Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 января 2001 г. N Ф03-А51/01-2/62
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю на Решение от 02.11.2000 г., Постановление от 20.12.2000 г. по делу N А51-4738/00 16-128 арбитражного суда Приморского края, по иску Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю к Дальневосточному гидромелиоративному техникуму Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ; третье лицо: Отделение Федерального казначейства Министерства финансов РФ по г. Уссурийску и Уссурийскому району о взыскании задолженности по страховым взносам.
Отделение Пенсионного фонда РФ по Приморскому краю (далее - Фонд) обратилось в арбитражный суд Приморского края с иском к Дальневосточному гидромелиоративному техникуму Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ (далее - Техникум) о взыскании 3365745 руб., в том числе: 1119859 руб. - задолженность по страховым взносам, 2245886 руб. - пеня.
При этом истец просил суд обратить взыскание на денежные средства Техникума, находящиеся на его лицевом счете в Отделении федерального казначейства по городу Уссурийску.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, к участию в деле на стороне ответчика привлечено Отделение федерального казначейства Министерства финансов РФ по городу Уссурийску и Уссурийскому району (далее Казначейство).
Решением от 02.11.2000 иск удовлетворен частично: суд взыскал с ответчика в пользу Фонда недоимку и пеню, а в обращении взыскания на денежные средства Техникума - в иске отказал.
Отказывая частично в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что территориальное отделение Пенсионного фонда РФ в своей деятельности должно руководствоваться Налоговым кодексом РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 46 Кодекса взыскание страховых сборов со ссудных и бюджетных счетов плательщика не допускается.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.12.2000 решение оставлено без изменения.
На решение и постановление суда первой и апелляционной инстанций истцом подана кассационная жалоба, в которой предлагается отменить указанные судебные акты в части, касающейся отказа в обращении взыскания на бюджетные денежные средства Техникума, и передать в этой части дело на новое рассмотрение.
Ссылаясь на часть 7 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, истец в жалобе указал, что денежные средства, отпущенные Техникуму из федерального бюджета на уплату страховых сборов, поступают на лицевой счет ответчика в Казначействе.
Поэтому ликвидация задолженности Техникума перед Пенсионным фондом РФ возможна лишь путем обращения взыскания на указанный счет.
По мнению заявителя жалобы, порядок такого взыскания предусмотрен статьей 117 Федерального закона "О Федеральном бюджете на 1999 год" от 22.02.99 N 36-ФЗ, а также статьей 143 Федерального закона "О Федеральном бюджете на 2000 год" от 31.12.99 N 227-ФЗ.
Не применив перечисленные нормы при разрешении спора, суд лишил истца возможности взыскать долг путем предъявления исполнительного листа на бюджетный счет Техникума.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные им в кассационной жалобе.
Ответчик отзыв на жалобу не представил, в судебном заседании его представитель изложенные в жалобе доводы отклонил.
От Казначейства, участвовавшего в деле в качестве третьего лица, представлен отзыв с возражениями на кассационную жалобу и просьбой, оставить без изменения решение и постановление суда первой и апелляционной инстанций.
Рассмотрев дело в соответствии со статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции находит жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на момент предъявления иска в арбитражный суд задолженность Техникума Пенсионному фонду РФ составляла 1119859 руб.
За просрочку уплаты страховых взносов в период с января 1994 года по декабрь 1999 года Техникуму была начислена пеня в сумме 2245886 руб.
Ввиду отсутствия денежных средств на расчетном счете плательщика, Фонд отозвал из банка инкассовые поручения и обратился за взысканием долга в арбитражный суд.
При разрешении спора суд признал правомерными требования Фонда о взыскании недоимки и пени и удовлетворил их в пределах заявленных сумм.
Вместе с тем суд обеих инстанций пришел к выводу, что предъявленные к взысканию суммы задолженности по страховым сборам и пене образовались до 2000 года.
Учитывая данное обстоятельство, суд правомерно отклонил требования истца об обращении взыскания на бюджетный счет ответчика в Казначействе, и признал несостоятельной ссылку Фонда на Бюджетный кодекс РФ и статью 143 Федерального закона "О Федеральном бюджете на 2000 год".
Согласно пункту 1 статьи 5 Бюджетного кодекса РФ акты бюджетного законодательства Российской Федерации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Также нельзя признать обоснованным довод заявителя жалобы о том, что при разрешении спора суду следовало руководствоваться статьей 117 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год".
Указанная норма предусматривает обращение взыскания на бюджетные средства должника на основании исполнительных листов судебных органов.
Однако такое взыскание производится исключительно в пределах целевых назначений, предусмотренных данным Законом.
Суд правомерно не применил данную норму, поскольку Фонд не доказал, что в смете расходов, утвержденной для Техникума на 1999 год, предусмотрены статьи на оплату недоимки и пени по взносам в государственные внебюджетные фонды.
При таких обстоятельствах следует признать обоснованными выводы судебных инстанций об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска в части обращения взыскания долга на бюджетные средства ответчика.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 02.11.2000 и Постановление апелляционной инстанции от 20.12.2000 по делу N А51-4738/00 16-128 арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 января 2001 г. N Ф03-А51/01-2/62
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании