Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 сентября 2001 г. N Ф03-А73/01-1/1738
(извлечение)
Арбитражный суд при участии от истца - ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго", юрисконсульт - Смирнова Л.М., доверенность N 7/546 от 22.05.2001 г.; от ответчика - УФК Минфина РФ по Хабаровскому краю, нач. кр. отдела - Кальчитский А.С., доверенность N 100 от 09.01.2001 г., гл. специалист юр. отдела - от Администрации г. Хабаровска - Тимошенко С.Н., доверенность N 04/890 от 03.04.2001 г., от Финансового департамента Администрации Хабаровского края, нач. юр. отдела - Власенко Н.В., доверенность N 19-2631 от 30.11.1999 г., рассмотрел кассационную жалобу Финансового департамента Администрации Хабаровского края на Решение от 09.06.2001 г. по делу N А73-2160/2001-19 арбитражного суда Хабаровского края, по иску Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к Администрации г. Хабаровска, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска, Министерству финансов РФ, Администрации Хабаровского края, Финансовому департаменту Администрации Хабаровского края о взыскании 1994487 руб. 05 коп.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" обратилось с иском в арбитражный суд Хабаровского края к Администрации г. Хабаровска и Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска о взыскании недополученных доходов за предоставленную льготную скидку гражданам в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" за период с 01.10.1998 по 01.01.2001 в сумме 1994487 руб. 05 коп.
Определением от 24.04.2001 судом в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Администрация Хабаровского края и Финансовый департамент Администрации Хабаровского края.
Решением от 09.06.2001 исковые требования истца удовлетворены. Сумма 1994487 руб. 05 коп. взыскана с Финансового департамента Администрации Хабаровского края за счет бюджета Хабаровского края.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого Решения проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 171-174 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основании кассационной жалобы Финансового департамента Администрации Хабаровского края, в которой он просит отменить судебный акт, считает, что он принят с нарушением норм материального права. Если бюджету Хабаровского края не предоставлены средства на осуществление полномочий Российской Федерации по компенсации предприятиям их затрат за предоставленные гражданам федеральные льготы, а в расходах краевого бюджета эти средства не были в законодательном порядке утверждены, то обязанность по компенсации указанных затрат следует возложить на Российскую Федерацию.
В заседании суда представитель Финансового департамента Администрации Хабаровского края поддержал жалобу, просил Решение суда первой инстанции отменить и передать дело на новое рассмотрение.
Представитель ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" с жалобой не согласился и просил Решение оставить без изменения.
Представители Финансового департамента Администрации г. Хабаровска, Минфина РФ, Администрации г. Хабаровска с жалобой также не согласились, считая, что суд правомерно освободил их от ответственности.
Из материалов дела установлено, что ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" в соответствии со статьей 15 ФЗ "О ветеранах", Постановлением Главы Администрации Хабаровского края N 239 от 17.06.1999 "О порядке осуществления мер социальной защиты пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на территории Хабаровского края" предоставляло ветеранам теплоэнергию с 01.10.1998 по 01.01.2001 по льготной оплате, в результате чего образовалась задолженность в сумме 1994487 руб. 05 коп., за взысканием которой истец обратился с иском в арбитражный суд, ввиду того, что Администрация г. Хабаровска отказала ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" в компенсации данных затрат.
При рассмотрении дела арбитражный суд на основании статьи 10 ФЗ "О ветеранах" возложил возмещение расходов по оплате теплоэнергии истцу на Финансовый департамент Администрации Хабаровского края, считая, что льготы по оплате коммунальных услуг возмещаются за счет бюджета субъектов Российской Федерации.
Однако, с таким выводом суда нельзя согласиться, поскольку порядок, способы и источники финансирования выпадающих доходов предприятия от реализации льгот субъекта Российской Федерации, установленные в рассматриваемый период бюджетным регулированием, с достаточной полнотой не исследованы.
Убытки ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" образовались в связи с реализацией за свой счет ФЗ "О ветеранах", предусматривающего льготы по оплате коммунальных услуг для ветеранов Великой Отечественной войны.
Статья 10 указанного Закона устанавливает, что расходы на реализацию прав и льгот, предусмотренных ветеранам, производятся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Следовательно, ФЗ "О ветеранах" устанавливает бюджетные обязательства государства, и для их реализации необходимо, чтобы бюджетные средства ежегодно санкционировались законодателем в порядке, предусмотренном. Конституцией Российской Федерации в Федеральном законе о федеральном бюджете.
Статья 25 Закона РФ "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления" от 15.04.1993 N 4807-1 предусматривает обязанность федерального бюджета за счет своих средств предоставить бюджету субъекта РФ компенсацию путем увеличения расходов бюджета края в связи с принятием Решения федеральными органами о предоставлении федеральной льготы за счет средств бюджета субъекта РФ.
Поскольку ФЗ "О ветеранах" установлено целевое выделение средств на реализацию льгот, а Администрация Хабаровского края и Финансовый департамент Администрации края отрицают факт получения денежных средств из федерального бюджета на указанные цели, суду следовало потребовать представление от Министерства финансов РФ данных о том, в каком порядке за 1998 - 2000 годы решался вопрос о возмещении расходов, связанных с реализацией льгот ветеранам по оплате коммунальных услуг предприятиям, организациям, предоставляющим соответствующие льготы, были ли запланированы в федеральном бюджете компенсационные затраты на федеральные льготы на указанный период, предназначенные к передаче в бюджет Хабаровского края, передавались ли они бюджету субъекта Российской Федерации и в каком порядке.
В деле отсутствуют данные о том, представлялся ли Администрацией Хабаровского края в Министерство финансов РФ перечень расходов, необходимых краю для получения из федерального бюджета средств для исполнения ФЗ "О ветеранах".
Предметом исследования и оценки суда указанные документы не были.
Поскольку судом принято Решение по недостаточно исследованным обстоятельствам, поэтому они подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть, что своевременное обеспечение необходимого правового регулирования и исполнение нормативных предписаний лежит на законодательных и исполнительных органах, которые несут ответственность за неисполнение указанных обязательств.
Вопрос о госпошлине по иску и кассационной жалобе следует решить суду при новом рассмотрении в порядке статьи 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 09.06.2001 арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-2160/2001-19 отменить.
Материалы дела направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 сентября 2001 г. N Ф03-А73/01-1/1738
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании