Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 31 мая 2010 г. N А10-425/2011
Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2011 года. В полном объёме решение изготовлено 31 мая 2011 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Борголовой Г.В. при ведении протокола судебного заседания секретарём Хашитовой Д.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия к муниципальному учреждению "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ", обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергоспецмонтаж", муниципальному учреждению "Улан-Удэстройзаказчик", муниципальному образованию "Город Улан-Удэ" с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, муниципального учреждения "Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ":
1) о признании объектов - наружных сетей теплоснабжения, подкачивающих насосную станцию, расположенных в мкр. Верхняя Березовка, самовольно построенными объектами;
2) об обязании снести незаконно возведенные объекты - наружные сети теплоснабжения, подкачивающие насосную станцию, расположенные в мкр. Верхняя Березовка;
3) об установлении срока для исполнения судебного решения,
при участии:
от истца: Семеновой Г.А. - представителя по доверенности N 406 от 19.10.2010;
от ответчика - муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ": Мантуровой Т.Г. - представителя по доверенности N 3 от 17.01.2011;
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергоспецмонтаж": Макушенко Е.С. - представителя по доверенности от 21.02.2011;
от ответчика - муниципального учреждения "Улан-Удэстройзаказчик": Шекуновой Ю.Н. - представителя по доверенности N 905 от 18.04.2011; Цыденова И.А. - представителя по доверенности N 650 от 14.04.2011;
от ответчика - муниципального образования "Город Улан-Удэ": Мантуровой Т.Г. - представителя по доверенности N 3 от 17.01.2011;
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия: представитель не явился;
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального учреждения "Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ": Хамеруева Д.Ю. - представителя по доверенности N 3-0039 от 19.01.2011,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к муниципальному учреждению "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ":
1) о признании объектов - наружных сетей теплоснабжения, подкачивающих насосную станцию, расположенных в мкр. Верхняя Березовка, самовольно построенными объектами;
2) об обязании снести незаконно возведенные объекты - наружные сети теплоснабжения, подкачивающие насосную станцию, расположенные в мкр. Верхняя Березовка;
3) об установлении срока для исполнения судебного решения.
Определением от 24 марта 2011 года судом привлечены в качестве ответчиков: общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнергоспецмонтаж", муниципальное учреждение "Улан-Удэстройзаказчик", муниципальное образование "Город Улан-Удэ". Определением от 24 марта 2011 года судом привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, муниципальное учреждение "Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ".
Определением от 21 апреля 2011 года судом принято заявленное истцом уточнение исковых требований:
1) обязание ответчика - муниципального учреждения "Улан-Удэстройзаказчик" снести незаконно возведенные объекты - повысительно-насосную станцию, теплотрассу, распложенные на земельном участке с кадастровыми номерами 03:24:022218:132 и 03:24:022218:38, месторасположение которого г. Улан-Удэ, Железнодорожный район, мкр. Верхняя Березовка;
2) обязание ответчика - муниципального учреждения "Улан-Удэстройзаказчик" освободить незаконно занимаемую часть земельного участка, входящего в состав земельного участка с кадастровыми номерами 03:24:022218:132 и 03:24:022218:38, месторасположение которого г. Улан-Удэ, Железнодорожный район, мкр. Верхняя Березовка и привести его в состояние, пригодное для дальнейшего использования путем сноса (демонтажа) незаконно возведенных на ней ответчиком объектов и восстановить (реконструировать) территорию незаконно занимаемой части земельного участка, являющегося собственностью Российской Федерации, вывезти за счет собственных средств объекты, находящиеся на вышеуказанном земельном участке.
В обоснование исковых требований представитель истца в судебном заседании указал на то, что на земельном участке, находящемся в микрорайоне Верхняя Березовка с кадастровым номером 03:24:022218:38, распложена повысительно-насосная станция, проложена теплотрасса. По земельному участку с кадастровым номером 03:24:022218:132, разрешенный вид использования - для размещения объектов культурно-религиозной деятельности, также проходит теплотрасса. Указанные земельные участки находятся в федеральной собственности. Земельный участок с кадастровым номером 03:24:022218:42 прекратил свое существование в результате его раздела и образования трех земельных участков, в том числе с кадастровым номером 03:24:022218:132.
Строительство теплотрассы и повысительно-насосной станции осуществлено на основании соглашения, заключенного между Министерством строительства и ЖКХ РБ и Администрацией г. Улан-Удэ 30.12.2008 в рамках Федеральной целевой программы "Жилище", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 675 от 17.09.2001. Строительство теплотрассы и повысительно-насосной станции произведено на основании муниципального контракта, заключенного 28.08.2009 между МУ "Улан-Удэстройзаказчик" и ООО "Теплоэнергоспецмонтаж" по результатам открытого аукциона.
Ответчик - МУ "Улан-Удэстройзаказчик" самовольно занял часть земельного участка, входящего в состав земельного участка с кадастровыми номерами 03:24:022218:132 и 03:24:022218:38, месторасположение которого г. Улан-Удэ, микрорайон Верхняя Березовка. На основании изложенного представитель истца просил:
1) обязать ответчика - муниципального учреждения "Улан-Удэстройзаказчик" снести незаконно возведенные объекты - повысительно-насосную станцию, теплотрассу, распложенные на земельном участке с кадастровыми номерами 03:24:022218:132 и 03:24:022218:38, месторасположение которого г. Улан-Удэ, Железнодорожный район, мкр. Верхняя Березовка;
2) обязать ответчика - муниципальное учреждение "Улан-Удэстройзаказчик" освободить незаконно занимаемую часть земельного участка, входящего в состав земельного участка с кадастровыми номерами 03:24:022218:132 и 03:24:022218:38, месторасположение которого г. Улан-Удэ, Железнодорожный район, мкр. Верхняя Березовка и привести его в состояние, пригодное для дальнейшего использования путем сноса (демонтажа) незаконно возведенных на ней ответчиком объектов и восстановить (реконструировать) территорию незаконно занимаемой части земельного участка, являющегося собственностью Российской Федерации, вывезти за счет собственных средств объекты, находящиеся на вышеуказанном земельном участке.
В судебном заседании представитель истца пояснил, что другим ответчикам не предъявляет требования.
Представитель ответчика - муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ" исковые требования не признал, пояснил, что ответчик не осуществлял строительство объектов на земельных участках, находящихся в федеральной собственности, не является заказчиком по проведению строительно-подрядных работ объектов, возведенных на федеральной земле. Заказчиком на проведение строительно-подрядных работ выступило МУ "Улан-Удэстройзаказчик", которым получено разрешение на строительство. Истцом не представлены доказательства о том, что спорные объекты являются самовольно возведенными, что строительство данных объектов производилось со стороны МУ "КУИЗ г. Улан-Удэ" либо по его заказу, что в действиях МУ "КУИЗ г. Улан-Удэ" имеются виновные действия, выраженные в осуществлении деятельности по строительству спорных объектов. Не представлены доказательства, что указанные объекты расположены в границах земельного участка, находящегося в федеральной собственности. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика - муниципального учреждения "Улан-Удэстройзаказчик" исковые требования не признал, пояснил, что ранее застройщиком малоэтажной застройки с объектами соцкультбыта на Верхней Березовке г. Улан-Удэ и заказчиком проекта по строительству тепловых сетей и подкачивающей насосной станции является ООО "Гевс-Плюс". МУ "Улан-Удэстройзаказчик" является заказчиком-застройщиком по строительству данных объектов, объект строился по представленной ООО "Гевс-Плюс" проектно-сметной документации. В обязанности МУ "Улан-Удэстройзаказчик" входит подготовка аукционной заявки для определения подрядной организации, заключение муниципального контракта с победителем аукциона, осуществление строительного контроля и передача объекта строительства в муниципальную казну после ввода объекта в эксплуатацию. Обязанность по согласованию земельного участка под строительство теплотрассы и ПНС возложена на заказчика проектно-сметной документации на ООО "Гевс-Плюс".
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергоспецмонтаж" исковые требования не признал, пояснил, что обществом были выполнены работы по строительству объекта в соответствии с проектно-сметной документацией. Финансирование по контракту осуществлялось из средств федерального, республиканского и местного бюджетов. Вопрос о предоставлении земельных участков под строительство должен быть решен заказчиком.
18.08.2009 Администрацией Железнодорожного района г. Улан-Удэ выдан ордер N 93 на проведение земляных работ. 10.09.2009 Комитетом по строительству Администрации г. Улан-Удэ выдано разрешение на строительство N RU04302000-122. Повысительно-насосная станция необходима для обеспечения теплом построенных жилых домов на Верхней Березовке микрорайона "Алтан-Газар". В случае сноса ПНС обеспечение жилых домов теплом будет просто невозможно.
Представитель ответчика - муниципального образования "Город Улан-Удэ" исковые требования не признал, пояснил, что истцом не доказан факт, что спорные объекты находятся в границах земельного участка, находящегося в федеральной собственности. Согласно муниципальному контракту и соглашению на строительство спорных объектов были затрачены средства федерального бюджета. Кроме того, городом также были затрачены бюджетные средства на строительство спорных объектов, что предусмотрено взаимным соглашением.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального учреждения "Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ" пояснил, что Комитетом по строительству выдано разрешение на строительство N RU04302000-122 от 10.09.2009 по объекту "Малоэтажная застройка с объектами соцкультбыта на Верхней Березовке г. Улан-Удэ. Наружные тепловые сети и ПНС "До настоящего времени разрешений на ввод объекта в эксплуатацию не выдавалось. Считает исковые требования необоснованными.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещен надлежащим образом, что подтверждается телеграммой от 20.05.2011 и штампом входящего на копии определения арбитражного суда с указанием времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в письменных пояснения указал на то, что Министерство регионального развития Российской Федерации провело отбор инвестиционных проектов в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Администрация г. Улан-Удэ представила на федеральный отбор 5 инвестиционных проектов, одним из которых является "Малоэтажная застройка с объектами социально-культурного быта и магистральными санитарно-техническими сетями на Верхней Березовке г. Улан-Удэ". Министерство регионального развития Российской Федерации и Правительство Республики Бурятия заключили соглашение N 500 от 28.11.2008 "О предоставлении в 2008 году субсидии бюджету Республики Бурятия из федерального бюджета на развитие социальной и инженерной инфраструктуры". Поскольку строительство объекта производится на территории г. Улан-Удэ, министерство заключило с Администрацией г. Улан-Удэ соглашение N 25-А от 30.12.2008 "О предоставлении из республиканского бюджета на 2008 - 2009 годы субсидии на развитие социальной и инженерной инфраструктуры", где министерство определено как главный распорядитель бюджетных средств. Министерство в рамках своих полномочий осуществляло перечисление субсидии в Администрацию г. Улан-Удэ по её заявкам. Полномочия по предоставлению земельных участков у министерства отсутствуют. Считает исковые требования необоснованными.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные и имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Материально-правовым требованием является требование истца об:
1) обязании ответчика - муниципального учреждения "Улан-Удэстройзаказчик" снести незаконно возведенные объекты - повысительно-насосную станцию, теплотрассу, распложенные на земельном участке с кадастровыми номерами 03:24:022218:132 и 03:24:022218:38, месторасположение которого г. Улан-Удэ, Железнодорожный район, мкрн. Верхняя Березовка;
2) обязании ответчика - муниципального учреждения "Улан-Удэстройзаказчик" освободить незаконно занимаемую часть земельного участка, входящего в состав земельного участка с кадастровыми номерами 03:24:022218:132 и 03:24:022218:38, месторасположение которого г. Улан-Удэ, Железнодорожный район, мкрн. Верхняя Березовка и привести его в состояние, пригодное для дальнейшего использования путем сноса (демонтажа) незаконно возведенных на ней ответчиком объектов и восстановить (реконструировать) территорию незаконно занимаемой части земельного участка, являющегося собственностью Российской Федерации, вывезти за счет собственных средств объекты, находящиеся на вышеуказанном земельном участке.
10 сентября 2009 года Комитетом по строительству Администрации г. Улан-Удэ выдано разрешение МУ "Улан-Удэстройзаказчик" на строительство N RU04302000-122 (л.д. 51 том 2).
В соответствии с условиями муниципального контракта ООО "Теплоэнергоспецмонтаж" выполнены работы по строительству спорного объекта в соответствии с проектно-сметной документацией.
В собственности Российской Федерации зарегистрированы земельные участки с кадастровыми номерами N 03:24:022803:20, N 03:24:022801:15, N 03:24:022404:01, N 03:24:022218:42, 03:24:022218:38, что подтверждается свидетельствами регистрации права и сведениями из кадастровых паспортов земельных участков (л.д. 7 - 11, 49 - 58 том 1).
В адрес истца поступило письмо от МУ "Улан-Удэстройзаказчик" N 2027/5 о согласовании прохождения теплотрассы и местоположения ПНС, КТПН к объекту "Малоэтажная застройка с объектами соцкультбыта и магистральными санитарно-техническими сетями на Верхней Березовке в г. Улан-Удэ" (л.д. 59 том 1).
Вместе с письмом приложены схема теплотрассы с ПНС и КТПН, письмо МУ "КУИЗ г. Улан-Удэ" N 00324396 от 18.10.2010 о согласовании проведения строительных работ и о рассмотрении вопроса о предоставлении (передаче) земельных участков в муниципальную собственность (л.д. 60, 74 том 1).
Согласно техническим паспортам наружные сети теплоснабжения являются сооружением (литер ТС-1, ТС-10), подкачивающая насосная станция - нежилым зданием (литер А) (л.д. 12 - 26 том 1).
По мнению истца ответчик - МУ "Улан-Удэстройзаказчик" возвел спорные объекты на самовольно занятых земельных участках, принадлежащих Российской Федерации без получения соответствующего разрешения собственника земельного участка, что противоречит действующему законодательству.
В соответствии с частью 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Из анализа норм права Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" земельный участок становится объектом гражданских и земельных отношений с момента постановки его на государственный кадастровый учет и присвоением ему уникального кадастрового номера и определением границ такого земельного участка на местности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не доказан факт, что спорные объекты находятся в границах земельного участка, находящегося в федеральной собственности.
Представленные свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельные участки и кадастровые паспорта земельных участков арбитражным судом в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не признаются доказательствами, подтверждающими, что спорные объекты находятся именно в границах, представленных свидетельствами земельных участков соответствующими кадастровыми номерами. Из содержания кадастровых паспортов на земли следует, что отсутствуют границы спорных земельных участков.
Довод истца, что тепловые сети и повысительно-насосная станция возведены без получения необходимых документов, арбитражным судом признается ошибочным.
В опровержение доводов истца ответчиком представлен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности N 286 от 07.04.2005, заключенный между ООО "Гевс-Плюс" и МУ "КУИЗ г. Улан-Удэ". Целевое использование - строительство малоэтажной застройки с объектами соцкультбыта.
Комитетом по строительству Администрации г. Улан-Удэ выдано разрешение ООО "Гевс-Плюс" на строительство N RU04302000-64 на строительство малоэтажной застройки с объектами соцкультбыта и магистральными санитарно-техническими сетями на Верхней Березовке. Также в дело представлено разрешение на строительство RU04302000-122 МУ "Улан-Удэстройзаказчик" в дополнение к указанному выше Разрешению, о чем прямо прописано в самом Разрешении.
Спорные объекты возведены на основании муниципального контракта между заказчиком МУ "Улан-Удэстрозаказчик" и ООО "Теплоэнергоспецмонтаж" (л.д.68 - 73 т.1).
Кроме того, государственным учреждением "Управление государственной экспертизы Республики Бурятия" 10.04.2008 выдано положительное заключение N 03-10022-08 на объект строительства "Малоэтажная застройка с объектами соцкультбыта на Верхней Березовке г. Улан-Удэ". В заключение указано, что необходима установка повысительно-насосной станции со станицей подпора и рассечки.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд считает, что разрешено строительство жилой застройки вместе с инженерно-техническим обеспечением.
Согласно пункту 2 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 83 от 13.02.2006, сетями инженерно-технического обеспечения является совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что тепловые сети и повысительно-насосная станция являются объектами инженерно-технического обеспечения малоэтажной застройки на Верхней Березовке.
Арбитражный суд приходит к выводу о том, что истцом не представлены сведения определения границ земельных участков, на которых возведены наружные тепловые сети и повысительно-насосная станция, что позволяло бы сделать вывод о принадлежности спорных земельных участков федеральной собственности и, соответственно, занятие их самовольно.
Кроме того, в соответствии с абзацем 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Сведения о том, что спорные земельные участки разграничены, истцом не представлены, следовательно, распоряжение земельными участками осуществляет орган местного самоуправления муниципального образования "Город Улан-Удэ".
Также истцом не отрицалось и не оспорено, что спорные объекты возведены по Федеральной целевой программе "Жилище", федеральные средства, которые предоставлены на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в виде субсидии, освоены.
Таким образом, доказательств возведения и нахождения спорных объектов - повысительно-насосная станции, теплотрассы в границах земельного участка, находящегося в федеральной собственности, а также нарушений прав Российской Федерации, как собственника земельных участков, не имеющих границ, в материалы дела не представлено. Не представляется возможным прийти к выводу о том, что земельные участки, на которых возведены спорные объекты, находятся в пределах земель, находящихся в собственности Российской Федерации.
Также следует отметить, что истец не доказал факт самовольного возведения спорных объектов при наличии имеющихся разрешений на строительство, как основной застройки жилого комплекса, так и на наружные сети теплоснабжения, ПНС(повысительно-насосную станцию), которые являются неотъемлемой частью всей проектно-сметной документации, получившей положительное заключение. Поскольку истцом не доказано, что именно, спорные земельные участки определены по границам, которые являются федеральной собственностью, то не представляется возможным сделать вывод о том, что земли заняты самовольно.
Кроме того, в деле имеются сведения об обращении Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ о согласовании проведения строительных работ, то есть действия по согласованию проводились, что не опровергнуто истцом. Но истец не предпринимал никаких мер для такого согласования, лишь констатировал факт самовольного занятия спорных земельных участков, в отношении которых не проведено разграничение, не определены границы. Исходя из этого, суд не усматривает факт незаконного возведения спорных объектов на спорных земельных участках, соответственно, правовое обоснование, указанное истцом статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, не обосновано.
Доводы истца со ссылкой на постановление по делу об административном правонарушении в отношении ответчика МУ "Улан-Удэстройзаказчик", акт внеплановой проверки от 14.03.2011 судом не принимаются, поскольку не имеют существенного значения для принятия правового решения в рамках настоящего дела. Постановление административного органа не может иметь преюдициального значения для спора, вытекающего из гражданских правоотношений, рассматриваемого в судебном порядке. Названный акт при отсутствии сведений о разграничении и границ спорных земельных участков не может быть признан судом достаточным доказательством в подтверждение довода истца о самовольном захвате земель.
При таких обстоятельствах иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Судья |
Г.В. Борголова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 мая 2010 г. N А10-425/2011
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был