Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
21 января 2009 г. N А10-4045/2008
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия к индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица Козлову Александру Васильевичу о привлечении к административной ответственности. При участии: от заявителя: Заиграева Татьяна Александровна, доверенность N 01-01 от 11.01.2009; от ответчика: Козлов Александр Васильевич, паспорт сер. 8106 ном. 080017.
Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2009 года.
Управление государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (ИП) Козлова Александра Васильевича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), - за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал. Пояснил суду, что в ходе проверки деятельности ИП Козлова А.В. установлено нарушение лицензионных требований и условий, о чем составлен протокол об административном правонарушении.
ИП Козлов А.В. в судебном заседании факт осуществления деятельности с нарушением лицензионных условий признал полностью.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд находит заявление о привлечении к административной ответственности подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
Как следует из материалов дела Козлов Александр Васильевич 05 апреля 1959 года рождения, уроженец с. Бальзой Улетовского района Читинской области, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельство о государственной регистрации серии 03 N 001086745 за основным государственным регистрационным номером 3040323096000046, ИНН 032500016058.
Транспортную деятельность осуществляет на основании лицензии N АСС 03 006112 от 11 мая 2007 года на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, выданной сроком действия до 10 мая 2012 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия (совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий) (статья 2 названного Закона).
В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637 (далее Положение о лицензировании), лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж; работы и прошедших медицинское освидетельствование; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Согласно статьи 18 названного закона техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг (пункты 1, 4).
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 указанного закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания доврачебной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
В силу пунктов 1.6, 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 2 от 08 января 1997 года основными задачами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами являются, в том числе: выполнение установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к уровню квалификации, состоянию здоровья, поведению при участии в дорожном движении, режимам труда и отдыха водителей автобусов (обеспечение профессиональной надежности водителей автобусов).
К основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся, в том числе: соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей.
Согласно пункту 3.2 указанного Положения владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
В соответствии с пунктами 5.2.2, 5.2.3 названного Положения владельцы автобусов обязаны, в том числе: разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами; обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности).
В силу пункта 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 27 от 09 марта 1995 года основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, являются, в том числе: ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований настоящего документа, а также на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности; обеспечение необходимыми нормативно-правовыми документами, методическими и информационными материалами, наглядной агитацией для проведения мероприятий по безопасности движения.
Согласно пункту 3.3 названного Положения организация обязана обеспечить контроль за состоянием здоровья водителей, не допускать к управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения или в болезненном состоянии, в том числе: организовать проведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;
В силу пункта 3.4.3 указанного положения с целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация, в том числе: осуществляет контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения, трудовой дисциплины, Правил перевозок пассажиров (грузов), Правил технической эксплуатации подвижного состава, временем выхода и возвращения с линии, соблюдением расписаний движения, наличием и состоянием водительских удостоверений перед выпуском транспортных средств на линию;
В соответствии с пунктами 4, 24 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 15 от 20 августа 2004 года графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие.
Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.
В соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам юридический лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 75 от 22 июня 1998 года профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: "Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации".
22 декабря 2008 года на основании приказа начальника УГАДН по РБ N 1949/ЛИЦ от 22 декабря 2008 года государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по РБ ФСНСТ Дашибаловым Борисом Дамбадоржиевичем проведена внеплановая проверка деятельности ИП Козлова Александра Васильевича по осуществлению перевозки пассажиров автомобильным транспортом, о чем составлен акт N 273 от 22 декабря 2008 года, с которым индивидуальный предприниматель ознакомлен в тот же день, о чем имеется отметка в экземпляре акта заявителя.
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения.
Не осуществляется контроль над соблюдением режима труда и отдыха водителей. Не представлена путевая документация водителя Козлова Д.А.
Отсутствует журнал инструктажей по БДД, журнал учета ДТП и нарушений ПДД, ежегодный план мероприятий, направленных на предупреждение ДТП.
Не обеспечено проведение работ по техническому обслуживанию (ТО-1, ТО-2) и ремонту транспортных средств. Записи показаний спидометра в сервисной книжке транспортного средства Истана государственный номерной знак АР562 при проведении ТО-1 и ТО-2 не совпадают с показаниями спидометра на путевых листах N 162 от 21.11.2008, N 113 от 22.11.2008, N 173 от 15.12.2008, N 174 от 16.12.2008. Сервисная книжка на автомобиль Истана государственный номерной знак АР476 не представлена.
Не пройдено повторное обучение специалиста ИП Козлова А.В., ответственного за лицензионную деятельность и БДД по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации.
Не организовано прохождение водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования. Отсутствует медицинская справка водителя Козлова Д.А., свидетельствующая о прохождении медицинского освидетельствования.
Указанные нарушения транспортного законодательства, допущенные ИП Козловым А.В., зафиксированы в протоколе об административном правонарушении N 001655 от 22 декабря 2008 года, с которым индивидуальный предприниматель ознакомлен в тот же день, о чем имеется отметка в экземпляре протокола заявителя.
Лицом, составившем протокол об административном правонарушении, совершенным ИП Козловым А.В., административное правонарушение квалифицировано по части 3 статьи 14.1 КоАПРФ.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ неправомерным деянием является осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Согласно статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Суд считает, что факт наличия в действиях ИП Козлова А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, собранными в ходе административного производства доказательствами, в том числе протоколом N 001655 от 22 декабря 2008 года, актом N 273 от 22 декабря 2008 года, объяснениями ИП Козлова А.В., доказан.
Нарушений заявителем процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не установлено.
Вместе с тем, одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности учитываются не только характер правонарушения, степень его вины, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Установление обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ отнесено к компетенции суда.
Исследовав материалы дела, суд установил, что ИП Козлов А.В. ранее к административной ответственности не привлекался, факт нарушения признал в полном объеме.
Названное позволяет сделать вывод о наличии смягчающего ответственность ИП Козлова А.В. обстоятельства.
С учетом изложенного, суд считает возможным наложить на ИП Козлова А.В. минимальный размер штрафа, предусмотренный частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, т.е. 3 000 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Привлечь индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Козлова Александра Васильевича, 05 апреля 1959 года рождения, уроженца с. Бальзой Улетовского района Читинской области, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельство о государственной регистрации серии 03 N 001086745, за основным государственным регистрационным номером 304032309600046, ИНН 032500016058, проживающего: г. Улан-Удэ, квартал 148-й, дом 8, корпус 2, квартира 13 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 3 000 руб.
Перечисление штрафа производить по следующим реквизитам: Получатель: УФКМФ по РБ УГАДН по РБ, наименование платежа - штраф по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, ИНН 0323023580, КБК 106 116 90040040000140, КПП 032601001, ОКАТО 81401000000, расчетный счет 401 018 106 000 000 100 02 ГРКЦНБРБ БИК 048142001.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента вынесения в Четвертый арбитражный апелляционный суд (г. Чита).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 января 2009 г. N А10-4045/2008 Иск о привлечении к административной ответственности предпринимателя, за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением, удовлетворен, поскольку суд считает, в действиях ответчика усмотрен состав административного правонарушения (извлечение)
Текст решения официально опубликован не был
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника