Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 мая 2000 г. N Ф03-А80/00-2/584
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационное жалобы Чукотского территориального фонда обязательного медицинского страхования, Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Чукотэнерго" на решение, постановление от 10.12.99 г., 18.02.2000 г. по делу N А80-202/99 (А80-02/2000 а/ж) Арбитражного суда ЧАО, по иску Чукотского территориального фонда обязательного медицинского страхования к Открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Чукотэнерго" о взыскании задолженности по уплате страховых взносов.
Чукотский территориальный фонд обязательного медицинского страхования обратился в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с иском о взыскании с открытого акционерного общества энергетики и электрификации "ЧУКОТЭНЕРГО" задолженности по уплате страховых взносов и пени за просрочку платежей в период с 01.07.95 г. по 08.01.99 г.
Общая сумма иска составила 10617483 рубля, в том числе: 1211774 рубля недоимка по уплате страховых взносов, 9405709 рублей пеня.
Решением от 10.12.99 г. иск удовлетворен частично.
Принимая решение, суд руководствовался статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьей 24 Федерального Закона "О федеральном бюджете на 1998 год" и Постановлением Правительства Российской Федерации "О начислении пеней и порядке перерасчета задолженности юридических лиц по уплате пеней" N 576 от 09.06.1998 г.
В результате сумма пени, за период с 01.07.95 г. по 01.04.98 г. была уменьшена судом в пять раз и составила 1223793 рубля.
Сумма пени за период с 01.04.98 г. по 08.01.99 г. пересчитана судом по ставке равной размеру 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и составила 596746 рублей.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.02.2000 г. решение оставлено без изменения.
При этом апелляционная инстанция признала несостоятельной ссылку суда на статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На состоявшиеся судебные акты от истца и ответчика поступили кассационные жалобы.
Истец считает, что суд обеих инстанций необоснованно применил Федеральный Закон "О федеральном бюджете на 1998 год" и Порядок пересчета задолженности юридических лиц по уплате пеней по налогам и сборам, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 1998 г. N 576.
Ответчик также просит отменить оба судебных акта как недостаточно обоснованные и передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Он считает, что в указанных актах отсутствуют доводы, на основании которых отклонены предоставленные им доказательства и не применены нормы Налогового кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев дело в соответствии со статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление суда первой и апелляционной инстанций подлежат изменению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, предметом спора является требование Чукотского территориального фонда обязательного медицинского страхования о взыскании с ответчика недоимки и пени на общую сумму 10617483 рубля, образовавшейся в результате неуплаты страховых взносов в период с 01.07.95 г. по 08.01.99 г.
Указанную сумму истец не мог взыскать в бесспорном порядке в виду отсутствия денежных средств на расчетном счете ответчика.
При разрешении спора суд первой инстанции счел обоснованными и доказанными требования истца о взыскании недоимки и пени соответственно на суммы 1211775 и 9405709 рублей.
Доводы ответчика об уменьшение размера задолженности за счет проведения взаимозачетов суд правомерно признал несостоятельными, поскольку нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок уплаты страховых взносов, взаимозачет не предусмотрен.
Вместе с тем суд кассационной инстанции считает неправомерным применение Федерального Закона "О федеральном бюджете на 1998 год" и Постановления Правительства Российской Федерации N 576 от 09.06.98 г., принятого во исполнение указанного закона.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 576 от 09.06.98 г. перерасчету подлежат только суммы пеней, образовавшиеся в результате неуплаты налогов и сборов за взиманием которых осуществляют контроль налоговые органы.
Поскольку налоговые органы не наделены правом самостоятельного контроля за взиманием страховых сборов в фонд обязательного медицинского страхования, то суд первой инстанции неправомерно применил указанное постановление.
При этом суд нарушил требование пункта 1 совместного Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 41/9 от 11.06.99 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Согласно указанному пункту налоговое законодательство не распространяется на обязательные взносы во внебюджетные социальные фонды до вступления в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
При разрешении спора у суда первой инстанции не было необходимости применять аналогию закона, поскольку существует Положение о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.
Данное положение утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4543-1 от 24 февраля 1993 г. и имеет силу нормативного правового акта.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что состоявшиеся по делу судебные акты подлежат изменению в части взыскания пени и государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 10.12.99 г. и постановление апелляционной инстанции от 18.02.2000 г. по делу N А80-202/99 (А80-02/2000, а/ж) Арбитражного суда Чукотского автономного округа изменить.
Иск Чукотского территориального фонда обязательного медицинского страхования удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с открытого акционерного общества "Чукотэнерго" в пользу Чукотского территориального фонда обязательного медицинского страхования пеню в сумме 9405709 рублей за просрочку уплаты страховых взносов в период с 01.07.95 г. по 08.01.99 г.
Взыскать с открытого акционерного общества "Чукотэнерго" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 64687 рублей 41 копейку.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Чукотэнерго" - без удовлетворения.
Суду первой инстанции выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 мая 2000 г. N Ф03-А80/00-2/584
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании