Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 8 июля 1998 г. N Ф03-А24/98-2/630
(извлечение)
Арбитражный суд, при участии от истца - Петрук Т.В. представителя по доверенности б/н от 13.04.98 г., от ответчика - Федоровой Е.Н. главного специалиста - юриста по доверенности N 21 от 06.07.98 г., рассмотрел кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Камчатской области на решение, постановление от 6.02.98 г., 29.04.98 г. по делу N 1467 арбитражного суда Камчатской области, по иску Государственной жилищной инспекции Камчатской области к Администрации Камчатской области о признании недействительным постановления N 198 от 1.07.97 г.
Государственная жилищная инспекция Камчатской области обратилась с иском к Администрации Камчатской области о признании недействительным постановления N 198 от 01.07.97 г. "О ликвидации государственной жилищной инспекции в Камчатской области".
Решением Арбитражного суда Камчатской области исковые требования удовлетворены частично и спорное постановление признано недействительным, распространив его действия до 15.01.98 г., когда было принято Администрацией Камчатской области постановление N 7 "Об изменениях в постановления губернатора Камчатской области", которым отменен подпункт 8.1 пункта 8 постановления Губернатора Камчатской области от 02.06.95 г. N 133 и данное постановление признано утратившим силу.
Суд мотивировал свое решение тем, что нарушен порядок ликвидации жилищной инспекции, предусмотренный подпунктом 8.1 пункта 8 Положения об инспекции, в соответствии с которым такая ликвидация могла быть проведена только с согласия Главной жилищной инспекции Российской Федерации.
Поскольку 15.01.98 г. ответчиком было принято постановление N 7 об отмене подпункта 8.1 пункта 8 Положения об инспекции, и само Положение признано утратившим силу, то спорное постановление о ликвидации жилищной инспекции имеет юридическую силу до 15.01.98 г.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.04.98 г. решение суда первой инстанции отменено и в удовлетворении исковых требований отказано в связи с тем, что часть 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает ликвидацию юридического лица по решению учредителей.
Поскольку Администрация Камчатской области является учредителем жилищной инспекции, она приняла решение о ликвидации последней в пределах полномочий, предоставленных ей статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Правильность принятых судебных актов проверяется по жалобе истца, который просит их отменить, сославшись на нарушение судом норм процессуального и материального права.
При вынесении решения судом первой инстанции не были учтены меры по обеспечению иска, которые были приняты и которые были нарушены Администрацией области, поэтому суду, по мнению истца, следовало принять решение об удовлетворении исковых требований без ограничения во времени.
При вынесении постановления апелляционной инстанцией не были учтены Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 г. N 425, и требования статьи 72 Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Ответчик отзыв на жалобу не представил, однако его представитель в судебном заседании просила оставить жалобу без удовлетворения, а постановление апелляционной инстанции - без изменения, сославшись на его законность и обоснованность, а также пояснила, что Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.94 г. N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" в части образования государственных жилищных инспекций территорий носит для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендательный характер.
Принимая решение о ликвидации жилищной Инспекции в Камчатской области, Губернатор области действовал в пределах полномочий, предусмотренных Уставом Камчатской области, Законом "Об органах государственной власти Камчатской области", поэтому оснований для отмены спорного постановления Губернатора N 198 от 01.07.97 г. не имеется.
Рассмотрев материалы дела, доводы сторон, проверив правильность применения норм процессуального и материального права, кассационная инстанция не находит оснований к отмене постановления апелляционной инстанции.
Из материалов дела установлено, что постановлением Главы Администрации Камчатской области от 15.12.94 г. N 333 в Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации образована государственная жилищная инспекция без увеличения численности и фонда оплаты труда работников аппарата управления.
Позднее, 02.06.95 г., постановлением N 133 утверждено Положение о государственной жилищной инспекции Камчатской области, в соответствии с пунктом 1.3 которого Инспекция является юридическим лицом, поэтому постановлением N 203 от 31.08.95 г. были внесены изменения в постановление N 333 от 15.12.94 г. об образовании Инспекции, однако в нарушении статьей 51, 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, являясь юридическим лицом, инспекция не имела утвержденного Устава и не прошла государственную регистрацию.
В связи с реорганизаций государственных органов исполнительной власти Камчатской области постановлением Администрации области от 01.07.97 г. N 198 госжилинспекция Камчатской области с 01.07.97 г. ликвидирована.
Постановлением N 7 от 15.01.98 г. признано утратившим силу вышеназванное постановление N 133 от 02.06.95 г.
Арбитражным судом апелляционной инстанции сделан обоснованный вывод о том, что спорное постановление N 198 от 01.07.97 г. принято Администрацией Камчатской области в пределах полномочий, предоставленных ей действующим законодательством, и у арбитражного суда нет оснований для признания данного ненормативного акта недействительным.
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.94 г. N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" в части создания жилищных инспекций территорий носит рекомендательный характер для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4 постановления), то есть Правительство Российской Федерации, как собственник данного учреждения, делегировала последним полномочия по их созданию на территориях субъектов Российской Федерации, поэтому не может быть принят во внимание довод истца о применении к спорным правоотношениям статьи 72 Конституции Российской Федерации, которая определяет полномочия Российской Федерации и ее субъектов по вопросам совместного ведения.
Поскольку Администрация Камчатской области образовала жилищную инспекцию, то она как учредитель и собственник, при ее ликвидации должна руководствоваться требованиями статьи 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации и не обязана согласовывать решение о ликвидации с Главной государственной жилищной инспекцией.
Ответчиком при ликвидации Инспекции нарушений норм гражданского законодательства не допущено, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований о признании недействительным постановления N 198 от 01.07.97 г. "О ликвидации государственной жилищной инспекции Камчатской области" у арбитражного суда не имелось.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 29.04.98 г. по делу N 1467 Арбитражного суда Камчатской области оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 июля 1998 г. N Ф03-А24/98-2/630
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании