Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 февраля 2000 г. N Ф03-А59/00-2/41
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Гражданина-предпринимателя Зыбенко Константина Владимировича на Решение от 04.11.99 г. по делу N А59-3583/99-С9 арбитражного суда Сахалинской области, по иску Гражданина-предпринимателя Зыбенко Константина Владимировича к Сахалинскому областному отделению Российской транспортной инспекции о признании недействительным Решения N от 19.05.99 г.
Гражданин-предприниматель Зыбенко Константин Владимирович (свидетельство о государственной регистрации N 3084 от - 25.11.94 г.) обратился к Сахалинскому областному отделению Российской транспортной инспекции с иском о признании недействительным Решения N 5 от 19.05.99 г.
Решением арбитражного суда Сахалинской области от 4.11.99 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Суд пришел к выводу, что Гражданином-предпринимателем Зыбенко К.З. нарушены условия лицензирования, решение принято Сахалинским областным отделением Российской транспортной инспекции (далее - Сахалинское областное отделение РТИ) в пределах компетенции.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Гражданин-предприниматель Зыбенко К.В. просит отменить решение суда в связи с допущенными нарушениями норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, суду следовало руководствоваться статьей 6, пунктом 3 статьи 13 Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которым лицензирующий орган не имеет полномочий по аннулированию лицензий вне судебного порядка.
Сахалинское областное отделение РТИ в отзыве на кассационную жалобу отклоняет заявленные требования, считает принятый по делу судебный акт законным и обоснованным.
Ответчик также полагает, что указанный в кассационной жалобе Федеральный закон не подлежит применению, так как в данном случае Сахалинское областное отделение руководствовалось Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 295 "Об утверждении Положения о лицензировании пассажирских перевозок автомобильным транспортом (кроме международных) в Российской Федерации.
Обе стороны извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, но в заседании суда участия не принимали.
В заседании суда объявлялся перерыв до 14.02.2000 г.
Как следует из материалов дела, 28.04.99 г. начальником организационно-аналитического отдела Сахалинского областного отделения РТИ Геруцким А.В. составлен рапорт о результатах проверки автобуса гос. N А-516НЕ, принадлежащего Гражданину-предпринимателю Зыбенко К.В., в котором отражены факты допущенных истцом нарушений условий лицензирования.
19 мая 1999 г. Сахалинским областным отделением РТИ принято Решение N 5 по делу о нарушении владельцем лицензии предусмотренных в ней условий осуществления деятельности, которым аннулирована лицензия N АСП-69-000-502 от 05.05.97 г., выданная Гражданину-предпринимателю Зыбенко Константину Владимировичу.
Основанием для аннулирования лицензии, кроме указанного выше рапорта, явилось и то, что он и ранее привлекался к административной ответственности за нарушение лицензионных условий и до настоящего времени не уплатил штраф.
Решение об аннулировании лицензии принято ответчиком со ссылкой на пп. 17-в и 17-г Положения о лицензировании пассажирских перевозок автомобильным транспортом в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.03.97 г. N 295 (далее Положение о лицензировании).
Вывод арбитражного суда о том, что Сахалинское областное отделение РТИ вынесло оспариваемое решение в пределах ее компетенции является ошибочным.
Действительно, подпунктом 1 пункта 3.12.3 Инструкции по организации в органах транспортной инспекции производства по делам об административных правонарушениях (далее - Инструкция), подпунктом "г" пункта 17 Постановления Правительства РФ от 14.03.97 г. N 295 "Об утверждении Положения "О лицензировании пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Российской Федерации" предоставлено право принимать решения об аннулировании лицензий лицензионному органу.
Вместе с тем судом не учтено, что 25.09.98 г. принят Федеральный закон N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Пунктами 3 и 4 статьи 13 данного Федерального закона установлено, что лицензия может быть аннулирована решением суда по заявлению лицензирующего органа.
Указанное обстоятельство позволяет сделать вывод с том, что в 1998 г. законодатель повысил уровень регламентации вопроса до Федерального закона. В подобных случаях соответствующие положения правового акта меньшей юридической силы - указанная выше Инструкция не применяется с момента введения в действие правового акта большей юридической силы - Федерального закона.
Данный Федеральный закон содержит в себе основные понятия и подходы к лицензированию большинства видов предпринимательской деятельности. Согласно пункту 2 статьи 1 действие Закона не распространяется только на внешнеторговую деятельность, таможенную деятельность, деятельность по охране окружающей среды, использования природных ресурсов и на отношения, возникающие с использованием интеллектуальной деятельности.
В соответствии со статьей 6 указанного нормативного акта, к полномочиям лицензирующих органов не отнесено право аннулировать выданные лицензии.
Данная статья Федерального закона помещена в главе 1 "Общие положения" в статье 1 которой (гл. 1) особо указано на то, что данный Закон направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, а также на установление правовых основ единого рынка.
Пунктом 3 статьи 19 указанного Федерального закона предусмотрено, что установленный в настоящем Федеральном законе порядок лицензирования отдельных видов деятельности не распространяется на порядок лицензирования конкретных видов деятельности, лицензирование которых установлено вступившим а силу до вступления в силу настоящего Федерального закона иными Федеральными законами.
Порядок лицензирования пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Российской Федерации установлен специальным нормативным актом - Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.97 г. N 295.
Аннулирование лицензии является существенной санкцией за допущенные лицензиатом нарушения законодательства Российской Федерации, и вопрос о том, кто вправе принимать решение о применении такой санкции, не может быть отнесен к порядку лицензирования. Более того, согласно статье 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом.
Является необоснованным и довод лицензирующего органа о том, что пункт 3 статьи 13 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусматривает право аннулирования лицензии не только судом, но и другими уполномоченными на то органами государственной власти.
Данная норма права устанавливает, что органы государственной власти в соответствии с их компетенцией, также как и лицензирующие органы, имеют право обратиться с заявлением об аннулировании лицензии в суд, который и полномочен принимать решение о применении такой меры ответственности.
При изложенных выше обстоятельствах у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении исковых требований.
Расходы по госпошлине следует отнести на Сахалинское областное отделение РТИ с учетом требований Закона РФ "О госпошлине", освобождающей от уплаты госпошлины ответчика при рассмотрении данных споров.
Руководствуясь статьями 95, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение арбитражного суда Сахалинской области от 4.11.99 г. по делу N А59-3583/99-С9 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Исковые требования удовлетворить.
Решение N 5 от 19.05.99 г. Сахалинского областного отделения Российской транспортной инспекции об аннулировании лицензии N АСГ-65-000502, выданной Гражданину-предпринимателю Зыбенко Константину Владимировичу, признать недействительным.
Выдать Гражданину-предпринимателю Зыбенко К.В. справку на возврат из федерального бюджета госпошлины по иску и кассационной жалобе в сумме 25 руб. 05 коп.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 февраля 2000 г. N Ф03-А59/00-2/41
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании