Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 9 октября 2001 г. N Ф03-А73/01-1/1967
(извлечение)
Арбитражный суд, при участии от истца - Смирнова Л.М. - представитель (доверенность N 7/546 от 22.05.2001), от ответчика - Тимошенко С.Н. - представитель (доверенность 04/890 от 03.04.2001) - от Администрации Хабаровского края, Белоножно Т.Г. - главный специалист юридического отдела (доверенность N 04/890 от 03.04.2001), рассмотрел кассационную жалобу финансового департамента Администрации города Хабаровска на решение, постановление от 24.04.2001, 31.07.2001, по делу N А73-1860/2001/19 (АИ-1/425) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к Администрации г. Хабаровска, финансовому департаменту г. Хабаровска, Администрации Хабаровского края, финансовому департаменту Администрации Хабаровского края о взыскании 67451 рубля 93 копеек.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" обратилось с иском в Арбитражный суд Хабаровского края к Администрации г. Хабаровска и финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска о взыскании затрат в сумме 67451 руб. 98 коп. за предоставление льготы по оплате за тепловую энергию гражданам, проживающим в государственном муниципальном жилищном фонде за период с 01.10.1998 по 01.01.2001.
Решением от 24.04.2001 исковые требования истца удовлетворены.
Определением апелляционной инстанции от 26.06.2001 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Администрация Хабаровского края и Финансовый департамент Хабаровского края.
Постановлением апелляционной инстанции от 31.07.2001 решение суда оставлено без изменения со ссылкой на статью 16 Гражданского кодекса Российской Федерации и на то, что ответчик не доказал вины в возникновении убытков у истца.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в соответствии со статьями 171-174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании кассационной жалобы финансового департамента г. Хабаровска, в которой он просит их отменить, так как считает, что решение и постановление апелляционной инстанции приняты с нарушением норм процессуального и материального права. Судом ненадлежащим образом дана оценка представленным доказательствам, что привело к неправильному выводу об ответственности финансового департамента перед истцом по возмещению затрат по оплате за теплоэнергию.
В судебном заседании представитель финансового департамента Администрации г. Хабаровска поддержал свою жалобу.
Представители ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" и финансового департамента администрации Хабаровского края не согласились с жалобой и просили судебные акты оставить без изменения.
Из материалов дела установлено, что ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" с 01.10.1998 по 01.01.2000 представляло за счет своих средств пожилым гражданам, инвалидам, малообеспеченным семьям с детьми, проживающим в муниципальном государственном жилом фонде льготы по оплате за теплоэнергию, в результате чего у общества образовалась задолженность в сумме 67451 руб. 38 коп., на взыскание которой он обратился к финансовому департаменту г. Хабаровска.
Суд первой и апелляционной инстанций удовлетворяя исковые требования истца за счет финансового департамента Администрации г. Хабаровска делают ссылку на Постановления Главы Администрации Хабаровского края N 156 от 15.04.1998, N 239 от 17.06.1999, N 150 от 03.05.2000, где предусмотрено, что главы муниципальных образований обязаны ежегодно предусматривать в бюджетах муниципальных образований расходы на мероприятия по социальной защите граждан и обеспечить их финансирование.
На 1998 год бюджетами муниципальных образований на эти цели предусмотрено - 364,5 млн. руб., в 1999 году - 242,0 млн. руб. и в 2000 году - 268,04 млн. руб.
Однако данные выводы судебными инстанциями сделаны без учета того, что, согласно ст. 72 Конституции РФ, социальная защита, включая и социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то есть являются государственными полномочиями и не относятся к предмету ведения местного самоуправления.
Поэтому суду первой и апелляционной инстанций необходимо было установить, из бюджета какого уровня должны были финансироваться затраты ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" по предоставлению льгот по оплате теплоэнергии пожилым гражданам, инвалидам, малообеспеченным семьям с детьми.
Законами Хабаровского края от 27.02.1998 N 17, от 29.01.1999 N 93, от 26.01.2000 N 182 "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на 1998, 1999, 2000 годы" на органы местного самоуправления возложены государственные полномочия по социальной защите отдельных категорий граждан, в том числе и по предоставлению льгот по оплате коммунальных услуг.
Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что обеспечение отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень, финансируется исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 130 данного Кодекса установлено, что передача таких расходов осуществляется путем включения в бюджет РФ как отдельного вида расходов и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов, а в местном бюджете передаваемые средства должны учитываться как доход в форме безвозмездного перечисления.
В соответствии со статьей 38 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в бюджете субъекта РФ ежегодно должны предусматриваться финансовые средства, необходимые для исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий и в местном бюджете эти средства учитываются раздельно от финансирования расходов местного значения (ст. 36 указанного Закона).
Поэтому Арбитражному суду Хабаровского края при решении вопроса о возмещении ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" расходов по отпуску теплоэнергии по льготному тарифу гражданам, необходимо было установить, предусматривались ли финансовые средства в Законах Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 1998-2000 годы" на исполнение Законов "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на 1998, 1999, 2000 годы", передавались ли они Администрации г. Хабаровска и в каком размере и достаточно ли было этих средств для удовлетворения исковых требований истца.
Суду при установлении ответственности финансового департамента г. Хабаровска следовало исходить из норм ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", где предусмотрено, что органы местного самоуправления исполняют государственные полномочия только в пределах средств фактически переданных им в качестве компенсации и на основании ст. 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", они несут ответственность за осуществление государственных полномочий только в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти финансовыми средствами.
Кроме того, вывод апелляционной инстанции о том, что Администрации г. Хабаровска предоставлялись финансовые средства в форме отчислений от регулирующих доходных источников, не подтвержден материалами дела.
Поскольку судом первой и апелляционной инстанций приняты судебные акты по недостаточно исследованным обстоятельствам, они подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 24.04.2001 и постановление апелляционной инстанции от 31.07.2001 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-1860/2001-19 (АИ-1/425) отменить.
Материалы дела направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 октября 2001 г. N Ф03-А73/01-1/1967
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании