Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Дорошенко О.В. - юрисконсульт по доверенности N 1.34/123 от 30.12.2003, Гружевская Т.Б. - начальник юридического отдела по доверенности N 1.34/23 от 30.01.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Сахалинской области на решение от 12.04.2004 по делу N А59-3934/03-С17 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску Федерального государственного унитарного авиационного предприятия "Авиакомпания "Сахалинские авиатрассы" к Министерству финансов РФ в лице УФК по Сахалинской области, Финансовому управлению Администрации Анивского района, отделу социальной защиты населения Анивского района, Департаменту социальной защиты населения Сахалинской области, Главному финуправлению Администрации Сахалинской области о взыскании 50000 рублей.
В соответствии со ст. 176 АПК РФ постановление кассационной инстанции в полном объеме изготовлено 09.08.2004.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Авиакомпания "Сахалинские авиатрассы" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к отделу социальной защиты населения МО "Анивский район", Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области, Главному финансовому управлению Сахалинской области, Департаменту соцзащиты населения Сахалинской области, Финансовому управлению МО "Анивский район" о взыскании 119810 рублей (с учетом уточненных требований) убытков в связи с предоставлением льгот инвалидам и лицам их сопровождающим по оплате проезда воздушным транспортом.
Решением суда от 12.04.2004 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на статью 84 БК РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Правильность судебного акта проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 284, 286 АПК РФ по жалобе Минфина РФ в лице УФК по Сахалинской области, считающего решение суда от 12.04.2004 необоснованным и вынесенным с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд неправомерно возложил на него ответственность, поскольку органами государственной власти РФ в 2000 году был решен вопрос об обеспечении органов государственной власти субъекта РФ финансовыми ресурсами на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов".
Поскольку истцом не доказаны вина государственных органов и наличие причинной связи между их действиями и возникновением убытков у истца, то, по утверждению заявителя, суд необоснованно применил к рассматриваемому случаю статью 1069 ГК РФ.
В судебном заседании кассационной инстанции представители истца доводы жалобы отклонили по мотивам, изложенным в отзыве Представители других лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не приняли.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает жалобу несостоятельной.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ФГУП "АК "Сахалинские авиатрассы" в 2000 году предоставило инвалидам и лицам их сопровождающим льготы по оплате воздушной перевозки в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", в результате чего предприятием недополучены доходы в сумме 119810 рублей.
В силу пункта 5 статьи 790 ГК РФ данные расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Арбитражный суд Сахалинской области на основе всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств правомерно взыскал убытки, образовавшиеся у истца в связи с предоставлением льгот, с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставлено право бесплатного проезда во всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.
Статьей 4 названного Закона установлено, что к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.
Согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Финансирование на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" из федерального бюджета в бюджет Сахалинской области не производилось. Указанное подтверждается ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" от 31.12.1999 N 227.
Приложением 4 к Закону Сахалинской области от 30.12.1999 N 150 "Об областном бюджете на 2000 год" предусмотрена передача Анивскому району государственных полномочий Сахалинской области на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в сумме 177 тыс. рублей.
Поскольку Минфин РФ, в порядке статьи 65 АПК РФ, доказательств выделения целевым назначением на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" из федерального бюджета средств бюджету Сахалинской области не предоставил, то суд первой инстанции правомерно возложил на него ответственность за причиненные истцу убытки и удовлетворил иск за счет казны РФ согласно статьям 16, 1069 ГК РФ, освободив от ответственности субъект и муниципальное образование.
С учетом изложенного доводы кассационной жалобы не могут быть признаны обоснованными.
Таким образом, оснований для изменения данного судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 12.04.2004 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-3934/03-С17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 августа 2004 г. N Ф03-А59/04-1/2150 "Отсутствие доказательств выделения целевым назначением на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" из федерального бюджета средств бюджету субъекта Российской Федерации является основанием для удовлетворения иска о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением льгот инвалидам и лицам, их сопровождающим, по оплате проезда воздушным транспортом, за счет казны РФ согласно ст. 16, 1069 ГК РФ"
Текст Постановления опубликован в журнале "Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", сентябрь-декабрь 2004 г., N 3
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании