Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 июня 2000 г. N Ф03-А73/00-2/935
(извлечение)
Арбитражный суд, при участии от истца: Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю - Романенко М.В. - зам. нач. юридического отдела, доверенность N 13-11/38 от 23.11.99 г.; от ответчика: Учреждение ИЗ-22/3 - Сиднина Т.В. - старший юрисконсульт, доверенность N 14/292 от 17.01.2000 г.; Горина Т.В. - начальник юридической службы, доверенность N 27/49 от 10.02.2000 г., рассмотрел кассационную жалобу Учреждения ИЗ-22/3 на Решение от 16.02.2000 г., Постановление от 10.04.2000 г. по делу N А73-8394/16-99 (АИ-1/180) арбитражного суда Хабаровского края, по иску Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю к Учреждению ИЗ-22/3 о взыскании штрафных санкций за нецелевое использование бюджетных средств.
Управление федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее УФК по Хабаровскому краю) обратилось к Учреждению ИЗ-22/3 о взыскании штрафных санкций за нецелевое использование бюджетных средств.
Решением арбитражного суда Хабаровского края от 16.02.2000 г., оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 10.04.2000 г., исковые требования удовлетворены.
Оба судебных акта мотивированы тем, что ответчиком допущено нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в самостоятельном перераспределении денежных средств, выделенных в 1998 году и первом полугодии 1999 года на заработную плату, на другие цели в сумме 69 600 рублей 43 копейки. Расчет штрафных санкций произведен в соответствии с действовавшими нормами материального права.
В кассационной жалобе Учреждение ИЗ-22/3 просит отменить решение суда и Постановление апелляционной инстанции в связи с допущенными нарушениями норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, факт временного отвлечения денежных средств с одного кода экономической классификации на другой в пределах сметы не может служить доказательством нецелевого использования бюджетных средств, суд неправомерно руководствовался при принятии решения Письмом Минфина РФ от 16.04.1996 N 3-А2-02, которое не может являться нормативным документом, как не прошедшее регистрацию в Министерстве юстиции РФ.
В заседании суда данные требования поддержаны в полном объеме.
УФК по Хабаровскому краю отклоняет заявленные требования, считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
В заседании суда объявлялся перерыв.
Как установлено материалами дела, отделением федерального казначейства по Николаевскому району проведена проверка Николаевского СИЗО-22/3 по вопросу целевого использования бюджетных средств в 1998 году в 1-ом полугодии 1999 года.
В ходе проверки было установлено, что бюджетные средства, поступившие в кассу учреждения ИЗ-22/3 на выплату заработной платы (код N 1101000), были использованы по другим статьям без дальнейшего восстановления ввиду отсутствия или недостаточного финансирования.
В частности, допускалось отвлечение бюджетных средств с указанного кода на коды:
N 110400 "командировки и служебные разъезды";
N 110500 "оплата транспортных услуг";
N 110600 "оплата услуг связи";
N 111040 "прочие текущие расходы". Данные нарушения были квалифицированы как нецелевое использование бюджетных средств.
Материалы проверки отражены в Акте проверки без номера от 31 августа 1999 года, на основании которого приняты Предложения N 10-07/625 от 17.09.1999 и Учреждению ИЗ-22/3 предложено в добровольном порядке перечислить в доход федерального бюджета сумму нецелевого использования - 69 660 рублей 43 копейки и уплатить штрафные санкции в размере 45 896 рублей 05 копеек.
В связи с тем, что в добровольном порядке штраф не уплачен, Управление федерального казначейства по Хабаровскому краю обратилось за взысканием суммы 45 896 рублей 05 копеек в арбитражный суд.
Арбитражными судами обеих инстанций правомерно установлено, что факт отвлечения денежных средств, поступивших в Учреждение ИЗ-22/3 на выплату заработной платы, имел место, что не отрицает ответчик.
Перераспределение бюджетных средств по кодам бюджетной классификации произведено Учреждением ИЗ-22/3 в пределах полученных из федерального бюджета сумм финансирования.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что данное право было предоставлено Учреждению ИЗ-22/3 вышестоящим распорядителем бюджетных ассигнований - Министерством юстиции России.
Таким образом, учитывая отсутствие разрешения перераспределять бюджетные ассигнования в пределах сметы, вывод арбитражного суда о том, что к Учреждению ИЗ-22/3 обоснованно предъявлены штрафные санкции за нецелевое использование бюджетных средств, является правомерным.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что в период допущенного правонарушения отсутствовало понятие "нецелевое использование" денежных средств и истец не должен был руководствоваться Письмом Минфина РФ от 16.04.1996 г. N 3-А2-02 "О нецелевом использовании средств, выделенных из федерального бюджета", были предметом рассмотрения первой и апелляционной инстанций, им дана объективная правовая оценка.
Расходование средств не по коду экономической классификации, по которому было произведено финансирование, равно как и перераспределение средств с одного кода экономической классификации на другой без наличия на это соответствующих полномочий, правомерно расценено судом как нецелевое использование, так как использование бюджетных средств не должным образом не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, в данном случае - выплата заработной платы.
Как следует из акта проверки, кредиторская задолженность за 6 месяцев 1999 года, в том числе, по заработной плате составила 89 тысяч рублей.
Штрафные санкции начислены истцом в соответствии со ст. 60 ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" (N ФЗ-36 от 22.02.1999) и ст. 86 ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" (N ФЗ-42 от 26.03.1998).
При изложенных выше обстоятельствах, основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение арбитражного суда Хабаровского края от 16.02.2000, Постановление апелляционной инстанции от 10.04.2000 по делу N А73-8394/16-99 (АИ-1/180) оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 июня 2000 г. N Ф03-А73/00-2/935
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании