Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 мая 2000 г. N Ф03-А37/00-1/852
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационные жалобы Администрации Магаданской области, Финансового управления администрации Магаданской области на решение, постановление от 08.02.2000 г., 31.03.2000 г. по делу N А37-1472/99-Зг арбитражного суда Магаданской области, по иску Магаданской ассоциации предприятий автомобильного транспорта общего пользования к департаменту "Магаданавтотранс", Финансовому управлению администрации Магаданской области, администрации Магаданской области о взыскании 15511144 рублей 16 копеек.
Магаданская ассоциация предприятий автомобильного транспорта общего пользования обратилась в арбитражный суд Магаданской области с иском к департаменту "Магаданавтотранс" и Финансовому управлению Администрации Магаданской области о взыскании задолженности в сумме 15511144 рублей 416 копеек за оказанные транспортные услуги в 1997-1998 годах по договорам N 19 от 01.01.97 г., N 14 от 15.05.98 г.
В процессе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования в порядке ст. 37 АПК РФ и просил согласно акта сверки от 07.02.2000 г. N 8 взыскать 15853845 рублей.
Арбитражный суд в судебном заседании 17.01.2000 г. определил считать надлежащим ответчиком по делу правопреемника департамента "Магаданавтотранс" - департамент "Топливно-энергетического комплекса, автотранспорта и жилищно-коммунального хозяйства" и привлек в качестве ответчика также администрацию Магаданской области.
Решением от 08.02.2000 г. исковые требования в сумме 15853845 рублей удовлетворены за счет Финансового управления администрации Магаданской области.
Постановлением апелляционной инстанции от 31.03.2000 г. решение оставлено без изменения.
На решение и постановление поданы две кассационные жалобы.
Финансовое управление Администрации Магаданской области в кассационной жалобе полагает, что иск заявлен ненадлежащим истцом, поскольку транспортные услуги по договорам перевозки предоставлялись не ассоциацией, а ее автотранспортными организациями.
По мнению заявителя, Финансовое управление является ненадлежащим ответчиком. Независимо от порядка финансирования в силу ст.ст. 120, 399 ГК РФ субсидиарную ответственность по долгам департамента при недостаточности денежных средств несет собственник имущества. Таким органом является администрация Магаданской области, представляющая интересы Магаданской области как субъекта федерации.
Администрация Магаданской области в кассационной жалобе полагает, что поскольку сама ассоциация, как юридическое лицо, грузов не перевозила, она не имеет право требовать плату за выполненные работы другими организациями. Именно непосредственные перевозчики имеют право на получение оплаты перевозки грузов. Ассоциация не могла заниматься перевозочной и экспедиционной деятельностью ввиду отсутствия у нее соответствующих лицензий.
В отзыве на кассационные жалобы Магаданская ассоциация предприятий автомобильного транспорта общего пользования поясняет, что ст. 26 ФЗ "О некоммерческих организациях" предусматривает одним из источников формирования имущества некоммерческой организации выручку от реализации товаров, работ и услуг. Основными задачами ассоциации является оказание практической помощи транспортным организациям в обеспечение их взаимодействия, защиты общих имущественных прав, а также концентрация и объединение финансовых, организационных и других ресурсов предприятий - членов ассоциации, поэтому во исполнение решения учредителей ассоциацией правомерно заключены договоры на перевозку с департаментом "Магаданавтотранс". Ассоциацией оказывались услуги по обработке товарно-транспортных накладных, которые оформлялись в реестры и по журналу передавались в департамент.
По заключенным договорам перевозки с департаментом "Магаданавтотранс" обязательства по оказанию автотранспортных услуг по перевозки грузов со стороны ассоциации выполнялись, а департамент производил оплату за них на счет истца, то есть фактической стороне по договору.
В судебное заседание кассационной инстанции представители сторон не явились.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает решение и постановление не подлежащими отмене либо изменению по следующим основаниям.
По договорам N 19 от 01.01.97, N 14 от 15.05.98 г., N 25 от 07.98 г., N 1 от 01.07.98 г., заключенным Магаданской ассоциацией предприятий автомобильного транспорта общего пользования и департаментом "Магаданавтотранс", осуществлялись автоперевозки угля и жидкого топлива в районы Магаданской области. По условиям договоров истец обязался доставлять грузы по назначению, а департамент - оплачивать стоимость перевозок. Финансирование перевозок социально-значимых грузов осуществлялось администрацией Магаданской области за счет средств областного и федерального бюджетов.
Фактическая перевозка грузов осуществлялась непосредственными учредителями ассоциации - транспортными предприятиями, имеющими лицензии на данный вид перевозок.
По условиям договоров оплата стоимости перевозок угля и жидкого топлива департаментом должна быть перечислена на счет ассоциации МАПАТОП, после чего последний переводил денежные средства предприятиям, производившим перевозку.
Истец обязательства по перевозке грузов выполнил полностью, груз доставил по назначению, заключив предварительно договоры перевозки с учредителями - автотранспортными организациями. Однако департамент оплату не произвел. По состоянию на 01.11.99 г. задолженность по расчетам составила в сумме 15853845 рублей, что явилось основанием для заявления иска.
При рассмотрении спора суд исходил из требований статей 307, 309, 314, 784, 785, 790 ГК РФ и обоснованно установил, что правоотношения между сторонами возникли из перевозок грузов. В соответствии ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставлять вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Объем и стоимость выполненных работ ответчиками не оспариваются и подтверждены актом сверки от 07.06.99 г. (л.д. 23, т. 1).
Из материалов дела усматривается, что правопреемник департамента "Магаданавтотранс" - департамент топливно-энергетического комплекса, автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Магаданской области является органом управления администрации Магаданской области и согласно его положению, одной из его задач является заключение договоров на перевозку грузов," имеющих социально-значимое значение. В соответствии п 1.3 раздела 5 Положения о департаменте, последний финансируется за счет средств областного бюджета. По своим обязательствам департамент отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник, то есть администрация Магаданской области.
Удовлетворяя исковые требования за счет Финансового управления администрации Магаданской области, арбитражный суд исходил из следующих обстоятельств.
Статьей 47 Устава Магаданской области (принят Думой 15.08.96 г.) закреплен состав администрации, в который входят органы управления. Такими органами в Магаданской области являются оба ответчика, в том числе Финансовое управление администрации, обеспечивающее проведение инвестиционной, финансовой, бюджетной и налоговой политики в области. Данные полномочия закреплены в пп. 1.1, 1.5 Положения о Финансовом управлении, утвержденном постановлением губернатора Магаданской области от 09.09.97 г. N 241.
В соответствии пп. 1.1 Положения Финансовое управление администрации области является областным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой политики в области, и подчиняется в своей деятельности Губернатору Магаданской области. Основными задачами и функциями данного органа является обеспечение в установленном порядке исполнения областного бюджета (пп. 2.1, 3.3 Положения), осуществление контроля за исполнением бюджета и целевым использованием денежных средств, выделенных из областного бюджета предприятиям, учреждениям и организациям.
При проверке решения апелляционная инстанция в порядке ст. 155 АПК РФ заново рассмотрела дело, проверила законность и обоснованность решения в целом и сделала правильный вывод о возложении ответственности по обязательствам департамента топливно-энергетического комплекса, автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Магаданской области на собственника имущества (раздел 5 п. 3 Положения о департаменте, л.д. 86, т. 1) - Администрацию Магаданской области в лице ее финансового управления.
Доводы заявителей жалоб о том, что ассоциация не имела права заключать договоры на перевозку грузов противоречат п. 3 ст. 50 ГК РФ, в силу которых некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Согласно п. 2.1 Устава ассоциации одними из основных целей и задач является оказание практической помощи транспортным предприятиям Северо-Восточного региона России для обеспечения их взаимодействия, защиты прав и представления интересов своих членов в работе с органами администрации области и другими государственными органами, концентрация и объединение финансовых, организационных и других ресурсов транспортных предприятий для реализации поставленных целей.
При таких обстоятельствах кассационные жалобы заявителей удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 08.02.2000 г., постановление от 31.03.2000 г. по делу N А37-1472/99-3г арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 мая 2000 г. N Ф03-А37/00-1/852
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании