Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 марта 2000 г. N Ф03-А73/00-2/308
(извлечение)
Арбитражный суд, при участии от истца - ООО "В" - Куркумбаева Д.В. - юрисконсульта, доверенность N 3 от 12.01.2000 г., Литовкина А.М. - адвоката N 4 от 12.01.2000 г.; от ответчика - ИМНС РФ Волк Л.Г. - старшего госналогинспектора, доверенность N 09-02 от 05.01.2000 г., Свищевой О.Л. - главного госналогинспектора, доверенность N 09-1 от 12.01.2000 г., Приходько Н.А. - старшего госналогинспектора, доверенность N 09-28 от 24.03.2000 г., Зоновой О.Б. - зам. нач. отдела, доверенность N 09-20 от 24.03.2000 г., Гридневой Е.Б. - ст. госналогинспектора, доверенность N 09-13 от 12.01.2000 г., рассмотрел кассационную жалобу Управления Министерства КБ по налогам и сборам по Хабаровскому краю на Постановление от 13.01.2000 г. по делу N А73-6653/30-99 АИ-1/539К арбитражного суда Хабаровского края, по иску Общества с ограниченной ответственностью "В" к Государственной налоговой инспекции по Хабаровскому краю о признании недействительным Постановления от 09.08.1999 г.
Общество с ограниченной ответственностью "В" обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным постановления Государственной налоговой инспекции по Хабаровскому краю.
Решением арбитражного суда Хабаровского края от 21.10.99 г. в иске отказано.
Суд установил, что ООО "В" зарегистрировано в свободной экономической зоне "Алтай", однако осуществляло коммерческую деятельность на территории г. Хабаровска. При этом федеральные налоги в части отчисления в краевой бюджет, региональные налоги и местные предприятием не уплачивались, поэтому привлечение ООО "В" к налоговой ответственности признано судом обоснованным и в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.01.2000 г. решение суда отменено. Исковые требования удовлетворены, Постановление Государственной налоговой инспекции по Хабаровскому краю N 02-08/65-88 от 9 августа 1999 г. признано недействительным.
Отменяя решение суда, апелляционная инстанция исходила из того, что статьей 54 Гражданского кодекса РФ определено, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом или учредительными документами не установлено иное. Местом нахождения ООО "В" является, таким образом, г. Горно-Алтайск. Самостоятельную предпринимательскую деятельность ООО "В" на территории Хабаровского края не осуществляло. Все полученные доходы являются доходами от совместной деятельности. Законом Хабаровского края от 30.03.95 г. N 7 "О налогах и сборах Хабаровского края" установлен перечень налогов и сборов, взимаемых на территории Хабаровского края, установлены плательщики налогов. Однако ведение учета совместной деятельности, осуществляемой на территории Хабаровского края, не является основанием для уплаты местных налогов и сборов. Предприятия - участники совместной деятельности задолженности перед бюджетом не имеют.
В кассационной жалобе Управление Министерства РФ по налогам и сборам по Хабаровскому краю, считая постановление апелляционной инстанции незаконным, просит его отменить, оставив в силе решение суда.
В рассмотрении дела объявлялся перерыв.
Проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе, правильность применения судом норм материального и процессуального права. Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.
Общество с ограниченной ответственностью "В" зарегистрировано в свободной экономической зоне Алтай Постановлением Администрации г. Горно-Алтайск N 117/33 от 08.07.97 г. и состоит на налоговом учете в г. Горно-Алтайске.
Общество учреждено одним физическим лицом, проживающим в г. Хабаровске.
В соответствии с Уставом общества исполнительным органом общества является его директор, функции которого выполняет участник общества либо лицо, нанимаемое участником общества, по договору.
В проверяемый период исполнение обязанностей директора возложено на Хруленко И.Л., проживающего в г. Хабаровске.
27.12.96 г. между истцом и 4 предприятиями, зарегистрированными на территории Хабаровского края и в г. Хабаровске, заключен договор о совместной деятельности по производству колбасных изделий и торгово-закусочной деятельности. Ведение общих дел с 1.09.97 г. поручено ООО "В" г. Горно-Алтайска. Иной деятельности ООО "В" не осуществляло ни в г. Горно-Алтайске, ни в г. Хабаровске.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что истцом допущены налоговые правонарушения - не уплата налогов и сборов по фактическому местонахождению предприятия.
Не может быть принят во внимание довод истца о том, что юридическое лицо обязано платить налоги по месту его нахождения, которым в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса РФ является место его регистрации.
Порядок регистрации юридических лиц, в том числе определение места регистрации, должен быть установлен Законом о регистрации юридических лиц (пункт 1 статья 51 Гражданского кодекса РФ).
Поскольку до настоящего времени такой закон не принят, то в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О введении в действия части первой Гражданского кодекса РФ" применяется действующий порядок регистрации юридических лиц, и местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов.
Указанное выше не противоречит статьи 83 Налогового кодекса РФ, определяющей, что налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации.
В Российской Федерации взимаются федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации и местные налоги.
Установление местных налогов и сборов, согласно Федеральному закону от 28.08.95 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", относится к ведению муниципальных образований. Местные налоги, сборы, а так же льготы по их уплате устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с федеральным законодательством.
Региональные налоги и сборы установлены Законом Хабаровского края от 30.03.95 г. N 7 "О налогах и сборах Хабаровского края".
ОАО "В" не уплачивало налог на прибыль, на имущество, сбор на нужды образовательных учреждений, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, целевой сбор на содержание милиции, благоустройство, на нужды образования и другие цели, сбор за уборку территории, целевой сбор на благоустройство территории, на нужды образования, на финансирование работ, связанных с подготовкой города к осенне-зимнему периоду и другие цели, налог с продаж.
Суммы доначисленных налогов и сборов истец в суде первой и апелляционной инстанциях не оспаривал, оспаривая лишь возможность привлечения к налоговой ответственности за неуплату налогов и сборов, установленных на территории Хабаровского края и г. Хабаровска.
Отменяя решение суда, апелляционная инстанция указала на то, что ООО "В" не осуществляло самостоятельную предпринимательскую деятельность на территории Хабаровского края, и все полученные доходы являются доходами от совместной деятельности, поэтому плательщиком налогов на территории Хабаровского края истец не является.
Вывод суда ошибочен.
Материалами дела установлено, и это не оспаривают стороны по делу, что ООО "В" получило доходы только от совместной деятельности на территории Хабаровского края. Все сведения о доходах от совместной деятельности, бухгалтерские балансы, декларации и другую отчетность ООО "В" направило в Государственную налоговую инспекцию г. Горно-Алтайска.
Именно эти бухгалтерские и налоговые документы явились основанием для начисления налогов и налоговых санкций Государственной налоговой инспекцией по Хабаровскому краю, т.е. были учтены только те сведения, которые представлялись ООО "В" и, будучи зарегистрированным на территории эколого-экономической зоны "Алтай", ООО "В" было освобождено от уплаты местных и региональных налогов, поэтому не только истец, но и другие участники совместной деятельности ни местные, ни региональные налоги по месту осуществления коммерческой деятельности не уплачивали.
В соответствии со статьей 38 Налогового кодекса РФ каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с Законом о конкретных налогах.
При этом объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущества, прибыли доход, стоимость реализованных товаров либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (например, для налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы налог начисляется с выручки, в том числе по совместной деятельности).
Таким образом, объектом налогообложения является не сама деятельность (в том числе совместная), а полученный при ее осуществлении результат. При осуществлении совместной деятельности возникает объект налогообложения, учет которого возложен на организацию, ведущую совместные дела, поэтому она и должна исчислять налоги и своевременно их уплачивать, если иное прямо не предусмотрено в налоговом законодательстве.
В соответствии со статьей 23 Закона РФ "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", статьей 56 Налогового кодекса РФ запрещено предоставление налоговых льгот, не предусмотренных Налоговым законодательством.
Федеральным законом об установлении конкретных налогов не предусмотрено предоставление льготного режима налогообложения организаций, зарегистрированных в эколого-экономических районах, не предусмотрено это и законодательными актами о налогах, взимаемых на территории Хабаровского края и г. Хабаровска.
Вывод суда об обоснованности привлечения ООО "В" к налоговой ответственности за неуплату региональных и местных налогов является законным, поэтому его следует оставить в силе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Кассационную жалобу удовлетворить.
Постановление апелляционной инстанции арбитражного суда Хабаровского края от 13.01.2000 г. по делу А73-6653/30-99 отменить. Решение арбитражного суда от 21.10.99 г. оставить в силе. Взыскать с ООО "В" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 417 руб. 45 коп. за рассмотрение жалобы в кассационной инстанции. Постановление вступает в законную силу с момента его принятия о обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 марта 2000 г. N Ф03-А73/00-2/308
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании