Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 июля 2002 г. N Ф03-А51/02-2/1214
(извлечение)
Арбитражный суд, при участии от ответчика - Алексеев А.А. - представитель (доверенность б/н от 03.09.2001 г.); от третьего лица - Киселев А.В. - заместитель начальника юридического отдела (доверенность N 06-9 от 06.03.2002 г.), рассмотрел кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Приморскому краю на Определение от 20.11.2001 г. по делу N А51-3163/01 10-80 арбитражного суда Приморского края, по иску Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Приморскому краю, Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Приморскому краю к Открытому акционерному обществу "ЯК" о взыскании налоговых санкций.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Хорольскому району (в настоящее время - Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Приморскому краю, далее - инспекция по налогам и сборам) обратилась в арбитражный суд Приморского края с иском к Открытому акционерному обществу "ЯК", с учетом уточненных исковых требований, о взыскании 1489417 рублей налоговых санкций за совершение налоговых правонарушений.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на стороне истца привлечено Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому краю.
Определением суда от 20.11.2001 г. производство по делу прекращено в связи с тем, что заявленные требования не подлежат рассмотрению в арбитражном суде в порядке искового производства, так как с момента вынесения судом определения о признании должника банкротом имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, установленного Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция по налогам и сборам, считая определение суда незаконным, просит его отменить, как принятое с нарушением норм материального права - статьи 70 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и процессуального права - статьи 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель третьего лица поддержал доводы кассационной жалобы истца.
Представитель ответчика доводы жалобы отклонил, считая определение законным, в связи с чем просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Инспекция по налогам и сборам извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако ее представитель в судебное заседание не явился.
Проверив законность определения суда, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оно подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки ОАО "ЯК" за период с 01.10.1998 г. по 31.03.2000 г. составлен акт от 16.10.2000 г. N 95 и принято Решение от 13.11.2000 г. N 59 о привлечении акционерного общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде взыскания налоговых санкций, с учетом Решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому краю от 20.07.2001 г. N 10-15/86, в сумме 1489 417 рублей.
Судом первой инстанции установлено, что в отношении ОАО "ЯК" с 26.02.1997 г. введено внешнее управление, продленное определением арбитражного суда Приморского края до 22.09.2008 г.
На этом основании суд пришел к выводу о том, что согласно статье 11 и 57 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" налоговый орган не вправе обращаться к должнику в порядке искового производства.
Данный вывод суда является ошибочным.
Согласно пункту 1 статьи 70 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" мораторий требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. В силу пункта 4 указанной статьи правило о моратории не применяется к денежным обязательствам и обязательным платежам, сроки исполнения которых наступили после введения внешнего управления. Кроме того, в связи с тем, что на такие платежи не распространяются правила пункта 2 и 3 этой же статьи, за неисполнение или ненадлежащее исполнение текущих обязательных платежей начисляются штрафы и иные финансовые санкции.
Штрафные санкции начислены ОАО "ЯК" за период после введения внешнего управления, следовательно, в данном случае истец вправе предъявить иск в общем порядке независимо от процедуры банкротства комбината.
При таких обстоятельствах, определение суда подлежит отмене, а дело - передаче для рассмотрения по существу в первую инстанцию.
Руководствуясь статьями 174-177, 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Определение арбитражного суда Приморского края от 20.11.2001 г. по делу N А51-3163/2001 10-80 отменить, дело передать для рассмотрения по существу в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 июля 2002 г. N Ф03-А51/02-2/1214
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании