Народный Хурал Республики Бурятия постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Закона Республики Бурятия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бурятия "О Президенте Республики Бурятия".
2. Направить указанный законопроект Президенту Республики Бурятия, депутатам Народного Хурала Республики Бурятия, Правительству Республики Бурятия, Конституционному Суду Республики Бурятия, Верховному Суду Республики Бурятия, Арбитражному Суду Республики Бурятия, органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Бурятия для внесения предложений и замечаний по законопроекту. Замечания и предложения по законопроекту вносить в Комитет Народного Хурала Республики Бурятия по государственному устройству, местному самоуправлению и законности в срок до 20 марта 2001 года.
3. Комитету Народного Хурала Республики Бурятия по государственному устройству, местному самоуправлению и законности доработать законопроект с учетом поступивших замечаний и предложений и внести его на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Народного Хурала |
М.И. Семенов |
г. Улан-Удэ
28 февраля 2001 г.
N 609-II
Послание
Конституционного Суда Республики Бурятия "О состоянии конституционной
законности в Республике Бурятия"
Уважаемые депутаты Народного Хурала Республики Бурятия!
Согласно пункту "м" статьи 86 Конституции Республики Бурятия Народному Хуралу Республики Бурятия представляется Послание Конституционного Суда Республики Бурятия "О состоянии конституционной законности в Республике Бурятия".
Настоящее Послание составлено на основе рассмотренных Конституционным Судом дел, ответов судей на обращения граждан, оценки взаимоотношений между ветвями и структурами государственной власти республики, а также положений Конституции и действующего законодательства.
Считаем необходимым в данном Послании, кратко проинформировать Вас о деятельности Конституционного Суда Республики Бурятия за два последних года - 1999 и 2000.
1. О совершенствовании конституционного контроля
В целях повышения эффективности конституционного контроля Конституционный Суд Республики Бурятия в 1999 году внес в Народный Хурал Республики Бурятия законопроект "О внесении изменений в статью 101 Конституции Республики Бурятия" (в настоящее время статья 100 Конституции). Соответствующий Закон был принят. Благодаря этому, прежде всего, расширились возможности обращения граждан в Конституционный Суд Республики Бурятия. Они получили право направлять в суд жалобы на нарушение их конституционных прав и свобод не только Законом Республики Бурятия, но и иным нормативным правовым актом органов государственной власти Республики Бурятия, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Был расширен круг субъектов, обладающих правом обращения с запросом в Конституционный Суд. Такое право получили Народный Хурал Республики Бурятия в целом, как представительный и законодательный орган Республики Бурятия, и каждый депутат Народного Хурала. (Ранее таким правом обладала одна пятая часть депутатов Народного Хурала Республики Бурятия).
В 2000 году Конституционный Суд Республики Бурятия выступил с законодательной инициативой, предложив на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия проект Закона Республики Бурятия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия", направленный на приведение Закона об органе судебного конституционного контроля в соответствие с новой редакцией статьи 101 Конституции республики, принятой в июне 1999 года, федеральным законодательством, в частности, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Федеральным законом "О финансировании судов Российской Федерации". И в конечном итоге - на повышение эффективности деятельности Конституционного Суда Республики Бурятия во имя укрепления законности.
26 декабря 2000 года, наряду с внесением изменений и дополнений в положения ряда статей Конституции Республики Бурятия в связи с приведением ее в соответствие с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации по ряду дел (о суверенитете, о собственности на природные ресурсы и др.), были внесены дополнения в ст. 100 Конституции Республики Бурятия, касающиеся полномочий Конституционного Суда Республики Бурятия. В круг субъектов, обладающих правом обращения в Конституционный Суд Республики Бурятия, теперь введены члены Правительства Республики Бурятия и общественные объединения граждан. Кроме этого, граждане получили право направлять в суд жалобы на нарушение их конституционных прав и свобод нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, примененными или подлежащими применению в конкретном деле.
Таким образом, Конституционный Суд Республики Бурятия становится все более открытым, доступным, причем, не только для органов государственной власти и местного самоуправления, но и, прежде всего, для граждан.
Дальнейшее динамичное развитие судебного конституционного контроля в Республике Бурятия и других субъектах Российской Федерации немыслимо без совершенствования федеральной правовой базы организации и деятельности конституционных, уставных судов субъектов Российской Федерации.
