Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 февраля 2001 г. N Ф03-А16/01-1/94
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу государственной нефтеинспекции Еврейской автономной области по делу N А16-617/2000 арбитражного суда Еврейской автономной области, по иску предпринимателя без образования юридического лица Балковского Р.А. к государственной нефтеинспекции Еврейской автономной области о признании сделки недействительной и взыскании 29884,34 рублей.
Предприниматель без образования юридического лица Балковский Ростислав Алексеевич обратился в арбитражный суд Еврейской автономной области с иском к Государственной нефтеинспекции Еврейской автономной области (далее - Госнефтеинспекция ЕАО) о признании недействительным Договора от 06.07.2000 на проведение технического обследования для выдачи заключения о возможности осуществления реализации нефтепродуктов и применении последствий его недействительности.
Решением от 02.10.2000 Договор от 06.07.2000 признан не соответствующим действующим нормативным актам, Приказу Министерства топлива и энергетики от 21.07.1999 N 241, пункт 7 которого Определением Верховного Суда РФ от 16.05.2000 по делу N КАС 00-184 признан незаконным (недействующим), и применены последствия недействительности договора в виде взыскания с Госнефтеинспекции ЕАО 29884 рублей 34 копеек.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.11.2000 решение оставлено без изменения по тем же основаниям.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Госнефтеинспекция ЕАО в кассационной жалобе просит их отменить в связи с нарушением судом норм материального права.
В обоснование жалобы ответчиком указано на неправильное применение судом Приказа Минтопэнерго РФ от 21.07.1999 N 241 к взаимоотношениям, сложившимся между истцом и ответчиком, так как данный Приказ распространяется на региональные Госнефтеинспекции и территориальные управления Госэнергонадзора Минтопэнерго РФ, к которым Госнефтеинспекция ЕАО не относится. Договор от 06.07.2000 заключен на основании п. 2.3 Положения "О Госнефтеинспекции ЕАО". Проведение обследования на платной основе не противоречит нормам существующего законодательства. Кроме того, при выдаче лицензии истцу на указанный вид деятельности в условиях лицензии предусмотрено ежегодное подтверждение заключения о возможности осуществления деятельности данного вида.
В судебном заседании кассационной инстанции представители Госнефтеинспекции по ЕАО поддержали доводы, изложенные в жалобе, и дали пояснения по ее существу.
Представитель предпринимателя Балковского Р.А., выразив несогласие с доводами жалобы, просил отказать в ее удовлетворении. Считает, что ежегодное обследование на подтверждение соответствия объектов действующим нормам и правилам технической эксплуатации должно проводиться государственными и контрольными органами за счет средств, выделяемых на их содержание. Ответчик является региональной нефтеинспекцией субъекта Российской Федерации согласно Приказу Минтопэнерго РФ от 28.01.1999 N 21.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, предпринимателю Балковскому Р.А. Госнефтеинспекцией ЕАО выдана лицензия N 0246 от 10.08.1998 на осуществление деятельности по содержанию и эксплуатации автозаправочных станций (в том числе передвижных) со сроком действия до 10.08.2008.
Лицензией предусмотрены условия осуществления данного вида деятельности, а именно: выполнение Правил технической эксплуатации автозаправочной станции с ежегодным подтверждением заключения о возможности осуществления вида деятельности, выполнение требований по контролю качества.
Письмами от 11.05.2000 N 64, от 20.06.2000 N 86 Госнефтеинспекция ЕАО обратилась к предпринимателю Балковскому Р.А. с требованием оформить документы для проведения обследования для выдачи заключения на деятельность по эксплуатации автозаправочных станций, по хранению нефти и продуктов ее переработки в связи с истечением срока действия ранее выданных заключений.
Между предпринимателем Балковским Р.А. и Госнефтеинспекцией ЕАО 06.07.2000 заключен договор на проведение технического обследования для выдачи заключения о возможности осуществления реализации нефтепродуктов, по которому Госнефтеинспекция ЕАО (исполнитель) приняла на себя обязательство по техническому обследованию автозаправочных станций на предмет их соответствия действующим нормам и правилам технической эксплуатации с выдачей акта и заключения, а предприниматель Балковский (заказчик) обязался оплатить за обследование и выдачу заключения 29884 рубля 34 копейки. Считая данный договор не соответствующим Приказу Министерства топлива и энергетики РФ от 21.07.1999 N 241 предприниматель Балковский Р.А. обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с Приказом Министерства топлива и энергетики РФ от 21.07.1999 N 241, утвердившим "Порядок проведения обследований организаций, осуществляющих деятельность по хранению нефти и продуктов ее переработки и эксплуатации автозаправочных станций, региональными Госнефтеинспекциями и территориальными управлениями Госэнергонадзора Министерства топлива и энергетики РФ и выдачи заключений по результатам указанных обследований" (далее - Порядок обследования) государственные надзорные и контрольные органы осуществляют контроль за рациональным и безопасным использованием организациями индивидуальными предпринимателями нефти и нефтепродуктов, сохранением их качества с целью предотвращения аварий, нарушения экологии, угрозы человеческих жертв и повреждений, а также эффективного использования энергетических ресурсов.
Для осуществления указанного контроля региональными Госнефтеинспекциями и территориальными управлениями Госэнергонадзора проводятся обследования с целью проверки соблюдения соискателем соответствующей лицензии требований и условий, установленных для осуществления деятельности, указанной в лицензии, и выдачи заключений для получения лицензий, проверки выявления нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, осуществления энергетического надзора в области добычи, переработки, транспортировки, учета, хранения, реализации и потребления нефти и нефтепродуктов.
Исходя из условий Договора от 06.07.2000, судебными инстанциями сделан правильный вывод о том, что взаимоотношения сторон возникли и регулируются указанным Порядком обследования, пунктом 7 которого предусмотрено, что обследование и выдача заключений государственными надзорными и контрольными органами производится на основании договоров с организациями, заключаемыми в установленном порядке, с учетом требований, установленных законодательством. Расценки по конкретным видам проверок в зависимости от объема работы и оформления соответствующих документов устанавливаются методиками, утвержденными в установленном порядке.
В связи с этим довод заявителя жалобы о том, что Договор от 06.07.2000 заключен и исполнен сторонами не на основании Приказа Минтопэнерго РФ от 21.07.1999 N 241, утвердившего Порядок обследования, не обоснован и не соответствует пункту 6 Порядка обследования, устанавливающему действительность только тех заключений, которые получены организациями в соответствии с настоящим Порядком.
Несостоятельны также доводы заявителя жалобы о том, что действие Приказа Минтопэнерго РФ от 21.07.1999 N 241 распространяется только на региональные Госнефтеинспекции Минтопэнерго РФ, тогда как Госнефтеинспекция ЕАО не является региональной, а образована Постановлением Главы Администрации ЕАО от 05.04.1996 N 96.
Между тем согласно Приказу Минтопэнерго РФ от 28.01.1999 N 21 Государственная инспекция по надзору и контролю за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов Еврейской автономной области относится к региональным нефтеинспекциям субъектов Российской Федерации и является составной частью системы государственного энергетического надзора.
Кроме того, согласно п. 1.3 Положения о Госнефтеинспекции ЕАО, утвержденного первым заместителем Министра топлива и энергетики РФ, в своей деятельности инспекция руководствуется Конституцией РФ, законодательными актами Президента РФ и Правительства РФ, приказами, инструкциями и нормативными актами Минтопэнерго РФ.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, судебные инстанции правомерно исходили из того, что на момент заключения Договора от 06.07.2000 п. 7 Порядка обследования, предусматривающий заключение договоров на проведение обследования, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 был признан незаконным (недействующим), в связи с чем отсутствовали основания для заключения договора на проведение ежегодного обследования и его оплаты.
Из мотивировочной части Определения Верховного Суда РФ от 16.05.2000 по делу N КАС 00-184 следует, что государственные надзорные и контрольные органы вправе проводить обследования, в том числе и по просьбе (по заказам) соискателей лицензий, по заказам лицензиатов с выдачей соответствующих заключений заказчикам. Оплата проведения таких обследований и дача заключений может быть возложена на организации, предпринимателей, которые нуждаются в услугах государственных органов энергетического надзора.
По делу установлено, что предприниматель Балковский Р.А. с заявлением о выдаче заключения в Госнефтеинспекцию ЕАО не обращался.
Как следует из имеющегося в материалах дела письма предпринимателя Балковского Р.А. от 03.07.2000 о направлении по требованию Госнефтеинспекции ЕАО документов для ежегодного обследования его деятельности, отсутствовало добровольное волеизъявление предпринимателя на проведение обследования и выдачу заключения.
Кроме того, Порядком обследования установлено, что с заявлением о проведении обследования и получении заключения могут обращаться соискатели лицензии для ее получения, либо лицензиаты для переоформления ранее аннулированного заключения.
Такие основания для обращения с заявлением о проведении обследования и получении заключения у предпринимателя Балковского отсутствовали.
Ссылка в Договоре от 06.07.2000 на п. 8 Постановления Правительства РФ от 06.09.1995 N 897, утвердившего Положение "О лицензировании деятельности по содержанию и эксплуатации нефтебаз (кроме входящих в топливно-энергетический комплекс РФ) и автозаправочных станций (в том числе передвижных)" не может быть принята во внимание, так как указанный пункт Положения регулирует вопрос возмещения расходов в случае проведения независимой экспертизы связанной с выдачей лицензии.
В связи с изложенным кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьями 91, 95 Арбитражного процессуального кодекса РФ с Госнефтеинспекции ЕАО подлежит довзысканию госпошлина по кассационной жалобе в сумме 967 рублей 62 копейки.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 02.10.2000, Постановление от 29.11.2000 арбитражного суда Еврейской автономной области по делу N А16-617/2000 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Государственной нефтеинспекции Еврейской автономной области в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 967 рублей 62 копейки.
Выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 февраля 2001 г. N Ф03-А16/01-1/94
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании