Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 августа 2001 г. N Ф03-А59/01-1/1584
(извлечение)
Арбитражный суд при участии от ответчика - Главного финансового управления Администрации Сахалинской области - Такунова Г.И. - ведущий специалист юридического отдела (доверенность N 19-15/8 от 04.01.2001 г., рассмотрел кассационную жалобу Финансового управления Администрации г. Холмска и района на Решение от 16.04.2001 г., Постановление от 15.06.2001 г. по делу N А59-1770/00-С14 арбитражного суда Сахалинской области, по иску Открытого акционерного общества "Сахалинское морское пароходство" к Финансовому управлению Администрации г. Холмска и района; 3-е лицо: Финансовое управление Администрации Сахалинской области о взыскании 1670126 рублей 48 копеек.
Открытое акционерное общество "Сахалинское морское пароходство" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Финансовому управлению Администрации г. Холмска и района о взыскании 1670126 рублей 48 копеек в виде расходов, понесенных от выплат работникам пособий на детей в период 1996-1997 гг.
В качестве третьего лица на стороне ответчика истцом привлечено Финансовое управление Администрации Сахалинской области.
Определением от 28.02.2001 Финансовое управление Администрации Сахалинской области с согласия истца привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика.
Решением суда от 16.04.2001, принятым по результатам нового рассмотрения дела после отмены первоначальных судебных актов: решения от 23.06.2000 и Постановления от 14.08.2000 того же суда как недостаточно обоснованных Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.09.2000, иск удовлетворен в полном объеме за счет муниципального образования Холмский район в лице Финансового управления Администрации г. Холмска и района. Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что муниципальное образование Холмский район в спорный период было наделено государственными полномочиями по выплате детских пособий с передачей для этой цели финансовых средств в виде установленных бюджетами области нормативов отчислений от регулирующих источников дохода и предоставленных заемных средств, достаточных для выполнения указанных полномочий.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.06.2001 решение оставлено без изменения.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами. Финансовое управление Администрации г. Холмска и района в своей кассационной жалобе просит их отменить. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о противоречии выводов Арбитражного суда Федеральному закону "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", согласно которому выплата государственного пособия на ребенка производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Полагает, что судебные акты приняты в нарушение ст. 132 Конституции РФ, которая предусматривает, что органы местного самоуправления могут наделяться Законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Аналогичные положения содержатся в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Поскольку из бюджета области денежные средства целевым назначением для выплат пособий на детей в 1996-1997 гг. не выделялись, удовлетворение заявленного истцом требования считает неправомерным. Кроме того, ссылается на то, что в указанный период в прогнозе консолидированного бюджета Сахалинской области ассигнования на выплату детских пособий не были учтены.
В заседание суда кассационной инстанции представители истца и Финансового управления Администрации г. Холмска и района не явились, о времени и месте слушания дела стороны извещены надлежащим образом.
Главное финансовое управление Администрации Сахалинской области в отзыве на кассационную жалобу и через своего представителя в судебном заседании выразило согласие с принятыми судебными актами.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как следует из материалов дела, ОАО "Сахалинское морское пароходство" в 1996-1997 годах за счет собственных средств произвело выплаты работникам, имеющим детей, ежемесячное пособие на ребенка, предусмотренное Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 на общую сумму 1670126 рублей 48 копеек.
Требования истца по настоящему делу возникли в связи с отказом Администрации г. Холмска и района в компенсации ему этих затрат по мотиву не поступления денежных средств на выплату детских пособий из областного бюджета.
В соответствии со ст. 4 упомянутого Федерального закона выплата ежемесячных пособий на ребенка производится за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Согласно же статьям 3, 9, 10 Закона РФ "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, краев. областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления", бюджеты районов, городов, расположенных на территории области и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области, который и является бюджетом субъекта РФ. Доходная часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации, субвенции, а также заемные средства. Бюджетное регулирование предусматривает закрепление за бюджетами территорий доходов на долговременной основе (закрепленные доходные источники), а в случае недостаточности закрепленных доходов - передачу любых регулирующих доходов (отчисления от регулирующих федеральных и областных налогов).
Из материалов дела видно, что Законами Сахалинской области от 17.01.1996 N 19 "О бюджетной системе Сахалинской области на 1996 год" и от 24.03.1997 N 32 (в редакции Закона от 27.11.1997) "Об областном бюджете и бюджетной системе в Сахалинской области на 1997 год" предусматривалось закрепление за органами местного самоуправления функций субъекта РФ - Сахалинской области в части финансирования мероприятий по выполнению федеральных и областных нормативных актов, в том числе Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Упомянутыми законами Сахалинской области объемы этих расходов были предусмотрены в прогнозе консолидированного бюджета и учтены при установлении нормативов отчислений от регулирующих источников доходов, исходя из данных муниципального образования о потребностях района. По расчетным цифрам нормативов отчислений по регулирующим налогам Администрация г. Холмска не возражала.
При рассмотрении дела Арбитражный суд правомерно установил, что финансовые средства для выплаты пособий на детей были переданы муниципальному образованию через нормативы отчислений от федеральных и областных налогов, что не противоречило действующему в период возникновения спорных правоотношений законодательству.
Кроме того, материалы дела свидетельствуют, что Холмскому району в 1996 году предоставлялась беспроцентная бюджетная ссуда на погашение задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, стипендий учащимся и пособий на детей в пределах заявленных сумм,
Данных о несогласии муниципального образования в рассматриваемый период с установленным порядком бюджетного регулирования и его возражениях по поводу недостаточности средств из материалов дела не усматривается. Доводы ответчика об этом при рассмотрении дела Арбитражным судом обсуждались, и в судебных актах им дана надлежащая правовая оценка как несостоятельным. Выводы суда по этим обстоятельствам в судебных актах подробно мотивированы, соответствуют представленным в материалах дела документам и их правильность заявителем не оспаривается.
При таком положении суд обоснованно признал за истцом право требовать возмещения затрат ввиду не перечисления требуемых им сумм за счет бюджета муниципального образования. Материалами дела подтверждены выплаты истцом в спорный период пособий на детей на общую сумму 1670126 рублей 48 копеек, поэтому возложение на ответчика обязанности возместить расходы в указанном размере правомерно.
Таким образом, судебные акты соответствуют данным, имеющимся в материалах дела, а также требованиям материального и процессуального закона. Оснований к их отмене, в том числе по доводам кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 16.04.2001 и Постановление апелляционной инстанции от 15.06.2001 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-1770/00-С14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Приостановление исполнения судебных актов на основании Определения N 71 от 27.07.2001 отменить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 августа 2001 г. N Ф03-А59/01-1/1584
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании