Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 февраля 2005 г. N Ф03-А51/04-2/3755
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: открытого акционерного общества "ВА" - Тарасенко И.И. представитель по доверенности N 108 от 20.01.2004; Мынта Е.М. ведущий специалист, доверенности б/н от 27.12.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю на решение от 03.12.2003, постановление апелляционной инстанции от 16.08.2004 по делу N А51-5877/2001 18-132 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению открытого акционерного общества "ВА" к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Артему (в настоящее время - МИМНС РФ N 12 по Приморскому краю), третье лицо: межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю о признании недействительным решения.
Резолютивная часть постановления объявлена 16.02.2005. Постановление изготовлено в полном объеме 24.02.2005.
Открытое акционерное общество "ВА" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Артему (в настоящее время - межрайонная инспекция Министерства РФ по налогам и сборам N 12 по Приморскому краю) в части доначисления земельного налога, пени и штрафа по земельному налогу и пени по налогу на пользователей автомобильных дорог.
Решением суда от 29.11.2001, с учетом определений суда от 16.01.2002 и от 28.02.2002 об исправлении допущенных опечаток, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.04.2002, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.07.2002 принятые по делу судебные акты в части признания недействительным оспариваемого решения по доначислению пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 2094983,22 руб. отменено, дело в этой части передано на новое рассмотрение. В остальной части решение и постановление оставлены без изменения.
При новом рассмотрении дела к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечена межрайонная инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю.
Решением суда от 31.10.2002 заявленные требования удовлетворены частично. Решение налогового органа признано недействительным в части начисления пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд в сумме 1745583,59 руб. как несоответствующее статье 17 Налогового кодекса РФ, статье 5 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации", Закону Приморского края от 28.04.1999 N 50-КЗ "О бюджете территориального дорожного фонда Приморского края на 1999 год". В остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением кассационной инстанции от 02.04.2003 решение суда первой инстанции от 31.10.2002 в части признания недействительным решения ИМНС РФ по городу Артему о начислении пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 1745583,59 руб. отменено, дело в этой части направлено на новое рассмотрение. В остальной части решение оставлено без изменения. Суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что арбитражный суд первой инстанции правильно установив фактические обстоятельства дела, неправильно применил Закон Приморского края N 45-КЗ от 11.06.1996, признав недействительным решение налогового органа по доначислению пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд по мотиву отсутствия в законе срока уплаты налога.
При повторном рассмотрении дела решением от 03.12.2003 Арбитражного суда Приморского края, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.08.2004, решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности по п. 5.1 в части начисления пени по налогу на пользователей автодорог в сумме 1649019 руб., по п. 5.2 в части обязания налогоплательщика перечислить эту сумму в бюджет признано недействительным как несоответствующее НК РФ. В остальной части требований производство по делу прекращено в связи с заявленным отказом ОАО "ВА". Принимая решение об удовлетворении уточненного заявленного требования, суды обеих инстанций, с учетом уточненного расчета пени и соглашения о зачете взаимных требований, исходили из того, что налогоплательщик ежемесячно с апреля по декабрь 1999 года производил платежи в территориальный дорожный фонд путем зачета с Комитетом дорожного хозяйства Приморского края по соглашению о зачете, но не всегда в полном объеме, поэтому обоснованно лишь начисление пени за спорный период в сумме 96564,59 руб. Доказательств того, что зачеты производились в счет погашения задолженности, возникшей в предыдущие годы налоговым органом не представлено.
Не согласившись с принятыми судебными актами, межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю подала кассационную жалобу, в которой просит решение суда от 03.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 16.08.2004 отменить. В обоснование ссылается на то, что налогоплательщиком нарушен порядок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, так как в соответствии с действующим законодательством, датой, по истечении которой налоговый платеж считается произведенным, является 15 число месяца. В расчете пени, начисленной за несвоевременную уплату налога, не учтена задолженность по налогу по состоянию на 01.04.1999, текущая задолженность по данному налогу за 1999 год., а также в счет уплаты в территориальный дорожный фонд за ноябрь и декабрь 1999 года суммы по взаимозачетам с Комитетом дорожного хозяйства, зачислены в феврале и марте 2000 года.
Представители открытого акционерного общества "ВА" в судебном заседании просят решение и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения в связи с тем, что они приняты в соответствии с действующим законодательством.
Представители МИМНС РФ N 12 по Приморскому краю и МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, выслушав представителей ОАО "ВА", Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не находит.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка ОАО "ВА" по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.04.1999 по 01.10.2000. Проверкой, в числе других нарушений, установлено несвоевременное перечисление в бюджет налога на пользователей автомобильных дорог. По результатам проверки составлен акт и принято решение N 103 от 21.06.2001, в соответствии с которым налогоплательщику начислены пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в федеральный дорожный фонд в сумме 349399,63 руб. и в территориальный дорожный фонд в сумме 1745583,59 коп. При этом, налоговый орган считает, что в нарушение Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ N 2235-1 от 23.01.1992 и Инструкции ГНС РФ N 30 от 15.05.1995 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", устанавливающих помесячную уплату налога, общество не производило ежемесячную уплату налога до 15 числа, следующего за отчетным месяцем, рассчитанного на основании данных бухгалтерского учета от реализации за предыдущий месяц.
Не согласившись с решением налогового органа, ОАО "ВА" обратилось в суд с заявлением о признании решения налогового органа частично недействительным.
В судебном заседании общество уточнило заявленные требования и просит отменить решение налогового органа в части начисления пени в сумме 1649019 руб., в остальном от заявленных требований отказалось.
Законом Приморского края N 45-КЗ от 11.06.1996 "О территориальном дорожном фонде Приморского края" установлено, что порядок исчисления налогов и поступления их и иных средств в территориальный фонд, а также механизм контроля за своевременностью и правильностью исчисления налогов и сборов в территориальный фонд производится налоговыми инспекциями на основании инструкции Государственной налоговой службы РФ от 15.05.1995 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды". Сроки уплаты налога, установленные пунктами 24.1-24.3 вышеуказанной Инструкции, а также постановлением Верховного Совета РСФСР N 2235-1 от 23.01.1992 - ежемесячно до 15 числа следующего за истекшим месяцем.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела, инспекция по налогам и сборам на основании соглашений о зачете взаимных платежей, заключенных между Комитетом дорожного хозяйства Приморского края и ОАО "ВА" с апреля по декабрь 1999 года производила зачеты в уплату платежей по налогу на пользователей автомобильных дорог в Территориальный дорожный фонд.
На основании имеющихся документов, налоговый орган составил расчет начисления пени за несвоевременное перечисление ОАО "ВА" налога на пользователей автомобильных дорог, подписанный налогоплательщиком, согласно которому пени за указанный спорный период составляет 96564,59 руб.
В остальном, начисление пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд не основано на имеющихся материалах дела. В судебном заседании апелляционной инстанции МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю представило сводный отчет налогоплательщика на 01.04.1999 без расшифровки сложившейся недоимки. Таким образом, налоговым органом в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлены доказательства, на которые он ссылается в отношении начисления пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 1649019,59 руб.
Довод заявителя кассационной жалобы о задолженности указанного налога за 1999 год, начиная с апреля, а также о том, что зачеты производились в счет погашения задолженности по налогу, возникшей в предыдущие годы, не принимается арбитражным судом по вышеизложенному.
Следовательно, суды обеих инстанций сделали правильный вывод о неправомерном начислении пени по спорному налогу в сумме 1649019,59 руб. налоговым органом, и оснований для отмены принятых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 03.12.2003, постановление апелляционной инстанции от 16.08.2004 по делу N А51-5877/01 18-132 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка ОАО "ВА" по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.04.1999 по 01.10.2000. Проверкой, в числе других нарушений, установлено несвоевременное перечисление в бюджет налога на пользователей автомобильных дорог. По результатам проверки составлен акт и принято решение N 103 от 21.06.2001, в соответствии с которым налогоплательщику начислены пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в федеральный дорожный фонд в сумме 349399,63 руб. и в территориальный дорожный фонд в сумме 1745583,59 коп. При этом, налоговый орган считает, что в нарушение Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ N 2235-1 от 23.01.1992 и Инструкции ГНС РФ N 30 от 15.05.1995 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", устанавливающих помесячную уплату налога, общество не производило ежемесячную уплату налога до 15 числа, следующего за отчетным месяцем, рассчитанного на основании данных бухгалтерского учета от реализации за предыдущий месяц.
...
Законом Приморского края N 45-КЗ от 11.06.1996 "О территориальном дорожном фонде Приморского края" установлено, что порядок исчисления налогов и поступления их и иных средств в территориальный фонд, а также механизм контроля за своевременностью и правильностью исчисления налогов и сборов в территориальный фонд производится налоговыми инспекциями на основании инструкции Государственной налоговой службы РФ от 15.05.1995 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды". Сроки уплаты налога, установленные пунктами 24.1-24.3 вышеуказанной Инструкции, а также постановлением Верховного Совета РСФСР N 2235-1 от 23.01.1992 - ежемесячно до 15 числа следующего за истекшим месяцем."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 февраля 2005 г. N Ф03-А51/04-2/3755
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании