Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Концепция
предоставления гражданам и организациям в Республике Бурятия государственных
и муниципальных услуг по принципу "одного окна" на 2008 - 2010 годы
(Одобрена постановлением Правительства Республики Бурятия от 30 мая 2008 г. N 283)
1. Введение
Настоящая Концепция основывается на Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 г. N 1789-р, Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.09.2004 г. N 1244-р, Концепции региональной информатизации до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2006 г. N 1024-р, Республиканской целевой программе "Проведение административной реформы в Республике Бурятия в 2007-2008 годах", утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 19.04.2007 г. N 129.
Концепция определяет основные приоритеты, направления и этапы формирования системы предоставления гражданам и организациям в Республике Бурятия государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" на период до 2010 года.
2. Предпосылки для формирования системы предоставления
в Республике Бурятия государственных и муниципальных услуг
по принципу "одного окна"
Получение гражданами и организациями государственных и муниципальных услуг в большинстве случаев требует непосредственного обращения граждан и организаций в органы государственной власти, формирования запросов и представления необходимой информации в бумажном виде.
Необходимость получения услуг, предусматривающих межведомственное взаимодействие, вынуждает граждан обращаться в несколько ведомств.
Практически отсутствуют такие государственные и муниципальные услуги, которые могут быть получены гражданином или организацией без непосредственного посещения ведомств, учреждений.
Отсутствует доступный единый реестр государственных и муниципальных услуг, информация об условиях их получения, общая информационно-справочная система по взаимодействию населения с органами власти при получении государственных и муниципальных услуг.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти в настоящее время носит преимущественно внутриведомственный характер.
Созданные ведомственные информационные системы обособлены друг от друга, имеют различную функциональность и базируются на разнообразных аппаратных и программных платформах с использованием различных технических принципов, в ряде случаев присутствует разработка собственных регламентов управления информацией, отсутствует отлаженная схема межведомственного и межуровневого информационного взаимодействия, недостаточно нормативно-правовое обеспечение.
Переход исполнительных органов государственной власти Республики Бурятии и органов местного самоуправления в Республике Бурятия на осуществление своей деятельности по принципу "одного окна" призван исключить возможность необоснованного привлечения граждан, предприятий и организаций к оформлению или согласованию документов.
Указом Президента Республики Бурятия от 28.09.2007 г. N 573 "О внедрении в Республике Бурятия системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям по принципу "одного окна" определено внедрение в 2008-2010 годах на территории Республики Бурятия системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям по принципу "одного окна".
3. Цели и задачи формирования системы предоставления гражданам
и организациям государственных и муниципальных услуг по принципу
"одного окна"
Целями формирования системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям по принципу "одного окна" в Республике Бурятия являются:
- повышение качества и доступности предоставляемых гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных барьеров, связанных с их получением, повышение комфортности при получении государственных и муниципальных услуг;
- противодействие коррупции, ликвидация рынка посреднических услуг при предоставлении государственных и муниципальных услуг;
- повышение информированности граждан и организаций о порядке, способах и условиях получения государственных и муниципальных услуг.
Для достижения указанных целей необходимо обеспечить:
- оптимизацию административных процедур и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг за счет принятия административных регламентов исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия и органами местного самоуправления в Республике Бурятия;
- предоставление государственных и муниципальных услуг на основе создания единой инфраструктуры обеспечения юридически значимого межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия и взаимодействия государственных органов с гражданами и организациями;
- развитие и широкое применение в деятельности органов государственной и муниципальной власти средств обеспечения удаленного доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, основанных на использовании современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
- создание защищенной системы межведомственного электронного документооборота;
- формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, содержащихся в государственных информационных системах, обмена информацией в электронном виде между органами государственной власти и органами местного самоуправления, гражданами и организациями.
4. Основные приоритеты и направления формирования системы
предоставления государственных и муниципальных услуг
по принципу "одного окна"
4.1. Предоставление государственных и муниципальных услуг
по принципу "одного окна"
Принцип "одного окна" - это организация работы исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия, государственных и муниципальных учреждений, позволяющая заявителям получить запрашиваемые документы в установленные сроки и без непосредственного взаимодействия с должностными лицами, принимающими решения по согласованию и выдаче данных документов, а также обеспечивающая взаимодействие исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в рамках заключенных соответствующих соглашений.
Формирование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям по принципу "одного окна" требует проведения скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий органов государственной и муниципальной власти в рамках единой государственной политики.
Необходимо определить перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых гражданам и организациям.
При этом необходимо выделить первоочередные, наиболее востребованные группы государственных и муниципальных услуг:
- государственные и муниципальные услуги в сфере регистрации и учета объектов недвижимости, а также прав на них;
- государственные услуги в сфере обеспечения социальной помощи и социальных выплат;
- муниципальные услуги, предоставляемые управляющими компаниями (справка о регистрации по адресу, копия ордера, справка об иждивенцах, форма N 1П для получения паспорта, заявление о выбытии с места жительства и т.д.);
- муниципальные услуги, предоставляемые органами местного самоуправления (разрешение на перепланировку квартир, разрешение на строительство, выдача архивных справок и т.д.).
4.2. Предоставление государственных и муниципальных услуг
на базе многофункционального центра
В целях повышения удобства при личном взаимодействии граждан и организаций с органами, предоставляющими услуги, должен быть создан многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр).
Многофункциональный центр создается для обеспечения предоставления комплекса взаимоувязанных между собой государственных и муниципальных услуг территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Республике Бурятия, исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия, органами местного самоуправления в Республике Бурятия, государственными и муниципальными учреждениями в Республике Бурятия по принципу "одного окна". При этом межведомственное взаимодействие, необходимое для оказания государственных и муниципальных услуг (включая необходимые согласования, получение выписок, справок и т. п.), должно происходить без участия заявителя.
Задачи создания многофункционального центра:
- реализация принципа "одного окна" - создание единого места приема, регистрации и выдачи необходимых документов гражданам и организациям при предоставлении государственных и муниципальных услуг на базе многофункционального центра, предоставление гражданам и организациям возможности получения одновременно нескольких взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг;
- организация деятельности по полному информированию граждан и организаций по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг;
- оптимизация административных процедур и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг за счет принятия административных регламентов исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия, органами местного самоуправления в Республике Бурятия;
- сокращение количества документов, предоставляемых заявителями для получения государственных и муниципальных услуг;
- сокращение взаимодействия заявителей с должностными лицами за счет организации межведомственного информационного и документационного взаимодействия;
- оптимизация получения заявителями услуг, в предоставлении которых участвуют совместно органы власти разных уровней (территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в Республике Бурятия, исполнительные органы государственной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления в Республике Бурятия), на основе соглашений между этими органами;
- организация информационного обмена между органами государственной власти и местного самоуправления, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
- организация информационного обмена с республиканским порталом государственных и муниципальных услуг.
Многофункциональный центр:
- организует взаимодействие с заявителями, а также с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Республике Бурятия, исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия, органами местного самоуправления в Республике Бурятия, организациями, участвующими в предоставлении соответствующих государственных и муниципальных услуг, в соответствии с соглашениями;
- организует работу по приему документов, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг, по первичной обработке документов, по выдаче заявителям результатов предоставления государственных и муниципальных услуг;
- организует доставку полученных документов в соответствующие территориальные органы федеральных органов исполнительной власти Республики Бурятия, исполнительные органы государственной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления в Республике Бурятия, организации, участвующие в предоставлении соответствующих государственных и муниципальных услуг, а также получение и обработку результатов предоставления государственных и муниципальных услуг;
- организует предоставление дополнительных услуг: нотариат, оплата необходимых пошлин и сборов (автосберкасса, банкомат);
- организует работу call-центра по обработке телефонных обращений по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг;
- обеспечивает администрирование системы электронного управления очередью, учет количества посетителей, обслуживаемых за определенный период (день, неделю, месяц), по видам предоставляемых государственных и муниципальных услуг, с указанием среднего времени ожидания приема и обслуживания.
Взаимодействие с гражданами и организациями - получателями государственных и муниципальных услуг осуществляется лично, по телефону, с помощью электронной почты, а также через Интернет (в том числе через Интернет-портал государственных услуг) и через информационные киоски (инфоматы), расположенные в многофункциональном центре.
5. Этапы формирования системы предоставления гражданам и организациям
в Республике Бурятия государственных и муниципальных услуг по принципу
"одного окна"
В связи с тем, что на сегодняшний день не урегулированы вопросы межведомственного и межуровневого взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг, отсутствует механизм организации процесса межведомственного информационного взаимодействия, создание системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" предполагается осуществлять в три этапа:
Этап 1. Подготовительный.
Этап 2. Создание многофункционального центра.
Этап 3. Оценка деятельности многофункционального центра и последующие действия.
Этап 1. Подготовительный
На первом этапе в 2008 году планируется:
- разработать необходимые нормативные правовые документы, регламентирующие порядок работы исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия и органов местного самоуправления в Республике Бурятия по принципу "одного окна", порядок использования ИКТ для обеспечения доступа граждан к информации о деятельности государственных органов, в том числе в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг;
- создать единый реестр государственных и муниципальных услуг и реестр документов, выдаваемых заявителям исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями по принципу "одного окна";
- разработать в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг;
- создать схему размещения клиентских залов исходя из количества обращений граждан и организаций и обеспечения доступности и комфортности получения услуг.
На данном этапе необходимо также разработать типовые ведомственные технологические решения по поддержке предоставления государственных и муниципальных услуг и по обеспечению доступа к информации о деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе ИКТ и провести их апробацию. Одновременно предполагается завершить создание единой системы информационно-справочной поддержки граждан, инфраструктуры межведомственного электронного взаимодействия, защищенной системы межведомственного электронного документооборота.
Этап 2. Создание многофункционального центра
На втором этапе в 2008 - 2010 годах планируется создание многофункционального центра с клиентскими залами на территории муниципальных образований в Республике Бурятия.
Данный этап предполагает следующие виды работ:
- утверждение типовой организационной структуры многофункционального центра, включая перечень предоставляемых услуг;
- выбор помещения для размещения многофункционального центра;
- формирование бюджета многофункционального центра;
- закупка оборудования (компьютеры, программное обеспечение, мебель, копировальная техника, средства связи и т.п.);
- адаптация программного обеспечения;
- разработка учебных материалов и программ обучения;
- организация предоставления дополнительных услуг;
- информирование потребителей.
Этап 3. Оценка деятельности многофункционального центра и последующие действия
Реализация пилотного проекта позволит собрать необходимую информацию для обобщения полученного практического опыта, усовершенствования процессов и механизмов работы многофункционального центра, отработки типовых решений и распространения их в районах республики.
Данный этап предполагает осуществление следующих работ:
- оценка экономической целесообразности создания многофункционального центра;
- выявление и исправление недостатков при предоставлении услуг;
- расширение перечня предоставляемых услуг;
- создание сети клиентских залов;
- распространение информации о достигнутых результатах.
6. Финансирование создания и текущей деятельности
многофункционального центра
Создание, оснащение и текущее содержание многофункционального центра и call-центра предполагается осуществлять за счет средств республиканского бюджета.
Финансирование затрат на информационно-технологическое обеспечение и информационное взаимодействие исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, многофункционального центра и клиентских залов предполагается осуществлять за счет средств республиканского бюджета.
7. Типология клиентских залов многофункционального центра и размещение
их на территории Республики Бурятия
Создание клиентских залов многофункционального центра в Республике Бурятия предполагается в каждом муниципальном образовании.
Предлагаются следующие типы клиентских залов многофункционального центра: районный (городской) и микрорайонный (поселковый).
Районные (городские) клиентские залы располагаются в стационарных помещениях. Количество и площадь залов зависит от перечня предоставляемых услуг и числа обращений граждан и организаций.
Предоставление услуг гражданам и организациям осуществляется в различных помещениях клиентского зала.
Микрорайонные клиентские залы, предоставляющие услуги гражданам, создаются в населенных пунктах с численностью населения не менее 50 тыс. или на удаленных территориях. В зависимости от количества обращений могут предоставляться либо услуги всего перечня, либо наиболее востребованные из них.
Предоставление услуг гражданам в отдаленных населенных пунктах (поселках) рекомендуется осуществлять с помощью передвижных пунктов обслуживания.
Создание клиентских залов в муниципальных образованиях возможно как в существующих зданиях, в помещениях строящихся объектов, так и посредством нового строительства на выделенном земельном участке.
При создании клиентских залов в муниципальных образованиях строительство (капитальный ремонт), оснащение помещений, текущее содержание зданий, помещений и иного имущества осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Порядок взаимодействия клиентских залов в муниципальных образованиях с многофункциональным центром определяется соглашением.
Порядок оказания поддержки органам местного самоуправления в создании и оснащении помещений под клиентские залы устанавливается Правительством Республики Бурятия.
8. Применение информационно-коммуникационных технологий в системе
предоставления государственных и муниципальных услуг
по принципу "одного окна"
Внедрение ИКТ при организации процесса предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" позволит существенно сократить затраты на информационное взаимодействие различных властных структур, сделать процесс предоставления услуги прозрачным и подконтрольным гражданину, обеспечить оперативность рассмотрения запросов, подготовки, согласования и выдачи запрашиваемых документов, а также организовать координацию и мониторинг работы исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по принципу "одного окна", свести к минимуму коррупционные риски и дебюрократизировать деятельность органов государственной и муниципальной власти.
Для решения вышеуказанных проблем целесообразно создать единый программно-технологический комплекс, разработать соответствующие нормативно-правовые и распорядительные документы.
8.1. Назначение единого программно-технологического комплекса
Назначение единого программно-технологического комплекса - обеспечение информационной поддержки функционирования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по принципу "одного окна".
Основными целями создания программно-технологического комплекса являются повышение эффективности оказания государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям, обеспечение регламентного доступа к услугам по принципу "одного окна", оптимизация межведомственного взаимодействия участников процесса предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна".
Программно-технологический комплекс представляет собой систему, в состав которой включены следующие функциональные подсистемы:
- подсистема управления исполнением административных регламентов;
- реестр государственных услуг;
- подсистема разработки и публикации административных регламентов.
Подсистема управления исполнением административных регламентов
Подсистема предназначена для:
- обеспечения работы по приему обращений от заявителей, регистрации заявок на предоставление услуг, получению и представлению результатов исполнения заявок и определению текущего статуса выполнения заявки;
- организации взаимодействия между ведомственными информационными системами;
- обеспечения предоставления через Интернет персонифицированных интерактивных услуг, а также различной справочной информации;
- обеспечения контроля сроков предоставления услуг, сбора и представления контролирующим органам оперативной статистической информации;
- организация централизованных хранилищ данных и сервисов для регламентированного доступа к информации в этих хранилищах;
- обеспечения защиты информации.
Подсистема управления исполнением административных регламентов строится по модульному принципу. Примерный состав модулей системы:
- универсальный модуль обработки обращений;
- модуль электронного взаимодействия;
- портал государственных и муниципальных услуг;
- электронная приемная "одного окна";
- модуль координации и мониторинга;
- модуль централизованного учета и хранения данных;
- модуль информационной безопасности;
- модуль администрирования.
Реестр государственных и муниципальных услуг
Реестр государственных и муниципальных услуг используется для ведения общесистемных реестров, справочников и классификаторов, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна".
Подсистема разработки и публикации административных
регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг
Подсистема предназначена для разработки и анализа моделей регламентных схем предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", последующей оптимизации и автоматизации работы по предоставлению соответствующих услуг. Функции подсистемы:
- централизованное хранение графических регламентов;
- проверка регламентов на соответствие определенным критериям;
- обеспечение возможности коллективной работы над моделью.
Схематично программно-технологический комплекс можно представить следующим образом.
Организация информационно-технологической системы
по принципу "одного окна"
/---------------------------------\
| ИВС Правительства РБ ПТК |
| | /-------------------------------------\
/---\ |/-------------------------------\| | |
| | ||внешний Портал государственных|| | |
| и ---|контур и муниципальных услуг || | |
| н | || Электронная приемная || | |
| т | |\-------------------------------/| | Участники "одного окна" |
| е | | ------ |
| р | |/-------------------------------\| | |
| н | ||в к Подсистема управления || | |
| е | ||н о исполнением админист- || | |
| т | ||у н ративных регламентов || | |
| | ||т т || | |
| | ||р у Реестр государственных|| | |
| | ||е р и муниципальных услуг || | |
\---/ ||н || | |
||н Подсистема разработки || \-------------------------------------/
||и и публикации админист-||
||й ративных регламентов ||
|\-------------------------------/|
\--------------------------------/
|
----------------------------------------------------\
| | | |
| | | | /--------------------\
/------------------------\ | | | | Многофункциональный|
| Клиентский зал | | | -- центр |
| | /---------------------------\ | | Call-центр |
|Электронная Информаты| | Клиентский зал | | \--------------------/
|очередь | | | /----------------------------\
\-------------------------/ |Электронная Информаты| | Клиентский зал |
|очередь | | |
\----------------------------/ |Электронная Информаты|
|очередь |
\-----------------------------/
8.2. Нормативное правовое и регламентное обеспечение функционирования
единого программно-технологического комплекса
Для обеспечения функционирования программно-технологического комплекса должны быть разработаны проекты следующих документов:
- нормативные правовые акты Республики Бурятия по внедрению ИКТ при предоставлении государственных и муниципальных услуг;
- распорядительные документы, обеспечивающие внедрение, эксплуатацию и развитие программно-технологического комплекса;
- проекты регламентов деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия и органов местного самоуправления в Республике Бурятия в части взаимодействия с гражданами и организациями с использованием программно-технологического решения (электронные административные регламенты);
- регламенты информационного взаимодействия программно-технологического комплекса с другими информационными системами.
8.3. Единая среда информационного взаимодействия
Создание единого программно-технологического комплекса невозможно без единой межведомственной сети передачи данных, ядром которой должна стать Информационная вычислительная сеть Правительства Республики Бурятия, объединяющая органы государственной власти и органы местного самоуправления. В состав межведомственной сети передачи данных должны входить узлы доступа к сети Интернет, которые позволят обеспечить доступ гражданам и организациям к открытым информационным ресурсам с гарантией подлинности и целостности получаемой информации. При этом сеть должна предусматривать возможность передачи конфиденциальной информации с выполнением требований по обеспечению информационной безопасности.
Межведомственная сеть передачи данных призвана обеспечить:
- информационное взаимодействие с ведомственными информационными системами в рамках функционирования подсистем программно-технологического комплекса;
- создание единого пространства с возможностью использования электронной цифровой подписи для предоставления юридически значимых государственных и муниципальных услуг в электронном виде;
- сокращение сроков согласования и подготовки запрашиваемых документов;
- возможность информирования граждан и организаций о ходе подготовки и межведомственного согласования запрашиваемых документов;
- возможность предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
8.4. Аппаратно-техническое обеспечение функционирования
единого программно-технологического комплекса
Созданию программно-технологического комплекса предшествует разработка технического проекта, в котором должны быть изложены требования к аппаратно-техническому обеспечению функционирования единого программно-технологического комплекса.
9. Оценка социально-экономической эффективности предоставления
гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг
по принципу "одного окна"
С учетом основных направлений формирования системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" представляется возможным оценить эффект реализации Концепции по следующим основным параметрам:
- снижение на 30% трудозатрат на организацию обмена информацией на межведомственном уровне #до за счет обеспечения доступности государственных информационных ресурсов для заинтересованных ведомств и интеграции государственных информационных систем, развития межведомственной системы электронного документооборота;
- уменьшение административной нагрузки на граждан и организации, связанной с представлением в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления необходимой информации, снижение количества обращений граждан в названные органы для получения услуг, сокращение времени ожидания за счет повышения оперативности взаимодействия ведомств на основе ИКТ по принципу "одного окна", что, по экспертным оценкам, позволит получить ежегодную экономию до 30 млн. рублей;
- обеспечение информационной открытости деятельности властных структур, сокращение затрат времени на реализацию гражданами своих конституционных прав и обязанностей за счет создания новых и модернизации действующих ведомственных Интернет-сайтов;
- повышение оперативности и качества принимаемых решений, сокращение издержек на управление за счет создания соответствующих ведомственных информационно-аналитических систем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.