Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 августа 2004 г. N Ф03-А73/04-1/2051
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Гретченко В.А. - юрисконсульт по доверенности N 150 от 25.06.2004, от ответчика: Минфина Хабаровского края - Колотыгина З.А. - главный специалист по доверенности N 19-12/1314 от 05.09.2002, Минфина РФ - Егорова О.В. - ведущий специалист по доверенности б/н от 16.01.2004, Финдепартамента Администрации г. Хабаровска - Бутковский А.В. - главный специалист по доверенности N 04-02/2724 от 26.12.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю на решение от 13.02.2004, постановление от 15.04.2004 по делу N А73-10534/2003-34 (АИ-1/337) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска о взыскании 6773018 руб. 94 коп.
В соответствии со ст. 176 АПК РФ постановление кассационной инстанции в полном объеме изготовлено 03.08.2004.
Муниципальное унитарное предприятие г. Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам N 1" (правопреемник МУП г. Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска, Министерству финансов РФ о взыскании 6773018 рублей 94 копеек убытков от предоставления в 2002 году льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
Решением суда от 13.02.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.04.2004, исковые требования удовлетворены в полном объеме. С казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу ОАО "Дальэнерго" взысканы убытки в сумме 6773018 рублей 34 копеек со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", не выделялись.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на п. 2 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О ветеранах", где предусмотрено, что за счет средств бюджетов субъектов РФ возмещаются расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.
Также считает, что ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено предоставление дополнительных средств бюджетам субъектов РФ - поступления от налога на доходы физических лиц, а их целевой характер предусмотрен Методикой расчетов распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на 2002 год.
Помимо этого сослался на другие основания для признания судебных актов незаконными.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено из материалов дела, МУП г. Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" в период с 01.01.2002 по 31.12.2002 предоставило жилищно-коммунальные услуги гражданам, проживающим в Южном округе, при оплате которых учитывалась льготная скидка в размере 50% на основании ФЗ "О ветеранах".
Некомпенсированные истцу выпадающие доходы от предоставления указанной льготы составили истребуемую сумму в соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 10 ФЗ "О ветеранах" в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам, назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются в порядке межбюджетных отношений при взаиморасчетах с федеральным бюджетом и имеют целевое назначение.
Правительством РФ в рассматриваемый период не определен порядок возмещения расходов, понесенных субъектами Федерации и муниципальными образованиями, в связи с предоставлением льгот ветеранам.
Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другой уровень власти, в том числе на органы государственной власти субъекта федерации, в силу ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, относится к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета.
Доводы Министерства финансов РФ о том, что финансирование расходов на реализацию льгот по социальной защите ветеранов в части, отнесенной законом к полномочиям субъекта федерации, должно осуществляться самим субъектом из источников формируемых за счет собственных средств, не соответствует статьям 84, 130 БК РФ о целевом направлении средств федерального бюджета в бюджет нижестоящих уровней на осуществление отдельных государственных полномочии, передаваемых на другие уровни власти.
Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах, представленных на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" не утверждено расходных статей, предусматривающих целевое выделение денежных средств в бюджеты субъектов РФ на реализацию льгот по ФЗ "О ветеранах".
Как установлено судом, денежные средства на реализацию ФЗ "О ветеранах", поступившие в бюджет Хабаровского края за счет налоговых отчислений (15% от налога на доходы физических лиц) в сумме 518377 рублей, распределены и направлены по назначению, в том числе г. Хабаровску 129892 тыс. руб. Указанное подтверждается Законом Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год" от 31.01.2002 N 9.
Доказательств нецелевого использования субъектом данных средств в деле не имеется.
Поскольку денежные средства из федерального бюджета на финансирование льгот ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг Хабаровскому краю целевым назначением в 2002 году не передавались, суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 13.02.2004 и постановление от 15.04.2004 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-10534/2003-34 (АИ-1/337) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 августа 2004 г. N Ф03-А73/04-1/2051
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании