• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства Республики Бурятия от 17 февраля 1997 г. N 48 "О Программе содействия занятости населения Республики на 1997 год"

2. Министерству труда и занятости населения Республики Бурятия (Пытин И.М.) обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных программой и установить строгий контроль за использованием средств государственного фонда занятости.

3. Государственной налоговой инспекции по Республике Бурятия (Цыреторов С.Ц.) принять меры к полному сбору страховых взносов работодателей в государственный фонд занятости в соответствии с действующим законодательством и ежеквартально информировать Правительство Республики Бурятия.

4. Главам местного самоуправления районов и городов по согласованию с центрами по труду и занятости населения до 24 февраля 1997 года привести в соответствие с показателями утвержденной Республиканской программы содействия занятости населения районные и городские программы и принять меры к их безусловному выполнению.

5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия Жильцова А.Н.

 

Президент - Председатель

Правительства Республики Бурятия

Л.В. Потапов

 

Программа
содействия занятости населения Республики Бурятия на 1997 год
(утв. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 17 февраля 1997 г. N 48)

 

Паспорт Программы

 

/-------------------------------------------------------------------------------\
|                            |Программа содействия занятости населения          |
|Наименование Программы      |Республики Бурятия на 1997 г.                     |                                                                                        |
|----------------------------+--------------------------------------------------|
|Наименование, номер и       |      - Закон Российской Федерации "О             |
|дата принятия решения о     |        занятости населения в Российской          |
|разработке Программы:       |        Федерации", Постановление                 |
|                            |        Правительства Республики Бурятия          |
|                            |        от 29.12.1995 г. N 437.                   |
|----------------------------+--------------------------------------------------|
|Гос. заказчик:              |      - Министерство труда и занятости            |                                                                                                                                населения Республики Бурятия.
|----------------------------+--------------------------------------------------|
|Основные разработчики       |      - Министерство труда и занятости            |
|Программы:                  |        населения Республики Бурятия,             |
|                            |        городские и районные центры по            |
|                            |        труду и занятости населения с             |
|                            |        участием органов местного                 |
|                            |        самоуправления                            |
|----------------------------+--------------------------------------------------|
|Цели и задачи Программы,    |      - Формирование благоприятных условий        |
|важнейшие целевые           |        для занятости населения и обеспечение     |
|показатели:                 |        рабочей силой предприятия путем:          |
|                            |        сдерживания роста численности             |
|                            |        безработных за счет поддержки             |
|                            |        работодателей,создающих новые рабочие     |
|                            |        места и осуществляющих                    |
|                            |        профессиональную подготовку персонала;    |
|                            |        реализации республиканских  и             |
|                            |        районных мероприятий по поддержке         |
|                            |        занятости в районах с                     |
|                            |        напряженной ситуацией на  рынке труда,    |
|                            |        в том числе селективной поддержки и       |
|                            |        развития занятости на градообразующих     |
|                            |        предприятиях;                             |
|                            |        осуществления финансовой                  |
|                            |        поддержки развития малого и среднего      |
|                            |        бизнеса, частного предпринимательства;    |
|                            |        усиления мероприятий эффективной          |
|                            |        целевой поддержки лиц, потерявших         |
|                            |        работу, смягчения последствий             |
|                            |        долговременной безработицы,               |
|                            |        увеличения масштабов                      |
|                            |        общественных и временных работ.           |
|----------------------------+--------------------------------------------------|
|Срок реализации Программы:  |        В течение 1997 года.                      |
|----------------------------+--------------------------------------------------|
|Объемы и источники          |      - Финансовые затраты на реализацию          |
|финансирования              |        Программы из Государственного фонда       |
|                            |        занятости составят 39170.2 млн. руб.      |
|                            |                                                  |
|----------------------------+--------------------------------------------------|
|Ожидаемые конечные          |      - реализация Программы позволит:            |
|результаты реализации       |        сдержать уровень регистрируемой           |
|Программы                   |        безработицы в пределах 3,9 - 4,4  %;      |
|                            |        оказать посредничество в                  |
|                            |        трудоустройстве 7542 чел.;                |
|                            |        обеспечить временное                      |
|                            |        трудоустройство 1812 чел.;                |
|                            |        создать и сохранить 430 рабочих           |
|                            |        мест;                                     |
|                            |        поддержать предпринимательскую            |
|                            |        Инициативу 143 чел.;                      |
|                            |        предоставить возможность                  |
|                            |        получения необходимых для последующего    |
|                            |        трудоустройства профессиональных          |
|                            |        навыков и знаний 935 безработным          |
|                            |        гражданам;                                |
|                            |        провести профориентационную работу        |
|                            |        с 10000 чел.;                             |
|                            |        поддержать доходы 13605                   |
|                            |        безработных  граждан.                     |
|----------------------------+--------------------------------------------------|
|Система организации контроля|      - контроль за реализацией Программы         |
|за выполнением Программы    |        осуществляет Министерство труда и         |
|                            |        занятости населения Республики Бурятия    |
|                            |        совместно с заинтересованными             |
|                            |        республиканскими органами исполнительной  |
|                            |        власти и с участием общественных          |
|                            |        организаций.                              |
\-------------------------------------------------------------------------------/

 

Введение

 

Правовые, экономические и организационные условия, а также гарантии государства в области занятости граждан регламентируются Законом "О занятости населения в Российской Федерации", принятым 19.04.1991 г., и Законом Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации" "О занятости населения в Российской Федерации", принятым 20 апреля 1996 г.

Республиканская программа содействия занятости населения на 1997 г. (далее именуемая Программа) разработана Министерством труда и занятости населения Республики Бурятия на основе районных и городских программ, которые являются ее составляющими частями. Учтен опыт разработки программ содействия занятости населения в других Республиках, областях и краях России. В расчетах использованы экспертные оценки специалистов Бурятского научного центра СО РАН, Минэкономики РБ, Госкомстата РБ, прогнозные материалы Министерств экономики, труда и социального развития Российской Федерации на 1997 г.

В соответствии с перечисленными законодательными и нормативными актами Программой не предусматривается обеспечение полной занятости, ее целью является содействие реализации прав граждан на занятость и гарантий государства в области занятости, а мероприятия распространяются на безработных граждан, зарегистрированных в органах по труду и занятости населения, в том числе - особо нуждающихся в социальной защите.

Методика, обоснование расчетов рынка труда и нормативное обеспечение в целях сокращения объема в Программе не приводятся. Приведены только результирующие таблицы и мероприятия.

Являясь инструментом оперативного управления, Программа предусматривает в процессе ее реализации поквартальную разбивку годовых показателей, на основе которых формируются квартальные бюджеты фонда занятости. В связи с этим показатели Программы подлежат ежеквартальной корректировке в зависимости от социальной, экономической и политической ситуации, складывающейся в Республике Бурятия и Российской Федерации.

 

I. Основные направления реализации политики
содействия занятости населения Республики Бурятия

 

Правовой и организационной базой содействия занятости населения Республики Бурятия являются Законы Российской Федерации, инструктивные и методические материалы Министерства труда и социального развития Российской Федерации, распорядительные документы Правительства Республики Бурятия.

Для практического исполнения мероприятий в области занятости населения, предусмотренных этими законодательными и нормативными актами, в Республике создано 23 районных (городских) центра по труду и занятости населения, действующих под непосредственным руководством и управлением Министерства труда и занятости населения Республики Бурятия.

Главными направлениями государственной политики содействия занятости в 1997 году являются:

обеспечение эффективной целевой поддержки и социальной защиты граждан, потерявших работу;

содействие занятости групп трудоспособного населения, испытывающих особые трудности с трудоустройством;

создание условий для развития и расширения занятости в альтернативных, негосударственных секторах экономики;

сдерживание массового высвобождения работающих, прежде всего на градообразующих предприятиях;

смягчение последствий долговременной безработицы; сдерживание роста численности безработных за счет организации и проведения переобучения и переподготовки персонала;

финансовая поддержка работодателей, создающих новые рабочие места и осуществляющих профессиональную подготовку персонала.

Комплекс мер по содействию занятости населения, порядок взаимодействия подразделений службы занятости между собой и с другими звеньями системы управления Республики приведен в Таблице N 1.

 

Таблица N 1

Механизм обеспечения занятости населения

 

/---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
|  Назначение   | Основное содержание     |      Принимаемые         | Время на  |     Субъекты       | Требуемая для    |  Потери от   |
|    блоков     |       работ             |    решения и  функции    |принятие и |   участвующие      |    решения       |задержки или  |
|               |                         |                          |реалиазацию|    в решении       |    вопросов      |некачественных|
|               |                         |                          | решения   |                    |   информация     |              |
|               |                         |                          |           |                    |    решений       |              |
|---------------+-------------------------+--------------------------+-----------+--------------------+------------------+--------------|
|  Блок 1.      | 1.1. Подбор рабочих     |Направление               |           |   Лица, ищущие     |Вакансии на пред- |Перерасход    |
|Трудоустройство| мест, направление       |на работу(постоянные,     |           |   работу, сотру-   |приятиях и в      |фонда занятост|
|и социальная   | на переподготовку,      |временные, общественные   |           |   дники службы     |учреждениях,      |по статье "по-|
|поддержка лиц, | выплата пособий         |работы),                  |           |   занятости,       |квалификация      |собие безработ|
|ищущих работу  | по безработице.         |на переобучение,          |           |   предприятия,     |ищущих работу,    |ным"          |
|               |                         |назначение                |           |   имеющие          |наличие "под-     |              |
|               |                         |пособий.                  |           |   вакансии,        |ходящих" работ,   |              |
|               |                         |Направление на            |           |   сеть пере-       |временные и об-   |              |
|               |                         |специальные               |           |   подготовки       |щественные работы,|              |
|               |                         |рабочие места             |           |   кадров.          |возможности сети  |              |
|               |                         |слабозащищенных           |           |                    |переподготовки    |              |
|               |                         |категорий граждан.        |           |                    |кадров, специаль- |              |
|               |                         |                          |           |                    |ные рабочие места.|              |
|               | 1.2. Направление на     |                          |           |                    |                  |              |
|               | работу и социальная     |                          |           |                    |                  |              |
|               | поддержка слабоза-      |                          |           |                    |                  |              |
|               | щищенных категорий      |                          |           |                    |                  |              |
|               | граждан.                |                          |           |                    |                  |              |
|               | *1.3. Поощрять орга-    |                          |           |                    |                  |              |
|               | низацию специальных     |                          |           |                    |                  |              |
|               | ученических рабочих     |                          |           |                    |                  |              |
|               | мест для 14-16-летних   |                          |           |                    |                  |              |
|               | подростков.             |                          |           |                    |                  |              |
|               | 1.4. Обучение безра-    |                          |           |                    |                  |              |
|               | ботных основам пред-    |                          |           |                    |                  |              |
|               | принимательства.        |                          |           |                    |                  |              |
|               | 1.5. Финансовая поддерж-|                          |           |                    |                  |              |
|               | ка на стадии становления|                          |           |                    |                  |              |
|               | собственного дела.      |                          |           |                    |                  |              |
|               | 1.6. Консультирование и |                          |           |                    |                  |              |
|               | профессиональная ориен- |                          |           |                    |                  |              |                          |           |                    |                  |              |
|               | тированная помощь,      |                          |           |                    |                  |              |
|               | предоставление безра-   |                          |           |                    |                  |              |
|               | ботным гражданам возмож-|                          |           |                    |                  |              |
|               | ностей для временной    |                          |           |                    |                  |              |
|               | занятости на период по- |                          |           |                    |                  |              |
|               | иска постоянного места  |                          |           |                    |                  |              |
|               | работы.                 |                          |           |                    |                  |              |
|---------------+-------------------------+--------------------------+-----------+--------------------+------------------+--------------|
|  Блок 2.      | 2.1.Предупреждение и    | Разработка и реализация  |Анализ и   |   Руководство      |Прогноз чис-      |Усиление      |
|Анализ и       | уменьшение дисбаланса   | программ содействия      |выработка  |   службы за-       |ленности          |структурной   |
|регулирование  | между составом          | занятости для районов    |предложений|   нятости, Ад-     |трудоспособ-      |безработицы,  |
|рынка труда    | трудоспособного         | Республики профессио-    |в течение  |   министрации,     |ного населения,   |непрогнози-   |
|               | населения и "подходящими| нальных, национальных    |нескольких |   работодатели,    |оценка перспек-   |руемый рост   |
|               | работами, возможностями | полововозрастных групп,  |месяцев,   |   профсоюзы,       |тив развития      |числа без-    |
|               | сети переподготовки.    | организация общественных |реализация |   центры пере-     |сети переподго-   |работных.     |
|               | 2.2. Предупреждение мас-| работ, создание малых    |до несколь-|   подготовки,      |товки, направ-    |Перерасход    |
|               | совых высвобождений на  | предприятий, специальных |ких лет.   |   НИИ и проект-    |ления по пере-    |средств       |
|               | предприятиях.           | рабочих мест, соответст- |           |   ные организа-    |подготовке        |фонда заня-   |
|               | 2.3. Создания условий   | вующих характеристикам   |           |   ции, законо-     |различных         |тости по      |
|               | для развития и          | трудоспособного населения|           |   дательные        |профессиональ-    |статьям       |
|               | расширения занятости в  | Сдерживание сокращения   |           |   органы.          |ных и полово-     |"Расходы на   |
|               | альтернативных          | эконом. целесообразных и |           |   Правительствен-  |зрелых групп.     |переподготов- |
|               | негосударственных       | перспективных рабочих    |           |   ная комиссия по  |                  |ку", "Пособия |
|               | секторах экономики.     | мест, переход на преи-   |           |   предотвращению   |                  |безработным"  |
|               |                         | мущественно контрактно-  |           |   критической      |                  |              |
|               |                         | конкурсное размещение    |           |   ситуации.        |                  |              |
|               |                         | инвестиционных ресурсов, |           |                    |                  |              |
|               |                         | поддержку предприятий,   |           |                    |                  |              |
|               |                         | определяющих структурное |           |                    |                  |              |
|               |                         | Сертификация сети подго- |           |                    |                  |              |
|               |                         | товки и переподготовки   |           |                    |                  |              |
|               |                         | кадров, профориентации.  |           |                    |                  |              |
|               |                         | Изменение в политике     |           |                    |                  |              |
|               |                         | развития народного       |           |                    |                  |              |
|               |                         | хоз-ва.                  |           |                    |                  |              |
|---------------+-------------------------+--------------------------+-----------+--------------------+------------------+--------------|
|  Блок 3.      | 3.1. Воздействие на     |  Возмещение ущерба, на-  |Постоянный | Подразделения      |Законы, инструк-  | Увеличение   |
|"Социальная    | работодателей с целью   |  несенного работнику, из-|контроль   | службы занятости,  |ции, нормативы,   | социальной   |
|защита         | защиты прав трудящихся, |  менение условий труда и |и инспекция| профсоюзы, пред-   |тарифная система, | напряженности|
|трудящихся,    | улучшение условий труда |  его оплаты.             |           | приниматели,       |результаты социо- |              |
|занятых на     | и соблюдения законов о  |  Санкции к работодателям |           | инспекция труда.   |логических иссле- |              |
|предприятиях   | труде и занятости.      |  Индексация доходов в    |           |                    |дований.          |              |
|всех форм      | 3.2. Целевое поощрение  |  зависимости от темпов   |           |                    |                  |              |
|собственности  | трудоустройства граждан,|  инфляции.               |           |                    |                  |              |
|               | особо нуждающихся в     |                          |           |                    |                  |              |
|               | социальной поддержке.   |                          |           |                    |                  |              |
|---------------+-------------------------+--------------------------+-----------+--------------------+------------------+--------------|
|  Блок 4.      | 4.1. Формирование фонда |Согласование с Администра-| При форми-|Координационный     |Положение о фонде |Недостаток    |
|Финансовое     | занятости.              |циями районов и городов   | ровании   |Совет, Министерство |занятости, прогноз|средств для   |
|обеспечение    |                         |смет на реализацию про-   | бюджета и |труда и занятости   |рынка труда.      |выплаты посо- |
|занятости      |                         |грамм содействия занятос- | при раз-  |населения, город-   |Потребность в     |бий, перепод- |
|               |                         |ти. Контроль за поступле- | работке   |ские, районные Адми-|средствах для реа-|готовки, соз- |
|               |                         |нием средств. Формирование| программ. |нистрации.          |лизации программ. |дания рабочих |
|               |                         |собственных источников    |           |                    |Данные о состоянии|и выполнения  |
|               |                         |поступлений в Фонд заня-  |           |                    |и развитии пред-  |др. мероприя- |
|               |                         |тости.                    |           |                    |приятий.          |тий программ  |
|               |                         |                          |           |                    |                  |содействия    |
|               |                         |                          |           |                    |                  |занятости.    |
|               | 4.2. Использование      |Контроль за использованием|           |                    |                  |              |
|               | средств фонда занятости.|смет расхода              | Постоянно | Минтруд и центры   |Смета расходов    |              |
|               |                         |                          |           | занятости          |порядок назначения|              |
|               |                         |                          |           |                    |пособий           |              |
|---------------+-------------------------+--------------------------+-----------+--------------------+------------------+--------------|
|  Блок 5       | 5.1. Эксплуатация       | Обеспечение всех служб   | Постоянно |Подразделения службы|Вакансии, состав  |Затруднения в |
|Информационное | действующей системы АИС | занятости необходимой    |           |занятости, ищущие   |и численность без-|работе и допо-|
|обеспечение    | "Содействие".           | для деятельности         |           |работу, центры пере-|работных, состоя- |лнительные за-|
|служб занятости|                         | информацией.             |           |подготовки, Госком- |ние сети перепод- |траты труда   |
|               |                         |                          |           |стат.               |готовки,данные    |работников    |
|               | 5.2. Совершенствование и| Разработка и передача в  |По плану   |Руководство служб   |Госкомстата, ре-  |служб занятос-|
|               | развитие информационной | постоянную эксплуатацию  |развития   |занятости, подрядные|зультаты научных  |ти. Неготов-  |
|               | системы.                | новых программных продук-|служб      |проектные, научные  |исследований.     |ность служб   |
|               |                         | тов.                     |занятости  |организации.        |                  |занятости к   |
|               |                         |                          |           |                    |                  |решению новых |
|               |                         |                          |           |                    |                  |задач.        |
|---------------+-------------------------+--------------------------+-----------+--------------------+------------------+--------------|
|  Блок 6       | 6.1.Проведение научных  |                          |  По плану |                    |                  |              |
|Научное        | исследований, разработка|                          |  развития.|Руководство службы, |Определяется при  | Методическая,|
|обеспечение    | методических материалов.|                          |           |привлекаемые научные|проведении кон-   | практическая |
|занятости      |                         |                          |           |и проектные органи- |кретных исследова-| неподготов-  |
|               |                         |                          |           |зации.              |ний.              | ленность к   |
|               |                         |                          |           |                    |                  | работе в кри-|
|               |                         |                          |           |                    |                  | тических     |
|               |                         |                          |           |                    |                  | ситуациях.   |
|---------------+-------------------------+--------------------------+-----------+--------------------+------------------+--------------|
|  Блок 7       |                         | Методическое руководство.|Постоянно. |                    |Работа организаци-|              |
|Организационное|                         | Подготовка кадров служб  |           |                    |онных подразделе- |              |
|обеспечение    |                         | занятости. Информация на-|           |                    |ний служб занятос-|              |
|системы        |                         | селения, предприятий о   |           |                    |ти.               |              |
|               |                         | рынке труда.             |           |                    |                  |              |
\---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------/

 

* Пункты 1.3 - 1.7 выполняются при наличии свободного остатка средств фонда занятости после выполнения пунктов 1.1, 1.2.

 

II. Демографическая ситуация в Республике

 

Одной из важнейших проблем экономики становится создание системы управления трудом, основным объектом которой являются трудовые ресурсы. Снижение уровня использования трудовых ресурсов в общественном производстве обусловливает потребность в изучении региональных особенностей воспроизводства населения, в анализе демографической ситуации, обеспечении сбалансированности имеющихся и создаваемых рабочих мест с трудовыми ресурсами. Важно выявить структуру, тенденции развития трудовых ресурсов в Республике и увязать их с социально-экономическим развитием территории, согласовать с действиями государства по стабилизации экономики.

Анализ процессов режима воспроизводства населения Республики, в частности его основных показателей - рождаемости и смертности, дает основание утверждать, что возникшая в начале 90-х годов кризисная демографическая ситуация сохранится в 1997 году.

Наличие негативных тенденций в воспроизводстве населения подтверждается снижением общей численности населения (см. Таблицу N 2).

 

Таблица N 2

Численность населения

(тыс. чел.)

Дата Территория Всего В том числе: Общий прирост

за период
В том числе:
город. сельск. естест. механ.
1

на
1.01.91 г.

на
1.01.92 г.

на
1.01.93 г.

на
1.01.94 г.

на
1.01.95 г.

на
1.01.96 г.

на
1.01.97 г.

на
1.01.98 г.
2


Республика


Республика


Республика


Республика


Республика


Республика


(оценка)
Республика

(прогноз)
Республика
3


1056,0


1059,4


1056,6


1052,8


1052,8


1052,5



1050,5


1049,9
4


635,2


630,4


625,9


623,2


625,4


627,1



625,9


625,5
5


420,8


429,0


430,7


429,6


427,4


425,4



424,6


424,4
6


7,6


3,4


-2,8


-3,8


-


-0,3



-2,0


-0,6
7


+9,7


+7,3


+3,8


-0,5


-1,3


-0,3



-0,4


-0,3
8


-2,1


-3,9


-6,6


-3,3


+1,3


-



-1,6


-0,3

 

С 1985 по 1992 год источником роста населения, пополнения трудовых ресурсов Республики был естественный прирост, а сальдо миграционного прироста было отрицательным. Однако в 1990 году резко упала рождаемость населения и в настоящее время ее снижение продолжается. Если в 1990 году на 1000 человек населения приходилось 18,2 родившихся, то в 1995 году 11,7, а за январь - сентябрь 1996 года - 11,8.

Наблюдается увеличение смертности населения. Если в 1990 году смертность населения составляла 9,1 человек в расчете на 1000 человек населения, то в 1995 году - 12,0, а за январь - сентябрь 1996 года - 12,3. В 1992 году впервые появились территории, на которых было отмечено снижение численности населения. В 1995 г. в число таких территорий вошли города Улан-Удэ, Закаменск, Бабушкин, 15 поселков городского типа из 29 и сельские населенные пункты 19 районов Республики. Предполагается, что данная тенденция сохранится и в дальнейшем. Косвенным подтверждением тому является сокращение числа браков в расчете на 10000 человек населения с 84,1 в 1991 году до 65,0 в 1995 г. Эта демографическая волна усиливается под влиянием происходящих социально-экономических преобразований, особенно - снижения уровня жизни.

В 1995 году миграционный прирост населения отсутствовал, а за счет естественной убыли произошло снижение численности населения на 0,3 тыс. чел. За 9 месяцев 1996 г. зафиксировано превышение числа выбывших из Республики над числом прибывших на 1,9 тыс. человек. Это в значительной степени влияет на изменение половозрастного состава населения, что в дальнейшем окажет влияние на формирование трудовых ресурсов (Таблица N 3).

 

Таблица N 3

Половозрастная структура населения

(тыс. чел.)

 /---------------------------------------------------------------------------------\
 |   Дата   | Мужчины |Женщины|  Население в  | Население моложе| Население старше |
 |          |         |       |трудоспособном |  трудоспособного|  трудоспособного |
 |          |         |       |    возрасте   |      возраста   |     возраста     |
 |----------+---------+-------+---------------+-----------------+------------------|
 |    1     |    2    |   3   |       4       |         5       |         6        |
 |----------+---------+-------+---------------+-----------------+------------------|
 |   1990   |  508,1  | 537,4 |     581,4     |       330,6     |       133,5      |
 |   1991   |  511,9  | 541,2 |     585,2     |       330,0     |       137,9      |
 |   1992   |  513,5  | 543,0 |     587,1     |       327,2     |       142,2      |
 |   1993   |  512,1  | 541,6 |     587,4     |       320,1     |       146,2      |
 |   1994   |  509,9  | 540,0 |     589,4     |       311,9     |       148,6      |
 |   1995   |  508,7  | 541,2 |     594,3     |       305,2     |       150,4      |
 |   1996   |  507,9  | 541,7 |     598,2     |       298,2     |       153,2      |
 |   1997   |         |       |               |                 |                  |
 |(прогноз) |  507,6  | 541,4 |     599,2     |       295,2     |       154,6      |
 \---------------------------------------------------------------------------------/

 

Удельный вес женщин в общей численности населения возрос на 0,1 пункта и составляет 51,6 %. Возрастная структура населения Республики имеет положительные показатели по сравнению с западными регионами, где небольшой удельный вес населения моложе трудоспособного возраста. В Республике он составляет 28,4% (среди городского населения - 26,3 %, сельского - 31.6%). Доля городского населения сократилась с 60,3% в 1991 году до 59,8 % в 1996 году, а сельского возросла с 39,6% до 40,2 %. Происходит рост численности населения старше трудоспособного возраста. Так, удельный вес этой категории населения возрос с 13,1 % в 1991 г. до 14,6 % в 1996 году, при снижении удельного веса населения моложе трудоспособного возраста на 2,9 %.

Согласно расчетам численность трудовых ресурсов в 1997 году составит 594,9 тыс. чел. (в 1996 г. - 592,4 тыс. чел.).

 

III. Прогноз занятости на 1997 год

 

Ожидаемые изменения в структуре населения (увеличение доли населения в трудоспособном возрасте) приведут к сохранению высокого спроса на рабочие места.

Численность занятых в экономике составит 405,3 тыс. чел., против 404,7 тыс. чел. в 1996 году, или возрастет на 0,1 %. В 1996 году численность работающих в государственном секторе сократилась по сравнению с прошлым годом на 4,4 тыс. человек и составила на конец года 207,4 тыс. чел. или 51,2 процента от общей численности работающих. В тоже время растет численность занятых в альтернативных структурах. Переход к рыночным отношениям, новым формам хозяйствования, приводит к коренным преобразованиям в структуре занятости. Продолжается перераспределение рабочей силы по отраслям экономики. Уменьшилась численность работающих в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, торговле и общественном питании. В то же время увеличилось число работающих в жилищно-коммунальном хозяйстве, в сфере бытового обслуживания, в кредитовании, пенсионном обслуживании. Предполагаемые уровни и структура занятости населения Республики в 1997 году приведены в Таблице N 4.

 

Таблица N 4

Прогноз занятости (в среднегодовом исчислении)

 

Показатели ед. изм. 1995 г. 1996 г. 1997 г.
отчет оценка прогноз
1 2 3 4 5
Численность населения на 1.01.
Трудовые ресурсы
Численность занятых к экономике
- всего
Из них: в материальном производстве
- всего
в т.ч. по отраслям:
промышленность
сельское хозяйство
строительство
транспорт и связь
торговля и общественное питание
другие отрасли
тыс. чел.
тыс. чел.

тыс. чел.

тыс. чел.

тыс. чел.
тыс. чел.
тыс. чел.
тыс. чел.
тыс. чел.
тыс. чел.
1052,8
591,0

407,6

276,0

88,8
55,1
37,9
38,2
39,7
16,3
1052,5
592,5

404,7

271,3

87,5
54,7
37,6
37,9
37,3
16,3
1050,3
594,9

405,3

271,2

87,4
54,8
37,8
38,1
36,6
16,5
в непроизводственной сфере - всего
в т.ч. по отраслям:
здравоохранение, физическая
культура, социальное обеспечение
образование, культура, искусство
наука и научное обслуживание
жилищно-коммунальное обслуживание
и непроизводственные виды бытового
обслуживания
в кредитовании, в страховании,
пенсионном обслуживании
в органах управления
тыс. чел.


тыс. чел.
тыс. чел.
тыс. чел.


тыс. чел.

тыс. чел.
тыс. чел.
131,6


28,4
62,5
1,8


19,2

5,1
14,6
133,4


28,2
62,3
1,8


21,0

5,2
14,9
134,1


28,1
62,2
1,8


21,9

5,3
14,9
Из численности занятых:
на предприятиях и в организациях
госсектора
в общественных объединениях и
организациях
на предприятиях и в организациях
со смешанной формой собственности
в совместных предприятиях
в частном секторе - всего
(с учетом личного подсобного
хозяйства)
в т.ч. в крестьянских (фермерских)
хозяйствах (включая наемных
работников)
в зарегистрированных частных
предприятиях
лица, занятые индивидуальным
трудом и по найму у
отдельных граждан
Учащиеся (с отрывом от производства)
Занятые в домашнем хозяйстве,
военнослужащие и другие


тыс. чел.

тыс. чел.

тыс. чел.
тыс. чел.


тыс. чел.


тыс. чел.

тыс. чел.



тыс. чел.

тыс. чел.


211,8

2,7

73,7
0,8


118,6


11,5

84,8


22,3
43,5

139,9


207,4

2,7

74,0
0,9


119,7


11,5

84,9


23,4
43,6

144,2


204,4

2,8

76,1
1,1


121,5


12,2

85,1


24,2
43,6

145,4
Лица, не занятые трудовой
деятельностью и учебой
в т.ч. лица, имеющие статус
безработного (по отчету)
Доля безработных в общей
численности экономически
активного населения
Фонд заработной платы по
территории - всего

тыс. чел.

тыс. чел.


%

млрд. руб.

59,4

8,7


1,9

2164,4

63,0

10,3


2,3

3354,8

64,6

18,1


3,9

3925,1

 

IY. Расчет основных сегментов рынка труда
и прогноз спроса - предложения рабочей силы

 

Расчеты сегментов рынка труда основаны на методических рекомендациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации, статистических данных, прогнозных оценках Министерства труда и занятости населения, Министерства экономики Республики Бурятия и Бурятского научного центра СО РАН.

 

4.1. Численность высвобождаемых работников

 

Высвобождение работников предприятий и организаций в 1997 году будет происходить под воздействием следующих факторов:

- структурной перестройки экономики (перепрофилирования, ликвидации и реорганизации убыточных производств);

- изменения инвестиционной политики;

- сокращения нового строительства;

- реформирования сельскохозяйственных предприятий;

- трансформации скрытой неполной занятости в безработицу.

По экспертным оценкам высвобождение за счет перечисленных факторов в 1997 году составит 11,2 тыс. человек (Таблица 5).

 

Таблица N 5

Численность высвобождаемых работников
в разрезе отраслей народного хозяйства

 

(тыс. чел.)

  /----------------------------------------------------------------------\
  |  N  |                Отрасли                      |  Всего может быть|
  | п/п |                                             |    высвобождено  |
  |-----+---------------------------------------------+------------------|
  |  1  |                   2                         |        3         |
  |-----+---------------------------------------------+------------------|
  |  1  | Промышленность                              |       2,6        |
  |  2  | Сельское хозяйство                          |       0,8        |
  |  3  | Транспорт и связь                           |       2,3        |
  |  4  | Строительство                               |       1,4        |
  |  5  | Торговля и общественное питание             |       0,7        |
  |  6  | Бытовое обслуживание                        |       0,1        |
  |  7  | Жилищно-коммунальное хозяйство              |       0,4        |
  |  8  | Здравоохранение, культура, соцобеспечение,  |                  |
  |     | народное образование                        |       1,7        |
  |  9  | Управление                                  |       0,4        |
  |  10 | Другие отрасли                              |       0,8        |
  |-----+---------------------------------------------+------------------|
  |     | Итого:                                      |      11,2        |
  \----------------------------------------------------------------------/

 

4.2. Численность молодежи, пополняющей рынок труда

 

Получат свободные дипломы и окажутся на рынке труда 2,2 тыс. выпускников ВУЗов, 2,4 тыс. выпускников средних специальных учебных заведений, 4,1 тыс. окончивших ПТУ, 4,7 тыс. окончивших средние общеобразовательные школы и учащиеся 9-х классов, не желающих продолжать обучение (Таблица N 6).

 

Таблица N 6

 

  /----------------------------------------------------------------------------\
  |  Виды учебных  |Ожидаемый|  Числен. выпускников со свобод. распределением  |
  |   заведений    | выпуск, |-------------------------------------------------|
  |                |тыс. чел.|           I вариант      |      II вариант      |
  |                |         |--------------------------+----------------------|
  |                |         |    тыс. чел. |    %%     | тыс. чел.  |    %%   |
  |----------------+---------+--------------+-----------+------------+---------|
  |      1         |  2      |        3     |    4      |     5      |    6    |
  |----------------+---------+--------------+-----------+------------+---------|
  |  1. ВУЗы       | 3,1     |      2,2     |  71,0     |    2,6     |   83,9  |
  |  2. Средние    |         |              |           |            |         |
  |  спец. учеб.   |         |              |           |            |         |
  |  заведения     | 3,8     |      2,4     |  63,2     |    2,8     |   73,7  |
  |  3. ПТУ        | 6,3     |      4,1     |  65,1     |    4,6     |   73,0  |
  |  4. Средние    |         |              |           |            |         |
  |  общеобразова- |         |              |           |            |         |
  |  тельные школы | 19,3    |      4,7     |  24,4     |    5,3     |   27,5  |
  |  Итого:        | 32,5    |     13,4     |  41,2     |   15,3     |   47,1  |
  \----------------------------------------------------------------------------/

 

Кроме того, рабочие места могут потребоваться для 3,8 тыс. учащихся по разным причинам прервавшим обучение.

 

4.3. Численность освобожденных из мест лишения свободы

 

К этой категории относятся лица, освобожденные в расчетном году из исправительно-трудовых учреждений и прописанные после этого в Республике Бурятия. Таких лиц по данным районных Администраций на рынке труда ожидается 2,3 тыс. человек.

 

4.4. Численность уволенных по причине текучести

 

В 1996 году коэффициент текучести кадров в отраслях народного хозяйства ориентировочно составлял 12,5 процентов. Численность лиц, уволенных по этой причине, в 1997 году будет около 40 тыс. человек. Учитывая, что не все уволенные по собственному желанию пополнят рынок труда, а часть их подыщет работу самостоятельно (53,0%) и приступит к новой работе практически без перерыва, численность лиц этой категории на рынке труда составит 18,8 тыс. чел.

 

4.5. Численность временно незанятого населения

 

К временно незанятым относятся лица в трудоспособном возрасте, которые могут и желают трудиться, но по некоторым причинам не имеют работы и заработка. На начало 1997 года численность граждан, ищущих работу, по отчету составляет 13,8 тыс. человек.

 

4.6. Численность женщин, выходящих
на работу из отпуска по уходу за ребенком

 

По данным Госкомстата Республики 75 процентов женщин, имеющих детей до 3-х летнего возраста, до их рождения были заняты в общественном производстве, следовательно, их рабочие места (15,1 тыс. чел.) были зарезервированы за ними. Из них предположительно выйдет на работу после отпуска 1/3 от общей численности, то есть свыше 5 тыс. человек, из них рынок труда пополнят женщины, которые будут высвобождены (2,0 тыс. человек).

 

4.7. Прогноз спроса - предложения и направления
распределения рабочей силы

 

Прогноз сделан на основе разработанных Министерством экономики показателей социально-экономического развития Республики на 1997 год. Учитывая, что тенденции развития экономики в 1997 году носят неустойчивый характер, рассмотрены два варианта, согласно которым в зависимости от состояния экономики предложение рабочей силы может составить 69,4 и 80,4 тыс. человек (Таблица N 7).

 

Таблица N 7

Прогноз рынка труда на 1997 год

 

                                              (человек)




1
Варианты:
I вариант II вариант
2 3
I. Предложение рабочей силы
1. Высвобожденные работники
2. Молодежь
3. Уволенные по причине текучести
4. Уволенные в запас из рядов
Вооруженных Сил
5. Освобожденные из мест лишения свободы
6. Незанятое население на 1.01. 1997 г.
7. Женщины, выходящие из отпуска по ухо-
ду за ребенком по достижению 3-х лет.
8. Механический прирост населения в
трудоспособном возрасте
Итого:
11239
17206
18784

3514
2308
13788

2014

547
69400
13719
22400
21673

3514
2308
13788

2394

653
80449
II. Спрос на рабочую силу
Потребность в работниках - итого
в т.ч. - на имеющиеся рабочие места
- на дополнительные рабочие места,
предусмотренные к вводу в прогнозируемом
периоде
7468
7147


321
8690
8326


364
III. Соотношение спроса и предложения
на рабочую силу
Превышение предложения над спросом (+),
превышение спроса над предложением (-)

+61932

+71759
IY. Направления распределения рабочей силы, попавшей на рынок труда
1. Трудоустроятся самостоятельно*
2. Обратятся за содействием в
трудоустройстве в службу занятости
- всего
Из них:
2.1. Будут трудоустроены,
из них: временные работы
(молодежь от 14 до 18 лет)
2.2. Пройдут переобучение
2.3. Будут оформлены на досрочную пенсию
2.4. Будут признаны безработными, всего
Из них:
- будут получать пособия по безработице
2.5. Заняты на общественных работах
2.6. Сняты с учета по другим причинам
34437


34963

7542

1812
935
439
18102

13605
1138
6807
40836


39613

8662

1812
1124
543
20473

15690
1542
7269

 

* Учитываются лица, которые трудоустроятся самостоятельно на имеющиеся рабочие места, будут заняты в личном хозяйстве, организуют собственное дело без участия службы занятости или занятые другими видами деятельности, а также не изъявившие желания трудиться.

 

V. Комплекс мер содействия
занятости населения

 

5.1. Основные мероприятия

 

На основании данных прогноза рынка труда определены необходимые меры по содействию занятости и по обеспечению социальных гарантий временно незанятому населению, предусмотренных Законом. Меры, обеспечивающие социальные гарантии, представлены в Таблице N 9. Меры по предотвращению высвобождения работников и снижению напряженности на рынке труда путем оказания помощи работодателям для создания рабочих мест, поддержки предпринимателей, квотирования рабочих мест, организации общественных работ, переподготовки, переобучения и профориентации высвобождаемых работников представлены в Таблице N 10. (Расчет по районам Республики произведен по первому варианту, кроме общественных работ).

В Программе, в качестве расчетных показателей, приняты:

- пройдут переобучение - 935 человек;

- получат профориентационные услуги, в том числе в рамках программы "Новый старт" и "Клуб ищущих работу" - 10000 чел.;

- будут оформлены на досрочную пенсию - 439 человек;

- заняты на общественных работах - 1402 человека;

- будут временно заняты (молодежь от 14 до 18 лет) - 1812 человек;

- будут признаны безработными - 18102 человека; из них будут получать пособия по безработице - 13605 человек, при этом средняя продолжительность выплаты пособия будет сокращена с 6 до 3,5 месяцев;

- будет оказана материальная помощь - 832 человеку.

ГАРАНТ:

Текст таблицы N 9 не приводится

Текст таблицы N 10 не приводится

 

 

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Правительства Республики Бурятия от 17 февраля 1997 г. N 48 "О Программе содействия занятости населения Республики на 1997 год"


Текст Постановления официально опубликован не был