Заслушав и обсудив информацию о ходе реализации Закона Республики Бурятия "О законопроектной деятельности в Республике Бурятия", Совет Народного Хурала Республики Бурятия отмечает следующее.
Закон Республики Бурятия от 19 июня 1996 года N 321-I "О законопроектной деятельности в Республике Бурятия" (далее - Закон Республики Бурятия) устанавливает и регулирует порядок подготовки, разработки, оформления и рассмотрения проектов законов Республики Бурятия. Согласно положениям статьи 2 Закона Республики Бурятия законопроектная деятельность предусматривает прогнозирование, планирование, подготовку, разработку, оформление, предварительное рассмотрение законопроектов и внесение их в Народный Хурал Республики Бурятия (далее - Народный Хурал).
Закон Республики Бурятия определяет, что целями законопроектной деятельности являются содействие гражданам в реализации их прав, свобод и законных интересов; нормативное регулирование различных сторон экономической и общественной жизни республики; реализация законов и иных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации и Республики Бурятия; устранение противоречий и недостатков в деятельности организаций, общественных объединений; реализация других полномочий органов государственной власти республики, не противоречащих Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Бурятия.
Положения статьи 4 Закона Республики Бурятия содержат перечень субъектов права законодательной инициативы Республики Бурятия. Законом Республики Бурятия от 31 октября 2008 года N 566-IV "О внесении изменения в часть 1 статьи 89 Конституции Республики Бурятия" указанный перечень расширен в целях наделения прокуратуры Республики Бурятия правом законодательной инициативы по вопросам ее ведения. С указанной даты до настоящего времени прокуратурой Республики Бурятия внесено 7 проектов законов Республики Бурятия в целях обеспечения защиты прав граждан.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона в целях гарантии реального народовластия государственным органам, органам местного самоуправления, организациям, общественным объединениям и гражданам предоставляется право вносить свои законодательные предложения субъектам права законодательной инициативы.
С законодательными предложениями в Народный Хурал чаще всего обращаются Избирательная комиссия Республики Бурятия (по вопросам избирательного процесса), Министерство внутренних дел России по Республике Бурятия, Главное управление МЧС России по Республике Бурятия, налоговые органы, администрации местного самоуправления, иные организации, граждане.
В соответствии со статьей 8 Закона законопроектная деятельность осуществляется на плановой основе с учетом ее прогнозирования. Планирование законопроектной деятельности осуществляется путем составления Примерной программы законопроектной работы на год. При ее разработке ведется сбор и обобщение предложений субъектов права законодательной инициативы, органов местного самоуправления в Республике Бурятия. Как правило, наибольшее число предложений поступает от Правительства Республики Бурятия, комитетов, депутатских объединений в Народном Хурале, Правового и Информационно-аналитического управлений Аппарата Народного Хурала. При этом существует проблема исполнения Примерной программы законопроектной работы: за 3 предшествующих года исполнение составило в среднем 60 процентов.
Способствовать решению задач по планированию законопроектной работы призван мониторинг правоприменения нормативных правовых актов в Республике Бурятия. В ходе мониторинга нормативных правовых актов осуществляется оценка эффективности их реализации как показателя достижения социально значимого результата в соответствующей сфере общественных отношений, устраняются факторы, снижающие эффективность действия нормативных правовых актов.
Ненадлежащему исполнению утвержденных программ способствовали как объективные (дефицит республиканского бюджета, изменение федерального законодательства), так и субъективные (недостаточно профессиональный подход разработчиков к законопроектной деятельности, в том числе к планированию и анализу сложившейся законодательной базы) причины.
Организация подготовки законопроектов является одним из важнейших этапов в принятии закона. Основная нагрузка при разработке проектов законов, как правило, ложится на специалистов комитетов Народного Хурала Республики Бурятия, министерств и ведомств. В период с 2010 по 2012 год Народным Хуралом Республики Бурятия принято 489 законов Республики Бурятия.
Из них Правительством Республики Бурятия внесено 82 законопроекта, Главой Республики Бурятия - 103, депутатами Народного Хурала - 283, Верховным Судом Республики Бурятия - 3, представительными органами местного самоуправления в Республике Бурятия - 13, Конституционным Судом Республики Бурятия - 2, прокуратурой Республики Бурятия - 3.
В процессе работы над законопроектами в Народном Хурале активно создаются рабочие группы. Деятельность рабочих групп (в 2010 году - 8, в 2011 году - 8, в 2012 году - 14) обеспечивает учет мнения субъектов права законодательной инициативы, государственных органов и органов местного самоуправления, общественности при разработке и доработке принятых в первом чтении проектов. Анализ эффективности создания таких групп доказывает, что законопроекты, прошедшие процедуру доработки в совместных рабочих группах, успешно принимаются в качестве законов.
Одним из проблемных вопросов по разработке проектов является представление финансово-экономического обоснования. Как показывает практика, большинство финансово-экономических обоснований готовятся специалистами, не обладающими специальными знаниями в соответствующей сфере. Счетной палатой Республики Бурятия выявляются факты несоответствия финансово-экономического обоснования действительным расходам. Решению указанной проблемы может способствовать привлечение к разработке финансово-экономического обоснования экспертов.
Существенная роль при рассмотрении законопроектов отводится их общественному обсуждению. Народный Хурал активно применяет его различные формы (публичные слушания по бюджету, парламентские слушания, "круглые столы"). За период с 2010 по 2012 год проведено 6 публичных слушаний по бюджету, 6 парламентских слушаний, 73 "круглых стола".
Экспертиза законопроектов является одной из важнейших стадий законопроектной деятельности. Заключения Правового, Информационно-аналитического управлений Аппарата Народного Хурала, прокуратуры Республики Бурятия, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Бурятия, Избирательной комиссии Республики Бурятия, Счетной палаты Республики Бурятия обязательно представляются по всем проектам. Комплексное применение различных видов экспертиз (правовой, антикоррупционной, финансовой, лингвистической, экономической, профессионально-специализированной) позволяет оценить законопроект с точки зрения его качества, обеспеченности финансовыми, организационными, иными ресурсами, его связи с общей системой законодательства, соответствия потребности общества, а также выявить недостатки и предотвратить принятие неэффективных, не обоснованных и не отвечающих требованиям законодательства и юридической практики законов.
Для разработки и экспертизы сложных законопроектов, законопроектов в специфической сфере правоотношений (экономической, налоговой, бюджетной направленности) целесообразно привлекать независимых экспертов, ученых, специалистов.
Активную позицию по разработке и внесению законопроектов занимает городской округ "Город Улан-Удэ", представляющий также юридически и экономически обоснованные поправки к проектам. При этом следует обратить внимание на тот факт, что не все органы местного самоуправления своевременно представляют поправки (замечания, предложения) к проектам в силу различных причин. Для повышения эффективности взаимодействия с субъектами права законодательной инициативы необходимо улучшить электронный документооборот по законопроектам.
Главой 16.1 Регламента Народного Хурала определен порядок рассмотрения проектов федеральных законов, в соответствии с которым Народный Хурал рассматривает направляемые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты до принятия в первом чтении для подготовки и представления отзывов; после их принятия в первом чтении для внесения поправок. Однако отмечается снижение количества рассматриваемых Народным Хуралом проектов федеральных законов. Так, в 2008 году таких проектов рассмотрено 9, в 2009 году - 2, в 2010 году - 4, в 2011 году - 1, в 2012 году - 4, в 2013 году - 4. Для обеспечения участия депутатов Народного Хурала в федеральном законодательном процессе необходимо вернуться к практике постоянного рассмотрения проектов федеральных законов.
В целом реализация Закона Республики Бурятия имеет положительные результаты, показывает его необходимость и эффективность.
Исходя из всего вышеизложенного, Совет Народного Хурала Республики Бурятия постановляет:
1. Принять к сведению информацию о ходе реализации Закона Республики Бурятия "О законопроектной деятельности в Республике Бурятия".
2. Рекомендовать Народному Хуралу Республики Бурятия принять Закон Республики Бурятия "О мониторинге правоприменения нормативных правовых актов Республики Бурятия" во втором чтении.
3. Рекомендовать субъектам права законодательной инициативы в Республике Бурятия:
1) определять при подготовке предложений для включения в Программу законопроектной работы степень востребованности предлагаемого проекта закона, анализировать тенденции развития системы законодательства и направления ее оптимизации;
2) организовать работу по привлечению специалистов, экспертов для подготовки финансово-экономического обоснования по законопроектам.
4. Организационно-техническому управлению Аппарата Народного Хурала Республики Бурятия улучшить работу по взаимодействию с субъектами права законодательной инициативы по своевременной рассылке проектов законов для подготовки замечаний, предложений, дачи заключений, в том числе в электронном виде.
5. Комитетам Народного Хурала продолжить работу по подготовке для рассмотрения на заседаниях Народного Хурала проектов федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, направляемых Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Председатель Народного Хурала Республики Бурятия |
М.М. Гершевич |
г. Улан-Удэ
19 декабря 2013 года
N 52-V
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Народного Хурала Республики Бурятия от 19 декабря 2013 г. N 52-V "О ходе реализации Закона Республики Бурятия "О законопроектной деятельности в Республике Бурятия"
Текст постановления опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 27 декабря 2013 г. N 135