Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 мая 2003 г. N Ф03-А51/03-1/954
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Департамент финансов Администрации Приморского края: Пьянкова В.Н. - представитель по доверенности N 24/01-06 от 05.03.2003, Администрация Приморского края: Пьянкова В.Н. - представитель по доверенности N 11-28/1383, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Администрации Приморского края на решение от 19.11.2002, постановление от 06.02.2003 по делу N А51-5906/02 15-111 Арбитражного суда Приморского края, по иску товарищества собственников жилья "Маяк" к Администрации Приморского края, Финансовому управлению Администрации Приморского края, Управлению федеральной службы безопасности РФ по Приморскому краю, Федеральной службе безопасности РФ о взыскании 23937 рублей 69 копеек.
В соответствии со ст. 176 АПК РФ изготовление мотивированного постановления отложено до 12 мая 2003 года.
Товарищество собственников жилья "Маяк" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Администрации Приморского края, Финансовому управлению Администрации Приморского края, Управлению федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю, Федеральной службе безопасности Российской Федерации о взыскании 23937 рублей 69 копеек, составляющих льготу, предоставленную при оплате стоимости жилья и коммунальных услуг, оказанную гражданам в соответствии с ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" за период с мая 1999 года по декабрь 2001 года.
Решением от 15.11.2002 исковые требования удовлетворены. Сумма убытков взыскана с Администрации Приморского края со ссылкой на пункт 10 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", где предусмотрено, что льготы по оплате за жилье и коммунальные услуги военнослужащим и членам их семей, проживающим в жилых домах не относящихся к государственному жилому фонду, предоставляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок компенсации указанных расходов субъектам Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации. Несмотря на то, что указанный порядок Правительство РФ не предусмотрен и Правительство РФ не выделяло в оспариваемый период Приморскому краю средства из федерального бюджета на финансирование льгот по коммунальным услугам сотрудникам Федеральной службы безопасности РФ, Арбитражный суд Приморского края возложил ответственность по возмещению убытков на Администрацию Приморского края, указав на то, что последняя не принимала мер к решению вопроса по изысканию денежных средств для оплаты льгот гражданам по ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации".
По тем же основаниям постановлением апелляционной инстанции от 06.02.2003 решение оставлено без изменения.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке ст. 284, 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Финансового департамента Администрации Приморского края, в которой он просит отменить решение и постановление Арбитражного суда Приморского края, считая, что суд неправильно определил его вину в неисполнении ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации".
Кроме того, заявитель считает, что суд в нарушение ФЗ "О государственной пошлине", неосновательно возложил на него расходы по госпошлине.
В заседании суда представитель Администрации Приморского края поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, и просил ее удовлетворить.
Представители истца и других сторон по делу, несмотря на надлежащее извещение, в заседании суда участия не принимали и отзывов на жалобу не представили.
Из материалов дела установлено, что ТСЖ "Маяк" в период с мая 1999 года по декабрь 2001 года в соответствии с пунктом 10 статьи 15 и статьей 24 ФЗ "О статусе военнослужащих" предоставило сотрудникам Федеральной службы безопасности РФ: Пинчк А.С. и Теплову В.Д. и совместно проживающим с ними членам семей 50% скидку по оплате жилья и коммунальных услуг за период с мая 1999 года по декабрь 2001 года в сумме 23937 рублей 69 копеек.
Поскольку истец не получил возмещения указанной суммы из бюджета, поэтому он обратился с иском в Арбитражный суд Приморского края.
Суд удовлетворил исковые требования истца со ссылкой на ст. 15 Закона РФ "О статусе военнослужащих", считая, что поскольку льгота предоставлена по оплате коммунальных услуг военнослужащим, проживающим в муниципальном жилищном фонде, то расходы по компенсации указанных льгот должны компенсироваться за счет средств субъектов Российской Федерации.
С таким выводом суда кассационная инстанция не может согласиться по следующим основаниям.
Статья 3 Закона РФ "О статусе военнослужащих" и статья 2 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" предусматривают, что сотрудники Федеральной службы безопасности РФ имеют статус военнослужащих, следовательно, на них распространяются нормы ФЗ "О статусе военнослужащих".
Статья 15 Закона РФ "О статусе военнослужащих" и сттатья 15 ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" устанавливают, что военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей оплачивают коммунальные услуги в размере 50% независимо от жилищного фонда.
Расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг по муниципальному фонду, оплачиваются за счет средств субъектов Российской Федерации.
Порядок компенсации указанных расходов субъектов Российской Федерации определяется Правительством РФ.
Из чего вытекает обязанность Правительства РФ принять соответствующий акт, определяющий порядок компенсации расходов субъектам Российской Федерации.
Между тем, при возложении на субъект Российской Федерации полномочий по возмещению расходов, связанных с предоставлением гарантированных законом Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти не исполнена обязанность по определению механизма компенсации указанных расходов субъектам Российской Федерации.
Поскольку на уровне Российской Федерации не обеспечен механизм реализации ФЗ "О статусе военнослужащих", и расходы по передаче в бюджет Приморского края средств, предназначенных на компенсацию затрат по установленным федеральным законом льготам, ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" в порядке статей 18, 84, 130 Бюджетного кодекса РФ не запланированы, убытки предприятию, возникшие в связи с предоставлением льгот, установленных федеральным законом не подлежат взысканию субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 72 и ст. 76 Конституции РФ и ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ определено, что раздел полномочий РФ и субъекта РФ в области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующие законодательное решение. Следовательно, если обязательства по социальной защите населения установлены федеральным законом, то исполнение этих федеральных законов осуществляется из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам (ст. 9 Закона).
Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005, года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Статья 71 Конституции РФ устанавливает, что вопросы обороны, безопасности и федеральной государственной службы находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Следовательно, предоставленные федеральным служащим федеральным законом льготы находятся в исключительном ведении Российской Федерации, поэтому финансирование расходов на содержание военнослужащих, проходящих службу в ФСБ РФ, должно осуществляться из бюджета РФ.
В связи с чем, вывод Арбитражного суда Приморского края о том, что отсутствие порядка компенсации субъекту Российской Федерации предоставленных льгот по оплате коммунальных услуг военнослужащим, не освобождает Администрацию Приморского края от обязанности оплачивать их за счет бюджета субъекта Российской Федерации противоречит законодательным актам.
При разрешении спора, суду следовало выяснить, выделялись ли субъекту Приморского края денежные средства из федерального бюджета в период с мая 1999 года по декабрь 2001 года для реализации ФЗ РФ "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", если они выделялись то, в каком порядке они были использованы.
Для выяснения данного обстоятельства суду следовало решить вопрос о привлечении к участию в деле Правительство РФ и Министерство финансов РФ.
Кроме того, судом в нарушение пункта 1 статьи 3 Закона РФ "О государственной пошлине" (редакция от 25.07.2002) с Администрации Приморского края взысканы расходы по госпошлине.
Поскольку судебные акты приняты судом первой и апелляционной инстанций без надлежащей оценки всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, поэтому они подлежат отмене.
Требования Администрации Приморского края о прекращении производства по делу, со ссылкой на то, что по возникшему предмету и основанию по настоящему делу спор был рассмотрен уже судом ранее по другому делу N А51-5350/01 17-194, судом правильно оставлены без удовлетворения, так как по указанному делу рассматривался вопрос о возмещении ТСЖ "Маяк" расходов по льготам, предоставленным сотруднику Федеральной службы безопасности РФ Дубовику Е.О, о возмещении льгот, предоставленных Теплову В.Д. и Пинчук А.С. спор не рассматривался.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 15.11.2002 и постановление от 06.02.2003 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-5906/02 15-111 отменить.
Материалы дела направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статья 71 Конституции РФ устанавливает, что вопросы обороны, безопасности и федеральной государственной службы находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Следовательно, предоставленные федеральным служащим федеральным законом льготы находятся в исключительном ведении Российской Федерации, поэтому финансирование расходов на содержание военнослужащих, проходящих службу в ФСБ РФ, должно осуществляться из бюджета РФ.
...
При разрешении спора, суду следовало выяснить, выделялись ли субъекту Приморского края денежные средства из федерального бюджета в период с мая 1999 года по декабрь 2001 года для реализации ФЗ РФ "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", если они выделялись то, в каком порядке они были использованы.
Для выяснения данного обстоятельства суду следовало решить вопрос о привлечении к участию в деле Правительство РФ и Министерство финансов РФ.
Кроме того, судом в нарушение пункта 1 статьи 3 Закона РФ "О государственной пошлине" (редакция от 25.07.2002) с Администрации Приморского края взысканы расходы по госпошлине."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 мая 2003 г. N Ф03-А51/03-1/954
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании