Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 июля 2001 г. N Ф03-А73/01-2/1402
(извлечение)
Арбитражный суд при участии от истца - Хальчицкий А.С. - начальник юр. отдела (доверенность N 13/17/01 от 03.01.2001 г.); от ответчика - Тыльная И.В. - юрисконсульт (доверенность N 14/8-828 от 10.05.2001 г.), рассмотрел кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю на Решение от 27.04.2001 по делу N А73-1738/2001-40 арбитражного суда Хабаровского края, по иску Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю к 25-ой пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Хабаровского края о взыскании 16959 рублей 83 копеек.
Управление федерального казначейства по Хабаровскому краю обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с иском к 25 пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Хабаровского края о взыскании санкций в размере 16959 рублей 83 копеек за нецелевое использование бюджетных средств.
Определением от 09.04.2001 судом удовлетворено ходатайство истца о замене ненадлежащего ответчика, в порядке статьи 36 АПК РФ, и привлечено в качестве ответчика - Управление государственной противопожарной службы УВД Хабаровского края.
Решением арбитражного суда от 27.04.2001 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе УФК просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований, указывая на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что ссылка суда на подпункт "ж" пункта 12 Положения о Федеральном казначействе Российской Федерации не подлежит применению, так как отношения по привлечению ответчика к ответственности возникли после введения в действие Бюджетного кодекса. Суду необходимо было применить статью 284 Бюджетного кодекса РФ, наделяющую руководителей органов федерального казначейства правом применения мер принуждения.
В судебном заседании представитель УФК поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ответчика заявил, что считает решение законным, просит оставить его без изменения.
Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке ст.ст. 171-174 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Из материалов дела установлено, что отделением федерального казначейства по Николаевскому району произведена с 30.03.2000 по 06.04.2000 проверка целевого использования средств федерального бюджета в 25 пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Хабаровского края.
В ходе проверки обнаружен факт нецелевого использования средств за период с 01.02.1999 по 31.12.1999 на сумму 62263 рубля 42 копейки. По результату проверки составлен Акт 11.04.2000, подписанный представителем пожарной части N 25.
За нарушение бюджетного законодательства начислены истцом штрафные санкции в сумме 16959 рублей 83 копейки.
Предложение отделения федерального казначейства по Николаевскому району о добровольной уплате штрафных санкций до 20.04.2000, направленному ответчику, не исполнено, поэтому Управление федерального казначейства Минфина РФ по Хабаровскому краю обратилось с иском в арбитражный суд.
Арбитражный суд Хабаровского края отказал истцу в удовлетворении исковых требований со ссылкой на то, что пожарная часть N 25 привлечена к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств неуполномоченным лицом, то есть такие права предоставлены только руководителю федерального казначейства и руководителю органов казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москвы и Санкт-Петербурга.
Вывод суда противоречит нормам Бюджетного кодекса РФ, который действовал на период проверки.
Статья 8 Федерального закона РФ "О введении в действие Бюджетного кодекса РФ" устанавливает, что Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые могут возникнуть и после его введения.
Отношения по привлечению ответчика к ответственности возникли после введения в действие Бюджетного кодекса РФ, следовательно, нормы Кодекса должны применяться к данному спору.
Статья 284 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что правом применения мер принуждения обладают руководители органов федерального казначейства и их заместители.
Сведений о том, что указанные меры не могут быть применены руководителями отделений федерального казначейства районов и городов, данная норма закона не содержит.
Суд свои выводы об ограничении полномочий руководителей отделений казначейства о привлечении к ответственности предприятий и учреждений за нецелевое использование бюджетных средств сделал на основании Положения о Федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 864 от 27.08.1993.
Однако согласно части 2 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положение о федеральном казначействе должно применяться к рассматриваемым правоотношениям лишь в части, не противоречащей Бюджетному кодексу.
Управление федерального казначейства по Хабаровскому краю предъявило исковые требования о взыскании штрафных санкций в соответствии с наделенными законодательством полномочиями, поэтому арбитражный суд не вправе был отказываться от рассмотрения спора по существу.
В связи с чем, решение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует проверить расчет истца по размеру начисленных штрафных санкций, то есть, соответствует ли методика начисления их действующему законодательству.
Факт нецелевого использования бюджетных средств установлен отделением федерального казначейства за период с 01.02.1999 по 31.12.1999. Законом о федеральном бюджете на 1999 год предусмотрен штраф за нецелевое использование федеральных денежных средств в размере двойной действующей ставки рефинансирования Центрального банка России в период принятия закона.
Подпунктом "ж" пункта 12 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27.08.1993 N 864 "О федеральном казначействе", пунктом 3 Указа Президента РФ от 08.12.1992 N 1556 "О федеральном казначействе" предусмотрено, что за использование бюджетных средств не по целевому назначению с предприятий, учреждений и организаций взыскивается штраф в размере действующей учетной ставки Центрального банка РФ.
При разрешении спора суду следует решить вопрос по госпошлине по кассационной жалобе в порядке статьи 95 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 27.04.2001 арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-1738/2001-40 отменить.
Материалы дела направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 июля 2001 г. N Ф03-А73/01-2/1402
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании