Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 октября 2001 г. N Ф03-А73/01-1/1902
(извлечение)
Арбитражный суд, при участии от истца - ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" - юрисконсульт Смирнова Л.М. (доверенность N 7/546 от 22.05.2001), от ответчиков (финансовый департамент Администрации Хабаровского края - Белоножко Т.Г. - представитель (доверенность N 19-01 от 04.01.2001, финансовый департамент Администрации г. Хабаровска - Тимошенко С.Н. представитель (доверенность N 04/890 от 03.04.2001, управление федерального казначейства Минфина РФ - представитель Халитов А.В. (доверенность N 803 от 09.01.2001), рассмотрел кассационную жалобу финансового департамента Администрации Хабаровского края, на решение от 11.07.2001 по делу N А73-1948/2001-14 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества энергетики и электрофикации "Хебаровскэнерго" к Администрация г. Хабаровска, финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска, финансовому департаменту Администрации Хабаровского края, Правительству РФ, Министеоству финансов РФ, Министерству внутренних дел РФ, Министерству обороны РФ о взыскании 3906995 рублей 22 копеек.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровекэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации г. Хабаровска, финансовому департаменту г. Хабаровска, Администрации Хабаровского края, финансовому департаменту Администрации Хабаровского края, Правительству РФ, Министерству финансов РФ, Министерству внутренних дел РФ, Министерству обороны РФ о взыскании убытков в сумме 3906995 руб. 22 коп. в виде выпадающих доходов от представления в 1998, 1999, 2000 годах льгот, предусмотренных Федеральными законами "О милиции", "О статусе военнослужащих", по оплате гражданами, достигшими пенсионного возраста, ветеранами службы в МВД, МО РФ, проживающими в домах государственного (краевого) и муниципального фонда, горячей воды и теплоснабжения.
Решением суда от 11.07.1001 требования истца удовлетворены полностью за счет казны Хабаровского края - финансового департамента Администрации Хабаровского края в соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом, суд исходил из признания вины Администрации Хабаровского края, обязанной нести эти расходы в силу указанных законов, в том, что ею не предусматривались средства на погашение этих расходов в бюджете края в 1998, 1999, 2000 годах.
Законность и обоснованность указанного судебного решения проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 161, 162 АПК РФ по кассационной жалобе финансового департамента Администрации Хабаровского края, полагающего его отменить как необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, в том числе ст. 16 ГК РФ, ч. 2 ст. 10 Закона РФ "О ветеранах", ст.ст. 19, 25 Закона РФ "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов...", норм Бюджетного кодекса РФ.
При этом заявитель ссылается на возмещение истцу выпадающих доходов от предоставления указанных льгот по федеральным законам за счет средств федерального бюджета целевым направлением.
Как полагает заявитель, суд фактически сделал вывод о вине и незаконности действий не привлеченного в дело лица - законодательного органа власти Хабаровского края - Законодательной Думы Хабаровского края, не включившей расходы по оказанию федеральных льгот в Законы Хабаровского края в 1998, 1999, 2000 годах "О бюджете Хабаровского края".
Кроме того, нарушение федеральными органами власти порядка передачи указанных федеральных расходов бюджету нижестоящего уровня, выразившееся в отсутствии в федеральном бюджете этих периодов указанных запланированных расходов для компенсации бюджету края, освобождает последнего от обязанностей возмещения указанных выпадающих доходов истца за счет бюджета Хабаровского края.
В заседании суда от 02.10.2001 года объявлялся перерыв до 05.10.2001 года до 12 часов в соответствии со ст. 117 АПК РФ.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы заявителя, заслушав в заседании суда возражения по ней представителей истца и других ответчиков, проверив материалы дела, находит решение суда недостаточно обоснованным, а поэтому - подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение для доисследования всех обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора.
Как установлено из материалов дела, истцом в связи с оказанием услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению в муниципальном жилом фонде предоставлена была льгота гражданам-ветеранам МО и МВД РФ по оплате этих услуг в размере 50%, предусмотренная Законами РФ "О ветеранах", "О милиции", "О статусе военнослужащих" в 1998, 1999, 2000 годах. Некомпенсированные истцу выпадающие доходы от предоставления указанной льготы за этот период составили истребуемую сумму, в соответствии со ст. 16 ГК РФ как убытки, причиненные незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления.
В соответствии с Законом РФ "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27.05.1998 расходы, связанные с предоставлением этих льгот по муниципальному жилому фонду производятся за счет средств бюджетов субъектов федерации. Порядок компенсации этих расходов субъектам федерации определяется Правительством. Такой порядок правительством до сих пор не установлен.
Суд первой инстанции ошибочно сослался на недействующее Постановление Правительства РФ N 790 от 12.07.1996, отмененное с принятием указанного Федерального закона.
По льготам, предоставленным истцом пенсионерам, ветеранам МВД, расходы компенсируются за счет средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции согласно ст. 30 Закона РФ "О милиции". При этом, согласно статьям 8, 9 указанного Закона, криминальная милиция финансируется за счет средств федерального бюджета, состав милиции общественной безопасности, созданной в пределах численности, установленной Правительством РФ, финансируется за счет федерального бюджета, сверх этой численности - за счет бюджета субъекта федерации.
Поскольку указанные федеральные законы устанавливают и бюджетные обязательства государства, для их реализации необходимо, чтобы бюджетные средства ежегодно санкционировались в порядке, предусмотренном Конституцией РФ и в Федеральном законе о федеральном бюджете.
Администрация Хабаровского края и финансовый департамент отрицают получение компенсаций из федерального бюджета на эти цели.
Судом не исследованы и не оценены порядок компенсаций переданных государственных полномочий по предоставлению льготы указанной категории граждан субъекту федерации - Хабаровскому краю из федерального бюджета. Для чего не предложено Министерству финансов РФ, привлеченному в дело, предоставление доказательств передачи бюджету Хабаровского края необходимых финансовых средств.
Следовательно, вывод суда о вине Администрации Хабаровского края в причинении истцу ущерба от невозмещения выпадающих доходов от предоставления федеральных льгот по оплате теплоэнергии и горячего водоснабжения ветеранам, пенсионерам МО и МВД РФ в той части, в которой эти расходы должны финансироваться из федерального бюджета, недостаточно обоснован.
Делая вывод об обязанности возмещения истцу убытков от выпадающих доходов от предоставления льгот за счет бюджета Хабаровского края из-за неисполнения им федеральных законов, суд первой инстанции также не исследовал обстоятельств, связанных с передачей Постановлениями Главы Администрации Хабаровского края N 156 от 15.04.1998, N 150 от 03.05.2000, утвердившими Порядок реализации федерального и краевого законодательства о социальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на территории Хабаровского края указанных госполномочий на муниципальный уровень, не дав оценки Законам Думы Хабаровского края "О бюджете Хабаровского края" на 1998, 1999, 2000 годы, установившим нормативы отчислений от регулирующих налогов муниципальным образованиям, в том числе г. Хабаровску в бюджет края с учетом выполнения этих полномочий.
Предметом исследования и оценки суда указанные обстоятельства не были.
Поскольку судом принято решение по недостаточно исследованным обстоятельствам дела, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.07.2001 по делу N А73-1948/2001-14 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в первую инстанцию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 октября 2001 г. N Ф03-А73/01-1/1902
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании