 12.01.2011; ответчика: Иринцеевой В.В., доверенность от 01.03.2011, Мархаевой Д.Д., доверенность N 03-13/1 от 01.07.2010;
третьего лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Бурятия: Санжиева А.Б., представителя по доверенности от 16.03.2011, Скворцовой Л.М., представителя по доверенности от 28.01.2009;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Траст-груп" (далее - ООО "Траст-груп", Общество) обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия (далее - Межрайонная ИФНС России N 9 по Республике Бурятия) о признании незаконным решения об отказе государственной регистрации юридического лица от 28 декабря 2010 года и возложении обязанности восстановить нарушенные права.
Представитель заявителя пояснил, что налоговый орган неправомерно отказал в регистрации ликвидации юридического лица. В регистрирующий орган Обществом были представлены все предусмотренные Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" документы, в том числе ликвидационный баланс, содержащий достоверные сведения. 08 сентября 2010 года в газете "Вестник государственной регистрации" N 35 было размещено сообщение о ликвидации Общества и приеме требований кредиторов в течение двух месяцев с момента публикации. Председателем ликвидационной комиссии были приняты меры по выявлению кредиторов ликвидируемого юридического лица. 17 декабря 2010 года после окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидатором были составлены и утверждены в соответствии с имеющимися данными промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс, которые были сданы в регистрирующий орган с необходимым пакетом документов. Налоговым органом требование об уплате налогов не направлялось, т.е. налоговый орган не заявил о себе как о кредиторе. Представленный ликвидационный баланс содержит достоверные сведения, поскольку каких-либо непогашенных долгов перед бюджетом ликвидатором не выявлено, налоговым органом в установленный срок не были заявлены требования об уплате в бюджет соответствующих налоговых платежей. Выездная налоговая проверка Общества была окончена 10 ноября 2010 года, т.е. у налогового органа была возможность предъявить требования к Обществу об уплате недоимки. Согласно методическим указаниям для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденных Приказом Федеральной Налоговой службы России от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@ с момента представления в регистрирующий (налоговый) орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица и до представления документов, предусмотренных статьей 21 названного Закона, налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет. Таким образом, после представления документов, предусмотренных статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" налоговый орган не вправе предъявлять требования к ликвидируемой организации и продолжать проведение выездной проверки, поскольку срок предъявления требований кредиторов к ликвидируемой организации уже истек. Кроме этого, 28 декабря 2010 года Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Бурятия Обществу выдана справка об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, а также кредиторской задолженности перед бюджетом, что подтверждается актами совместной сверки от 30 декабря 2010 года, 31 января 2011 года, 22 марта 2011 года. Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Бурятия не предъявлялись претензии к сведениям, указанным Обществом в промежуточном балансе. Межрайонной ИФНС России N 9 по Республике Бурятия внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса в ЕГРЮЛ. При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации ООО "Траст-груп" в связи с его ликвидацией.
Представитель ответчика заявленные требования не признал и пояснил, что основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица послужил факт представления ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения. Согласно информации, поступившей из Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Бурятия, ООО "Траст-груп" по состоянию на 28 декабря 2010 года расчеты с кредиторами не завершило. По результатам проведенной Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Бурятия выездной налоговой проверки было установлено, что у заявителя имеется недоимка по налогам в размере 47 116 037 рублей. Согласно требованиям налогового законодательства, указанная сумма может быть предъявлена ко взысканию только на основании решения налогового органа, принятого в порядке и сроки, предусмотренные статьей 110 Налогового Кодекса Российской Федерации, завершение процедуры ликвидации ООО "Траст-груп" и исключение его из ЕГРЮЛ до их истечения невозможно. В случае проведения в отношении ликвидируемого лица налоговой проверки сроки ликвидации должника должны быть определены с учетом времени проведения такой проверки. В удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Представители третьего лица Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Бурятия дали пояснения, согласно отзыву на заявление и просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 18 апреля 2003 года общество с ограниченной ответственностью "Траст-груп" зарегистрировано в качестве юридического лица.
25 августа 2010 года учредителем общества с ограниченной ответственностью "Траст-груп" принято решение о ликвидации Общества в связи с тяжелым финансовым положением, снижением объемов реализации товаров. Председателем ликвидационной комиссии назначен Рак А.Н.
25 августа 2010 года в Межрайонную ИФНС России N 9 по Республике Бурятия направлено сообщение о ликвидации ООО "Траст-груп" (в бланке заявления ошибочно указан номер налоговой инспекции N 2) (л.д.11 т.1).
27 августа 2010 года аналогичное сообщение направлено в Межрайонную ИФНС России N 1 по Республике Бурятия.
03 сентября 2010 года Межрайонной ИФНС России N 9 по Республике Бурятия в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о принятии решения о ликвидации Общества, а также о формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора.
08 сентября 2010 года в "Вестнике государственной регистрации" N 35 было опубликовано сообщение о принятии решения о ликвидации Общества и о возможности заявления требований кредиторов в течение двух месяцев с момента публикации сообщения.
21 декабря 2010 года председателем ликвидационной комиссии Общества в Межрайонную ИФНС России N 9 по Республике Бурятия подано заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, к которому были приложены: заявление по форме Р16001, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, справка УПФР в г. Улан-Удэ, доверенность.
28 декабря 2010 года Межрайонной ИФНС России N 9 по Республике Бурятия в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса N 2100327308420.
28 декабря 2010 года Межрайонной ИФНС России N 9 по Республике Бурятия принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. Основанием для принятия такого решения послужило представление Обществом ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения.
Не согласившись с данным решением, председатель ликвидационной комиссии обратился в суд.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд признает требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно части 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон о регистрации) ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506, служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Следовательно, ведение Единого государственного реестра юридических лиц, в том числе, внесение в него предусмотренных законом сведений, также как изменение внесенных сведений, осуществляется должностными лицами налоговых органов.
Порядок государственной регистрации в связи с его ликвидацией определен главой VII Закона о регистрации.
Статьей 20 Закона о регистрации предусмотрено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
В силу статьи 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Данный перечень является исчерпывающим.
Отказ в государственной регистрации допускается в случаях, указанных в статье 23 Закона о регистрации. Согласно пункту 1 названной статьи основанием для отказа в государственной регистрации является непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Межрайонная ИФНС России N 9 по Республике Бурятия, принимая оспариваемое решение, посчитала, что ликвидационный баланс Общества, содержит недостоверные сведения, поскольку ООО "Траст-Груп" не завершило расчеты с кредиторами. В связи с этим, Инспекция квалифицировала данный баланс как не представленный.
Суд находит данные выводы налогового органа необоснованными по следующим мотивам.
В соответствии со статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помешает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Данные требования ликвидационной комиссией Общества были соблюдены.
08 сентября 2010 года ликвидационной комиссией в печатном издании были опубликованы сведения о ликвидации Общества. Кредиторам было предложено предъявить свои требования к Обществу в течение 2 месяцев со дня публикации, т.е. до 08 ноября 2010 года.
Наряду с этим, заявителем 27 августа 2010 года направлено сообщение о ликвидации юридического лица в Межрайонную ИФНС России N 1 по Республике Бурятия - налоговому органу, на учете которого он состоит.
В установленный двухмесячный срок налоговым органом требования о наличии задолженности по налоговым платежам ликвидационной комиссии ООО "Траст-груп" не заявлено.
Промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс содержат одинаковые сведения. В названных балансах задолженность перед кредиторами у Общества отсутствует. При этом промежуточный ликвидационный баланс налоговый орган счел достоверным, поскольку внес в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись.
Согласно справке N 20853, выданной должностным лицом Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Бурятия 30 декабря 2010 года, ООО "Траст-Груп" по состоянию на 28 декабря 2010 года не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из актов сверок Общества с Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Бурятия от 30 декабря 2010 года также следует, что ООО "Траст-Груп" не имеет задолженности по налогам и другим обязательным платежам за период с 01 января по 27 декабря 2010 года. Кроме этого, Обществом в материалы дела представлены акты сверок взаимных расчетов с Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Бурятия от 31 января 2011 года, 22 марта 2011 года, согласно которым ООО "Траст-груп" за период с 01 января 2011 года по 17 марта 2011 года также не имеет задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, указанные акты подписаны должностным лицом налогового органа.
В связи с этим суд признает обоснованным довод заявителя о том, что им был представлен ликвидационный баланс, содержащий достоверные сведения. Налоговый орган о наличии задолженности по налогам в установленный двухмесячный срок не заявил.
Вместе с тем, основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица, явилась информация Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Бурятия о том, что по состоянию на 28 декабря 2010 года ООО "Траст - груп" расчеты с кредиторами не завершило.
Данную позицию налоговых органов суд находит противоречивой. 28 декабря 2010 года Межрайонная ИФНС России N 1 по Республике Бурятия направляет в Инспекцию N 9 информацию о том, что Общество имеет задолженность по налогам. В то же время 30 декабря 2010 года Межрайонная ИФНС России N 1 по Республике Бурятия выдает справку о том, что Общество задолженности по налогам на 28 декабря 2010 года не имеет.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Однако, такие доказательства налоговым органом не представлены.
Судом установлено, что в период с 25 июня 2010 года по 10 ноября 2010 года на основании решения N 75 о проведении выездной налоговой проверки Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Бурятия была проведена выездная налоговая проверка ООО "Траст-групп".
Акт выездной налоговой проверки составлен налоговым органом 28 декабря 2010 года. Следовательно, на момент подачи заявления о регистрации ликвидации Обществу не было известно о претензиях налогового органа.
Из акта следует, что у Общества за период 2008-2009 годы имеется задолженность по налогам, пеням и налоговым санкциям в размере 47 116 037,00 рублей, в том числе: по налогу на добавленную стоимость в размере 21 711 045 рублей, налогу на прибыль в размере 25 404 992 рублей.
Решение о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения принято Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Бурятия только 03 марта 2011 года. Вместе с тем, выездная налоговая проверка Общества была закончена 10 ноября 2011 года.
Согласно статье 101 Налогового кодекса Российской Федерации наличие недоимки по налогам и иным обязательным платежам должно быть зафиксировано в соответствующем решении налогового органа. При наличии у налогоплательщика недоимки налоговым органом направляется требование об уплате налога (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что такое решение было принято налоговым органом 03 марта 2011 года, т.е. по истечении срока, установленного законом для обращения кредиторов к ликвидируемому лицу с требованиями о погашении задолженности. Доказательств обратного Межрайонной ИФНС России N 9 по Республике Бурятия не представлено.
Кроме этого, суд учитывает, что налоговому органу о наличии у Общества недоимки по налогам стало известно 25 июня 2010 года, после получения информации от следственного органа о возбуждении в отношении директора Общества уголовного дела по факту уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере. Проверка соблюдения Обществом налогового законодательства была начата до принятия решения о ликвидации. В период осуществления ликвидационных процедур налоговый орган имел возможность направить Обществу требование об уплате недоимки и заявить о себе как о кредиторе, однако, не оформил, имеющуюся задолженность как требование кредитора в порядке, установленном статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы, указанные налоговыми органами в отзывах на заявление, выводы суда не опровергают.
Ссылка на то, что сроки ликвидации юридического лица должны быть продлены до окончания налоговой проверки и направления требования об уплате обязательных платежей, не основана на нормах действующего законодательства. Ликвидационной комиссией были приняты все необходимые меры по выявлению кредиторов Общества в связи, с чем необходимо считать, что ликвидационная комиссия действовала добросовестно.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение противоречит требованиям статьи 23 Закона о регистрации и нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Все документы, предусмотренные статьей 21 названного Закона, были представлены председателем ликвидационной комиссии в налоговый орган, порядок ликвидации Общества был соблюден.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным решение от 28 декабря 2010 года об отказе в государственной регистрации ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Траст-Груп", как не соответствующее статьям 21, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Траст-Груп" путем осуществления государственной регистрации его ликвидации в установленном законом порядке.
Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия в пользу общества с ограниченной ответственностью "Траст-Груп" судебные расходы по уплате государственной пошлине в сумме 2000 рублей.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
4. Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно - Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.
Судья |
Г.Д.-С. Мархаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 апреля 2011 г. N А10-194/2011
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был