На наш взгляд назрела необходимость создания системы конституционного правосудия в стране.
Следует решить проблему о возможности пересмотра решений конституционных, уставных судов субъектов Российской Федерации. (Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1996 года нет такой судебной инстанции, решения которой считались бы окончательными и не могли бы пересматриваться).
В связи с учреждением федеральных административных судов необходимо четко разграничить полномочия между органами конституционного правосудия и вновь создаваемыми федеральными административными судами.
2. Обзор решений, принятых Конституционным Судом Республики Бурятия
В соответствии со статьей 27 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия Законов субъекта, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции субъекта Российской Федерации.
Конституционный Суд Республики Бурятия действует на основании статей 99, 100 Конституции республики. По результатам рассмотрения дел Конституционный Суд Республики Бурятия выносит Постановления, заключения и определения.
Работу Конституционного Суда характеризуют принятые им решения. Здесь необходимо отметить, что в течение нескольких месяцев 1999 года деятельность Суда была приостановлена, т.к. оставалась вакантной должность Председателя Суда. После назначения Председателя Суда в марте 1999 года Конституционным Судом Республики Бурятия рассмотрено 16 обращений, вынесено 7 Постановлений и 9 определений Суда.
Постановления Конституционного Суда были приняты:
Первое. По делу о проверке конституционности пункта 3 Постановления Народного Хурала Республики Бурятия "О Программе действий Правительства Республики Бурятия на 1999 - 2002 гг." (6 мая 1999 года).
Пункт 3 данного Постановления, закрепивший за Народным Хуралом Республики Бурятия право рассмотрения на своих сессиях плана конкретных действий Правительства республики и ежегодного отчета по их выполнению, был признан Судом, противоречащим Конституции Республики Бурятия. В данном случае Народный Хурал Республики Бурятия неправомерно расширил свои контрольные полномочия, вышел за пределы своей компетенции.
Второе. По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 5, 6, 9, 11 и статьи 14 Закона Республики Бурятия от 23 ноября 1999 года "Об автомобильном и городском пассажирском транспорте в Республике Бурятия" в связи с жалобой гражданина Г.Г. Попова (2 июня 2000 года).
Здесь пункт "д" части 2 статьи 5, предоставляющий органам местного самоуправления полномочие регулировать тарифы на городские, пригородные и внутрирайонные пассажирские перевозки в отношении владельцев маршрутных такси;
абзац второй пункта "е" статьи 6, предусматривающий преимущественное право осуществлять перевозки тем конкурсантам, которые подтвердят выполнение предусмотренных действующим законодательством льгот для определенных категорий населения;
пункт "в" части 1 статьи 9, в соответствие с которым, перевозчики обязаны обеспечить применение контрольно-кассовых машин;
часть 3 статьи 9, согласно которой перевозчики, выигравшие конкурсы, предусмотренные в статье 6 настоящего Закона, и заключившие с организатором перевозок договор (контракт), определяющий условия выполнения пассажирских перевозок, обязаны соблюдать условия этого договора (контракта);
часть 4 статьи 11 в отношении осуществления контроля организаторами пассажирских перевозок за соответствием транспортных средств требованиям по техническому состоянию и оборудованию, за соблюдением сроков и порядка проведения технического обслуживания транспортных средств, наличием документов, подтверждающих соответствующее техническое состояние и оборудование транспортных средств;
статья 14 о периодичности и условиях пересмотра тарифов на пассажирском транспорте в отношении пассажирских перевозок, осуществляемых владельцами маршрутных такси, были признаны Конституционным Судом Республики Бурятия не соответствующими Конституции Республики Бурятия.
Третье. Проверив конституционность части 7 статьи 120, частей 1 и 2 статьи 122 Регламента Народного Хурала Республики Бурятия (30 июня 2000 года), Суд признал данные положения неконституционными и подчеркнул, что внесение изменений и дополнений в Закон Республики Бурятия либо его отмена могут быть осуществлены только путем принятия соответствующего республиканского Закона, а не Постановления Народного Хурала Республики Бурятия.
Четвертое. Вынесено также Постановление по делу о проверке конституционности Закона Республики Бурятия "О предоставлении отсрочки по платежам по акцизам в республиканский бюджет Республики Бурятия местным производителям ликероводочной продукции" (9 августа 2000 года).
Законом Республики Бурятия от 7 мая 2001 г. N 724-II Закон "О предоставлении отсрочки по платежам по акцизам в республиканский бюджет Республики Бурятия местным производителям ликероводочной продукции" признан утратившим силу
Признав оспариваемые положения Закона не соответствующими Конституции Республики Бурятия, Суд отметил, что право принятия решений об изменении срока уплаты налога имеют: по федеральным налогам и сборам - Министерство финансов Республики Федерации; по региональным и местным налогам и сборам - соответственно финансовые органы субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
Пятое. По делу и проверке конституционности части 1 статьи 80 Регламента Народного Хурала Республики Бурятия (26 сентября 2000 года).
Данное положение Регламента противоречило Конституции республики. Судом было подчеркнуто, что Регламент Народного Хурала Республики Бурятия, утвержденный Постановлением Народного Хурала Республики Бурятия, входит в систему нормативных правовых актов Республики Бурятия, носит подзаконный характер, обязателен для всех участников законодательного процесса, в т.ч. и для Президента Республики Бурятия.
Шестое. По делу о проверке соответствия Конституции Республики Бурятия абзаца 4 и 5 статьи 1, части 2 статьи 3, частей 1, 2, 3, 4, 5, 6 статьи 4 Закона Республики Бурятия "О религиозной деятельности на территории Республики Бурятия" (10 октября 2000 года).
Ряд оспариваемых положений Закона были признаны не соответствующими Конституции Республики Бурятия. Суд подтвердил, что законодательство Российской Федерации не предусматривает различий в государственной регистрации религиозных организаций в зависимости от их принадлежности к исторически сложившимся конфессиям либо к конфессиональным новообразованиям.
В соответствии со статьей 9 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Миссионерство является нравом каждого человека и любой религиозной организации. Регистрация, выдача разрешений и свидетельств на осуществление миссионерской деятельности законодательством Российской Федерации не предусмотрены.
Седьмое. По делу о проверке соответствия Конституции Республики Бурятия пунктов 1, 2, 3, 4 Указа Президента Республики Бурятия "О введении лицензирования деятельности по оптовой торговле пищевыми продуктами на территории Республики Бурятия" (18 октября 2000 года).
Конституционный Суд признал данный Указ не соответствующим республиканской Конституции, т.к. права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только Федеральным законом, в той мере, какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Кроме того, были приняты следующие определения Суда:
- по опросу Прокурора Республики Бурятия о проверке конституционности статей 18 и 19 Закона Республики Бурятия "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия" (30 июня 1999 года);
- по делу о проверке конституционности статей 5, 7, 9, 20 и 23 Закона Республики Бурятия "О личном подсобном хозяйстве в Республике Бурятия" (18 августа 1999 года);
- об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Черных Николая Пантелеймоновича (31 января, 22 июня 2000 года);
- об отказе в принятии к рассмотрению запроса Президента Республики Бурятия о проверке конституционности пункта 1 Постановления Совета Народного Хурала Республики Бурятия от 18 ноября 1999 года N 273-II "О ходе реализации Закона Республики Бурятия "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов Республики Бурятия" (24 февраля 2000 года);
- о прекращении производства по делу о проверке компетенции Народного Хурала Республики Бурятия при принятии пункта 3 Постановления Народного Хурала Республики Бурятия "О Законе Республики Бурятия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бурятия "О республиканском бюджете Республики Бурятия на 1999 год" (9 июня 2000 года);
- о прекращении производства по делу о проверке компетенции Народного Хурала Республики Бурятия при принятии пункта 3 Постановления Народного Хурала Республики Бурятия от 12 января 2000 года N 330-II "О Законе Республики Бурятия "О республиканском бюджете Республики Бурятия на 2000 год" (19 июня 2000 года);
- по делу о проверке конституционности Закона Республики Бурятия "О налоге с продаж", Инструкции "О порядке исчисления налога с продаж" по жалобе гражданина А.П. Шарапова (21 декабря 2000 года);
Законом Республики Бурятия от 29 ноября 2001 г. N 864-II Закон Республики Бурятия от 28 декабря 1998 г. N 80-II "О налоге с продаж" признан утратившим силу
- по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Республики Бурятия "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов Республики Бурятия" по запросу Прокурора Республики Бурятия (22 декабря 2000 года).
В определении Конституционного Суда от 30 июня 1999 года было отмечено, что законодательство субъекта Российской Федерации не может исключать возможность привлечения депутата своего законодательного (представительного) органа к уголовной либо административной ответственности, установленной федеральным законодательством, и тем самым определять не предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом порядок осуществления правосудия и судопроизводства, а также особые полномочия и порядок деятельности Прокурора Республики Бурятия. Кроме того, было подчеркнуто, что по данному вопросу имеется решение Конституционного Суда Российской Федерации, которое подлежит исполнению Народным Хуралом Республики Бурятия.
В определении Конституционного Суда Республики Бурятия от 24 февраля 2000 года сражена правовая позиция Конституционного Суда Республики Бурятия о том, что Совет Народного Хурала Республики Бурятия предоставляет собой постоянно действующий орган внутренней организации Народного Хурала, образований для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности парламента, обеспечения взаимодействия и координации. При этом он не наделен правом, издания нормативных правовых актов.
В определении Конституционного Суда от 21 декабря 2000 года подчеркивается, что в случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был изменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.
Подобная интенсивность деятельности, если учитывать, что Конституционный Суд не рассматривает дела по собственной инициативе, сопоставима с деятельностью других конституционных, уставных судов субъектов Российской Федерации. В значительном количестве дел востребованы возможности конституционного правосудия по разрешению конституционно-правовых споров, возникающих в республике.
Обращения в Конституционный Суд направлялись Президентом Республики Бурятия, Председателем Народного Хурала Республики Бурятия. Прокурором Республики Бурятия, гражданами. Данные обращения (запросы, ходатайства и жалобы) оказали положительное влияние на развитие законодательства республики, а их анализ в определенной мере обогатил теорию регионального законотворчества.
3. Федеральное законодательство и конституционная законность в Республике Бурятия
В настоящее время одной из важнейших проблем является внесение корректив в региональное законодательство, что определяется необходимостью установления в стране единого конституционно - правового поля. Перед субъектами Российской Федерации стоит задача привести свое законодательство в соответствие с федеральным.
В рамках своих полномочий свое слово в решении этого вопроса может сказать и Конституционный Суд Республики Бурятия.
Так, в 2000 году Прокурор Республики Бурятия в ряде случаев наряду с обращением в Верховный Суд Республики Бурятия, где ставил вопрос о проверке соответствия нормативного правового акта Республики Бурятия Федеральному закону, направлял запрос о проверке конституционности данного акта в Конституционный Суд Республики Бурятия. Такая ситуация имела место по рассмотренным Конституционным Судом Республики Бурятия в прошлом году делам о проверке соответствия Конституции Республики Бурятия положений отдельных статей Закона Республики Бурятия "О религиозной деятельности на территории Республики Бурятия", о проверке соответствия Конституции Республики Бурятия Указа Президента Республики Бурятия "О введении лицензирования деятельности по оптовой торговле пищевыми продуктами, табачными изделиями на территории Республики Бурятия" от 28 марта 2000 года N 76, о проверке соответствия Конституции Республики Бурятия частей 3, 4 статьи 8 и статьи 9 Закона Республики Бурятия "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно- энергетических ресурсов Республики Бурятия". По первым двум названным делам после того, как Конституционный Суд Республики Бурятия принял решение, Верховный Суд Республики Бурятия производство по соответствующим заявлениям Прокурора Республики Бурятия прекратил. По последнему из указанных дел Конституционный Суд Республики Бурятия прекратил производство по делу после того, как было принято решение Верховного Суда Республики Бурятия по заявлению Прокурора, и вступил в силу Закон Республики Бурятия от 1 декабря 2000 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бурятия "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов Республики Бурятия".
Следует отметить, что в субъектах Российской Федерации, которые в свое время пошли на создание органов конституционного, уставного контроля, успешно закладываются основы конституционной, уставной законности.
В Республике Бурятия, имеющей уже шестилетний опыт деятельности Конституционного Суда, сложилась конституционная законность, признаваемая не только органами государственной власти республики и местного самоуправления, но и гражданами, их объединениями и должностными лицами. Она направлена на утверждение верховенства Конституции Республики Бурятия, на ее защиту, обеспечивает реальность высшей юридической силы Конституции Российской Федерации, является главной частью конституционной законности России.
4. Гласность в деятельности Конституционного Суда Республики Бурятия
Постановление и заключения Конституционного Суда Республики Бурятия публикуются в обязательном порядке в государственных средствах массовой информации и Собрании законодательства Республики Бурятия. Определения Конституционного Суда Республики Бурятия, имеющие важное значение, публикуются по решению Суда. Рассмотрение ряда дел в Конституционном Суде Республики Бурятия, особенно, по вопросам защиты прав граждан, транслировалось по телевидению. По каждому рассматриваемому Судом делу дается информация по радио и телевидению.
5. Исполнение решений Конституционного Суда
Республики Бурятия
Случаев неисполнения решения Конституционного Суда Республики Бурятия нет.
Сотрудники центра правовой информатизации Министерства юстиции Российской Федерации, расположенного в г. Улан-Удэ, в соответствии с принятым и опубликованным в средствах массовой информации Постановлением Конституционного Суда Республики Бурятия вносят изменения в соответствующие нормативные правовые акты органов государственной власти Республики Бурятия.
Руководителям органов законодательной и исполнительной власти Республики Бурятия разъяснено, что в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2000 года нормативные правовые акты органов государственной власти Республики Бурятия, признанные Конституционным Судом Республики Бурятия не соответствующими Конституции Республики Бурятия, утрачивают юридическую силу с момента оглашения решения Суда, специальных законодательных актов об их отмене со стороны этих органов не требуется.
В 1999-2000 годах в Конституционный Суд Республики Бурятия поступило 24 письменных обращения граждан по вопросам, не входящим в компетенцию суда (по трудовым, гражданско-правовым, уголовно-правовым и другим вопросам). Судьями принято на личном приеме более 200 человек. По всем обращениям граждан (письменным и устным) даны соответствующие разъяснения.
За это же время судьями опубликован ряд статей в российских и республиканских средствах массовой информации по конституционно-правовым проблемам.
Внесены предложения по проектам ряда Федеральных законов, в частности, о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", по проектам Федерального закона "О федеральных административных судах в Российской Федерации, Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации и др.
Судьи Конституционного Суда Республики Бурятия принимали участие в подготовке и проведении Конституционного Собрания, в подготовке проекта недавно принятого Закона о внесении изменений в Конституцию Республики Бурятия.
Конституционный Суд Республики Бурятия наладил взаимодействие с Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными, уставными судами субъектов Российской Федерации. Создан Совет председателей конституционных, уставных судов субъектов Российской Федерации, который, по мере необходимости, собирается на свои заседания и рассматривает назревшие вопросы, анализирует опыт работы.
Конституционный Суд Республики Бурятия поддерживает постоянную связь с Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.А. Митюковым. Отделом по обеспечению деятельности Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации ежемесячно выпускается "Дайджест оперативной информации" (Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации). С помощью этого издания осуществляется оперативный мониторинг деятельности региональных конституционных и уставных судов. Дайджест имеет рубрики "Конституционное правосудие в зеркале прессы", "Нормоконтроль в судах общей юрисдикции", "Кадры судей", "Обратная связь". В нем отслеживается также работа в регионах по подготовке проектов Законов о конституционных и уставных судах. Он направляется в конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, в ведущие научные центры, органы государственной власти, что позволяет судам осуществлять взаимный обмен опытом, а ученым - получать необходимую информацию для научных исследований.
В заключение хотелось бы подчеркнуть еще раз. Конституционная законность, которую призван защищать Конституционный Суд Республики Бурятия, играет очень важную роль.
Поддерживая, охраняя и укрепляя конституционную законность, органы государственной власти Республики Бурятия выражают свое уважение к Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и Конституции Республики Бурятия, а это является, основой соблюдения нрав человека в Республике Бурятия и гарантией сохранения и развития ее как демократического правового государства в составе Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Народного Хурала Республики Бурятия от 28 февраля 2001 г. N 609-II "О проекте Закона Республики Бурятия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бурятия "О Президенте Республики Бурятия"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Бурятия N 3 (22), март 2001 г., в газете "Бурятия" от 12 марта 2001 г. N 45 (2452)