Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 июля 2004 г. N Ф03-А73/04-2/1667
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ОАО "Р" - Бондажевский А.В., представитель по доверенности от 02.03.2004 N 129, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Хабаровскому краю на решение от 12.01.2004, постановление от 09.03.2004 по делу N А73-8580/2003-13 (АИ-1/194) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению открытого акционерного общества "Р" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Хабаровскому краю о признании недействительным решения от 01.08.2003 N 11-16/158.
Изготовление постановления в полном объеме откладывалось в соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Дальневосточная железная дорога МПС РФ" в лице филиала Хабаровского отделения железной дороги обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным Решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Хабаровскому краю от 01.08.2003 N 11-16/158 (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган).
Решением суда от 12.01.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.03.2004, требования заявителя удовлетворены в части. Судебные акты приняты с мотивировкой об отсутствии оснований у налогового органа для признания имевшего место факта занижения налоговой базы по налогам на пользователей автодорог, на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы, с продаж, и, как следствие, начисление пеней по этим налогам. Суд, установив обстоятельства дела, пришел к выводу о том, что не подлежат включению в доход полученные санаторием-профилакторием "Железнодорожник" (структурная единица Хабаровского отделения железной дороги - филиала ФГУП "Дальневосточная железная дорога") в порядке, целевых ассигнований за путевки по трехсторонним договорам суммы 3304854,50 руб. и 5760938,33 руб. В отношении денежных средств, поступивших санаторию за проживание посторонних лиц, сауну, питание суд счел, что налоговый орган правомерно доначислил налоги и пени, так как такие денежные средства подлежат включению в налоговую базу как выручка за оказываемые услуги.
На данные судебные акты инспекцией по налогам и сборам в удовлетворенной части требований подана кассационная жалоба, в которой предложено отменить постановление апелляционной инстанции, а в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Доводы жалобы сводятся к тому, что судом сделан ошибочный вывод относительно правовой природы денежных средств в суммах 3304854 руб. 50 коп. и 5760938 руб. 33 коп., что привело к принятию неправильного судебного решения. При обосновании своих доводов заявитель жалобы ссылается на нормы налогового законодательства, регулирующие, по его мнению, возникшие спорные правоотношения. Извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, инспекция по налогам и сборам участия в судебном заседании не принимала.
При рассмотрении кассационной жалобы представитель заявителя требований довел до сведения суда кассационной инстанции о прекращении деятельности Федерального государственного унитарного предприятия "Дальневосточная железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации", о чем имеется запись в Едином государственном реестре юридических лиц (свидетельство от 20.05.2004), имущественный комплекс которого включен в уставный капитал открытого акционерного общества "Р". Данное акционерное общество зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 23.09.2003 за основным государственным регистрационным номером 1037739877295. Принимая во внимание, что Дальневосточная железная дорога является филиалом упомянутого открытого акционерного общества, суд кассационной инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену ФГУП "Дальневосточная железная дорога МПС РФ" на правопреемника - открытое акционерное общество "Р" (далее - акционерное общество).
Представитель акционерного общества доводы жалобы отклонил и просил оставить состоявшиеся по делу судебные акты без изменения, как законные и обоснованные.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения представителя акционерного общества, проверив законность судебных актов, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения.
Как следует из установленных судом обстоятельств дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка в отношении структурной единицы Хабаровского отделения железной дороги - филиала ФГУП "Дальневосточная железная дорога МПС РФ" санатория-профилактория "Железнодорожник" на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов, в том числе: с продаж, на пользователей автомобильных дорог за период с 01.01.2000 по 31.12.2001 и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы за период 2000 года.
В ходе проверки выявлены, в числе прочих нарушения, послужившие налоговому органу основанием для признания факта неуплаты названных налогов по причине занижения выручки от реализации услуг, что зафиксировано актом проверки от 30.04.2003 N 18 ДСП.
Решением от 01.08.2003 N 11-16/158 инспекция по налогам и сборам доначислила:
- налог на пользователей автомобильных дорог в сумме 171109 руб.;
- налог на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы в сумме 53839 руб.;
- налог с продаж в сумме 5656 руб., а также соразмерно налогам пени.
Проверяя по заявлению налогоплательщика - юридического лица (на момент обращения в арбитражный суд ФГУП "Дальневосточная железная дорога МПС РФ" не исключено из Единого государственного реестра юридических лиц) правомерность доначисления упомянутых налогов и пеней, арбитражный суд установил обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что в общей сумме вменяемой налогоплательщику суммы заниженной выручки к таковой не могут быть отнесены суммы 3304854 руб. 50 коп. и 5760938 руб. 33 коп., так как они составили оплату за путевки по трехсторонним договорам за счет целевых ассигнований некоммерческому лечебно-профилактическому учреждению. К такому выводу судебные инстанции пришли, исходя из анализа и оценки имеющихся в деле документов.
С выводом суда следует согласиться.
Как правильно установил суд, и это обстоятельство не опровергнуто инспекцией по налогам и сборам ни в одну из судебных инстанций арбитражного суда, санаторий-профилакторий "Железнодорожный" соответствовал статусу некоммерческого лечебно-профилактического учреждения, как это предписано правовой нормой, закрепленной в части 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Изложенное означает, что содержание санатория-профилактория осуществлялось за счет средств государственного страхования на основе сметы доходов и расходов, а также за счет Хабаровского отделения дороги, которое несло все хозяйственные расходы. Имущество за рассматриваемой некоммерческой организацией было закреплено на праве оперативного управления. В целях частичного содержания находящегося на балансе страхователя санатория-профилактория, фондом социального страхования производилось финансированием из средств фонда, направляемых впоследствии Хабаровским отделением ДВЖД санаторию-профилакторию как финансирование согласно лицензии на право занятия последним осуществляемого вида деятельности.
Принимая во внимание изложенное, несостоятельны утверждения в кассационной жалобе, со ссылкой на Инструкцию МНС РФ от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", о том, что целевыми средствами признаются только средства, поступившие от Хабаровского отделения ДВЖД по оплате доходов и расходов на содержание санатория, как не имеющие отношения к обстоятельствам дела.
Заявителем жалобы не учтены правовые положения подпункта 3 пункта 3 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с данной нормой права, не признается реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.
Заявителем жалобы не представлено доказательств осуществления санаторием-профилакторием предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах, учитывая доказанность материалами дела финансирование некоммерческой организации, в том числе за счет средств фонда социального страхования на цели, не связанные с предпринимательской деятельностью, налоговый орган неправомерно включил вышеназванные суммы в состав выручки для исчисления налогов, поэтому обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Кроме того, следует отметить, что решение налогового органа не соответствует требованиям статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в нем не обозначены суть и признаки, а также обстоятельства вмененного нарушения норм налогового законодательства, что может являться основанием для отмены решения налогового органа (пункт 6 вышеназванной налоговой нормы).
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 12.01.2004, постановление апелляционной инстанции от 09.03.2004 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-8580/2003-13 (АИ-1/194) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 июля 2004 г. N Ф03-А73/04-2/1667
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании