Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 8 июля 2002 г. N Ф03-А51/02-2/1177
(извлечение)
См. также Постановления от 2 апреля 2003 г. N Ф03-А51/03-2/368 и от 24 февраля 2005 г. N Ф03-А51/04-2/3755 Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации о налогам и сборам по городу Артему на Решение от 29.11.2001 г., Постановление от 09.04.2002 г. по делу N А51-5877/01 18-132 арбитражного суда Приморского края, по делу Открытого акционерного общества "ВА" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Артему о признании недействительным Решения.
ОАО "ВА" обратилось в арбитражный суд Приморского края с иском о признании недействительным Решения Инспекции по налогам и сборам по городу Артему в части доначисления земельного налога, пени и штрафа по земельному налогу и пени по налогу на пользователей автомобильных дорог.
Решением суда от 29.11.2001 г. с учетом Определения от 16.01.2002 г. об исправлении опечатки исковые требования удовлетворены.
Суд признал правомерным применение истцом льготы по земельному налогу, предусмотренной пунктом 12 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и соответственно необоснованным доначисление земельного налога, штрафа и пени.
В части начисление пени за просрочку уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, по мнению суда, пеня начислена неправомерно, так как Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации, Законами Приморского края "О бюджете территориального дорожного фонда Приморского края", срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не установлен.
Порядок образования и использования Федерального дорожного фонда и Инструкция ГНС "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" не являются законодательными актами о налогах и сборах.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.04.2002 г. Решение суда оставлено без изменения по этим же основаниям.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Артему, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, подала кассационную жалобу, в которой просит Решение суда первой инстанции и Постановление апелляционной инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.
В обоснование жалобы налоговый орган ссылается на неправильное применение судом пункта 12 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", так как данным пунктом льгота предоставляется аэродромам, аэропортам, отнесенным к федеральной собственности. Между тем стоянка ИЛ-86 и рулежная дорожка (РД-6) в перечне объектов федеральной собственности отсутствуют.
Срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, указывает в кассационной жалобе налоговый орган, установлен Порядком образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденного Верховным Советом Российской Федерации на основании Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации". Следовательно, оснований считать срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог неустановленным в надлежащем порядке не имеется.
ОАО "ВА" просит Решение суда и Постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, поскольку судебные акты приняты в соответствии с действующим законодательством.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит удовлетворению в части.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Артему проведена выездная налоговая проверка ОАО "ВА" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.04.1999 г. по 01.10.2000 г. Проверкой в числе других нарушений установлено, что общество неправомерно применяло льготу по земельному налогу как предприятие, имеющее земли, занятые аэродромами, аэропортами, сооружениями и объектами аэронавигации, отнесенными к федеральной собственности, установленную пунктом 12 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю", так как земельный участок площадью 10,913 га, на котором расположены РД-6 - рулежная дорожка и стоянка ИЛ-86 является собственностью ОАО "ВА" и, следовательно, льгота, предусмотренная названной нормой, не могла быть применена. Неправильное применение льготы повлекло недоплату земельного налога в сумме 216077 руб. 40 коп.
Кроме того, в акте отражено, что истец в нарушение пункта 24.1 Инструкции ГНС РФ "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" N 30 от 15.05.1995 г. несвоевременно перечислял в бюджет налог на пользователей автомобильных дорог. На основании акта проверки принято Решение N 103 от 21.06.2001 г. в соответствии с которым ОАО "ВА" доначислен земельный налог в сумме 216077 рублей пеня за просрочку его уплаты в сумме 43215 рублей 48 копеек, штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ и пеня за просрочку уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 2094983 руб. 22 коп.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания пени за просрочку уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, суд сослался на то, что ни Законом РФ "О дорожных фондах в РФ", ни Законами Приморского края N 50-кз от 25.05.1999, N 95-кз от 14.06.2000 "О бюджете территориального дорожного фонда Приморского края" на 1999 и соответственно 2000 годы срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не установлен, поэтому оснований для начисления пени у налогового органа не имелось. Инструкция МНС РФ "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" и Порядок образования и использования Федерального дорожного фонда не являются законодательными актами о налогах и сборах.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату Закона Приморского края N 50-кз следует читать как "28.04.1999"
Между тем судом не учтено, что Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда РФ утвержден Верховным Советом РФ на основании Закона РФ "О дорожных фондах". Поэтому налоговым органом обоснованно начислена пеня за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог. Пункт 10 названного Порядка установил срок уплаты налога - 15 число за прошедший месяц и оснований для уплаты его поквартально у истца не имелось. Инструкцией ГНС РФ "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (п. 24.1) только разъяснен порядок уплаты налога, установленный Верховным Советом РФ.
При таких обстоятельствах судебные акты в части признания недействительным Решения инспекции по налогам и сборам о начислении пени за просрочку уплаты налога на пользователей автомобильных дорог подлежат отмене с передачей дела в этой части на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела суду следует проверить периоды просрочки и размер подлежащей взысканию пени.
В части признания недействительным Решения налогового органа о доначислении земельного налога в сумме 216077 рублей 40 копеек; штрафа - 43215 рублей 48 копеек и пени - 83130 рублей 73 копеек Решение суда первой инстанции и Постановление апелляционной инстанции соответствует закону, материалам дела и отмене не подлежит.
Согласно пункту 12 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю от уплаты земельного налога освобождаются, в частности, земли, занятые аэродромами и аэропортами, отнесенными к федеральной собственности. Постановлением Комитета по управлению имуществом Приморского края N 584 от 28.12.1993 г. "Об утверждении плана приватизации государственного предприятия "Владивостокский объединенный авиаотряд" и учреждение на его основе акционерного общества открытого типа" исключены из уставного капитала истца аэродромы и другое имущество в соответствии с особыми условиями акционирования и приватизации аэродромов. Материалами дела не подтверждается, что РД-6 и стоянка ИЛ-86 являются самостоятельными объектами и выкуплены истцом в порядке приватизации.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 29.11.2001 г., Постановление апелляционной инстанции от 09.04.2002 г. по делу N А51-5877/01 18-132 арбитражного суда Приморского края в части признания недействительным Решения Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по городу Артему N 103 от 21.06.2001 г. о начислении пени за просрочку уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 2094983 руб. 22 коп. отменить. Дело в этой части передать на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
В остальной части судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 июля 2002 г. N Ф03-А51/02-2/1177
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании