Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 августа 2004 г. N Ф03-А51/04-2/2072
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Администрации муниципального образования г. Дальнегорска Приморского края - Круглов А.А. главный специалист по доверенности от 02.09.2003 N 31, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования г. Дальнегорска Приморского края на решение от 27.10.2003, постановление от 02.04.2004 по делу N А51-6957/03 29-256 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению заместителя прокурора Приморского края к Администрации муниципального образования г. Дальнегорска Приморского края, Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Приморскому краю, третьи лица: Муниципальное унитарное предприятие "ДБТИ", Федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация", Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам администрации Приморского края о признании недействительными (частично) Постановления N 94 от 10.02.2003 постановления N 162 от 05.03.2003 Администрации МО г. Дальнегорска, решения N 53 от 19.03.2003 Межрайонной ИМНС РФ N 6 по Приморскому краю.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) мотивированное постановление изготовлено 23 августа 2004 года.
Заместитель прокурора Приморского края обратился с заявлением о признании недействительными: пункта 3 постановления главы администрации муниципального образования г. Дальнегорска N 94 от 10.02.2003 "О создании МУП "Дальнегорское БТИ", постановления главы администрации муниципального образования г. Дальнегорска Приморского края N 162 от 05.03.2003 "Об утверждении Устава МУП "Дальнегорское БТИ", решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Приморскому краю от 19.03.2003 N 53 о государственной регистрации МУП "Дальнегорское бюро технической инвентаризации".
В качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечены: МУП "Дальнегорское бюро технической инвентаризации", ФГУП "Ростехинвентаризация" (в лице филиала в г. Владивостоке), Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Администрации Приморского края.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 27.10.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.04.2004, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Оба судебных акта мотивированы тем, что у органа местного самоуправления отсутствуют полномочия в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, следовательно, данный орган не мог наделить МУП "Дальнегорское БТИ" полномочиями по осуществлению деятельности по учету, регистрации и инвентаризации жилищного фонда и других объектов недвижимости на территории муниципального образования г. Дальнегорска. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что на территории г. Дальнегорска действует филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация", и создание на данной территории МУП "Дальнегорское БТИ" нарушит единую систему учета градостроительной деятельности, интересы Российской Федерации в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации.
В кассационной жалобе Администрация муниципального образования г. Дальнегорска (далее - Администрация), в заседании суда кассационной инстанции просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с допущенными нарушениями норм материального права. По мнению заявителя жалобы, судом не учтены положения статей 15 и 25 Жилищного кодекса РФ, статьи 30 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Прокуратура Приморского края в отзыве на кассационную жалобу отклоняет требования заявителя кассационной жалобы, считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы в заседании суда участия не принимала.
Остальные лица, привлеченные к участию в деле, отзывы на кассационную жалобу не представили, в судебном разбирательстве по делу в суде кассационной инстанции не участвовали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, заслушав мнение представителя администрации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене либо изменению обжалуемых судебных актов.
Как установлено из материалов дела, Администрация муниципального образования г. Дальнегорска издала 10.02.2003 постановление N 94 "О создании МУП "Дальнегорское БТИ". Пунктом 3 данного постановления МУП "Дальнегорское БТИ" делегированы полномочия по учету регистрации и инвентаризации жилищного фонда и других объектов недвижимости на территории муниципального образования.
В соответствии с этим в Устав МУП "Дальнегорское БТИ" включены части 2 и 8 пункта 2.2 раздела 2, согласно которым предприятие осуществляет:
- техническую инвентаризацию, учет и переоценку жилых и нежилых объектов гражданского назначения, находящихся в собственности муниципального образования, в собственности общественных организаций, а также в собственности физических и юридических лиц;
- ведение реестровых книг учета объектов недвижимости всех форм собственности на территории муниципального образования.
Устав МУП "Дальнегорское БТИ" утвержден Постановлением Администрации муниципального образования г. Дальнегорска 05.03.2003 N 162 и МУП "Дальнегорское бюро технической инвентаризации" зарегистрировано 19.03.2003 за N 53 в Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Приморскому краю.
Данные ненормативные акты в указанной части обжалова заместителем прокурора Приморского края в судебном порядке.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что в его компетенцию входит создание муниципальных предприятий, являются обоснованными. Вместе с тем, Администрацией не учтено, что оспаривается не все постановление Администрации N 94 от 10.02.2003 "О создании МУП "Дальнегорское БТИ", а только пункт 3 данного постановления, касающийся наделения создаваемого муниципального предприятия полномочиями по учету, регистрации и инвентаризации жилищного фонда и других объектов недвижимости на территории муниципального образования. Кроме того, оспариваются те виды деятельности создаваемого предприятия, которыми, по мнению заместителя прокурора Приморского края, Администрация была не полномочна распоряжаться.
Арбитражным судом обеих инстанций сделан правомерный вывод о том, что согласно, статьям 13, 14 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности", Правительство Российской Федерации осуществляет государственное регулирование и контроль в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности в Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться государственными полномочиями только законом.
Осуществление государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности муниципальным органам на законодательном уровне не делегировано. Более того, пунктом 5 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденным указанным выше Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, государственный технический учет и техническую инвентаризацию проводят только специализированные государственные унитарные предприятия или учреждения, уполномоченные на осуществление этой деятельности Росстроем России.
В целях выполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комитету издал приказ N 278 от 08.12.2000 "О назначении Федерального государственного унитарного предприятия "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости" уполномоченным на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации.
Как установлено арбитражным судом, в целях создания единой системы учета, приказом ФГУП "Ростехинвентаризация" от 01.09.2003 N 153/25-10 создан Дальнегорский филиал ФГУП "Ростехинвентаризация" для осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности.
Являются необоснованными и ссылки заявителя кассационной жалобы о том, что суд не применил статьи 15 и 25 Жилищного кодекса РФ. Статья 15 данного Кодекса наделяет Администрацию соответствующими полномочиями в области использования, обеспечения сохранности и учета жилищного фонда, а Администрация наделяет созданное им МУП "Дальнегорское БТИ" полномочиями по учету и объектов нежилого фонда, то есть любых объектов недвижимости на территории муниципального образования. Согласно статье 25 Жилищного кодекса РФ, государственный учет жилищного фонда осуществляется по единой системе в порядке, установленном Советом Министров СССР. То есть и в данном случае речь идет только об учете жилищного фонда.
В силу статьи 4 Градостроительного кодекса РФ, жилищный фонд и другая недвижимость на территории муниципального образования относятся к объектам градостроительной деятельности.
Исходя из вышеизложенного, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что Администрация муниципального образования г. Дальнегорска не является органом государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, следовательно, Администрация не вправе была наделять МУП "Дальнегорское БТИ" полномочиями по осуществлению деятельности по учету, регистрации и инвентаризации жилищного фонда и других объектов недвижимости на территории г. Дальнегорска.
При изложенных выше обстоятельствах, по доводам кассационной жалобы, основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 27.10.2003, постановление апелляционной инстанции от 02.04.2004 по делу N А51-6957/03 29-256 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 августа 2004 г. N Ф03-А51/04-2/2072
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании