В целях создания необходимых условий для развития персонала на производстве, поддержания качества рабочей силы на уровне современных требований Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития персонала на производстве в Республике Бурятия.
2. Утвердить прилагаемые к Концепции мероприятия по организации системы развития персонала на производстве.
3. Обязать министерства, ведомства и рекомендовать органам местного самоуправления, работодателям принять необходимые меры по выполнению положений и мероприятий Концепции развития персонала на производстве в Республике Бурятия.
4. Министерству социальной защиты населения и труда Республики Бурятия (Ефимов С.Г.), Министерству образования и науки Республики Бурятия (Намсараев С.Д.), Министерству промышленности, энергетики и транспорта Республики Бурятия (Переляев В.В.), Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (Болонев П.М.), Министерству экономики и внешних связей (Атанов Н.И.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать в первом полугодии 2000 года и представить в Совет по развитию персонала на производстве мероприятия по реализации данной Концепции.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия Агалова В.К.
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия |
Л.В. Потапов |
4 апреля 2000 г.
N 94
Одобрена
Постановлением
Правительства Республики Бурятия
от 4 апреля 2000 г. N 94
Концепция
развития персонала на производстве
в Республике Бурятия
Введение
Концепция развития персонала на производстве в Республике Бурятия представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов исполнительной власти, работодателей и образовательных учреждений в сфере подготовки, распределения, повышения профессионализма и эффективности использования трудовых ресурсов.
Необходимость разработки и принятия Концепции продиктована, прежде всего, тем, что структурная перестройка экономики требует повышения мобильности рабочей силы, перемещения значительных контингентов персонала из неперспективных отраслей и предприятий в отрасли и на предприятия, развивающие производство конкурентоспособной продукции и услуг. Кроме того, в результате снижения числа занятых в отраслях экономики большое число наемных работников пополняют число безработных, при этом длительность вынужденной безработицы увеличивается, что ведет к заметному снижению качества рабочей силы. В промышленности ежегодно обновляется до 25% персонала предприятий по естественным причинам и до 36% оставляют свои рабочие места в связи со структурными изменениями производства.
В целом, квалификационный уровень работников российских предприятий по оценкам специалистов на 20 - 25% ниже уровня квалификации западноевропейских и продолжает снижаться. Квалификация руководителей и специалистов многих организаций не отвечает требованиям рыночной экономики и является сдерживающим фактором для реализации эффективной инвестиционной политики.
Действующими законодательными и нормативными правовыми актами урегулированы лишь отдельные аспекты развития персонала на производстве. Однако они не решают проблему комплексно и не дают основания считать, что в стране создана система подготовки персонала на производстве.
Система подготовки персонала на производстве должна быть составляющей частью системы профессионального образования, а внутрифирменное обучение и повышение квалификации кадров (особенно рабочих) должно способствовать повышению оперативности в этой работе, охватывать тех наемных работников, которые по различным причинам не могут быть обучены в образовательных учреждениях, подведомственных Министерству образования и науки.
Предполагаемый рост объемов ВВП в 2000 и последующие годы требует увеличения объемов подготовки персонала на 40 - 60%, т.к. более 30% объемов прироста должно осуществляться за счет роста производительности труда. Большая часть тех лиц, которые должны пройти подготовку, являются штатными работниками предприятий, и потому возможности их подготовки полностью зависят от возможностей предприятий.
В то же время на большинстве предприятий по различным причинам утрачены возможности подготовки персонала.
Для восстановления системы развития персонала на производстве необходимы скоординированные действия работодателей, образовательных учреждений, общественных организаций. Задача органов государственного управления - создать необходимые условия для того, чтобы эти действия принесли желаемые результаты.
Концепция содержит анализ состояния развития персонала на производстве, определяет цели и задачи, основные направления развития системы, механизмы реализации концептуальных предположений. При этом развитие персонала на производстве представляется как целенаправленное и систематическое развитие работников, ориентированное на достижение целей организации путем расширения, углубления имеющейся профессиональной компетенции, обучения новым квалификациям, а также повышение мотивации и организационных возможностей использовать потенциал работника. Это процесс подготовки персонала к выполнению новых производственных функций, решению новых задач. В Приложении к Концепции приводятся мероприятия по организации системы развития персонала на производстве.
Проект Концепции разработан во исполнение Постановления Правительства Республики Бурятия от 17.03.98 N 94 и распоряжения Правительства Республики Бурятия от 09.11.99 N 1060-р группой специалистов министерств экономики и внешних связей, образования и науки, промышленности, энергетики и транспорта, сельского хозяйства и продовольствия, Комитета госслужбы, кадровой политики и по работе с местным самоуправлением, Байкальского института природопользования СО РАН, Министерства социальной защиты населения и труда в составе: КЭН Г.Т. Найданов, Н.М. Антонов, Л.Ц. Зодоева, С.В. Цыремпилова, Е.П. Чукреев, КПН В.И. Тютрин, В.Б. Юмсунов, М.Л. Асеев, под руководством ДСН П.А. Чукреева.
1. Состояние профессиональной подготовки
кадров в республике
На территории республики профессиональную подготовку специалистов для всех отраслей экономики ведут учебные заведения высшего профессионального образования, в которые входят четыре государственных, пять филиалов иногородних высших учебных заведений, семь филиалов негосударственных высших учебных заведений и два факультета иногородних высших учебных заведений:
1. Бурятский государственный университет (БГУ);
2. Бурятская государственная сельскохозяйственная академия (БГСХА);
3. Восточно - Сибирская государственная академия культуры и искусств (ВСГАКИ);
4. Восточно - Сибирский государственный технологический университет (ВСГТУ);
5. Улан-Удэнский филиал Иркутского института инженеров железнодорожного транспорта;
6. Филиал Новосибирской государственной академии экономики и управления;
7. Улан-Удэнский филиал Новосибирского государственного технического университета;
8. Кяхтинский филиал Иркутского государственного технического университета;
9. Улан-Удэнский филиал Томского государственного университета;
10. Улан-Удэнский факультет Сибирской академии потребительской кооперации;
11. Байкальский филиал Международной академии предпринимательства;
12. Бурятский филиал Института государственного администрирования;
13. Бурятский филиал Академии труда и социальных отношений;
14. Представительство Института профессиональных инноваций;
15. Улан-Удэнский филиал Современного гуманитарного университета;
16. Байкальский филиал Гуманитарного института.
В государственных высших учебных заведениях Республики Бурятия обучается (по состоянию на 01.01.2000) 21735 студентов, в том числе:
- по дневной форме обучения - 13563 студента;
- по вечерней и заочной формам обучения - 8232 студента.
За все годы функционирования вузов республики подготовлено более 85 тыс. специалистов.
Несмотря на сокращение числа студентов и аспирантов, отток части преподавателей в начале 90-х годов, в настоящее время высшая школа Республики Бурятия обрела не только ощутимые черты стабильности, но и определенные тенденции развития в новых условиях. Так, в 1999 г. на все формы обучения в государственные высшие учебные заведения Республики Бурятия принято 2811 студентов.
Значительные изменения происходят в структуре специальностей, по которым ведется подготовка. Эти изменения связаны с реальной оценкой ситуации высшими учебными заведениями, учитывающими как конъюнктуру рынка труда на выпускников той или иной специальности, так и необходимость сохранения сложившихся научно - педагогических коллективов. В общем итоге развитие получили направления, связанные с подготовкой специалистов по гуманитарным и экономическим видам деятельности. За последние два года прием студентов в высшие учебные заведения по Республике Бурятия на гуманитарные специальности возрос на 25,5%, из них на дневных факультетах на 52 процента. Незначительно снизился прием студентов на инженерно - технические специальности, сокращение по всем формам обучения составило 12 процентов.
Несмотря на положительный характер структурных изменений, подтверждаемых данными трудоустройства молодых специалистов по Российской Федерации, в республике отмечается тенденция к снижению государственного распределения выпускников высших учебных заведений. В Республике Бурятия государственное распределение производит только БГУ, но процент закрепления кадров на местах остается крайне низким из-за отсутствия социальной поддержки молодых специалистов (недостаток жилья, невыплата подъемных, задержка заработной платы и т.п.).
В системе профессиональной подготовки кадров в республике занимают особое место учебные заведения среднего профессионального образования. В настоящее время работают 20 учебных заведений среднего профессионального образования, в которых обучаются свыше 17,8 тыс. студентов, в том числе 12,5 тыс. человек по дневной форме обучения.
Подготовка кадров осуществляется по 65 специальностям. Ежегодный прием студентов по дневной форме обучения составляет более 3,7 тыс. чел., причем количество принятых за последние годы возрастает ежегодно на 10 процентов.
Ежегодный выпуск специалистов по дневной форме составляет 2,3 тыс. чел., из них трудоустраивается 75 процентов.
В условиях реально сложившейся экономики в Республике Бурятия и в целом по стране существенно возрастает роль начального профессионального образования.
В профессиональных училищах и лицеях Республики Бурятия обучается 16059 чел., что составляет 39% от общего количества обучающейся молодежи в государственных учреждениях профессионального образования Республики Бурятия.
В учебных заведениях начального профессионального образования:
- 2802 учащихся или 17,4% получают профессию на базе среднего (полного) общего образования;
- 11122 учащихся или 69,3% одновременно с получением профессии на базе основного общего образования получают среднее (полное) общее образование;
- 2135 учащихся или 13,3% получают только профессию.
Обучение в профессиональных училищах и лицеях ведется по 46 профессиям начального профессионального образования и 12 специальностям среднего профессионального образования.
Удельный вес подготавливаемых профессий и специальностей для промышленности, энергетики, транспорта составляет 42%, аграрного сектора - 19%, сферы услуг - 1 процент.
В 1998/99 учебном году подготовлено 8268 квалифицированных рабочих и трудоустроено 3134 выпускника или 38% от общего выпуска.
В рамках Концепции развития непрерывного профессионального образования в Республике Бурятия (1994 г.) в ряде профессиональных училищ и лицеев совместно с высшими учебными заведениями Республики Бурятия и региона разработаны и реализуются интегрированные, сквозные учебные планы и программы.
По договорам с вузами Республики Бурятия - БГУ, ВСГТУ, ВСГАКИ, БГСХА, - на 1 курс поступили 32 учащихся.
Наряду с профессиональной подготовкой в профессиональных училищах и лицеях ведется переподготовка и повышение квалификации безработных граждан и незанятого населения по договорам с работодателями, службами занятости и физическими лицами за счет их средств. В 1998/99 учебном году прошли переподготовку и повышение квалификации 456 граждан.
Служба занятости как проводник политики государства участвует в решении этой проблемы, организуя профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения. В 1999 году службой занятости было направлено на обучение 1154, завершили обучение 1119, из них трудоустроено 1058 человек.
Профессиональное обучение безработных граждан проходило по 34 профессиям и специальностям в 30 образовательных учреждениях Республики Бурятия.
Проводится целенаправленная работа по развитию системы подготовки и переподготовки кадров в АПК республики. В 1995 году была разработана Концепция кадровой политики в АПК Республики Бурятия и мероприятия по ее реализации. В 1998 году только в Институте переподготовки и повышения квалификации кадров АПК прошли профессиональную подготовку 232 человека, из них на менеджера - 52, в том числе 15 молодых руководителей хозяйств, фермеры - 115, младшие ветфельдшеры - 60 человек. Повысили квалификацию и прошли целевое обучение 1208 человек.
В целом Республика Бурятия имеет достаточно развитую систему профессиональной подготовки кадров. Существующие образовательные учреждения могут решать вопросы подготовки специалистов с высшим, средним и начальным профессиональным образованием. Однако, состояние дел в сфере внутрифирменной подготовки кадров не позволяет сделать вывод о том, что создана и успешно функционирует полноценная система непрерывного образования.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой (Германия, Франция, Япония, США и др.) показывает целесообразность и высокую эффективность внутрифирменной подготовки. Например, в Японии по программе непрерывного образования непосредственно в компаниях обучается 80% слушателей, вне компании - 18%, за границей - 2 процента. Опросы, проведенные в промышленных фирмах ФРГ, показали, что 85% предпринимателей высказались за осуществление этих программ непосредственно на предприятиях. Во Франции развитие персонала охватывает любую деятельность, "сознательно и систематически организованную в целях получения информации, знаний или иных способностей".
Необходимо восстановление системы обучения персонала на производстве, поскольку качественный уровень работников предприятий и организаций существенно уступает требованиям, предъявляемым не только на международном, но и региональных рынках труда с высоким технико- организационным уровнем развития производства. Многие рабочие и специалисты предприятий и организаций в профессиональном отношении не готовы к сдаче обязательных тестов, как в части теории, так и практики, без дополнительной и углубленной подготовки.
Фактически без контроля со стороны органов государственного управления на предприятиях и в организациях в условиях многообразия форм собственности функционирует система присвоения общероссийских профессиональных квалификаций в соответствии с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих. На большинстве предприятий квалификационные комиссии упразднены, либо их функции переданы структурным подразделениям, зачастую квалификации присваиваются и вносятся в трудовые книжки работников без экзаменов или после упрощенных формальных процедур. Это не только ставит под сомнение возможности предприятий в части обеспечения качества товаров и услуг, но и серьезно подрывает конкурентоспособность работников на рынке труда, резко сужает их профессиональную мобильность.
Сложившаяся на предприятиях ситуация в области профессионального развития работников практически лишает их возможности реализации прав, декларированных КЗоТ Российской Федерации, на продолжение профессионального образования и переподготовку. Усугубляет ситуацию отсутствие механизма и процедур согласования интересов работодателей и работников в указанной области.
Успешное решение проблемы требует, прежде всего, принципиального изменения существующей концепции внутрифирменного обучения. Необходим переход от механизма ускоренного приобретения обучающимися навыков к комплексу взаимосвязанных мер целенаправленного воздействия на качество рабочей силы посредством интеграции и постоянного развития индивидуальных знаний, навыков и умений работников. В современных условиях большинство предприятий не в состоянии самостоятельно решить проблему. Необходимы комплексные меры, объединяющие усилия предприятий, образовательных учреждений, общественных организаций при регулирующем воздействии на эти процессы со стороны государства.
2. Цели и задачи развития персонала на производстве
Развитие системы подготовки персонала на производстве ставит своей целью:
- сохранение и рациональное использование профессионального потенциала производственных организаций, социальную защиту высвобождаемых с предприятий работников, смягчение последствий неполной занятости в соответствии с принципами активной социальной политики;
- повышение конкурентоспособности товаров и услуг на основе распространения знаний и опыта применения персоналом предприятий современных технологий, эффективных методов организации труда, управления и производства;
- поддержку инновационных преобразований рабочих мест предприятий и организаций с целью обеспечения роста производительности труда и достижения современного уровня экологической безопасности;
- создание возможностей для профессионального роста, самореализации работников на основе повышения мотивации к труду, использования новейших российских и зарубежных программ, средств и технологий обучения;
- повышение уровня профессионализма и компетенции персонала на предприятиях, эффективного их использования в соответствии с запросами производства;
- организацию переобучения кадров в связи с перепрофилированием производства;
- накопление профессионального потенциала для обеспечения экономического развития предприятий.
Первоочередные задачи по развитию системы внутрипроизводственного обучения персонала предусматривают:
- создание нормативно-правовой базы развития персонала, его научно - методического и информационного обеспечения;
- приоритетную поддержку предприятий, осуществляющих под будущее развитие производства (модернизацию, перепрофилирование) переобучение работников без прекращения с ними трудовых отношений;
- развитие консультационных услуг по ориентации предприятий всех видов и форм собственности на перспективные направления развития производства, осуществление необходимых инновационных преобразований;
- определение и закрепление статуса образовательных подразделений и структур по подготовке кадров на предприятиях, установление единого порядка их лицензирования, аттестации и государственной аккредитации;
- укрепление и переоснащение учебно-производственной базы образовательных подразделений предприятий в соответствии с запросами производства;
- подготовка и повышение квалификации инструкторско- преподавательского персонала, осуществляющего профессиональное обучение кадров непосредственно на производстве;
- оздоровление финансового положения системы внутрипроизводственного обучения за счет установления соответствующих норм и льготного налогообложения, привлечения финансирования;
- введение системы стимулов для работодателей и работников по повышению профессионального мастерства персонала, обеспечения защиты профессионализма.
Ведущая роль в развитии системы профессиональной подготовки кадров на производстве отводится органам исполнительной власти республики и местного самоуправления, где обеспечивается взаимосвязь и баланс интересов по развитию внутрипроизводственной (внутрифирменной) подготовки кадров: предприятий, организаций, образовательных учреждений, объединений работодателей и трудящихся.
3. Государственная политика в области развития
персонала на производстве
Государственная политика в области развития персонала на производстве основывается на следующих принципах:
- непрерывность развития персонала;
- общедоступность системы развития персонала;
- приоритет интересов работника;
- свобода работодателя в выборе способов развития персонала в своей организации с учетом специфики организации;
- демократизм в управлении системой развития персонала;
- государственное регулирование основных положений и условий развития персонала в организациях.
Цель государственной политики в области развития персонала на производстве состоит в:
- предоставлении возможностей профессионального и служебного (карьерного) продвижения при наличии условий для лиц, имеющих желание и способность подняться на более высокий уровень квалификации и ответственности;
- улучшении профессиональной подготовки в секторах экономики и отраслях экономической деятельности, в которых профессиональная подготовка является в основном несистематической и в которых преобладают экономически устаревшие техника и методы;
- предоставлении всем работникам реальных возможностей для возобновления профессионального обучения на уровне, который учитывает профессиональный опыт;
- эффективной координации общего образования и профессиональной подготовки, сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг;
- обеспечении поступления на такую производственную работу, которая отвечает индивидуальным способностям и стремлениям, и содействии профессиональной мобильности;
- облегчении перехода работников из одного вида профессиональной деятельности в другой внутри различных профессий и секторов экономической деятельности и между ними;
- содействии и развитии творчества, динамизма и инициативы с целью сохранения или повышения эффективности труда;
- обеспечении социального, культурного и экономического прогресса и постоянного приспособления к изменениям при участии заинтересованных сторон в пересмотре профессиональных требований.
В рамках решения этих задач усилия органов государственного управления, местного самоуправления, работодателей, образовательных учреждений должны быть сосредоточены на следующих направлениях:
- установление единых нормативных требований в области повышения профессиональной квалификации и развития персонала за счет разработки и введения обязательных профессиональных минимумов для освоения профессий, специальностей и должностей для организаций независимо от форм собственности;
- аккредитация организаций на право выдачи документа государственного образца о получении работником квалификации и его соответствии профессиональным требованиям;
- обеспечение функционирования системы единого управления развитием персонала на государственных и муниципальных унитарных предприятиях и регулирование процесса развития персонала в иных организациях;
- прогнозирование изменений профессионально-квалификационной структуры кадров для развития образовательной системы в республике;
- организация и методическое обеспечение разработки отраслевых программ, а также программ, регулирующих внутриотраслевое движение рабочей силы;
- разработка и внедрение новейших технологий развития персонала, в т.ч. модульной системы и дистанционной формы обучения персонала, распространение положительного опыта работы в области развития персонала;
- формирование и совершенствование нормативно-правовой базы для работы кадровых служб предприятий и организаций республики;
- приведение в систему нормативно-правового и научно- методического обеспечения работы служб по управлению персоналом на предприятиях республики;
- создание системы отчетности, прогнозирования и планирования, профессионального развития персонала на предприятиях республики, исходя из соответствующих долговременных программ развития Республики Бурятия.
Самостоятельным вопросом, решение которого зависит, прежде всего, от принятия законодательного акта на уровне Российской Федерации, является создание системы сертификации персонала.
Государственная политика в части развития персонала на производстве как основы развития и стабильной работы предприятий должна предусматривать совместные действия органов исполнительной власти, местного самоуправления, работодателей, образовательных учреждений и профсоюзов.
В области развития персонала на производстве в ведении исполнительной власти Республики Бурятия находятся:
- определение и осуществление политики в области развития персонала в организациях и на территориях, не противоречащей государственной политике Российской Федерации;
- разработка и реализация региональной программы развития персонала на производстве с учетом экономических, экологических, природно- климатических, демографических и географических особенностей региона;
- формирование органов по управлению системой развития персонала на производстве;
- информационное обеспечение организаций районов (городов), организация изданий учебно-методической литературы, разработка примерных планов и программ в рамках своей компетенции;
- организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации инструкторов, методистов и преподавателей системы развития персонала на производстве;
- обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области развития персонала;
- издание соответствующих нормативных актов в рамках своей компетенции;
- контроль за использованием средств организаций, направленных на развитие персонала и относимых на себестоимость продукции в соответствии с действующим законодательством.
Организация самостоятельна в реализации плана и программы развития персонала, подборе и расстановке кадров.
К компетенции организации относятся:
- материально-техническое обеспечение и оснащение процесса развития персонала на производстве, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями;
- привлечение для развития персонала дополнительных источников финансирования и материальных средств, включая использование банковского кредита;
- подбор, прием на работу и расстановка кадров для реализации плана развития персонала;
- организация и совершенствование методического обеспечения процесса развития персонала;
- разработка и утверждение программ и планов развития персонала организации;
- самостоятельное формирование контингента обучающихся, с учетом потребности и особенностей организации;
- кооперирование с другими организациями при малой численности персонала и невозможности создания самостоятельной системы развития персонала;
- создание необходимых условий для развития персонала на производстве.
Организации всех форм собственности обязаны осуществлять (в случае необходимости) переподготовку женщин, потерявших квалификацию за периоды беременности и отпуска по уходу за детьми.
4. Формирование системы развития персонала на производстве
Система развития персонала на производстве представляет собой совокупность правовых норм, организационных мер, осуществляемых на основе скоординированных действий государственных структур, органов местного самоуправления, органов по труду и занятости населения, работодателей, профсоюзов в соответствии с программой социальных реформ, а также сеть образовательных учреждений со спектром оказываемых ими учебных услуг.
Система развития персонала должна отвечать потребностям работников в получении и повышении профессиональной подготовки в течение всей их трудовой деятельности, во всех отраслях экономики и на всех уровнях квалификации и ответственности. Одной из подсистем работы с персоналом является обучение персонала на производстве. Главным звеном в системе развития персонала должны стать кадровые службы предприятий. Они должны решать основные задачи:
- комплексное управление персоналом как инвестициями в человеческий потенциал;
- обеспечение полного цикла воспроизводства человеческого потенциала в организации;
- совершенствование организационных структур управления, систем организации и стимулирования труда.
Вопросы кадровой службы должны перестать быть второстепенными и вспомогательными во внутрифирменном управлении. По своему статусу планирование человеческих ресурсов и управление ими в современных организациях не должно уступать таким общим функциям управления как маркетинг или планирование инвестиций в основной капитал. Персонал на предприятии - это тоже ресурс, который необходимо оптимизировать.
В связи с этим назрела объективная необходимость в пересмотре традиционных представлений о социальной сущности и целевых функциях кадровых служб предприятий и организаций и определение перспектив их развития. Возникает потребность укомплектования кадровых служб специалистами, знающими не только трудовое законодательство, но и основы социологии, психологии труда и управления, владеющими навыками работы на компьютерной технике, методами системного анализа, разбирающимися в вопросах экономики, деловых взаимоотношениях.
В целях дальнейшего совершенствования деятельности кадровых служб необходимо, в первую очередь, сосредоточить внимание на организации их работы в следующих направлениях:
- обеспечение реализации государственной кадровой политики;
- разработка финансового механизма системы воспроизводства квалифицированной рабочей силы на предприятиях;
- своевременное и качественное комплектование высококвалифицированного кадрового состава на предприятиях в соответствии с потребностями и возникающими задачами;
- проведение аттестации, квалификационных экзаменов, испытаний и конкурсов;
- проведение систематического анализа кадровой ситуации и осуществления мониторинга кадровых процессов;
- проведение анализа уровня профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала и использование результатов обучения в практической деятельности;
- организация работы с кадровым резервом, совершенствование работы по планированию карьеры персонала;
- формирование и использование банка кадровой информации;
- участие в республиканских конкурсах на лучшую систему внутрипроизводственного обучения персонала.
Важнейшим звеном в системе управления развитием персонала на производстве должно стать специализированное структурное подразделение в составе Комитета по труду Министерства социальной защиты населения и труда. Это подразделение, отдел или сектор, состоящий из 2 - 3 высококвалифицированных специалистов (1 главного и 1 - 2 ведущих) должно выполнять все необходимые управленческие функции в рамках реализации государственной политики в области развития персонала на производстве и координировать деятельность всех компонентов системы.
Следующим звеном системы развития персонала на производстве должна стать общественная организация - Ассоциация развития персонала на производстве (АРП), учредителями которой могут выступить: Аграрный Союз, Союз промышленников и предпринимателей и 10 - 15 предприятий республики. Имеется опыт создания таких организаций в других регионах и рекомендации по их созданию Минтруда России.
Ассоциация должна выступать в качестве некоммерческой организации, призванной обеспечить сотрудничество организаций и предприятий всех форм собственности, образовательных учреждений, финансовых групп по реализации внутрипроизводственных программ развития персонала на производстве и решать следующие задачи:
- разработка и реализация региональных проектов и программ, содействие в подготовке и реализации внутрипроизводственных проектов и программ в области управления и развития персонала;
- проведение региональных семинаров, совещаний, конференций по проблемам организации производства, труда и управления, развития персонала;
- организация управленческого консультирования предприятий по вопросам осуществления инновационных процессов, выбора перспективных направлений деятельности, совершенствования производства;
- проведение по заявкам предприятий - членов Ассоциации экспертной оценки конкурентоспособности их продукции и услуг;
- организация различных форм обмена информацией между членами Ассоциации по интересующим их проблемам;
- содействие формированию рынка учебных услуг, развитию внутрифирменной подготовки кадров, реконструкции и оснащению учебных баз современным оборудованием и средствами обучения;
- оценка состояния и разработка прогноза структурной динамики рынка труда на текущий период и ближайшую перспективу;
- распространение среди членов Ассоциации учебно-методических материалов, организация подготовки и повышения квалификации преподавателей образовательных структур, организация обучения и стажировки за рубежом преподавателей и специалистов предприятий.
Сформированные по такой схеме органы управления развитием персонала при условии укомплектования их квалифицированными специалистами, способными работать в современных условиях, обеспечат решение всех назревших проблем в этой области деятельности.
Для определения перспектив и направлений кадровой политики, координации оценок деятельности структур, выполняющих эти функции, повышения значимости проводимой работы, решения организационных вопросов межведомственного характера Постановлением Правительства Республики Бурятия "О содействии предприятиям в развитии персонала на производстве" от 01.02.2000 N 28 был образован Совет по развитию персонала на производстве, руководителем которого утвержден Первый заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия Агалов В.К.
5. Механизм реализации системы развития
персонала на производстве
Система развития персонала на производстве может быть реализована на основе разработки и принятия пакета необходимых нормативных правовых актов. Поскольку решение большинства из перечисленных задач возможно только на основе нормативных правовых актов, принятых на уровне Правительства или Министерства труда и социального развития Российской Федерации, органы исполнительной власти Республики Бурятия должны инициировать их разработку и принятие, реализовав в них основные положения данной Концепции. Важнейшими из предполагаемых к разработке и принятию нормативных правовых актов являются те, которые регламентируют порядок аккредитации предприятий.
Введение порядка государственной аккредитации предприятий и организаций в органе по труду республики на право присвоения общероссийской квалификации в соответствии с требованиями Единого тарифно- квалификационного справочника работ и профессий рабочих предполагает:
- определять способность действующей на предприятии и организации системы внутрифирменного обучения, обеспечивать качество профессионального обучения по установленным профессионально- квалификационным требованиям;
- назначать состав квалификационных комиссий и ее руководителей совместными решениями органа по труду республики и руководителей этих предприятий;
- привлекать к участию в работе квалификационных комиссий наиболее квалифицированных специалистов, представителей профсоюзных организаций, работников образовательных учреждений.
Необходимо ввести квалификационные свидетельства единого образца и порядок их вручения лицам, успешно выдержавшим квалификационные экзамены, устанавливать обязательный порядок записей о присвоении квалификации в трудовые книжки и другие документы исключительно по предъявлении свидетельств единого образца.
Организация системы сертификации персонала в Республике Бурятия как составной части системы сертификации в Российской Федерации предполагает следующее:
- введение профессиональных стандартов, соответствующих международным требованиям;
- создание регионально - отраслевой сети независимых органов по сертификации категории персонала по ОКЗ (общероссийскому классификатору занятий);
- организацию системы подготовки персонала предприятий для сертификации на базе региональных Центров профессионального обучения и центров внутрифирменной подготовки персонала ведущих предприятий в соответствующей отрасли;
- формирование сети базовых предприятий системы сертификации персонала.
Для осуществления системы мер государственного воздействия на предприятия в целях внедрения систем качества, повышения производительности, гуманизации труда и др. Минтрудом России намечается разработать порядок предоставления предприятиям бюджетных инвестиций, кредитов под государственные гарантии, осуществления реструктуризации или отсрочки долгов перед бюджетами всех уровней при представлении программ обеспечения его конкурентоспособности на основе внедрения систем качества, производительности, сертификации персонала и т.п.; ввести для предприятий и организаций определение "инвестор в человеческие ресурсы" с предоставлением благоприятных налоговых льгот.
Минтрудом России определяется норматив минимальных обязательных ежегодных затрат работодателей на подготовку и переподготовку персонала, а также порядок ежегодного планирования всех форм обучения кадров и связанных с этим мероприятий, согласования плана и отчета в органах по труду субъектов Российской Федерации.
Предполагается обязать налоговые службы учитывать произведенные затраты в составе себестоимости произведенной продукции только при наличии согласования органов по труду.
В целях создания инфраструктуры развития кадрового потенциала предприятий и организаций, упорядочения действий всех звеньев управления этим процессом предполагается разработать республиканскую программу содействия развитию персонала на производстве и мероприятия по ее исполнению до 2005 г., в рамках которой создать инфраструктуру развития персонала на производстве.
Создание и обеспечение эффективного функционирования системы развития персонала на производстве потребует принятия широкого спектра законодательных и нормативных правовых актов на уровне Республики Бурятия, энергичных организационных мер.
Мероприятия по организации системы развития персонала на производстве приведены в Приложении.
6. Условия и последовательность реализации основных
положений концепции
Успешная реализация намеченных мер возможна при условии создания на республиканском и районных уровнях системы методической и организационной помощи предприятиям по распространению отечественного и зарубежного передового опыта эффективного использования профессионального потенциала и последовательного его развития, организации труда, управления, применения новых технологий и реорганизации производства через обучение руководителей и специалистов, вооружение их знаниями по обеспечению успешной деятельности в условиях рыночной экономики, предотвращению массовых увольнений при банкротстве и санации предприятий.
Общая координация работы по реализации основных направлений на республиканском уровне осуществляется Министерством социальной защиты населения и труда, на районном уровне - администрациями местного самоуправления.
В необходимых случаях вопросы подготовки персонала на производстве выносятся на рассмотрение Совета по развитию персонала на производстве при Правительстве Республики Бурятия.
В целях осуществления функций по обобщению и распространению передового опыта по организации труда, производства и управления, профессиональной подготовки персонала на производстве создается Ассоциация развития персонала (в дальнейшем - АРП), образуемая на договорной основе предприятиями и организациями (юридическими лицами), при содействии заинтересованных республиканских органов исполнительной власти.
Обучение кадров на производстве предполагается осуществлять, исходя из конкретных задач предприятий и организаций, перспектив их развития, совершенствования существующих и создания новых рабочих мест.
Для осуществления начальной профессиональной подготовки кадров с выдачей диплома установленного образца образовательные подразделения предприятий должны получать в установленном порядке соответствующую лицензию.
Для обучения кадров в профессиональных образовательных учреждениях соответствующие республиканские органы исполнительной власти определяют базовые профессии по ограниченному перечню без относительной отраслевой специализации и разрабатывают профессионально - квалификационные требования к качеству подготовки (государственный стандарт образования).
При этом имеется в виду, что конкретная специализация должна осуществляться преимущественно на учебной базе предприятий или в образовательных учреждениях по заявке предприятий по учебным планам, разрабатываемым самими предприятиями совместно с образовательными учреждениями.
Намечаемое разделение процесса обучения позволит изменить подготовку кадров в системе профессионального образования (сократить сроки обучения, улучшить технологию преподавания, повысить качество). Одновременно предполагается ввести систему обязательной краткосрочной (2 - 3 месяца) профессиональной адаптации выпускников образовательных учреждений на предприятиях.
Проведение работы по созданию и совершенствованию нормативно - правовой базы обучения кадров на производстве, предусмотренной основными направлениями, будет способствовать:
- сохранению преемственности и развитию взаимосвязи системы обучения персонала на производстве с системой профессионального образования;
- подготовке персонала предприятий по вопросам обеспечения экологической безопасности производственной деятельности;
- контролю за организацией и содержанием обучения персонала на предприятиях, отличающихся вредными и особо опасными условиями труда;
- обеспечению сочетания учебы и работы вновь нанимаемого персонала предприятий;
- предоставлению более широких возможностей для обучения кадров во внерабочее время, включая заочную форму обучения;
- обеспечению равных возможностей для профессиональной подготовки различным категориям работающих на предприятиях (молодежь, женщины, лица предпенсионного возраста, инвалиды и др.) при дифференцированном подходе к использованию форм обучения.
Предполагается разработать финансовый механизм системы воспроизводства квалифицированной рабочей силы на предприятиях, определить норматив обязательных минимальных инвестиций в развитие персонала.
Намечается ввести систему стимулов для предприятий по развитию персонала с осуществлением предприятиями мер по усилению заинтересованности работников в непрерывном повышении своих знаний и навыков. С этой целью могут вводиться компенсация затрат на обучение персонала, тарифные системы, учитывающие повышение размера ставки (оклада) после обучения, надбавки, доплаты и другие формы экономической заинтересованности персонала в обучении и использовании новых навыков и знаний в практической работе. В ходе реализации основных направлений намечается разработка республиканской программы развития персонала на производстве в Республике Бурятия на период 2000 - 2005 гг. и целевых проектов "Мониторинг производственной сферы на республиканском и районных уровнях", "Создание системы консультационных услуг по вопросам развития персонала", "Формирование рынка учебных услуг", "Подготовка преподавательских кадров для обучения на производстве", "Информационное обеспечение системы развития персонала на производстве", "Создание экспериментальных регионально - отраслевых учебных центров на предприятиях", "Формирование трудового потенциала для наукоемкого производства".
Целевые проекты включают в себя проведение конкретных исследований и экспериментов, внедрение результатов в практику, осуществление организационно - экономических, нормативно - правовых решений, их информационное и методическое обеспечение.
Приложение
к Концепции развития персонала на
производстве в Республике Бурятия
Мероприятия по организации системы развития
персонала на производстве
(утв. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 4 апреля 2000 г. N 94)
/-----------------------------------------------------------------------\
| N | Наименование мероприятий | Ответственные | Срок |
|п/п | | исполнители | исполнения |
|----+---------------------------------+-------------------+------------|
| 1 | 2 | 3 | 4 |
|----+------------------------------------------------------------------|
| | 1. Нормативно - правовое обеспечение |
|----+------------------------------------------------------------------|
|1.1.|Изучить вопрос о целесообразности|Минсоцзащиты, |после выхода|
| |разработки Закона Республики |Минобразования, |Закона РФ |
| |Бурятия "О развитии персонала на |Минэкономики и | |
| |производстве" |другие | |
| | |заинтересованные | |
| | |организации и | |
| | |ведомства | |
|----+---------------------------------+-------------------+------------|
|1.2.|Разработка рекомендаций о |Минсоцзащиты |2000 г. |
| |непрерывном обучении персонала на| | |
| |производстве | | |
|----+---------------------------------+-------------------+------------|
|1.3.|Ввести порядок лицензирования |Минсоцзащиты, |после |
| |образовательных подразделений |Минобразования, |принятия |
| |предприятий и организаций, |Минэкономики |соответст- |
| |осуществляющих начальную | |вующего |
| |профессиональную подготовку | |нормативного|
| |кадров в соответствии с | |акта |
| |Положением, утверждаемым | |Минтрудом |
| |Минтрудом России | |России |
|----+---------------------------------+-------------------+------------|
|1.4.|Разработка рекомендаций по |Минобразования, |I квартал |
| |профессиональной адаптации |Минпром |2001 г. |
| |выпускников системы | | |
| |профессионального образования на | | |
| |предприятиях | | |
|----+---------------------------------+-------------------+------------|
|1.5.|Разработка рекомендаций по |Минсоцзащиты |II квартал |
| |стимулированию предприятий в | |2001 г. |
| |развитии производственного | | |
| |персонала на территориальном | | |
| |уровне | | |
|----+------------------------------------------------------------------|
| | 2. Организационная работа |
|----+------------------------------------------------------------------|
|2.1.|Разработка Программы подготовки |Минсоцзащиты, |2001 г. |
| |персонала на производстве в |Минпром, | |
| |Республике Бурятия на 2001 - 2003|Минобразования | |
| |гг. | | |
|----+---------------------------------+-------------------+------------|
|2.2.|Разработка и реализация мер по |Отраслевые |2001 г. |
| |укреплению учебной базы |министерства, | |
| |предприятий и организаций |ведомства | |
|----+---------------------------------+-------------------+------------|
|2.3.|Проведение конкурса на лучшую | -"- |2002 г. |
| |систему внутрипроизводственного | | |
| |обучения персонала | | |
|----+---------------------------------+-------------------+------------|
|2.4.|Организация и оказание содействия|Минсоцзащиты, |2000 - |
| |Ассоциации развития персонала |Минпром, |2001 гг. |
| |(АРП) в ее становлении и развитии|Минобразования, | |
| | |Союз промышленников| |
| | |и предпринимателей | |
| | |(по согласованию), | |
| | |заинтересованные | |
| | |ведомства и | |
| | |организации | |
|----+------------------------------------------------------------------|
| | 3. Кадровое и методическое обеспечение |
|----+------------------------------------------------------------------|
|3.1.|Организация обучения работников |АРП, Минсоцзащиты, |2001 г. |
| |кадровых служб предприятий и |Минобразования, | |
| |организаций по проблемам |Минсельхозпрод, | |
| |управления персоналом в условиях |Союз промышленников| |
| |рыночной экономики |и предпринимателей | |
|----+---------------------------------+-------------------+------------|
|3.2.|Подготовка кадров преподавателей | -"- | -"- |
| |внутри производственного обучения| | |
| |в соответствии с потребностями | | |
| |предприятий | | |
|----+---------------------------------+-------------------+------------|
|3.3.|Подготовка типовых учебных и |АРП, Минсоцзащиты, |2001 г. |
| |тематических планов, требований к|Минобразования, | |
| |содержанию, формам и методам |Союз промышленников| |
| |обучения в системе |и предпринимателей | |
| |внутрипроизводственной подготовки| | |
| |персонала | | |
|----+---------------------------------+-------------------+------------|
|3.4.|Внедрение в практику модульного |АРП, Минсоцзащиты, |2001 г. |
| |метода обучения кадров на |Минобразования и | |
| |производстве, разработанного МОТ |др. | |
|----+---------------------------------+-------------------+------------|
|3.5.|Изучение, адаптация и | -"- |2000 - |
| |тиражирование опыта регионов в | |2001 гг. |
| |развитии персонала, учебных | | |
| |программ и технологий | | |
|----+---------------------------------+-------------------+------------|
|3.6.|Оказание поддержки предприятиям в| -"- |2000 - |
| |разработке учебно-методической | |2001 гг. |
| |документации | | |
|----+---------------------------------+-------------------+------------|
|3.7.|Информационное обеспечение | -"- |2000 - |
| |системы развития персонала на | |2001 гг. |
| |производстве | | |
\-----------------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 4 апреля 2000 г. N 94 "О Концепции развития персонала на производстве в Республике Бурятия"
Текст Постановления опубликован в Собрании Законодательства Республики Бурятия NN 8-9(12-13), май-июнь 2000 г.