Заслушав и обсудив информацию Правительства Республики Бурятия и Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы о ходе реализации Законов Республики Бурятия "Об административно-территориальном устройстве Республики Бурятия" и "Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия" (в части регулирования вопросов преобразования муниципальных образований и изменения статуса административно-территориальных единиц), Совет Народного Хурала Республики Бурятия отмечает следующее.
В соответствии с законодательством Республика Бурятия самостоятельно определяет свое административно-территориальное устройство. При этом вопросы преобразования муниципальных образований относятся к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), Законом Республики Бурятия от 7 декабря 2004 года N 896-III "Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия". Данные преобразования в большинстве случаев производятся одновременно с изменением административно-территориального устройства.
За период с 2004 года по настоящее время в Республике Бурятия произошло 40 преобразований муниципальных образований. Из них в 20 случаях изменились границы муниципальных образований, в 12 - произошло объединение муниципальных образований (образовалось 6 муниципальных образований), в 14 случаях изменилось административно-территориальное устройство.
Большинство изменений административно-территориального устройства связано с изменениями границ административно-территориальных единиц и статуса населенных пунктов в Республике Бурятия.
Муниципальные образования образованы Законом Республики Бурятия от 31 декабря 2004 года N 985-III "Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в Республике Бурятия" в 2004 году: 21 муниципальный район, 2 городских округа, 254 сельских и 19 городских поселений. С указанного времени путем объединения 12 сельских поселений вновь образованы 6 сельских поселений.
Основными причинами объединения муниципальных образований являются оптимизация муниципального управления, повышение эффективности использования местных бюджетов, а также уменьшение населения.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 9 апреля 2010 года N 143 утверждена Методика распределения и предоставления субсидий из республиканского бюджета на компенсацию потерь, возникающих в результате объединения поселений, и на стимулирование объединения поселений в Республике Бурятия. В 2013 году в данное Постановление внесено изменение, учитывающее опыт объединения муниципальных образований в Кяхтинском районе в части увеличения норматива для стимулирования объединения поселений с 500 рублей до 1 400 рублей. Данный норматив рассчитывается на душу населения по городским и сельским поселениям исходя из среднереспубликанского уровня прочих расходов.
На организацию выборов депутатов вновь образованных муниципальных образований затрачено в 2011 году 614,8 тыс. рублей, в 2012 году - 192,6 тыс. рублей, в 2013 году - 819,9 тыс. рублей.
Согласно Плану мероприятий по совершенствованию территориальной организации местного самоуправления в Республике Бурятия, разработанному Правительством Республики Бурятия, процесс объединения поселений в Республике Бурятия продолжится. Однако требование Федерального закона N 131-ФЗ о пешеходной доступности до административного центра муниципального образования и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, препятствует разрешению данного вопроса. Правительством Республики Бурятия в Министерство регионального развития Российской Федерации направлено предложение о смягчении закрепленных Федеральным законом N 131-ФЗ указанных требований с учетом системы расселения населения.
К негативным моментам процесса объединения муниципальных образований относятся:
1) длительность оформления правоустанавливающих документов нового муниципального объединения;
2) отсутствие методики определения финансового потенциала сельских поселений.
При этом объединение сельских поселений имеет положительные результаты:
1) выделение из республиканского бюджета дополнительных финансовых средств на компенсацию потерь, возникающих в результате объединения поселений, и субсидий на стимулирование объединения поселений, которые направляются на решение социальных вопросов;
2) сокращение управленческого аппарата и, как следствие, расходов на его содержание.
За период с 2004 года по настоящее время административно-территориальное устройство также претерпело изменения. Изменения коснулись следующих вопросов:
упразднение и исключение из учетных данных населенных пунктов в Республике Бурятия;
образование новых административно-территориальных единиц в Республике Бурятия;
изменение границ существующих административно-территориальных единиц;
преобразование административно-территориальных единиц путем присоединения либо изменения их статуса.
Необходимо отметить, что вносимые инициативы органов местного самоуправления не всегда отвечают предъявляемым требованиям к перечню документов (картографические материалы и документы по учету мнения населения).
Правоотношения в данной сфере регулируются Законом Республики Бурятия от 10 сентября 2007 года N 2433-III "Об административно-территориальном устройстве Республики Бурятия". Правительством Республики Бурятия ведется Реестр административно-территориальных единиц и населенных пунктов Республики Бурятия.
В настоящее время в Реестр внесены 633 населенных пункта, 6 городов, из которых 2 города республиканского подчинения, 21 административный район, 14 поселков городского типа и 238 сельсоветов и сомонов.
В связи с изменениями в федеральном законодательстве, касающимися земельных правоотношений, наименований географических объектов, требуется корректировка законодательства Республики Бурятия. Так, в 2013 году принят Закон Республики Бурятия от 14 ноября 2013 года N 55-V "Об отдельных вопросах присвоения наименований географическим объектам и переименования географических объектов", устанавливающий порядок присвоения наименований географическим объектам и переименования географических объектов.
При ведении Реестра административно-территориальных единиц Республики Бурятия возникают проблемы, связанные с длительностью процесса принятия решения по присвоению наименований вновь образованным административно-территориальным единицам на федеральном уровне. Не менее актуально изменение законодательства Республики Бурятия в части урегулирования процедуры преобразования муниципальных образований. Требует системного подхода внесение изменений в картографические материалы. Немаловажную роль имеет межведомственное информационное взаимодействие по вопросам изменения административно-территориального устройства и преобразования муниципальных образований.
Исходя из вышеизложенного, Совет Народного Хурала Республики Бурятия постановляет:
1. Принять информацию заместителя Руководителя Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия по вопросам территориального развития - председателя Комитета территориального развития Б.В. Жамбалова и заместителя председателя Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы В.А. Малышенко к сведению.
2. Рекомендовать Правительству Республики Бурятия:
доработать проект закона Республики Бурятия "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в Республике Бурятия" в части картографического описания границ муниципальных образований в Республике Бурятия с учетом мнения представительных органов местного самоуправления в срок до 1 января 2015 года;
рассмотреть возможность разработки методики определения финансового потенциала сельских поселений при процессе объединения муниципальных образований;
учитывать при подготовке преобразования муниципальных образований в форме объединения социально-экономические показатели развития сельской территории и эффективность ее использования.
3. Комитету Народного Хурала Республики Бурятия по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы:
подготовить поправки в Закон Республики Бурятия "Об административно-территориальном устройстве Республики Бурятия" в части уточнения требований к документам, вносимым по административно-территориальному устройству и устранения коррупциогенных факторов;
осуществлять постоянное взаимодействие с компетентными органами (Минрегионразвития Российской Федерации, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации (Росреестр), Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия (Бурятстат), Правительство Республики Бурятия, органы местного самоуправления) в целях информирования об изменении административно-территориального устройства и преобразований муниципальных образований.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Бурятия:
осуществлять взаимодействие с органами государственной власти в целях соблюдения процедуры изменения административно-территориального устройства и муниципальных образований;
обеспечивать учет мнения населения при проводимых преобразованиях административно-территориальных единиц и муниципальных образований, качественную подготовку и оформление документов при внесении их в Народный Хурал Республики Бурятия.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Комитет Народного Хурала Республики Бурятия по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы (Ботоев Б.Н.)
Председатель Народного Хурала |
М.М. Гершевич |
г. Улан-Удэ
21 марта 2014 года
N 100-V
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Народного Хурала Республики Бурятия от 21 марта 2014 г. N 100-V "О ходе реализации Законов Республики Бурятия "Об административно-территориальном устройстве Республики Бурятия" и "Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия" (в части регулирования вопросов преобразования муниципальных образований и изменения статуса административно-территориальных единиц)"
Текст постановления опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 28 марта 2014 г. N 20