Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 августа 2004 г. N Ф03-А51/04-1/2450
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 27.04.2004, постановление от 21.06.2004 по делу N А51-3110/2004 7-84 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Партизанского отделения Дальэнергосбыта к Администрации муниципального образования г. Партизанска, администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, 3-е лицо Департамент финансов Администрации Приморского края о взыскании 612790 руб. 52 коп.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления в полном объеме откладывалось до 26 августа 2004 года.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Партизанского отделения "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к администрации муниципального образования г. Партизанска и Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании убытков в размере 612790 руб. 52 коп., возникших в результате предоставления льгот по оплате за электроэнергию гражданам, в соответствии с ФЗ "О ветеранах" с 01.08.2003 по 01.01.2004.
Решением от 27.04.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.06.2004, исковые требования истца удовлетворены в сумме заявленных требований за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке ст. 284, 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ, в которой заявитель просит отменить их, считая, что суд необоснованно возложил на него ответственность.
Представители участников процесса в заседание суда не явились, несмотря на надлежащее извещение.
Департамент финансов Приморского края представили отзывы в которых не согласились с кассационной жалобой и просили оставить судебные акты без изменения.
Из материалов дела установлено, между ОАО "Дальэнерго" в лице Партизанского отделения "Дальэнергосбыт", являющегося производственной единицей акционерного общества, и администрацией МО г. Партизанска заключен договор N 28-В от 04.03.2003, которым стороны определили порядок компенсации затрат, связанных с предоставлением льгот по оплате за электроэнергию гражданам, имеющим право на получение их в соответствии с федеральными законами.
Договором предусмотрено, что администрация МО г. Партизанска возмещает истцу расходы в пределах средств, поступающих из краевого бюджета.
Во исполнение указанного договора в соответствии с федеральным законом "О ветеранах", ОАО "Дальэнерго" за счет собственных средств в 2002 году предоставило гражданам, имеющим согласно названным законам право на 50% скидку, льготы по оплате электроэнергии.
В связи с предоставлением указанных льгот истец понес убытки в сумме 612790 руб. 53 коп., не возмещенные государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, что явилось основанием обращения с настоящим иском.
Статья 10 ФЗ "О ветеранах" от 12.05.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ. При этом за счет последних производятся расходы на оплату коммунальных услуг.
Указанная статья предусматривает учет расходов органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, связанных с предоставлением льгот ветеранам, при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, имеющих целевое назначение.
При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому закону.
Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
Исходя из ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.01.1999 N 119-ФЗ, финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" следует читать как "24.06.1999"
В соответствии с п. 4 статьи 130, статей 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Как установлено судом, финансирование на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", из федерального бюджета в бюджет Приморского края не производилось. Указанное подтверждается Федеральным Законом "О федеральном бюджете на 2003 год" N 176-ФЗ от 24.12.2002, согласно статье 53 которого, данные расходы в составе расходов федерального бюджета на 2003 год не утверждались.
Не предусмотрены они, как отдельный вид расходов, и в составе финансовой помощи из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Наряду с этим, Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2003 год" от 21.01.2003 N 31-КЗ в составе расходов бюджета Приморского края за счет собственных средств предусмотрено финансирование муниципальных образований на выполнение ими государственных полномочий по реализации ФЗ "О ветеранах", и в части льгот по оплате коммунальных услуг в сумме 259035 тыс. руб., в том числе, г. Партизанска в сумме 12632 тыс. руб.
Указанные средства доведены до муниципального образования в запланированном объеме, вместе с тем они не удовлетворили потребность г. Партизанска по возмещению расходов организациям, предоставившим льготы по жилищно-коммунальным услугам.
Поскольку денежные средства из федерального бюджета на финансирование льгот ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг Приморскому краю целевым назначением в 2003 году не передавались, суд правомерно удовлетворил согласно ст.ст. 125, 1069, 1071 ГК РФ требования истца за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, освободив от ответственности администрацию муниципального образования и Департамент финансов администрации Приморского края.
В соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса РФ гражданская правоспособность Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальных образований осуществляется через их органы, в соответствии с компетенцией последних.
Как разъяснено в п. 12 Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 в случае предъявления истцом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиками по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект РФ или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Указанное не противоречит статье 10 Бюджетного кодекса РФ, а также Положению о Министерстве финансов РФ, согласно которому Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
В связи с чем, доводы Минфина РФ о необоснованном возложении на него ответственности несостоятельны.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 27.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 21.06.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-3110/2004 7-84 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 августа 2004 г. N Ф03-А51/04-1/2450
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании